Достаточно ли умен мозг, чтобы понять самого себя?
Это какой-то парадокс. В нашем распоряжении имеется только человеческий мозг, чтобы с его помощью понять, как этот мозг работает. Стало быть, человеческий мозг является самой сложной системой во всей Вселенной. И тем не менее, если мы хотим постичь его, нам необходимо следовать некоторым простым правилам — и больше ничего. Но если устройство мозга так уж просто, есть ли смысл ставить задачу выяснить, как он работает?
Сегодня ответ таков: мозг не столь изощрен, чтобы понять самое себя. Между тем, поскольку научные данные о нем стали публиковаться около 100 лет назад, человечество, как видно, становится все умнее. Кто-то полагает, что устройство мозга сегодня сохраняется на том же уровне, что и 100 лет назад, и мы (каждый в отдельности или все вместе) просто все лучше и лучше используем наше серое вещество.
Эту хитрую фотографию сделал человеческий разум. Но настолько ли мы умны, чтобы понять, что это такое?
Осознанный выбор образа жизни
Секрет правильного образа жизни и долголетия состоит в том, чтобы меняться без усилий. Для этого необходимо создать матрицу принятия правильных решений, которая позволит с легкостью делать верный выбор. У каждого из нас уже есть матрица жизненных установок, только у кого-то она более позитивная (например, у тех, у кого в холодильнике нет фастфуда, а в доме отсутствуют видеоигры).
Основные моменты матрицы позитивного образа жизни: хорошие друзья; отсутствие изоляции; дружеские отношения с любимым человеком; наличие времени на отдых; управление стрессом и гневом; общение с людьми, ведущими правильный образ жизни; участие в важных социальных проектах; постановка жизненной цели.
Учимся у клеток долголетию
Клетки мудры в своем существовании, они смогли выжить на протяжении миллиардов лет эволюции. Давайте посмотрим, в чем секрет их выживания, и поучимся у них.
Клетки сотрудничают и общаются между собой. Они объединились в органы и ткани, выиграв в этом, создав такой совершенный и защищающий их механизм, как мозг.
Клетки умеют самоисцеляться. Подключив свое самосознание, поняв, откуда идет боль душевная или физическая, мы тоже можем научиться делать это.
Клетки доверяют миру. Они хранят запасы питания всего на несколько секунд и верят, что Вселенная позаботится о них. Давайте доверять миру и меньше беспокоиться.
Клетки находятся в постоянном движении. Любопытство и желание позитивных перемен продолжает нам жизнь.
Клетки общаются с внешним миром, сохраняя внутренний баланс. Мы тоже не должны отделяться от внешнего мира запретами, страхами и отрицаниями.
Клетки беспощадно избавляются от токсинов. Мы тоже должны следить за тем, что едим, вдыхаем, пьем. И избавляться от невидимых токсинов — стресса и тревоги.
Смерть, а вернее, деление — часть жизни клеток. Относитесь к смерти не как к противоположности жизни, а как к ее части и переходу в другое состояние.
Повреждения мозга способны изменить личность
Наиболее известным случаем изменения личности в результате повреждения мозга считается случай, произошедший в 19 веке с американским строителем Финеасом Гейджем. Из-за ранения мужчина лишился большей части лобной доли левого полушария мозга, после чего выжил, но из ответственного и уважаемого рабочего превратился в инфантильного, несерьезного и вспыльчивого человека.
Фото: mirf.ru
Науке также известен факт, что люди, потерявшие зрение в результате повреждения затылочной доли мозга, могут сохранять остаточные визуальные способности — феномен, получивший название «слепозрение». Несмотря на потерю зрения, люди со слепозрением могут распознавать определенную визуальную информацию и перемещаться между препятствиями. Некоторые из них могут даже «видеть» определенные эмоции. Это говорит о том, что в зрительную зону затылочной коры поступает не вся визуальная информация, и доказывает, насколько тесно взаимосвязаны между собой функции мозга.
Несмотря на то, что на сегодняшний день ученые знают о человеческом мозге достаточно много, огромное количество информации остается неизвестным. К примеру, нам еще предстоит узнать о том, какие функции выполняют некоторые участки мозга, как они взаимодействуют между собой и как связаны с другими органами.
Имеет способность к восстановлению утраченных функций
Сегодня известно, что мозг взрослого человека способен создавать новые, изменять старые физиологические параметры. Это явление называют нейропластичностью, оно стало основой метода лечения заболеваний нервной системы различного происхождения.
Меньше клеток отмирает и больше формируется у аутистов. Можно сказать, что аутизм, как ни парадоксально, – это расстройство, благотворно воздействующее на мозг.
Если при травме утеряны некоторые клетки мозга, то соседние органы могут взять на себя часть его функций.
Области, первоначально предназначенные для обработки зрительных или слуховых стимулов, лишаются их, а их пространство используется для других функций, например, тактильных.
Миф №9: Человек использует только 10% возможностей мозга
Спешим вас обрадовать (а может, и огорчить), но это тоже заблуждение. Появилось оно после того как неверно было интерпретировано утверждение, которое сделал в XIX столетии психолог Уильям Джеймс, заметив, что, на его взгляд, среднестатистический взрослый человек использует не более 10% потенциала своего интеллекта.
Учёные, изучавшие пациентов с повреждениями мозга, пришли к выводу, что у них функционировали абсолютно все участки мозга, а МРТ показала наличие в каждой из областей разных функций. Кроме того, если ампутировать какую-либо часть тела, то отдел мозга, который контролировал ей, начинает использоваться соседними частями тела, а значит, даже утратившие нейронные связи части мозга будут использоваться повторно. Также стоит отметить, что мозг, который занимает всего 2-3% от общей массы тела, потребляет 20% получаемого организмом кислорода, так что, такой ресурсопотребляющий орган просто не может быть на 90% бездействующим.
Каким образом мозг предсказывает события?
Мозг — предсказывающий механизм. Мы понимаем окружающий мир, поскольку моделируем вероятные результаты событий, основываясь на нашем прошлом опыте и регулярно обновляя его с течением времени. Именно таким образом мы оказываемся способными понимать речь. Мы не сравниваем звуки с базой данных их значений; мы просто предсказываем, какой звук, вероятнее всего, будет следующим, основываясь на нашем собственном свободном владении языком.
Мы осознаем, что говорящий может сказать дальше, до того, как он это произнес. Такая способность предвидения ближайшего будущего — решающий фактор специфической человеческой формы интеллекта. Но в то же время относительно локализации «центров предвидения» в мозге (если таковой вообще существует) и о том, как они в реальности работают, пока имеются только предположения.
Наше восприятие окружающего мира представляет собой лишь интеллектуальную модель, основанную на предыдущем опыте.
Вас будет окружать то, о чем вы думаете
Все, на чем вы сосредотачиваете свое внимание, будет появляться в вашей жизни все чаще и чаще. К примеру, вы хотите купить красный автомобиль и очень часто думаете о нем, представляете, как управляете яркой машиной
Через некоторое время вы заметите, что красные авто все чаще попадаются вам на глаза. Они начнут буквально преследовать вас.
Многие пугаются феномена, но на самом деле – это всего лишь еще одна удивительная способность мозга. Он фиксирует во внешнем мире все то, что происходит в вашем внутреннем мире. Он заставляет вас видеть то, о чем вы думаете.
Это очень забавно, когда вы много думаете о хорошем, о своих мечтах, целях, желаниях. Но если в вашей голове полно страхов, картин из трагических новостей, тревожных мыслей, вас начнут окружать не самые лучшие события.
Чтобы фактор работал вам во благо, фильтруйте свои мысли, наводите в них периодически генеральную уборку, и меньше думайте о плохом. Ведь мысли материальны.
Миф №10: Новые нейроны перестают появляться после рождения человека
Последнее неверное заблуждение, о котором мы расскажем
Нейронные клетки держат под контролем поведение человека, его память и внимание, эмоции и т.д. Поведение взрослого человека, как правило, является фиксированным, поэтому в формировании новых нейронов просто нет необходимости, а большинство изменений достигается посредством формирования новых синапсов, однако каждое воспоминание человека нуждается в электрической активности нейронов
Учитывая то, что человек, взрослея, получает новую информацию и опыт, места для хранения новых данных (нейронов) просто не хватило бы с течением лет, а получаемая информация просто стиралась бы, соответственно, новые нейроны нужны – именно поэтому они и формируются – в гиппокампе – части мозга, отвечающей за все воспоминания.
Хочется верить, что теперь вы усвоили для себя, что является правдой о мозге человека, а на что не стоит обращать внимания. Есть, конечно же, ещё множество подобных мифов, но о них мы расскажем в наших будущих статьях.
Тренируйте мозг!
Чувства
Мы воспринимаем мир при помощи чувств. Вот интересные факты о них.
53. После сытного обеда мы хуже слышим
Если ты собираешься на концерт после хорошего обеда, ты делаешь себе плохую услугу. Поешь поменьше, чтобы слышать лучше.
54. Лишь у одной трети всех людей стопроцентное зрение
Очки и контактные линзы носят остальные две трети — или им следовало бы это делать. Людей с хорошим зрением становится всё меньше.
55. Если слюна не может что-то растворить, ты не почувствуешь вкуса
Чтобы ощутить вкус еды или чего ты там решил попробовать, слюна должна это растворять. Если не веришь — попробуй высушить язык, прежде чем попробовать что-то на вкус.
56. У женщин от рождения обоняние развито лучше, чем у мужчин.
Исследования показали, что женщины лучше мужчин чувствуют запахи. Они лучше идентифицируют цитрус, ваниль, корицу и кофейные запахи. А еще 2% людей не может чувствовать запахи. Совсем.
57. Нос помнит 50 000 различных ароматов
Нос ищейки может быть в миллион раз более чувствительным, чем человеческий, но это не значит, что человеческое обоняние никуда не годится. Люди могут идентифицировать широкий спектр ароматов, многие из которых связаны с их воспоминаниями.
58. Зрачки расширяются даже из-за небольших помех
Считается, что именно поэтому хирурги, часовщики и другие люди, выполняющие тонкую работу, не выносят шума. Звук заставляет их зрачки менять фокус, и они видят хуже, из-за чего хуже справляются со своей работой.
59. У всех людей есть свой уникальный запах — за исключением однояйцевых близнецов
Новорожденные узнают по запаху свою мать, и многие из нас знают запахи своих близких. Частично этот запах определяется генетически, но он также зависит от среды, рациона, средств гигиены и т. п.
Где живет счастье?
Итак, мы все можем сами создавать свою реальность. Тогда почему далеко не все из нас счастливы? Оказывается, не многие умеют создавать счастливую реальность и даже слабо представляют, что им нужно для счастья — даже когда мы получаем желаемое, мы оказывается не так уж ему и рады.
Что необходимо для счастья:
- работать на любимой работе;
- отдавать себя другим и развивать близкие отношения;
- ставить достойные долгосрочные цели;
- быть открытыми и эмоционально гибкими;
- учитывать уроки прошлого, но жить настоящим;
- испытывать единение с природой; высыпаться;
- развивать свое тело.
Чего не стоит делать для достижения счастья:
- не откладывать счастье на будущее;
- не связывать счастье с внешними наградами и быстротечными удовольствиями;
- не ждать, что кто-то осчастливит вас;
- не быть закрытым для нового;
- не бояться, но и не игнорировать сигналы внутреннего беспокойства.
Решение для совершенного мозга: самоисцеление
Связь психики и тела неоспорима. Соответственно, многие болезни связаны с психикой. И искать исцеление надо тоже в психике, а вернее, в исцеляющем образе жизни, включающем: уменьшение стресса, достаточный сон, физическую нагрузку, сбалансированный рацион, отказ от алкоголя и никотина, укрепление связи психики и тела.
Доверяйте телу, оно на тонком уровне знает, где появляется недомогание, и посылает сигналы; их не надо бояться и подавлять, к ним надо прислушиваться. Станьте своим плацебо — поверьте в возможность исцеления, настройте психику позитивно, перестаньте мысленно подпитывать свои болезни.
Почти половина энергии ребенка уходит на подпитку его мозга
Чтобы мозг работал, как надо, ему требуется большое количество энергии. Особенно это касается маленьких детей, которые учатся новому, обрабатывают информацию и развиваются быстрыми темпами. «Недавно ученые из Северо-Западного университета обнаружили, что в дошкольном возрасте, когда мозг ребенка развивается быстрее, физический рост замедляется. Скорее всего, это происходит для того, чтобы сэкономить больше энергии для развивающегося мозга, – считает Вингейер. – И наоборот, в период полового созревания, когда физический рост ускоряется, развитие мозга, напротив, замедляется (что, вероятно, не будет открытием для родителей подростков)».
Запоминание пути
Студентов из Гарварда попросили запомнить 40 простых фраз, которые не должны были вызвать у них никаких проблем. Однако ученикам пришлось приложить неимоверные усилия, чтобы воспроизвести их. Этот опыт проводился для того, чтобы оценить влияние интернета на память.
Человек значительно хуже усваивает информацию осознавая, что она находится в его компьютере или гаджете. Интересен факт, что студенты гораздо лучше помнили путь к файлам, нежели сами файлы.
На основании этого ученые заключили, что человек плохо запоминает информацию, к которой он может получить доступ в любой момент.
При этом было бы неправильно считать, что интернет способствует деградации людей. Наоборот – он часто приходит на помощь, экономя наши силы и время. Стоит отметить, что всемирная паутина помогает пожилым людям повысить свои когнитивные способности.
Нейромифы
Благодаря магнитно-резонансной томографии (МРТ), за последние 15 лет человечество узнало о мозге больше, чем за все предыдущие годы. Многие прошлые представления были опровергнуты последними открытиями в области нейронауки. Но некоторые так прижились, что в них продолжают верить миллионы людей. Вот только самые популярные из них.
- Миф первый: мы используем только 10 процентов нашего мозга.
Сложно понять, откуда взялась эта идея. Ее приписывают Генри Форду и даже Альберту Эйнштейну. Скорее всего, это сказали врачи 19-го века, которые сами понимали мозг лишь на 10 процентов.
Правда:
Мы всегда используем весь наш мозг, потому что мозг сам не позволяет себе быть неэффективным. Он всегда старается использовать как можно больше самого себя с максимальным полезным действием.
- Миф второй: левое полушарие отвечает за логику и имеет дело с языком и числами, а правое полушарие — за творчество и искусство и реагирует на музыку, формы и цвета.
Идея о том, что мозг разделен на две половины, появилась в 1970-х годах. Это очень грубая модель, которая искажает действительность.
Правда:
Да, у мозга есть разные части, и они работают по-разному. Но все устроено гораздо сложнее.
- Миф третий: разные люди учатся по-разному, в зависимости от их стиля обучения.
Принято считать, что часть людей воспринимают информацию визуально, другие — на слух, а третьи запоминают кинестетически, то есть реагируют на движение.
Правда:
Эта теория была опровергнута в 1990-х годах, но до сих пор люди по всему миру говорят о разных стилях обучения.
- Миф четвертый: по мере того, как мы становимся старше, мы хуже учимся и запоминаем.
Согласно этой точке зрения, пик интеллекта приходится на поздний подростковый возраст. А с 20 лет способность учиться, понимать и запоминать начинает ухудшаться, и нужно просто сдаться.
Правда:
При условии, что мозг не будет страдать от какого-либо серьезного когнитивного заболевания в более позднем возрасте, продолжать учиться и развиваться можно на протяжении всей жизни.
Как знания о мозге сказываются на обучении
Поскольку мозг хочет быть максимально эффективным, он может обрабатывать три мысли одновременно. Если мыслей больше, это становится трудным. Энергопотребление, вычислительная мощность увеличивается, и мозгу это не нравится, он начинает бороться, работая хуже. Поэтому идея многозадачности — это миф!
Лучший способ учиться — играть.
Когда играют млекопитающие высшего порядка, такие как кошки, собаки или люди, они практикуют действия, которые необходимы для выживания. Эти действия навсегда отпечатываются в долговременной памяти.
Серотонин улучшает способность учиться и запоминать.
Если человек пытается что-то сделать и добивается успеха, в мозге выделяется химическое вещество — серотонин. Он работает, как масло для мозга, улучшая его работу. НО! Если сделать что-то и потерпеть неудачу, уровень серотонина повышается намного-намного сильнее. Поэтому люди лучше всего учатся, когда… терпят неудачу. Даже наблюдение за ошибками других людей, повышает уровень серотонина, поэтому фраза «учиться на чужих ошибках» работает.
Нужно не бояться неудач и думать о них, как о чем-то позитивном.
Проблемы с математикой — это нормально.
Мозг может обрабатывать только три понятия одновременно. Это относится и к числам.
Возьмем два племени. Пираха имеет свою систему счета: 1, 2, много. Система исчисления племени Мундуруку: 1,2,3,4,5, много. Дальше они не считают.
Для человеческого мозга традиционная числовая линия — это то, что трудно понять. На уровне инстинктов дети понимают соотношения. Но в процессе обучения эти понятия перевернуты.
Счастливые дети учатся лучше.
Эмоции очень важны в обучении. Возможно, это одно из самых главных открытий нейробиологии за последние 20 или 30 лет.
Если посмотреть на изображение человеческого мозга, будет видно маленькую зеленую каплю — миндалевидное тело. Это небольшая часть мозга, которая управляет и контролирует реакции на стресс.
Когда человек находится в опасной или стрессовой ситуации, миндалевидное тело:
- посылает сигнал остальной части тела, чтобы подготовить его к борьбе или бегству. Это повышает уровень адреналина, увеличивает скорость крови и учащает дыхание;
- посылает сообщение в мозг, приказывая ему перестать думать, остановить сознательное мышление. По сути, намеренно делает мозг глупым. Ведь, если тратить время и энергию на размышления, можно проиграть в борьбе за выживание.
Проблема с миндалевидным телом заключается в том, что оно предназначено для враждебной среды 100 000 лет назад, а не для современности. Оно не может отличить угрозу жизни от слабовыраженного ежедневного стресса. Это означает, что стресс и негативные эмоции физически снижают способность мозга думать.
Лучшая среда для преподавания и обучения — это безопасная и спокойная среда. Счастливые дети учатся лучше, несчастные или напуганные — борются, и это настоящий биологический факт.
Материалы по теме:
Энграммы и сотни паттернов: как устроен мозг подростков
Партнерский материал
Мозг всегда активен
Даже когда мы спим, мозг продолжает работать, поддерживая жизнедеятельность нашего организма. Мозг состоит из четырех долей, каждая из которых отвечает за отдельные функции.
К примеру, лобная доля участвует в когнитивных процессах, таких как рассуждение, обучение, внимание, а также управляет мышцами, используемыми для движения и речи. Теменные доли отвечают за ориентацию в пространстве и восприятие боли, холода или тепла
Височные доли обрабатывают информацию, связанную со звуками, и отвечают за память, а затылочные — участвуют в обработке визуальных образов.
Сканируя человеческий мозг, ученые определяют, в какое время какие части мозга обладают больше активностью. Информация о том, какая часть мозга отвечает за ту или иную задачу, важна как для научных исследований, так и для осуществления хирургических операций.
Миф №3: Воспоминания человека о прошлых событиях его жизни не являются точными
Это правда. Например, исследователь памяти Элизабет Лофтус доказала, что человеку вполне можно привить ложные воспоминания. Она провела эксперимент, в котором каждому участнику предложили по три истории из детства, которые подтвердили родственники, и по одной ложной истории, в которой участник потерялся в магазине, когда ему было пять лет.
После того как участники изучили истории, они написали свои воспоминания обо всех представленных событиях. Если же они не помнили события, они могли так и ответить, однако в трёх экспериментах 6 человек из 24 всегда «вспоминали» ложное событие во всех подробностях.
Согласно мнению Лофтус, обстоятельствами, в которых формируются фальшивые воспоминания, являются общественные ожидания, моделирование выдуманных событий при отсутствии точных воспоминаний и предложение не размышлять о том, имело ли событие место в действительности.
Отсюда и вывод: наши воспоминания не всегда являются точными, т.к. формируются под воздействие различных факторов, а по прошествии времени вообще становятся «коктейлем» из фактов памяти и картинок воображения.
Прорыв термоядерном синтезе
13 декабря было объявлено о том, что ученые из Национальной лаборатории Лоуренса Ливермора (США) получили более чем на 50% больше энергии в результате ядерного синтеза. В ходе эксперимента было передано 2,05 мегаджоуля энергии, что привело к получению 3,15 мегаджоулей.
Правда, реакция длилась 5 наносекунд, а выработанной энергии хватило бы, чтобы вскипятить около 10 литров воды. Но эксперимент имеет огромное значение, потому что ученые продемонстрировали, что подобное в принципе возможно.
Термоядерный синтез мог бы стать практически неисчерпаемым источником экологичной энергии, для производства которой могло бы понадобиться только немного морской воды. Однако, чтобы термоядерный синтез, подобный звездному, успешно протекал необходимы колоссальные температуры и давление. На Земле создать такое уже давно возможно, однако для этого долгое время требовалось больше энергии, чем получалось на выходе.
В итоге: 10 фактов о мозге человека
Человеческий мозг весит примерно 1300 грамм Он состоит на 60% мозга- жировая ткань. Зря говорят-«Мозги заросли салом» Они и так из него состоит, и еще из воды Человеческий мозг может вырабатывать около 23 ватта энергии, когда не спит Из общего количества крови и кислорода, который вырабатывается в нашем организме, мозг получает 20% Когда кровоснабжение мозга прекращается, мозг он начинает отключаться и терять сознание, Буквально через 8-10 секунд
Поэтому очень важно при спасении утопающих или потерявших сознание от дыма на пожаре людей, продолжать «откачивать». Выполнять массаж сердца и искусственное дыхание
И делать это нужно на протяжении десятков минут, 30-40-50…, до прибытия врачей. ( А не как в кино- три раза качнули и сняли шапки, устали наверное.) Своими действиями вы пропускаете кровь с кислородом через мозг и он, хоть и без сознания, но не умирает! Мозг может продержаться 5-6 минут без кислорода, и если вновь его не получит, то умирает Кровеносные сосуды, которые присутствуют в мозге, имеют протяженность почти 90000-110000 км В мозге присутствует 100 миллиардов нейронов В начале беременности нейроны развиваются с огромной скоростью- более в 200 000 в минуту С возрастом мы все меньше запоминаем новое. По мнению исследователей в США, это происходит потому, что мозг не способен фильтровать и удалять старые воспоминания, которые мешают ему записывать новые сведения.