Neuroscience: в каких университетах изучать нейронауки

Что делает нейробиолог

Детективная работа

По статистике, каждый третий новорождённый имеет неврологические нарушения.

Нейробиолог — это учёный, а не врач. Он помогает семье разобраться в проблеме, если отдельные специалисты затрудняются с постановкой диагноза или лечение не даёт результатов.

Например, приходят ко мне на приём мама, папа и ребёнок. Родителей беспокоит отсутствие речи, нарушение движения, сна, гиперактивность ребёнка или другие симптомы. Невролог или дефектолог видят верхушку айсберга: аутизм или ДЦП (детский церебральный паралич). Это не помогает выработать стратегию поддержки. Я же могу выявить источник проблем и предложить комплекс коррекционных занятий. Для этого я изучаю все доступные данные о ребёнке: результаты анализов мочи и крови, ультразвуковых исследований, МРТ, электроэнцефалограммы, заключения неврологов, генетиков, кардиологов, психологов, дефектологов и других специалистов.‍

В этом году к нам обратилась мама ребёнка, который страдал нарушением функции поджелудочной железы. Невролог убедил родителей сделать ребёнку генетический скрининг. Стоимость таких исследований составляет от 50 до 250 тысяч рублей. Скрининг показал мутацию по некоему хромосомному плечу. Маме выдали список из 50 синдромов, которые могут быть вызваны данной мутацией. Проблема была в том, что ни один из синдромов у ребёнка диагностировать не удалось.

Во время работы с этой семьёй я заметила, что результаты биохимического анализа крови ребёнка с рождения отклоняются от нормы. Ферменты поджелудочной железы превышали допустимые значения в десять раз. После нейробиологической диагностики и беседы с родителями мы пришли к выводу, что у ребёнка инфекция.

Оказалось, что во время беременности у матери был герпес и два дня держалась высокая температура. Сдали анализы — подтвердилась цитомегаловирусная инфекция (ЦМВ). Поэтому мы решили помимо телесной терапии с ребёнком подключить к работе иммунолога.

Иногда родители жалуются на проблемы со слухом, а сурдолог говорит, что ухо ребёнка функционирует нормально. В таком случае я направляю ребёнка на исследование вызванных потенциалов. Если на пути к головному мозгу звуковой импульс теряется, вероятно, нарушена миелинизация нерва, то есть он не полностью покрыт оболочкой. Даже если слуховой нерв недостаточно развит, лекарства помогают его восстановить.

Создание общей картины развития

Родители приносят в нашу клинику толстые медицинские карты своих детей. Отчаявшиеся мамы и папы платят за ненужные дорогостоящие обследования, но не получают внятного ответа на свои вопросы. При этом существенные отклонения в самых обычных анализах педиатр или участковый невролог иногда не замечают или игнорируют. В итоге у родителей копятся бумажки, а что делать с ребёнком и как ему помочь, никто не говорит.

Я не измеряю линейкой графики ЭЭГ, но могу понять заключение нейрофизиолога и рассказать родителям об альфа-, бета- и тетаритмах. Например, к нам приводят ребёнка с нарушением и говорят: «Врач сказал, всё нормально». Я объясняю, что означают результаты диагностики, предлагаю сделать нейропсихологические тесты. Нейроэнергокартирование, к примеру, может показать, почему ребёнку трудно учиться: интеллект сохранен, но нет связей между участками коры головного мозга.


Подбираем линзы для коррекции зрительного восприятия и проводим диагностику НЭК

Исследование работы мозга

Во время двухчасовой нейропсихологической диагностики я оцениваю сенсорные каналы: как ребёнок слышит, видит, реагирует на лёгкие прикосновения и ощутимое давление. Я расспрашиваю родителей об особенностях поведения, режиме сна и бодрствования, вкусовых предпочтениях, реакциях на различные раздражители и обстоятельства. Подобно неврологу я оцениваю коленные, локтевые, запястные, ахилловы рефлексы и рефлексы пирамидного пути. Важная часть сбора анамнеза — вопросы, как протекала беременность.

Работа в команде

На основе полученной информации я предлагаю родителям маршрут дальнейшего движения — какие занятия, терапию и обследования стоит провести. Эффективность работы с ребёнком зависит от специалистов, которые подхватят его на этом маршруте. Развивающие, поддерживающие, коррекционные занятия с ребёнком проводят логопед, невролог, нейропсихолог, телесный терапевт и массажист

Важно, чтобы все они говорили на одном языке, работали в едином подходе — это должна быть слаженная команда, а не отдельные профессионалы в разных центрах

«Проще некуда»: как нейронаучпоп рождает сенсации

Когнитивная нейронаука пытается соединить психический процесс, например рабочую память, с какими-то нейрофизиологическим процессом — скажем, активностью дорсолатеральной префронтальной коры. Испытуемым дают задание, для которого нужно удерживать информацию в памяти и преобразовывать ее (например, задача n-назад, когда человеку по очереди показывают некие объекты и нужно помнить несколько последних из этого ряда), при этом участник лежит в магнитно-резонансном томографе. Обнаруживаем более высокую активность в какой-то зоне мозга при выполнении этой задачки, и вуаля — ваше нейронаучное объяснение рабочей памяти готово. Научные журналисты готовы писать, что в мозге найден центр концентрации.

На самом деле такой скачок от нейрофизиологического процесса (активности части коры) к психическим (активности рабочей памяти) совсем не простой.

Во-первых, с психологической стороны мы замерили только процесс выполнения одной задачи, который, как предполагается, задействует рабочую память.

Во-вторых, что вообще нам дает МРТ? Один из самых популярных видов сканирования в когнитивной нейронауке — это функциональная МРТ, томография динамики нейрофизиологического процесса. Чаще всего она представляет собой фиксацию количества кислорода в крови, которая приливает к определенному кубику мозга — так называемому вокселу, размер которого зависит от разрешения томографа.

При чем тут вообще кислород, спросит внимательный читатель, мы же занимаемся рабочей памятью и корой? Если нейроны в какой-то части мозга активно работали, то есть передавали нервные импульсы, они тратили глюкозу, и ее запасы надо восстановить. Ее и «привозит» свежая кровь вместе с молекулами гемоглобина с привязанным к ним кислородом. Таким образом, в месте активной работы нейронов через несколько секунд появляется много молекул гемоглобина, обладающего определенными магнитными свойствами. Это и фиксирует томограф.

3 причины изучать нейронауки

  • Во первых, это интересно. Человеческий мозг состоит из загадок, над которыми бьются целые поколения врачей и исследователей. Некоторые особенности нейронной системы все еще никто не может объяснить. Нейронаука исследует психические расстройства, врожденные дефекты, влияние со стороны лекарств, искусства, цифровых устройств. Быть может именно вы наденете халат и измените наш мир.
  • Во вторых, вы почувствуете себя детективом. Там, где не справляются традиционные исследователи, находит решение специалист по нейронаукам. Например, при постановке диагноза нейробиолог может быть точнее врача. Потому что знаком с общей картиной и имеет знания из разных областей. Чтобы найти источник проблемы, он может обратиться к генетике, психологии и даже к истории.
  • В третьих, получите высокооплачиваемую работу. Это престижное и востребованное направление по всему миру — и особенно в США. Здесь нейронауки входят в число самых финансируемых областей. В 2022 их бюджет составил 10.1 миллиард долларов. В эту сумму включены гранты на исследования и зарплаты. В США средняя зарплата нейробиолога —164 415 USD в год.
Средняя зарплата Европа: 81 987 USD/годСША: 164 415 USD/год
Уровень безработицы США: 1.58%
В каких сферах работают
  • Исследования и образование;
  • здравоохранение;
  • предпринимательство;
  • правительство;
  • научные публикации;
  • консалтинг;
  • креативный сектор.

К психологии тоже есть вопросы

В психологии много и собственных проблем. Из-за невозможности непосредственно наблюдать психику и сложности поведения людей прогресс в психологии происходит очень медленно. Существует много противоречащих друг другу теорий, эксперименты не всегда позволяют нам выбрать из теорий. Психология находится в центре кризиса воспроизводимости, то есть их сложно или невозможно повторить.

Однако не всё так плохо. Когнитивная психология обладает ядром более или менее надежных знаний, которым она смело может делиться. А кризис воспроизводимости затрагивает когнитивную психологию только по касательной: из отчета о воспроизводимости психологических экспериментов 2015 года следует, что основная проблема здесь с социальной психологией. Эксперименты, опубликованные в журналах по когнитивной психологии, воспроизводятся намного лучше.

Нейронаука притягательна. Желая познать самих себя силами науки, мы отдаемся в объятия нейропопуляризаторов, которые дают псевдообъяснения самым важным вещам в нашей жизни: сознанию, личности, нашим убеждениям. Эти объяснения не только неверны с чисто научной точки зрения, но и могут нести прямой вред, поэтому стоит критически подходить к утверждениям популяризаторов науки.

О том, как человеческий подход уже ускорил нейросети

Сегодня Хокинс руководит лабораторией исследовательской компании Numenta, которая изучает неокортекс. По его словам, несколько лет лаборатория занималась нейробиологическими исследованиями, однако накопила достаточно знаний о мозге и сейчас пытается использовать их в разработках ИИ. Сегодня лаборатория изучает возможности непрерывного обучения машин.

Одним из последних удачных опытов Numenta стало исследование меры незаполненности нейросетей. По словам учёного, в мозге одновременно активно работает лишь 2% нейронов, а остальные находятся в спокойствии. Этот же принцип исследователи применили к нейросетям.

«Мы получили ошеломляющие результаты: работа существующих сетей ускорилась в 50 раз. Регулировка степени незаполненности также позволяет создать более устойчивые сети с меньшим энергопотреблением», — говорит учёный.

«Инкогнито. Тайная жизнь мозга» Дэвида Иглмена

Кто нажимает на педаль тормоза, прежде чем вы осознаете опасность вашего положения? Почему мы не умеем хранить секреты? Почему некоторые люди кажутся нам более привлекательными? Если сознательный разум, который вместе с нами встает по утрам, – это лишь верхушка айсберга, то чем занимается его оставшаяся часть? 

Известный нейробиолог Дэвид Иглмен глубоко проникает в человеческий мозг со своей книгой «Инкогнито», которая была опубликована на 20 языках и уже стала классикой. С мрачной ясностью он показывает, что мы сами управляем большей частью того, что мы делаем, думаем или чувствуем, а не она управляет нами.

От анализа гена преданности до травм мозга, которые превращают нас в тех, кем мы не являемся; от рассмотрения оптических иллюзий до выяснения того, почему стриптизерши зарабатывают больше денег в определенное время месяца, – объединяя широкий спектр случаев и исследований, Иглмен предлагает нам отправиться в дорогу к открытиям в области функционирования и противоречий нашего мозга.

«Мозг рассказывает. Что делает нас людьми» Вилейанура Рамачандрана

В этом произведении Вилейанур Рамачандран, автор уже известной вам книги «Фантомы мозга», исследует, что на самом деле представляет собой человек. В этой книге он собрал все достижения и научные открытия в области науки о мозге за последние 15 лет.

Как мы воспринимаем мир? Что такое отношения между разумом и телом? Что определяет нашу сексуальную идентичность? Что такое сознание? Как можно объяснить искусство, язык, творчество, самосознание и религиозные чувства? Как мозгу обезьяны удалось достичь такого высокого уровня умственных способностей?

Подход Рамачандрана к этим вопросам формируется путем обследования пациентов с повреждениями разных частей мозга, а также людей, страдающих необычными генетическими заболеваниями, которые оказывают странное влияние на их поведение и разум.

Рассказы Рамачандрана могут напоминать истории Эдгара Аллана По или Филипа К. Дика, но их особенность в том, что все они – чистая правда. Детальное изучение этих людей не только помогает понять причины возникновения странных симптомов, но и разобраться с функциями нормального мозга.

Возможно, однажды мы сможем ответить на вопрос, как человеческий мозг создал сознание. Что или кто это «я» внутри каждого из нас? «Подобно путешествию Марко Поло по Шелковому пути, Рамачандран уводит нас в путешествие по тайнам нашего разума…».

Что такое нейронаука

Если коротко, нейронауки исследуют работу мозга и нейронных процессов. Это междисциплинарная область, тесно связанная со многими другими направлениями. Их так много, что одной статьи нам не хватит, чтобы дать им всем определения. Среди них может быть нейробиология, нейроинформатика, социальная нейронаука и даже нейроэтика.

Некоторые из них не совсем очевидны. Например, культурная нейронаука опирается на антропологию, психологию, когнитивистику и исследует влияние культуры на особенности человеческого мозга (никогда не хотелось узнать в чем отличия между фанатами DC и Marvel? — а вот нейрокультуролог может подсказать).

«Тайны мозга. Почему мы во все верим» Майкла Шермера

Как рождаются, формируются, укрепляются, выживают, изменяются и разрушаются наши верования и убеждения?

Эта работа – детище 30-летнего психолога, историка и популяризатора науки Майкла Шермера, одного из самых известных скептиков в мире. По словам Шермера, мозг – это двигатель веры. Сначала приходят убеждения, затем следуют объяснения.

Мозг, который обрабатывает информацию из сенсорных данных, сперва ищет шаблон, а затем находит соответствующий ему смысл. Эти закономерности, которые создает наш мозг, соединяя точки, и являются убеждениями. Как только убеждения сформированы, мы начинаем искать доказательства, чтобы укрепить их силу.

Шермер приводит бесчисленные примеры из реальной жизни – от политики до экономики, от религии до теорий заговора и сверхъестественных событий, чтобы проиллюстрировать, как работает этот процесс. В итоге он доказывает, что наука – лучший инструмент для определения соответствия наших убеждений реальности.

Доход и перспективы профессии

Стоимость консультации

Государственные медицинские центры пока не предоставляют консультаций нейробиолога. Можно пойти работать в НИИ и зарабатывать столько, сколько и другие учёные. Частные клиники более гибко реагируют на спрос.

Год назад моя консультация в Красноярске длилась 60 минут и стоила 800 рублей. Я набиралась опыта, училась, читала и использовала всё больше методик. Сейчас я провожу двухчасовую диагностику за 2000 рублей. В Москве это будет стоить примерно в три раза дороже. Доход нейробиолога зависит от объёма работы: если я буду проводить по две консультации каждый будний день, за месяц выйдет 80 тысяч рублей.

Два направления работы

С каждым годом растёт число людей с проблемами развития и функционирования психики. Чаще всего это дети и пожилые люди.

Некоторые дети имеют врождённые проблемы, но бывает, что здоровый с виду ребёнок внезапно перестаёт говорить, слышать, нормально двигаться. Помощь нейробиолога особенно эффективна на ранних этапах. Наш опыт показывает, что в течение первого года жизни удаётся нивелировать многие неврологические проблемы и даже снять диагнозы. Мы занимаемся ранней педагогикой: не только лечим ребёнка, но и учим родителей создавать благоприятные условия дома.

Люди старшего возраста сталкиваются с проблемами памяти, восприятия и мышления. К нам уже обращались пожилые люди с симптомами болезни Альцгеймера и Паркинсона, но пока мы не можем предложить им комплексную помощь. Чтобы работать с пожилыми людьми, нужна отдельная команда профессионалов, которые любят свою работу. Сейчас наш центр специализируется на работе с детьми и поддержке родителей.

Как развивалась нейробиология?

Когнитивная нейробиология как наука зародилась между 19 и 20 веками. Среди отцов-основателей этой области: Г. фон Гельмгольц, Э. Дюбуа-Реймон, К. Бернар и другие. Эти ученые смогли доказать электрический характер сигналов, которые передаются нервными волокнами. В 60-е годы ХХ века история нейробиологии пополнилась открытием ряда компонентов, среди которых были: фосфотазы, ферменты, многочисленные G-белки.

Современные методы нейробиологии используют микроэлектроды, чтобы зафиксировать активность нейронов. Какие интересные факты о мозге удалось открыть нейробиологам?

Префронтальная кора мозга — всему голова. Мы знаем, что когда в мозг поступает новая информация, задействуются все его отделы. Особенное участие в этом принимает и префронтальная кора головного мозга, которая сначала принимает поступающую информацию извне, а затем отдает сигналы в нейронную сеть. Команды могут быть разного характера: действия, суждения, планирование, предвидение и другие.

Переформатирование подросткового мозга. Миелин — особое вещество, которое сопутствует созданию новых нейронных связей, практически перестает выделяться к 7 годам. И вновь его повышенная выработка начинается в период полового созревания. Это — следствие эволюции, когда в этот период мозг человека переформатировался и настраивался на поиск лучшего партнера. Наши древние предки нередко для того, чтобы найти себе пару, отправлялись на поиски в другие племена и были вынуждены постигать новые обычаи и новую культуру.

Электрический мозг. Если взять одну нейронную клетку и измерить ее электрический заряд, а затем умножить на количество нейронов, которое располагается в среднестатистическом мозге человека, то уровень напряжения окажется больше, чем у разряда грозовой молнии. У мозга есть собственные волны внимания — это бета-волны. Их можно наблюдать на ЭЭГ во время решения человеком сложных задач, требующих повышенной концентрации. Альфа, тета и дельта-волны отражают состояние расслабления и рассеянного фокуса: от усталости до глубокого сна.

Многозадачность пожирает мозг. Наш мозг изначально не приспособлен к режиму многозадачности. И только небольшой процент людей действительно имеет способность работать над несколькими задачами одновременно, не нанося себе, при этом вред. Если говорить простым языком, то многозадачность вызывает психологический дискомфорт, нарушает работу памяти и мешает сконцентрироваться.

Университет Калифорнии, Сан Диего Фото: The Shoal La Jolla Beach

Самые популярные профессии для этой степени: нейропсихолог, врач, исследователь, преподаватель.

Trinity College Dublin, Ireland

По итогу вы сможете сделать карьеру в биотехнологических исследовательских центрах, фармацевтических компаниях и медицинских учреждениях. Если же вам это не подходит, ваши навыки пригодятся в сферах образования, бизнеса, управления и промышленности.

  • фундаментальные нейронауки;
  • клинические и трансляционные нейронауки.

University of Bordeaux, France

  • стажировки в крупных фармацевтических компаниях и лабораториях;
  • более 30 профессоров и лекторов, специализирующихся на нейронауках;
  • небольшой размер академических групп.

«Тестостерон Рекс. Мифы и правда о гендерном сознании» Корделии Файн

Знаменитая книга Корделии Файн в пух и прах разбивает убеждение о том, что мозг женщины и мужчины различается на нейрологическом уровне. Не без опоры на научные факты Файн демонстрирует, что мы куда более похожи, чем привыкло считать общество.

Что делает нас более мужественными или женственными – гормоны, гены или социальное окружение? Почему в обществе укоренилось мнение, что женщины моногамны, а мужчины полигамны?

Ответы на эти вопросы вы и найдете в книге, которая проведет вас по пути эволюции представлений о половом поведении человека на основе психологии, нейробиологии, эндокринологии и философии.

«Мозг и сознание. Разгадка величайшей тайны человеческого мозга» Керолайн Уильямс и Адама Земана

happybooks.ru

«Что такое сознание?» – один из вопросов человеческого существования, на который до сих пор нет четкого ответа. Какие биологические механизмы привели к его возникновению? Как оно может дарить нам такое богатство чувств? Ответы на эти вопросы и рассмотрены в сборнике лучших статей из журнала New Scientist.

Это идеальная книга для знакомства с новыми исследованиями в области науки о мозге – в ней представлен новый взгляд на терминологию и анатомическое строение самого развитого человеческого органа.

В процессе чтения вы узнаете, что удивительные открытия нейробиологии происходят из двух областей, которые, как считается, лежат в основе человеческого сознания: науки о сне-бодрствовании и науки о зрении. 

Текущие и развивающиеся темы исследований

Исследования в области нейробиологии расширяются и становятся все более междисциплинарными. Многие текущие исследовательские проекты включают интеграцию компьютерных программ в картирование нервной системы человека. Национальные институты здоровья (Национальные институты здравоохранения США ) спонсируется Проект Human Connectome, запущенный в 2009 году, надеется создать очень подробную карту нервной системы человека и миллионов ее связей. Подробное нейронное картирование может привести к прогрессу в диагностике и лечении неврологические расстройства.

Нейробиологи тоже работают, изучая эпигенетика, изучение того, как определенные факторы, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, не только влияют на нас и наши гены, но также как они влияют на наших детей и изменяют их гены, чтобы адаптироваться к окружающей среде, с которой мы сталкиваемся.

Поведенческие исследования и исследования развития

Нейробиологи работают над тем, чтобы показать, что мозг намного более эластичен и способен меняться, чем мы когда-то думали. Они использовали работу, о которой ранее сообщили психологи, чтобы показать, как работают наблюдения, и дать модель для этого.

L-фенилаланин

Одно из недавних поведенческих исследований — это исследование фенилкетонурия (ФКУ), заболевание, которое серьезно повреждает мозг из-за токсичных уровней аминокислота фенилаланин. До того, как нейробиологи изучили это расстройство, психологи не имели механистического понимания того, как это расстройство вызывает высокие уровни аминокислота Таким образом, лечение было недостаточно понятным, а зачастую и неадекватным. Нейробиологи, изучавшие это расстройство, использовали предыдущие наблюдения психологов, чтобы предложить механистическую модель, которая дала лучшее понимание расстройства на молекулярном уровне. Это, в свою очередь, привело к лучшему пониманию расстройства в целом и значительно изменило лечение, что привело к улучшению жизни пациентов с расстройством.

Другое недавнее исследование было исследованием зеркальные нейроны, нейроны, которые активируются при имитации или наблюдении за другим животным или человеком, который делает какое-то выражение, движение или жест. Это исследование снова было тем, в котором нейробиологи использовали наблюдения психологов, чтобы создать модель того, как работает наблюдение. Первоначальное наблюдение заключалось в том, что новорожденные младенцы имитировали выраженные им выражения лиц. Ученые не были уверены, что новорожденные младенцы были достаточно развиты, чтобы иметь сложные нейроны, которые позволяли им имитировать разных людей, и было что-то еще, что позволяло им имитировать выражения лиц. Затем нейробиологи представили модель того, что происходило, и пришли к выводу, что у младенцев действительно есть эти нейроны, которые активируются, когда наблюдают и имитируют выражения лица.

Влияние раннего опыта на мозг

Нейробиологи также изучали влияние «воспитания» на развивающийся мозг. Сол Шанберг и другие нейробиологи изучали, насколько важны заботливые прикосновения для развития мозга крыс. Они обнаружили, что у крыс, которых мать не кормила всего на один час, снижались функции в таких процессах, как Синтез ДНК и секреция гормонов.

Майкл Мини и его коллеги обнаружили, что потомство крыс-самок, которые обеспечивали существенное воспитание и внимание, как правило, меньше боялись, более позитивно реагировали на стресс и функционировали на более высоких уровнях и дольше, когда полностью созревали. Они также обнаружили, что крысы, которым уделяли много внимания в подростковом возрасте, также уделяли своим потомкам такое же количество внимания и, таким образом, показали, что крысы вырастили свое потомство так же, как они были воспитаны

Эти исследования также наблюдались на микроскопическом уровне, когда разные гены экспрессировались у крыс, которым давали большое количество корма, и те же самые гены не экспрессировались у крыс, которым уделялось меньше внимания.

Эффекты кормления и прикосновения изучались не только на крысах, но и на новорожденные люди

Многие нейробиологи провели исследования, в которых показана важность прикосновения у новорожденных людей. Те же результаты, что и на крысах, справедливы и для людей

Младенцы, которые получали меньше прикосновений и заботы, развивались медленнее, чем дети, которым уделялось много внимания и заботы. Уровни стресса также были ниже у детей, которых кормили регулярно, а когнитивное развитие также было выше из-за усиления прикосновений. Человеческое потомство, как и потомство крысы, процветает благодаря воспитанию, как показали различные исследования нейробиологов.

↑яНБПЕЛЕММЮЪ МЕИПНАХНКНЦХЪ ЙЮЙ ХМРЕЦПЮРХБМЮЪ МЮСЙЮ

б МЮЯРНЪЫЕЕ БПЕЛЪ МЕИПНАХНКНЦХЪ ОПЕДЯРЮБКЪЕР ЯНАНИ ЛЕФДХЯЖХОКХМЮПМСЧ МЮСЙС, ЙНРНПЮЪ БЙКЧВЮЕР МЕЙНРНПШЕ МЮСВМШЕ МЮОПЮБКЕМХЪ Б ОЯХУНКНЦХХ, ЛЕДХЖХМЕ, ЛЮРЕЛЮРХЙЕ, ХМТНПЛЮРХЙЕ, ТХГХЙЕ, КХМЦБХЯРХЙЕ Х ТХКНЯНТХХ. б ПЮЛЙЮУ ЯНБПЕЛЕММНИ МЕИПНАХНКНЦХХ ХГСВЮЧР ЬХПНЙХИ ЙПСЦ ОПНАКЕЛ, БЙКЧВЮЧЫХИ ПЮГМННАПЮГМШЕ ОНДУНДШ Й ХГСВЕМХЧ ЛНКЕЙСКЪПМШУ, НМРНЦЕМЕРХВЕЯЙХУ, ЯРПСЙРСПМШУ, ТСМЙЖХНМЮКЭМШУ, ЩБНКЧЖХНММШУ, ЛЕДХЖХМЯЙХУ Х ЙХАЕПМЕРХВЕЯЙХУ ЮЯОЕЙРНБ ПЮАНРШ ЖЕМРПЮКЭМНИ МЕПБМНИ ЯХЯРЕЛШ Х ЕЕ ЙКЧВЕБНИ ПНКХ Б СОПЮБКЕМХХ ОНБЕДЕМХЕЛ НПЦЮМХГЛНБ. щРХ ОПНАКЕЛШ ЛНЦСР АШРЭ ХГСВЕМШ Я ХЯОНКЭГНБЮМХЕЛ ЮМЮКХРХВЕЯЙХУ ЯПЕДЯРБ ЖЕКНЦН ЙНЛОКЕЙЯЮ АХНКНЦХВЕЯЙХУ МЮСЙ, БЙКЧВЮЪ АХНТХГХЙС, ЛНКЕЙСКЪПМСЧ Х ЙКЕРНВМСЧ АХНКНЦХЧ, ЦЕМЕРХЙС, ЩЛАПХНКНЦХЧ, ЮМЮРНЛХЧ Х ТХГХНКНЦХЧ, АХНКНЦХЧ ОНБЕДЕМХЪ, Ю РЮЙФЕ ОЯХУНКНЦХЧ. рЕУМНКНЦХХ, ХЯОНКЭГСЕЛШЕ Б МЕИПНАХНКНЦХХ, ВПЕГБШВЮИМН ПЮГМННАПЮГМШ — НР АХНТХГХВЕЯЙХУ Х ЛНКЕЙСКЪПМШУ ЛЕРНДНБ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ НРДЕКЭМШУ ЙКЕРНЙ, ХНММШУ ЙЮМЮКНБ, ЛЕЛАПЮММШУ ПЕЖЕОРНПНБ, ЙКЕРНВМШУ НПЦЮМЕКК ДН БХГСЮКХГЮЖХХ ОЕПЖЕОРХБМШУ, ХМРЕЦПЮРХБМШУ Х ДБХЦЮРЕКЭМШУ ОПНЖЕЯЯНБ ЖЕКНЦН ЛНГЦЮ Я ХЯОНКЭГНБЮМХЕЛ ЛЮЦМХРМН-ПЕГНМЮМЯМНИ Х ОНГХРПНММН-ЩЛХЯЯХНММНИ РНЛНЦПЮТХХ. мЕДЮБМХЕ РЕНПЕРХВЕЯЙХЕ ДНЯРХФЕМХЪ Б МЕИПНАХНКНЦХХ ДЮКХ РНКВНЙ Й ХЯЯКЕДНБЮМХЪЛ МЕИПНОНДНАМШУ ЯЕРЕИ, ЪБКЪЧЫХУЯЪ НЯМНБНИ ДКЪ ОНДУНДНБ Й ЯНГДЮМХЧ ХЯЙСЯЯРБЕММНЦН ХМРЕККЕЙРЮ. гЮДЮВЕИ МЕИПНАХНКНЦХХ ЪБКЪЕРЯЪ ХМРЕЦПЮЖХЪ ПЮГМННАПЮГМШУ ЯБЕДЕМХИ, ОНКСВЕММШУ МЮ ПЮГМШУ СПНБМЪУ ЮМЮКХГЮ ПЮАНРШ жмя, Б ЯНЦКЮЯНБЮММНЕ ОНМХЛЮМХЕ ЕЕ ЯРПСЙРСПШ Х ТСМЙЖХИ. пЮЯЬХПЕМХЕ ЙПСЦЮ ОПНАКЕЛ МЕИПНАХНКНЦХХ Я БНБКЕВЕМХЕЛ АНКЭЬНЦН ВХЯКЮ СВЕМШУ ЯЮЛШУ ПЮГМННАПЮГМШУ МЮСВМШУ МЮОПЮБКЕМХИ Б ХГСВЕМХЕ ПЮАНРШ ЛНГЦЮ ЯОНЯНАЯРБНБЮКН ЯНГДЮМХЧ ЯОЕЖХЮКЭМШУ ЛЕФДСМЮПНДМШУ МЮСВМШУ ЯННАЫЕЯРБ. мЮОПХЛЕП, Б 1960 Ц. АШКЮ НЯМНБЮМЮ лЕФДСМЮПНДМЮЪ нПЦЮМХГЮЖХЪ хГСВЕМХЪ лНГЦЮ (International Brain Research Organization), Б 1968 Ц. – еБПНОЕИЯЙНЕ нАЫЕЯРБН ОН хГСВЕМХЧ лНГЦЮ Х оНБЕДЕМХЪ (European Brain and Behaviour Society), Б 1969 Ц. – нАЫЕЯРБН ОН мЕИПНМЮСЙЕ яью (Society for Neuroscience, USA).

↑нЯМНБМШЕ МЮОПЮБКЕМХЪ МЕИПНАХНКНЦХХ

б МЮЯРНЪЫЕЕ БПЕЛЪ Б МЕИПНАХНКНЦХХ БШДЕКЪЧР МЕЯЙНКЭЙН ЦКЮБМШУ МЮОПЮБКЕМХИ ХЯЯКЕДНБЮМХИ. нДМЮЙН РЮЙНЕ ОНДПЮГДЕКЕМХЕ ЪБКЪЕРЯЪ СЯКНБМШЛ, Х Б ПЕЮКЭМНИ МЮСВМНИ ОПЮЙРХЙЕ НАКЮЯРХ ХМРЕПЕЯЮ ГМЮВХРЕКЭМН ОЕПЕЙПШБЮЧРЯЪ.

лНКЕЙСКЪПМЮЪ Х ЙКЕРНВМЮЪ МЕИПНАХНКНЦХЪ. оПЕДЛЕРНЛ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ЪБКЪЧРЯЪ: СКЭРПЮЯРПСЙРСПЮ МЕИПНМНБ Х ЦКХЮКЭМШУ ЙКЕРНЙ, АЕКЙНБШИ НАЛЕМ, ЯХМЮОЯШ, ХНММШЕ ЙЮМЮКШ, ОНРЕМЖХЮКШ ДЕИЯРБХЪ Х ОНЯРЯХМЮОРХВЕЯЙХЕ ОНРЕМЖХЮКШ, МЕИПНЛЕДХЮРНПШ, БМСРПХЙКЕРНВМШЕ ОСРХ ЯХЦМЮКХГЮЖХХ, БГЮХЛНДЕИЯРБХЕ МЕПБМНИ Х ХЛЛСММНИ ЯХЯРЕЛ.

мЕИПНАХНКНЦХЪ ОНБЕДЕМХЪ. оПЕДЛЕРНЛ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ЪБКЪЧРЯЪ: ЦЕМЕРХЙЮ ОНБЕДЕМХЪ, АХНКНЦХВЕЯЙЮЪ ОЯХУНКНЦХЪ, ПЕЦСКЪЖХЪ ЖХПЙЮДМШУ ПХРЛНБ, МЕИПНЩРНКНЦХЪ, ЦХОНРЮКЮЛН-ЦХОНТХГЮПМШЕ ЛЕУЮМХГЛШ ПЕЦСКЪЖХХ ОНБЕДЕМХЪ, ОНДДЕПФЮМХЕ ЦНЛЕНЯРЮГЮ, ОНКНБНИ ДХЛНПТХГЛ, ЯЕМЯНПМШЕ ЯХЯРЕЛШ, ЯХЯРЕЛШ ДБХЦЮРЕКЭМНЦН ЙНМРПНКЪ, ЦНПЛНМЮКЭМЮЪ ПЕЦСКЪЖХЪ, ГЮБХЯХЛНЯРЭ НР БЕЫЕЯРБ (МЮОПХЛЕП, МЮПЙНРХВЕЯЙЮЪ Х ЮКЙНЦНКЭМЮЪ).

яХЯРЕЛМЮЪ МЕИПНАХНКНЦХЪ. оПЕДЛЕРНЛ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ЪБКЪЧРЯЪ: ТХГХНКНЦХЪ ЯЕМЯНПМШУ ЯХЯРЕЛ, ЮМЮКХГ ЯКНФМШУ ЯЕМЯНПМН-ЯОЕЖХТХВЕЯЙХУ ОПХГМЮЙНБ, ТХГХНКНЦХЪ ДБХЦЮРЕКЭМШУ ЯХЯРЕЛ, ЯЕМЯНПМЮЪ ХМРЕЦПЮЖХЪ, АНКЭ Х ЕЕ НЫСЫЕМХЕ, ЯОНМРЮММЮЪ Х БШГБЮММЮЪ ЩКЕЙРПХВЕЯЙЮЪ ЮЙРХБМНЯРЭ, ТСМЙЖХНМЮКЭМШЕ ЯНЯРНЪМХЪ (ЯНМ, АНДПЯРБНБЮМХЕ Х ДП.), ОНДДЕПФЮМХЕ ЦНЛЕНЯРЮГЮ, ЛНРХБЮЖХХ, МЕЯОЕЖХТХВЕЯЙЮЪ ЮЙРХБЮЖХЪ (arousal), БМХЛЮМХЕ.

мЕИПНАХНКНЦХЪ ПЮГБХРХЪ. оПЕДЛЕРНЛ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ЪБКЪЧРЯЪ: ОПНКХТЕПЮЖХЪ ЙКЕРНЙ Б ЛНГЦЕ, МЕИПНЦЕМЕГ, ТНПЛХПНБЮМХЕ МЕИПНММШУ НРПНЯРЙНБ, ЛХЦПЮЖХЪ МЕИПНМНБ, ТЮЙРНПШ ПНЯРЮ, МЕИПНРПНТХМШ, ЮОНОРНГ Х ЮМРХЮОНОРНГ, ЯХМЮОРНЦЕМЕГ.

йНЦМХРХБМЮЪ МЕИПНАХНКНЦХЪ. оПЕДЛЕРНЛ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ЪБКЪЧРЯЪ: ОПНХГБНКЭМНЕ ЯЕКЕЙРХБМНЕ БМХЛЮМХЕ, ЯНГМЮМХЕ (ОНМХЛЮМХЕ), ЙНЦМХРХБМШИ ЙНМРПНКЭ, ЙНЦМХРХБМЮЪ ЦЕМЕРХЙЮ, ОПХМЪРХЕ ПЕЬЕМХЪ, ЛНРХБЮЖХХ Х ЩЛНЖХХ, ЪГШЙНБШЕ ТСМЙЖХХ, ОЮЛЪРЭ, ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ, БНЯОПХЪРХЕ, ЯНЖХЮКЭМШЕ ЮЯОЕЙРШ.

рЕНПЕРХВЕЯЙЮЪ Х ЙНЛОЭЧРЕПМЮЪ МЕИПНАХНКНЦХЪ. оПЕДЛЕРНЛ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ЪБКЪЧРЯЪ: ЛНДЕКХПНБЮМХЕ ЦЕМЕПЮЖХХ МЕПБМШУ ХЛОСКЭЯНБ (МЮОПХЛЕП, ОНРЕМЖХЮКНБ ДЕИЯРБХЪ Б ЛНДЕКХ уНДФЙХМЮ- уЮЙЯКХ) Х ХУ ОПНБЕДЕМХЪ ОН МЕПБМШЛ НРПНЯРЙЮЛ (ЙЮАЕКЭМЮЪ РЕНПХЪ), ЛНДЕКХПНБЮМХЕ ЯХМЮОРХВЕЯЙНЦН БГЮХЛНДЕИЯРБХЪ Х ЯХМЮОРХВЕЯЙНИ ХМРЕЦПЮЖХХ, МЕИПНММШЕ ЯЕРХ Х ХУ ЙНЛОЭЧРЕПМЮЪ ЯХЛСКЪЖХЪ, ЛНДЕКХПНБЮМХЕ НАСВЕМХЪ (МЮОПХЛЕП, ОН ОПЮБХКС уЕААЮ).

мЕИПНАХНКНЦХЪ Б МЕБПНКНЦХХ Х ОЯХУХЮРПХХ. оПЕДЛЕРНЛ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ЪБКЪЧРЯЪ: ЮСРХГЛ, ДЕЛЕМЖХХ, АНКЕГМЭ оЮПЙХМЯНМЮ, ЮОНОКЕЙЯХЪ ЛНГЦЮ, ОЕПХТЕПХВЕЯЙЮЪ МЕБПНОЮРХЪ, РПЮБЛЮРХВЕЯЙХЕ ОНПЮФЕМХЪ ЦНКНБМНЦН Х ЯОХММНЦН ЛНГЦЮ, БЕЦЕРЮРХБМШЕ ПЮЯЯРПНИЯРБЮ, ОЯХУНГШ, ЬХГНТПЕМХЪ, ДЕОПЕЯЯХЪ, РПЕБНФМНЯРЭ, ОЮЦСАМШЕ ОПХБШВЙХ, ПЮЯЯРПНИЯРБЮ ОЮЛЪРХ, МЮПСЬЕМХЪ ЯМЮ.

оПХЙКЮДМЮЪ МЕИПНАХНКНЦХЪ. оПЕДЛЕРНЛ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ЪБКЪЧРЯЪ: ЯЕМЯНПМШЕ Х ДБХЦЮРЕКЭМШЕ МЕИПНОПНРЕГШ, АХНКНЦХВЕЯЙЮЪ НАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ, ХМРЕПТЕИЯ ЛНГЦ- ЙНЛОЭЧРЕП.

мЕИПНКХМЦБХЯРХЙЮ. оПЕДЛЕРНЛ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ЪБКЪЧРЯЪ: ЪГШЙНБШЕ ТСМЙЖХХ, ЩЙЯОПЕЯЯХЪ СЯРМНИ ПЕВХ, СЯБНЕМХЕ ЪГШЙНБ, БНЯОПХЪРХЕ СЯРМНИ Х ОХЯЭЛЕММНИ ПЕВХ, ЮМЮКХГ ЯХМРЮЙЯХВЕЯЙХУ ЙНМЯРПСЙЖХИ.

мЕИПНБХГСЮКХГЮЖХЪ (ЮМЦК., neuroimaging). оПЕДЛЕРНЛ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ЪБКЪЧРЯЪ: ЯРПСЙРСПМЮЪ Х ТСМЙЖХНМЮКЭМЮЪ БХГСЮКХГЮЖХЪ ЛНГЦЮ.

оЕПЕВХЯКЕММШЕ МЮОПЮБКЕМХЪ МЕ ХЯВЕПОШБЮЧР ЙПСЦ ОПНАКЕЛ, ХЯЯКЕДСЕЛШУ Б ПЮЛЙЮУ ЯНБПЕЛЕММНИ МЕИПНАХНКНЦХХ. мЕЙНРНПШЕ ХГ МЮОПЮБКЕМХИ Б ГМЮВХРЕКЭМНИ ЯРЕОЕМХ ОЕПЕЙПШБЮЧРЯЪ ДПСЦ Я ДПСЦНЛ.

История

Египетское понимание и ранние греческие философы

Иероглифический слово «мозг» датируется 1700 годом до нашей эры. Эта работа считается копией оригинального письма, датированного 3000 годом до нашей эры.

Некоторые из первых работ о мозге появились в Египтяне. Примерно за 3000 г. до н.э. первое известное письменное описание мозга также показало, что расположение повреждений мозга может быть связано с определенными симптомами. Этот документ противоречил общей теории того времени. Большинство других писаний египтян очень духовны, они описывают мысли и чувства как обязанности сердце. Эта идея была широко принята и ее можно найти в 17 веке. Европа.

Платон считал, что мозг был средоточием психических процессов. Однако, Аристотель Вместо этого считали, что сердце является источником психических процессов, а мозг действует как охлаждающая система для сердечно-сосудистой системы.

Гален

В средние века, Гален оказал значительное влияние на человеческая анатомия. С точки зрения нейробиологии Гален описал семь черепные нервы ‘функции, а также дают базовое понимание спинной мозг. Когда дело дошло до мозга, он считал, что сенсорные ощущения вызываются в середине мозга, в то время как моторные ощущения возникают в передней части мозга. Гален поделился некоторыми идеями о душевное здоровье расстройства и что вызвало эти расстройства. Он считал, что причиной была скопившаяся черная желчь, а эпилепсия была вызвана мокротой. Наблюдения Галена в области неврологии не подвергались сомнению в течение многих лет.

Средневековые европейские верования и Андреас Везалий

Средневековый верования в целом подтвердили предложения Галена, включая приписывание психических процессов определенным желудочкам мозга. Функции областей мозга определялись на основе их текстуры и состава: объем памяти функция была приписана заднему желудочку, более твердой области мозга и, следовательно, хорошему месту для хранения памяти.

Андреас Везалий перенаправил изучение нейробиология вдали от анатомического очага; он считал присвоение функций на основании местоположения грубым. Отвергая поверхностные предложения Галена и средневековых верований, Везалий не верил, что изучение анатомии приведет к каким-либо значительным успехам в понимании мышления и мозга.

О тупике, в который зашли современные исследователи ИИ

Хокинс убежден, что создать идеальный ИИ можно лишь по подобию человеческого разума — ведь других примеров интеллектуальных систем у исследователей просто нет. Копировать мозг полностью не нужно — достаточно заимствовать некоторые принципы.

Сегодня развитие ИИ идёт в неверном направлении — его разработчики игнорируют человеческий мозг, и оттого их продукты всё ещё не могут с ним тягаться.

«Представьте, что я впервые показываю вам компьютер и вы говорите: „Это удивительно! Я хочу сделать нечто подобное“. Но вместо того чтобы разбираться с принципами работы компьютера, вы просто начинаете делать что-то с нуля», — объясняет исследователь.

Хокинс хочет перевернуть отрасль ИИ, сместив фокус её внимания. По его словам, сегодня в ней вообще отсутствует само понятие интеллекта, а для исследователей важнее всего «соответствие стандартам и всевозможные фокусы в исполнении ИИ».

Тест Тьюринга Хокинс называет «одним из худших изобретений человечества». Учёный уверен, что, разработав такой способ тестирования ИИ, Тьюринг просто пытался прекратить споры о возможности разработки разумной машины. Однако на самом деле такая проверка ничего не может сказать о качестве ИИ: «Ну, обхитрили вы кого-то с помощью ИИ, ну, решили какую-то задачку с помощью сложной разработки — ок, результат достигнут, метрика пройдена; но понимания того, что вообще такое интеллект, как не было, так и нет».

В будущем ИИ будет использоваться только для действий, которые человек не может выполнять сам, — поэтому тест Тьюринга будет бесполезен для определения их способностей. В то же время Хокинс не хочет отрицать достижений современных компьютерщиков.

«ИИ, который может обнаружить раковые клетки, гениален. Но разве это разум? Нет, конечно», — говорит учёный.

Другие исследователи в сфере ИИ совсем не понимают, как важны знания об устройстве человеческого разума для развития их отрасли. «Да, конечно, нейросети глубинного обучения уже давно существуют, и многие принципы их функционирования заимствованы у мозга человека, — говорит Хокинг. — Но никто не пытается воссоздать мозг для ИИ. Работает нейросеть, и ладно. К тому же современные нейросети глубинного обучения действительно очень хороши».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: