Генри гудзон

Общая характеристика эпохи

Путешествия капитана следует рассматривать в контексте эпохи. Он совершил свои исследования в годы, когда на троне сидела королева Елизавета I, правление которой ознаменовалось бурным развитием английского мореплавания и торговли. Она поощряла предприимчивость морских компаний, а также частные инициативы моряков. Именно в годы ее царствования осуществил свое знаменитое кругосветное путешествие Ф. Дрейк. Казна королевы обогащалась за счет морской торговли, поэтому при ней многие английские компании инициировали исследование водных пространств для поиска более выгодных путей сообщения с другими материками и странами.

Гудзон Генри

(родился ок. 1550 – умер в 1611), английский моряк на английской и голландской службе, исследователь Арктики и Северной Америки.

О первой половине его жизни сведений нет. Известно лишь, что он был сыном члена Лондонского городского управления. В пожилом (по меркам того времени) возрасте Г. Гудзон в 1607 поступил на службу в Лондонскую «Московскую компанию». На 80-тонном барке с командой из 12 человек ему предстояло совершить плавание в Японию… через Северный полюс.

Добравшись до юго-восточного берега Гренландии, Гудзон направился вдоль побережья на север при исключительно благоприятных ледовых условиях и подошел к п-ову Холд-уит-Хоп («Надейся»). В пути он бегло осмотрел ок. 1000 км приморской полосы Гренландии и отметил течение (Восточно-Гренландское), мешавшее движению барка.

Тяжелые льды вынудили исследователя повернуть к северо-востоку и в кон. июня он увидел остров (Западный Шпицберген), принятый им за Новую Землю. В сер. июля судно (впервые в истории английского мореплавания) достигло 80° 23? с. ш., встретило непроходимые льды и легло на обратный курс. Под 71° с.ш. Г. Гудзон открыл двухвершинный о-в Ян-Майен, названный им «Зубцами Гудзона». (В 1607–1614 этот одинокий клочок суши шесть раз открывали и по-разному называли английские, французские и голландские капитаны.)

Возвратился Г. Гудзон в Лондон с подтверждением уже ходивших слухов о богатых китобойных и зверобойных «угодьях» в дважды пересеченной им акватории Северного Ледовитого ок. (Гренландское море). Английские и голландские промышленники немедленно воспользовались его сообщением, но купцы «Московской компании» остались недовольны: их задание – добраться до Японии – капитан не выполнил (подобное плавание вообще нельзя осуществить на парусном судне).

Перспективы торговли с Японией, сулившие баснословные прибыли, заставили купцов снова направить Гудзона на Дальний Восток – уже не через полюс, а Северо-Восточным проходом. Летом 1608 он приблизился к юго-западному берегу Новой Земли, но отступил перед льдами. И компания рассчитала капитана-неудачника.

В апреле–мае 1609 Г. Гудзон вновь предпринял попытку пройти северо-восточным путем. Но льды Баренцева моря опять не пустили его. Тогда он пересек Атлантику в надежде найти проход вдоль северных берегов Америки, открыл и частично обследовал (в июле – сентябре) зал. Чесапикский и Делавэр, выявив п-ов Делавэр.

По большой реке, текущей с севера (р. Гудзон), моряки поднялись почти на 200 км и, удачно торгуя с индейцами, провели там почти месяц. В начале ноября судно вернулось в Европу.

Следующее плавание в поисках Северо-Западного прохода Гудзон совершил в 1610 в качестве командира 55-тонного судна английской Ост-Индской компании. В июле он вошел в пролив (Гудзонов), обнаружил (вторично – после норманнов) зал. Унгава и в основном проследил всю северную приморскую полосу Лабрадора. В начале августа перед моряками появилось обширное водное пространство – Гудзонов залив. Несколько недель судно плыло по новооткрытой акватории к югу, вдоль побережья.

В кон. сентября, преодолев более 1200 км, оно попало в залив (Джеймс) и, зажатое льдами, было выброшено на берег. Сносно перезимовав (благодаря охоте на птиц), летом 1611 эксп. направилась на север. Но вскоре часть команды взбунтовалась и высадила Гудзона с его сыном и семью верными людьми в лодку – без оружия и продовольствия. Все они пропали без вести. Судно под командой штурмана Р. Байлота (гг. рожд. и смерти неизв.) осенью 1611 вернулось в Англию.

А к Гудзону пришла редкая посмертная слава: большая река, обнаруженная за 80 с лишним лет до него, названа его именем; пролив, открытый С. Каботом (1479–1557) за 110 лет до него, – Гудзоновым проливом; море, ставшее его могилой, в которое первым проник все тот же С. Кабот, – Гудзоновым заливом. Имя Гудзона носят также подводный каньон и несколько городов в США.

Гидрология и климат

Река питается талыми и дождевыми водами. Общая протяженность русла 520 км. Площадь водного зеркала бассейна 34 600 км². Объем стока воды за год в средних значениях 630 м³/с. Ширина русла доходит до 300 м. Глубина составляет приличные 65 м. Уклон 0,32 м/км, падение 169 м. Скорость течения в верховьях с порогами и водопадами 2-3 м/с, в среднем течении и низовьях река более спокойная 0,5-1 м/с.

Повышают уровень воды до 1 м и океанические приливы. Соленая вода, наступая, проходит почти половину длины реки 200 км. Нужно сказать, что подводная долина Гудзона продолжается в океан на 200 км.

Характеристики реки:

Полноводность

9.7/10

Судоходность

8/10

Глубоководность

8/10

Загрязненность

10/10

Третье путешествие

В 1609 году мореплаватель пустился в новое плавание, но теперь уже под голландским флагом. Эта страна была соперником и успешным конкурентом британской короны в деле освоения новых земель и основания колоний. Гудзон мог по-своему усмотрению выбирать направление плавания. Он проплыл в Баренцево море и здесь оказался застигнутым врасплох плохой погодой. Экспедиция оказалась в крайне сложных условиях: наступили холода, среди команды начался ропот, грозивший перейти в бунт. Тогда первооткрыватель предложил плыть в направлении пролива Дейвиса или направиться к североамериканскому побережью.

Был выбран второй вариант, и корабли направились в северо-западном направлении в поисках берега, на что рассчитывал Генри Гудзон. Северная Америка была исследована им достаточно подробно: он подходил к землям современных штатов, вошел в бухту и проплыл по большой реке, которая в настоящее время носит его имя. Это были очень важные открытия, однако капитан удостоверился, что так и не достиг цели своего путешествия, и найденный путь не ведет в Китай.

Интересен тот факт, что в то же самое время французский исследователь и путешественник Шамплейн также исследовал эти места с той же целью: найти водный путь в Китай. Ему удалось добраться туда же, где был Гудзон, но только с другой стороны, их отделяло всего сто пятьдесят километров.

Между тем, на борту английского корабля снова начались волнения, и путешественник был вынужден вернуться. По дороге он зашел в английский порт, где был арестован вместе с другими соотечественниками: ведь по законам страны они должны были плавать только под флагом королевства. Скоро они были отпущены, и в следующем, 1610 году, была организована новая экспедиция.

Русские мореплаватели

Большой вклад в изучение материка внесли русские путешественники. Предполагается, что впервые берега североамериканского континента в районе полуострова Аляска увидела экспедиция Семена Дежнева, исследовавшая Чукотку. В 1648 г. она миновала пролив, отделяющий Азию от Северной Америки (позже он был назван Беринговым).

Первыми на континент ступили участники плавания Ивана Федорова и Михаила Гвоздева: случилось это в 1732 г. на территории мыса принца Уэльского. Позже, в 1741 г., благодаря экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова на карте появились:

  • Алеутские и Командорские острова;
  • побережье Аляски.

В 1784 на одном из Алеутских островов купец Григорий Шелихов основал первое российское поселение. Многие географические объекты, примыкающие к североамериканскому материку, до сих пор носят имена и фамилии русских исследователей:

  • Берингов пролив;
  • острова Прибылова;
  • горы Врангеля;
  • остров Чирикова;
  • Русская река (Russian River);
  • острова Шумагина;
  • пролив Шелихова и т. п.

Как понятно, впервые берегов Северной Америки достигли викинги, но активная колонизация континента стала проводиться после путешествия Колумба, когда на материк ринулись исследователи и завоеватели из различных стран. Наиболее активно осваивалась южная и восточная часть континента, в то время как запад из-за своего географического положения долго оставался неисследованным. Значительный вклад в освоение северо-западных земель сделали российские мореплаватели, колонизировавшие и изучившие Аляску.

Предательство команды

Четвёртый поход оказывается роковым. Гудзон находит пролив, который позднее назовут его именем. Он подразумевает, что за ним и скрывается выход в океан. Увы, это неудача. Судно Гудзона оказывается в заливе, из которого других выходов нет.

Что же команда Гудзона? История вновь повторялась. Начинает назревать новый бунт. Ситуация усугубляется тем, что моряки вынуждены сойти на берег (корабль теснят льды), мёрзнуть и голодать. Во всех бедствиях они винят только одного человека – капитана. Среди членов экипажа находится Генри Грин, которого Гудзон когда-то спас, а затем без разрешения взял служить к себе на судно. Именно он восстаёт первым против Гудзона, подбивая остальных расправиться с капитаном и преданными ему людьми.

Бунт команды Генри Гудзона

Несколько человек, в числе которых Гудзон и его сын, высаживают в лодку, дав крошечное количество пищи и один мушкет. После этого корабль на всех парусах спешит прочь. Шансов выжить у несчастных не было. Когда же команда преступников вернулась в Англию, по решению суда многие из выживших получили пожизненное заключение. Впрочем, для Гудзона это уже ничего не могло изменить.

Считаете ли вы Гудзона неудачником? Если так, то в какой-то мере вы правы. Но, на мой взгляд, он был исследователем, который попросту не обладал достаточной технической базой для осуществления всего задуманного. Кроме того, восхищает и упорство этого человека, его сила воли и вечная вера в лучшее. Увы, всё это так и не было оценено командой, предавшей его.

[править] Исследования

В 1607 году Московская
торговая компания, одна из немногих
компаний, имевших королевскую грамоту, наняла
капитана Генри Хадсона на поиски северного пути в Азию.
В то время район Арктики
был полностью не изучен, и торговцы предполагали,
что двигаясь на север, северо-восток или
северо-запад, они найдут кратчайший путь
к Азии. Хадсон вышел на корабле Хоупвелл (англ. Hopewell)
в Северный
Ледовитый океан и взял курс
на северо-запад. В начале июня он достиг
восточного берега Гренландии
и двинулся вдоль него в северном направлении,
при этом составляя карту района. 20 июня
корабль отошёл от берега и взял курс на
восток, достигнув северную оконечность
архипелага Шпицберген 17 июля.
В этом месте корабль находился всего
в 577 морских
милях (1,100 километрах) от Северного
полюса, и дальнейший путь преграждали
льды. 31 июля
Хадсон решил вернуться обратно в Англию.
На обратном пути Хадсон, возможно, открыл
остров Ян-Майен
(по другим сведением, его позднее обнаружил
голландский капитан, чьим именем он и
назван).

В 1608 году Хадсон еще раз попытался
найти северный торговый путь, на этот
раз двинувшись восточнее, но, достигнув архипелага Новая
Земля, снова наткнулся на преграждающие
путь льды и был вынужден вернуться. Этой
предельной точки и прежде достигали другие
корабли компании, но северный путь в Азию
так и не был найден.

Хадсон желал продолжать поиски
и нанялся в голландскую Ост- Индскую
компанию. Эта компания также
была чрезвычайно заинтересована найти
северный путь, и для этих целей был снаряжён
корабль «Халве Мен» (нидерл. Halve
Maen), капитаном которого был назначен
Хадсон. В мае 1609
года корабль взял курс к Новой Земле,
но, не дойдя до неё, был вынужден повернуть
назад из-за недовольства команды. Вместо
этого корабль поплыл на запад, пересёк Атлантический
океан и в начале июля достиг
отмели Большой
Ньюфаундлендской банки у берегов
острова Ньюфаундленд
в Северной
Америке. Затем 4 месяца было
потрачено на исследование берегов Северной
Америки. 11 сентября 1609
года был открыт остров Манхэттен.
Также было исследовано и описано побережье
современного штата Мэн
и полуостров Кейп
Код. Несмотря на то, что эти
земли впервые были открыты итальянским
исследователем Джованни
да Вераццано в 1524
году, Генри Хадсон стал первым европейцем,
кто письменно описал эти земли. Он также
проплыл вверх по течению реки, ныне носящую
его имя (Гудзон),
до места, где сейчас расположена столица штата
Нью-Йорк город Олбани
(англ. Albany).
Позднее в устье этой реки голландцы основали
город Новый
Амстердам, ставший затем городом Нью-Йорком.
Полагают, что название острова Статен
(нидерл. Staaten
Eylandt) также дал Генри Хадсон в честь Генеральных
штатов (Нидерландов), официального
названия Нидерландов того времени.

По возвращении в Англию в
ноябре 1609 года Хадсон был арестован
за плавание под чужим флагом, согласно Актам Навигации (англ. Navigation
Acts), ряду английских законов, установленных
для защиты торговых путей от голландцев.
Тем не менее, он был вскоре освобождён.

В 1610 году Хадсон снова отправляется
в экспедицию на корабле Дискавери (англ. Discovery),
на этот раз под английским флагом, будучи
нанятым Вирджинской
и Британской
Ост-Индской компаниями. Он взял
курс на север, прибыв к берегам Исландии 11 мая,
затем 4 июня
к южной Гренландии, потом обогнул её южную
оконечность и взял курс на запад. Было
сильное ощущение, что северный путь в
Азию наконец-то найден. 25 июня
путешественники достигли Гудзонова
пролива к северу от Лабрадора.
Двигаясь вдоль побережья на юг, 2 августа
они вышли к заливу Гудзона. Следующие
несколько месяцев Хадсон потратил на
исследование и картографирование побережья
Америки. В ноябре корабль застрял во льдах
в заливе
Джеймс, и команда была вынуждена
сойти на берег на зимовку.

Весной 1611
года, после того как путь был освобождён
ото льда, Хадсон планировал возобновить
исследования. Однако команда корабля
взбунтовалась, требуя возврата домой.
В июне 1611 года 8 человек из команды возвратились
домой, предварительно высадив Хадсона,
его сына и еще 7 матросов на гребную лодку,
не оставив им воды и пищи. Больше о его
судьбе достоверно ничего не известно.

Третье путешествие

В 1609 году мореплаватель пустился в новое плавание, но теперь уже под голландским флагом. Эта страна была соперником и успешным конкурентом британской короны в деле освоения новых земель и основания колоний. Гудзон мог по-своему усмотрению выбирать направление плавания. Он проплыл в Баренцево море и здесь оказался застигнутым врасплох плохой погодой. Экспедиция оказалась в крайне сложных условиях: наступили холода, среди команды начался ропот, грозивший перейти в бунт. Тогда первооткрыватель предложил плыть в направлении пролива Дейвиса или направиться к североамериканскому побережью.

Был выбран второй вариант, и корабли направились в северо-западном направлении в поисках берега, на что рассчитывал Генри Гудзон. Северная Америка была исследована им достаточно подробно: он подходил к землям современных штатов, вошел в бухту и проплыл по большой реке, которая в настоящее время носит его имя. Это были очень важные открытия, однако капитан удостоверился, что так и не достиг цели своего путешествия, и найденный путь не ведет в Китай.

Интересен тот факт, что в то же самое время французский исследователь и путешественник Шамплейн также исследовал эти места с той же целью: найти водный путь в Китай. Ему удалось добраться туда же, где был Гудзон, но только с другой стороны, их отделяло всего сто пятьдесят километров.

Между тем, на борту английского корабля снова начались волнения, и путешественник был вынужден вернуться. По дороге он зашел в английский порт, где был арестован вместе с другими соотечественниками: ведь по законам страны они должны были плавать только под флагом королевства. Скоро они были отпущены, и в следующем, 1610 году, была организована новая экспедиция.

Детство и юность

Историки и почитатели мореплавателя шутят, что реку следовало бы называть не Гудзон, а Хадсон, ведь британец-первооткрыватель — земляк и однофамилец легендарной миссис Хадсон, добрейшей хозяйки той самой квартиры на Бейкер-стрит. Но привычная уху российская транслитерация превратила Хенри Хадсона в Генри Гудзона.

Предполагаемый портрет Генри Гудзона / Википедия

Биография исследователя наполовину соткана из белых пятен, что и не удивительно, ведь жил сэр Генри в XVI веке. Принято считать, что родился он в Лондоне в сентябре 1570 года, а путь в мореплавании начинал юнгой.

Кем были родители Гудзона, история умалчивает, как и не говорит, был ли он единственным ребенком в семье или рос в шумной компании братьев и сестер. Сходятся в одном: с ранней юности и до последних дней жизнь Генри была связана с морем. Юнга дорос до капитана, запечатлев свое имя в истории мореплавания золотыми буквами.

4Четвертая экспедиция. 1610 год

В 1610 году Английская Ост-Индская компания взяла Гудзона к себе на службу и дала ему для поисков Северо-западного прохода маленькое судно «Дискавери» водоизмещением 55 тонн, с командой 23 человека. Гудзону не вполне доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к американским берегам моряки были очень недовольны своим командиром, и это недовольство несколько раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому директора Английской Ост-Индской компании назначили старшим офицером «Дискавери» незнакомого Гудзону моряка, считая его вполне надежным человеком. 17 апрели 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта. В устье Темзы он высадил на берег навязанного ему «наблюдателя». Уже на переходе к Исландии поднялся ропот среди команды, с которой капитан и на этот раз никак не мог поладить. От Исландии Гудзон направился к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнул южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета — Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). Медленно, на ощупь вел свое судно Гудзон вдоль северного берега пролива, забитого льдами. 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унга-ва, затем завершил открытие всего северного побережья Лабрадора. 2 августа у 63°20′ северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство — свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: «Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм». Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона. Остальное через полгода досказал в Лондоне Абакук Приккет, моряк с «Дискавери». За мысом Вулстенхолм берег круто повернул к югу. Судно шло несколько недель вдоль берега. На западе далеко от материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это противоположный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан. На самом же деле это была цепь островов, которые протянулись вдоль западного берега Лабрадора в 50−150 километрах от него (Мансел, Оттава, Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер). В конце сентября, пройдя на юг по мнимому проливу более 1200 километров, моряки попали в сравнительно небольшой залив (Джеймс). Среди команды вспыхнуло недовольство, и Гудзон высадил на берег и оставил там погибать моряка, которого считал главным смутьяном. В ноябре у южного берега залива, у 53° северной широты, судно было окружено льдами и выброшено на берег. Зимовка проходила в сносных условиях, топлива вполне хватало, а успешная охота на птицу позволяла хорошо питаться.

Третье путешествие

В 1609 году мореплаватель пустился в новое плавание, но теперь уже под голландским флагом. Эта страна была соперником и успешным конкурентом британской короны в деле освоения новых земель и основания колоний. Гудзон мог по-своему усмотрению выбирать направление плавания. Он проплыл в Баренцево море и здесь оказался застигнутым врасплох плохой погодой. Экспедиция оказалась в крайне сложных условиях: наступили холода, среди команды начался ропот, грозивший перейти в бунт. Тогда первооткрыватель предложил плыть в направлении пролива Дейвиса или направиться к североамериканскому побережью.

Был выбран второй вариант, и корабли направились в северо-западном направлении в поисках берега, на что рассчитывал Генри Гудзон. Северная Америка была исследована им достаточно подробно: он подходил к землям современных штатов, вошел в бухту и проплыл по большой реке, которая в настоящее время носит его имя. Это были очень важные открытия, однако капитан удостоверился, что так и не достиг цели своего путешествия, и найденный путь не ведет в Китай.

Интересен тот факт, что в то же самое время французский исследователь и путешественник Шамплейн также исследовал эти места с той же целью: найти водный путь в Китай. Ему удалось добраться туда же, где был Гудзон, но только с другой стороны, их отделяло всего сто пятьдесят километров.

Между тем, на борту английского корабля снова начались волнения, и путешественник был вынужден вернуться. По дороге он зашел в английский порт, где был арестован вместе с другими соотечественниками: ведь по законам страны они должны были плавать только под флагом королевства. Скоро они были отпущены, и в следующем, 1610 году, была организована новая экспедиция.

ГУДЗОН ГЕНРИ

  ГУДЗОН Генри (родился ок. 1550 – умер в 1611), английский моряк на английской и голландской службе, исследователь Арктики и Северной Америки.

  О первой половине его жизни сведений нет. Известно лишь, что он был сыном члена Лондонского городского управления. В пожилом (по меркам того времени) возрасте Г. Гудзон в 1607 поступил на службу в Лондонскую «Московскую компанию». На 80-тонном барке с командой из 12 человек ему предстояло совершить плавание в Японию… через Северный полюс.

  Добравшись до юго-восточного берега Гренландии, Гудзон направился вдоль побережья на север при исключительно благоприятных ледовых условиях и подошел к п-ову Холд-уит-Хоп («Надейся»). В пути он бегло осмотрел ок. 1000 км приморской полосы Гренландии и отметил течение (Восточно-Гренландское), мешавшее движению барка.

  Тяжелые льды вынудили исследователя повернуть к северо-востоку и в конце июня он увидел остров (Западный Шпицберген), принятый им за Новую Землю. В середине июля судно (впервые в истории английского мореплавания) достигло 80° 23′ с. ш., встретило непроходимые льды и легло на обратный курс. Под 71° с.ш. Г. Гудзон открыл двухвершинный о-в Ян-Майен, названный им «Зубцами Гудзона». (В 1607–1614 этот одинокий клочок суши шесть раз открывали и по-разному называли английские, французские и голландские капитаны.)

  В Гудзоновом проливе

  Возвратился Г. Гудзон в Лондон с подтверждением уже ходивших слухов о богатых китобойных и зверобойных «угодьях» в дважды пересеченной им акватории Северного Ледовитого ок. (Гренландское море). Английские и голландские промышленники немедленно воспользовались его сообщением, но купцы «Московской компании» остались недовольны: их задание – добраться до Японии – капитан не выполнил (подобное плавание вообще нельзя осуществить на парусном судне).

  Перспективы торговли с Японией, сулившие баснословные прибыли, заставили купцов снова направить Гудзона на Дальний Восток – уже не через полюс, а Северо-Восточным проходом. Летом 1608 он приблизился к юго-западному берегу Новой Земли, но отступил перед льдами. И компания рассчитала капитана-неудачника.

Карта маршрутов экспедиций Г. Гудзона

  В апреле–мае 1609 Г. Гудзон вновь предпринял попытку пройти северо-восточным путем. Но льды Баренцева моря опять не пустили его. Тогда он пересек Атлантику в надежде найти проход вдоль северных берегов Америки, открыл и частично обследовал (в июле–сентябре) зал. Чесапикский и Делавэр, выявив п-ов Делавэр. По большой реке, текущей с севера (р. Гудзон), моряки поднялись почти на 200 км и, удачно торгуя с индейцами, провели там почти месяц. В начале ноября судно вернулось в Европу.

  Картина Джона Кольера «Последнее путешествие Генри Гудзона»

  Следующее плавание в поисках Северо-Западного прохода Гудзон совершил в 1610 в качестве командира 55-тонного судна английской Ост-Индской компании. В июле он вошел в пролив (Гудзонов), обнаружил (вторично – после норманнов) зал. Унгава и в основном проследил всю северную приморскую полосу Лабрадора. В начале августа перед моряками появилось обширное водное пространство – Гудзонов залив. Несколько недель судно плыло по новооткрытой акватории к югу, вдоль побережья. В конце сентября, преодолев более 1200 км, оно попало в залив (Джеймс) и, зажатое льдами, было выброшено на берег. Сносно перезимовав (благодаря охоте на птиц), летом 1611 экспедиция направилась на север. Но вскоре часть команды взбунтовалась и высадила Гудзона с его сыном и семью верными людьми в лодку – без оружия и продовольствия. Все они пропали без вести. Судно под командой штурмана Р. Байлота (гг. рожд. и смерти неизв.) осенью 1611 вернулось в Англию.

  А к Гудзону пришла редкая посмертная слава: большая река, обнаруженная за 80 с лишним лет до него, названа его именем; пролив, открытый С. Каботом (1479–1557) за 110 лет до него, – Гудзоновым прол.; море, ставшее его могилой, в которое первым проник все тот же С. Кабот, – Гудзоновым заливом. Имя Гудзона носят также подводный каньон и несколько городов в США.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

Краткая биография

Английский мореплаватель Генри Гудзон (англ. – Henry Hudson ) предположительно родился в 1550 г. Возможно, он участвовал в морской арктической экспедиции Джона Дэвиса в конце XVI в. Во всяком случае, Генри Гудзон был отменным судоводителем и первое известное нам путешествие совершил уже в чине капитана. Последние годы жизни этого мореплавателя – яркая страница в истории географических открытий.

В 1607 г. Генри Гудзон служил в английской «Московской компании», снарядившей экспедицию для поиска пути к берегам Китая и Японии через Северный полюс (в то время предполагали, что центральные области Северного Ледовитого океана свободны ото льда). На барке «Хоупвелл» с командой из 12 человек Генри Гудзон достиг берегов Гренландии. Мощные льды преградили путь кораблю, и он вынужден был направиться на северовосток. В конце июня Гудзон добрался до архипелага Шпицберген, затем повернул на юг, открыл остров Ян-Майен, который назвал Хадсонс-Тачс, и вернулся в Лондон.

Вторую попытку отыскать северо-восточный проход в Китай и Индию между Шпицбергеном и Новой Землей Гудзон предпринял в 1608 г., но и это путешествие не увенчалось успехом. В результате его уволили из английской «Московской компании» и он вынужден был искать работу за рубежом. Во время своего четвертого путешествия в 1610 г., о котором будет рассказано ниже, Генри Гудзон погиб при невыясненных обстоятельствах.

[править] Исследования

В 1607 году Московская
торговая компания, одна из немногих
компаний, имевших королевскую грамоту, наняла
капитана Генри Хадсона на поиски северного пути в Азию.
В то время район Арктики
был полностью не изучен, и торговцы предполагали,
что двигаясь на север, северо-восток или
северо-запад, они найдут кратчайший путь
к Азии. Хадсон вышел на корабле Хоупвелл (англ. Hopewell)
в Северный
Ледовитый океан и взял курс
на северо-запад. В начале июня он достиг
восточного берега Гренландии
и двинулся вдоль него в северном направлении,
при этом составляя карту района. 20 июня
корабль отошёл от берега и взял курс на
восток, достигнув северную оконечность
архипелага Шпицберген 17 июля.
В этом месте корабль находился всего
в 577 морских
милях (1,100 километрах) от Северного
полюса, и дальнейший путь преграждали
льды. 31 июля
Хадсон решил вернуться обратно в Англию.
На обратном пути Хадсон, возможно, открыл
остров Ян-Майен
(по другим сведением, его позднее обнаружил
голландский капитан, чьим именем он и
назван).

В 1608 году Хадсон еще раз попытался
найти северный торговый путь, на этот
раз двинувшись восточнее, но, достигнув архипелага Новая
Земля, снова наткнулся на преграждающие
путь льды и был вынужден вернуться. Этой
предельной точки и прежде достигали другие
корабли компании, но северный путь в Азию
так и не был найден.

Хадсон желал продолжать поиски
и нанялся в голландскую Ост-Индскую
компанию. Эта компания также
была чрезвычайно заинтересована найти
северный путь, и для этих целей был снаряжён
корабль «Халве Мен» (нидерл. Halve
Maen), капитаном которого был назначен
Хадсон. В мае 1609
года корабль взял курс к Новой Земле,
но, не дойдя до неё, был вынужден повернуть
назад из-за недовольства команды. Вместо
этого корабль поплыл на запад, пересёк Атлантический
океан и в начале июля достиг
отмели Большой
Ньюфаундлендской банки у берегов
острова Ньюфаундленд
в Северной
Америке. Затем 4 месяца было
потрачено на исследование берегов Северной
Америки. 11 сентября 1609
года был открыт остров Манхэттен.
Также было исследовано и описано побережье
современного штата Мэн
и полуостров Кейп
Код. Несмотря на то, что эти
земли впервые были открыты итальянским
исследователем Джованни
да Вераццано в 1524
году, Генри Хадсон стал первым европейцем,
кто письменно описал эти земли. Он также
проплыл вверх по течению реки, ныне носящую
его имя (Гудзон),
до места, где сейчас расположена столица штата
Нью-Йорк город Олбани
(англ. Albany).
Позднее в устье этой реки голландцы основали
город Новый
Амстердам, ставший затем городом Нью-Йорком.
Полагают, что название острова Статен
(нидерл. Staaten
Eylandt) также дал Генри Хадсон в честь Генеральных
штатов (Нидерландов), официального
названия Нидерландов того времени.

По возвращении в Англию в 
ноябре 1609 года Хадсон был арестован 
за плавание под чужим флагом, согласно Актам Навигации (англ. Navigation
Acts), ряду английских законов, установленных
для защиты торговых путей от голландцев.
Тем не менее, он был вскоре освобождён.

В 1610 году Хадсон снова отправляется
в экспедицию на корабле Дискавери (англ. Discovery),
на этот раз под английским флагом, будучи
нанятым Вирджинской
и Британской
Ост-Индской компаниями. Он взял
курс на север, прибыв к берегам Исландии 11 мая,
затем 4 июня
к южной Гренландии, потом обогнул её южную
оконечность и взял курс на запад. Было
сильное ощущение, что северный путь в
Азию наконец-то найден. 25 июня
путешественники достигли Гудзонова
пролива к северу от Лабрадора.
Двигаясь вдоль побережья на юг, 2 августа
они вышли к заливу Гудзона. Следующие
несколько месяцев Хадсон потратил на
исследование и картографирование побережья
Америки. В ноябре корабль застрял во льдах
в заливе
Джеймс, и команда была вынуждена
сойти на берег на зимовку.

Весной 1611
года, после того как путь был освобождён
ото льда, Хадсон планировал возобновить
исследования. Однако команда корабля
взбунтовалась, требуя возврата домой.
В июне 1611 года 8 человек из команды возвратились
домой, предварительно высадив Хадсона,
его сына и еще 7 матросов на гребную лодку,
не оставив им воды и пищи. Больше о его
судьбе достоверно ничего не известно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: