Сила трения: определение, формулы

Основание Мидлсбро

Бизнес по перевозке угля, ставший главным источником прибыли железнодорожной компании, нуждался в дальнейшем развитии и расширении. Порт Стоктона не мог вместить достаточное количество кораблей. Один из инженеров компании предложил построить новую ветку до Мидлсбро. Этот план получил одобрение со стороны Джорджа Стефенсона и собрания акционеров. Глубоководный порт Мидлсбро мог значительно ускорить процесс доставки угля. До появления железнодорожной ветки в этой местности находилось только несколько жилых домов. Превращение Мидлсбро в важный транспортный узел стало причиной возникновения города. В настоящее время его население насчитывает 174 тысячи человек.

Известные российские железные дороги

Непосредственно после появления в мире железных дорог их стали сооружать и в России. При этом на начальном этапе построили 2 наиболее известные – Царскосельскую и Николаевскую.

Царскосельская

Эта дорога стала первой в Российской империи. Она связывала Царское Село с Петербургом. Это сооружение построил австрийский профессор Герстнер в 1837 году. Оно было первым путем в стране, который обеспечивал сообщение между несколькими населенными пунктами – Павловском, Царским Селом и Петербургом.

Указ Николая I о создании этого транспортного пути был издан в апреле 1836 года. Строительством дороги занимался профессор Венского университета Герстнер. Довольно быстро удалось соорудить платформу для пассажиров и начать строить гостиницу. Это получилось сделать к июлю 1836 года – буквально через 2 месяца после издания указа. К сентябрю удалось начать сооружение вокзала и построить паровозное депо, которое имело в Царском Селе поворотный круг.

Почти все сырье для строительства австрийский инженер покупал за границей. 27 километров рельсов удалось проложить к концу сентября. Тогда же стали осуществляться первые поездки.

В 1836 году строители впервые пустили по рельсам паровоз, приобретенный в Англии. Он был доставлен в Петербург по морю. В состав транспортного средства входило 8 вагонов, которые отличались по классам. В наиболее комфортном могло поместиться 8 человек, в других – по 10.

При совершении пробной поездки средняя скорость перемещения составляла 51 километр в час. На тот момент это достижение выглядело поистине удивительно. Таким образом, от Петербурга до Царского Села удалось добраться за 35 минут, а в обратном направлении – за 27. Стоит отметить, что в течение первых 6 месяцев использования состав тянули лошади. Лишь в праздничные и воскресные дни пользовались паровой тягой.

Стоит отметить, что за 5 лет правительству удалось вернуть расходы на строительство дороги и покупку оснащения. При этом полностью перейти на паровую тягу получилось к весне 1838 года.

Это стало важной особенностью, ведь на западе был принят стандарт 1435 миллиметров. По одной из теорий, такое решение принял профессор Герстнер для повышения пропускной способности дороги

Также есть вариант, согласно которому такое решение было принято для защиты от врагов. Сегодня этот участок представляет собой важный элемент Витебского направления железной дороги.

Николаевская

Эта железная дорога была построена в середине девятнадцатого века. Она обеспечивала сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. Движение по этому пути началось в 1851 году.

В 1855 году после смерти царя транспортный путь назвали в его честь – Николаевским. Рельсовая дорога была первой двухпутной и легла в основу создания железнодорожной сети государственного значения. Размер этого пути достигал 645 километров.

Впоследствии к Николаевской железной дороге примкнули другие линии. Она шла через ряд губерний – Смоленскую, Петербургскую, Московскую. Также путь шел через Тверскую, Витебскую, Псковскую губернии. Сейчас этот путь идет через 11 субъектов Российской Федерации и частично затрагивает другие государства – Эстонию, Беларусь, Латвию.

Стоит отметить, что сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой было одним из наиболее загруженных направлений. В восьмидесятые годы двадцатого века в СССР решили организовать тут скоростное движение. Как следствие, путь из Санкт-Петербурга в Москву превратился в первую скоростную железную дорогу Советского Союза.

Появление железной дороги имеет достаточно интересную историю. Первые прообразы такого транспортного пути появились еще во времена Древнего Египта. При этом путь, напоминающий современный, придумали намного позже. Это произошло в Англии. С того момента железнодорожное сообщение претерпело много изменений. Однако оно продолжает оставаться одним из наиболее популярных вариантов транспортных средств.

Описание движения тел с учетом сил трения

Движение тела по горизонтальной плоскости

Второй закон Ньютона в векторной форме:

Проекция на ось ОХ:

Проекция на ось ОУ:

Второй закон Ньютона в векторной форме:

Проекция на ось ОХ:

Проекция на ось ОУ:

Второй закон Ньютона в векторной форме:

Проекция на ось ОХ:

Проекция на ось ОУ:

Ускоренное движение по горизонтали, сила тяги направлена под углом к горизонту (вниз)

Второй закон Ньютона в векторной форме:

Проекция на ось ОХ:

Проекция на ось ОУ:

Внимание! В случаях, когда сила тяги F т направлена под углом к плоскости движения, сила реакции опоры не равна силе тяжести: N ≠ mg. Пример №3

Брусок массой 1 кг движется равноускоренно по горизонтальной поверхности под действием силы 10 Н, как показано на рисунке. Коэффициент трения скольжения равен 0,4, а угол наклона α — 30 градусов. Чему равен модуль силы трения?

Пример №3. Брусок массой 1 кг движется равноускоренно по горизонтальной поверхности под действием силы 10 Н, как показано на рисунке. Коэффициент трения скольжения равен 0,4, а угол наклона α — 30 градусов. Чему равен модуль силы трения?

Сила трения равна произведению коэффициента трения скольжения на силу реакции опоры:

Проекция сил на ось ОУ выглядит так:

Отсюда силы реакции опоры равна:

Подставим ее в формулу для вычисления силы трения и получим:

Движение тела по вертикальной плоскости

Второй закон Ньютона в векторной форме:

Проекция на ось ОХ:

Проекция на ось ОУ:

Тело поднимается под действием силы тяги, направленной под углом к вертикали

Второй закон Ньютона в векторной форме:

Проекция на ось ОХ:

Проекция на ось ОУ:

Пример №4. Груз массой 50 кг удерживают на вертикальной плоскости, коэффициент трения которой равен 0,4. Определить, какую силу нужно приложить, чтобы груз оставался в состоянии покоя. Проекция на ось ОХ:

Отсюда следует, что сила должна быть равна силе реакции опоры. Проекция на ось ОУ:

Перепишем, выразив силу трения через силу реакции опоры:

Отсюда выразим силу реакции опоры:

Движение тела по наклонной плоскости

Второй закон Ньютона в векторной форме:

Проекция на ось ОХ:

Проекция на ось ОУ:

Второй закон Ньютона в векторной форме:

Проекция на ось ОХ:

Проекция на ось ОУ:

Второй закон Ньютона в векторной форме:

m g + N + F + F тр = m a

Проекция на ось ОХ:

Проекция на ось ОУ:

Второй закон Ньютона в векторной форме:

Проекция на ось ОХ:

Проекция на ось ОУ:

Равномерное движение вверх с учетом силы трения

Второй закон Ньютона в векторной форме:

m g + N + F + F тр = m a

Проекция на ось ОХ:

Проекция на ось ОУ:

Пример №5. Брусок массой 200 г покоится на наклонной плоскости. Коэффициент трения между поверхностью бруска и плоскостью равен 0,6. Определите величину силы трения, если угол наклона плоскости к горизонту равен 30 градусам.

Отсюда сила трения равна:

Подставляем известные данные и вычисляем:

Полезная информация

Косинус угла наклона
Синус угла наклона (уклон)
Тангенс угла наклона

При исследовании зависимости силы трения скольжения F тр от силы нормального давления F д были получены следующие данные:

Развитие идеи

Первая пассажирская чугунная дорога появилась в 1801 г. в Англии, соединив города Уондсворт и Кройдон в графстве Суррей. Вагончик с пассажирами по ней тянули лошади. В 1828 г. в г. Балтимор (США) открылась первая конка (конно — железная городская дорога) — новый вид общественного транспорта, предшественник трамвая. В России конки появились в 1860 — 1870 гг. в Петербурге, Москве и Казани. Первые конки двигались по деревянным рельсам, оббитым железом. Революцией в развитии железных дорог стало изобретение в 1804 г. паровоза — лучшего вида транспорта для передвижения по железным дорогам.

Памятник конке в Петербурге

С освоением паровозного транспорта началось бурное железнодорожное строительство по всему миру. Отцом железных дорог считают англичанина Дж. Стефенсона. По его инициативе в 1825 г. была открыта железная дорога длиной 40 км из промышленного города Дарлингтона в портовый Стоктон. Для этой дороги по проекту Стефенсона было построено 63 моста и путепровода, двухкилометровый тоннель в горе и высокая насыпь через болотистую местность. По этой первой в мире общедоступной железной дороге передвигались и грузовые, и пассажирские составы на паровозной тяге. Стефенсон ввёл рельсовую колею шириной 1435 мм (стандартная ширина колеи во многих странах мира по сей день). Образцом железнодорожного строительства для быстроходных (до 19 км/ч) поездов стала построенная Стефенсоном в 1830 г. железная дорога Ливерпуль — Манчестер.

Рельсы для первых железных дорог делались из чугуна или из ковкого железа (с 1803 г.). Но чугун был слишком хрупок и трескался под большим давлением, а мягкое железо проседало. Лучшим материалом для рельсов была сталь. Стальные рельсы для дорог большой протяжённости получили распространение только после открытия в 1856 г. бессемеровского процесса, удешевившего производство стали. К 1880 г. повсеместно сложился стандартный вид двутавровых грибовидных стальных рельсов.

Современные двутавровые рельсы и колёса современного поезда с ребордами

Поделиться ссылкой

Железнодорожный транспорт сейчас

Конечно, сейчас поезда ездят не за счет паровозов, а за счет электрической тяги. Впервые это изобретение было представлено в 1879 году, когда Вернет Сименс на выставке представил единственную на тот момент железную дорогу длиной 300 метров, работающую на электричестве. В том же году эта технология была использована на фабрике во Франции.

Затем в 1880 русский инженер Ф. Пироцкий в России запустил с помощью электрического тока вагон с 40 пассажирами. А уже в 1881 году в Берлине открыли первый железнодорожный путь в истории, работающий на электричестве.

Значительным толчком в массовой электрификации железных дорог стало окончание Первой мировой войны. Постепенно электрифицировать свои железнодорожные пути стали страны Европы, США и Россия.

Освоив поезда, работающие на электрической тяге, мир занялся развитием высокоскоростных поездов. Первые успехи были зафиксированы еще в 1903 году, когда поезд преодолел скоростной рубеж в 200 км/ч.

Европейские страны стали готовить проекты по созданию высокоскоростного движения, но первой страной с такой сетью стала Япония. В 1959 году было начато строительство дороги между Токио и Осака, движение на которой достигало 210 км/ч. На данный момент развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения не прекращается.

Виды трения

В зависимости от характера движения тел различают такие виды сил трения как:

  • Покоя. Сила трения покоя возникает при соприкосновении двух тел, которые, однако, не движутся относительно друг друга, и имеет нулевое значение.
  • Скольжения. Сила трения скольжения – наиболее классическая иллюстрация действия трения, возникает при скольжении тел относительно друг друга. На ее величину влияет масса тела (чем она больше, тем больше сила трения), характер поверхности (разумеется, при скольжении по льду сила трения будет в разы меньше чем при скольжении по земле).
  • Качения. Сила трения качения появляется, когда одно тело катится по поверхности другого, например, при езде на велосипеде или автомобиле. При качении сила трения гораздо меньше, чем при скольжении. Это опытным, эмпирическим путем установили еще те далекие наши предки, которые изобрели колесо – величайшее изобретение в истории науки и техники.
  • Верчения. Сила трения верчения проявляется при вращении одного тела по поверхности другого.

Что же касается самого трения то и оно бывает нескольких видов:

  • Сухое – проявляется при соприкосновении твердых поверхностей.
  • Вязкое, также подобное трение называют жидкостным, появляется при соприкосновении твердого тела c жидкостью либо газом. Например, на корабль, плывущий по воде, как и на поверхность воды, действует вязкое (жидкостное) трение. Сила вязкого трения обычно гораздо меньше силы сухого трения.
  • Смешанное, возникает, когда между поверхностями, которые соприкасаются, есть слой смазки.

Интересный факт: при осаде Константинополя в 1453 году турки, чтобы обойти специальную цепь, преграждающую путь турецким кораблям в залив Золотой Рог перетянули их по суше. А для того, чтобы уменьшить силу трения при перемещении больших тяжелых военных кораблей сделали настил из деревянных рельсов, который обильно смазали салом. Таким образом, благодаря смазке и смешанному трению, сила которого гораздо меньше, чем при трении сухом, турки удачно воплотили свой замысел, приведя защитников Константинополя в подлинное смятение.

Султан Мехмед II наблюдает за перевозкой своих судов.

Как видите, знание законов физики и механики не раз и не два находило свое практическое воплощение в реальной жизни.

Но вернемся от истории снова к физике, трение также разделяют на внешнее и внутреннее. Внешнее трение характерно для взаимодействия исключительно твердых тел. Внутреннее трение характеризуется вязкостью и возникает при взаимодействии жидкостей или газов, а такое взаимодействие может происходить внутри условно одного тела. Например, в водах мирового океана есть разные течения, с более холодной или более теплой водой, при взаимодействии этих течений между ними и возникает внутреннее трение.

Усовершенствования

Железная дорога постоянно модернизировалась. В 1832 году были построены вторые пути. Примерно в то же время прекратилось использование конной тяги для пассажирских составов. Паровые локомотивы заменили лошадей. Было введено расписание движения поездов и сигнализация, впоследствии ставшая общепринятой на всех железных дорогах Великобритании. Постепенно возрастала мощность локомотивов. В 1839 году средняя скорость пассажирских поездов составила 35 километров в час. Количество рейсов между Стоктоном и Дарлингтоном достигло шести в сутки. Ежегодно услугами железной дороги в среднем пользовались 200 тысяч пассажиров. Началось разделение вагонов на три класса, в зависимости от которых устанавливалась стоимость проезда. В 1863 году линия Стоктон-Дарлингтон стала частью Северо-восточной железной дороги Великобритании.

Формула

Сила трения высчитывается путем произведения реакции опоры N и коэффициента трения k. Формула силы трения будет иметь следующий вид:

Fтр = k * N.

В некоторых формулах коэффициент трения k обозначается символом µ.

Написанные выше расчеты справедливы в самом простом случае, когда тело лежит на строго горизонтальной поверхности.

Если же движение происходит по наклонной плоскости, то расчеты силы трения несколько усложняются. На тело, как и раньше, действует сила гравитации и реакция опоры поверхности, но не в одном направлении.

Таким образом, формула силы трения для тела, которое движется по наклонной поверхности, будет иметь следующий вид:

Fтр = k * m * g * cosα.

Где k – коэффициент трения, m – масса тела, g гравитационная постоянная (помним, что она равна 9,8 м/с2), cosα – отношение катета, прилежащего к углу, к гипотенузе треугольника (косинус).

При определении силы трения на наклонных поверхностях ярко проявляется связь между физикой и геометрией.

Открытие

Эдвард Пиз и Джордж Стефенсон вместе основали первый в истории завод по строительству локомотивов. Он располагался в городе Ньюкасле. 16 сентября 1825 года первый локомотив с паровым двигателем покинул стены завода. Вскоре он был представлен широкой публике.

Стоимость создания первой железной дороги в мире сильно превысила изначальные расчёты. Компания была вынуждена взять краткосрочный кредит на 60 тысяч фунтов стерлингов. Акционеры надеялись на то, что проект в скором времени начнёт приносить прибыль, которая даст возможность вернуть огромный долг. Первая железная дорога в мире была построена в 1825 году. Её официальное открытие состоялось 27 сентября. Локомотив, тянувший за собой 21 вагон, отправился в путь около 7 часов утра. Впереди поезда скакал всадник с флагом. В оборудованном сиденьями составе находилось от 450 до 600 пассажиров. На некоторых участках пути поезд развивал скорость до 24 километров в час.

Первое испытание не обошлось без технических неполадок. Поезд сделал вынужденную остановку продолжительностью в 20 минут из-за того, что у вагона, в котором ехали представители компании и инженеры, отвалилось колесо. Ещё полчаса пришлось потратить на ремонт парового локомотива. Поезд преодолел расстояние в 14 километров и был встречен восторженной толпой в 10 тысяч человек в Дарлингтоне. Это путешествие в общей сложности заняло два часа. Владельцы предприятия сочли открытие удачным и организовали праздничный банкет.

История железных дорог. Тенденции 21 века: СПГ и hydrail

История железных дорог. Локомотив на сжиженном природном газе

Дизель стимулировал рост железнодорожных систем по всему миру на протяжении большей части века, но в 21 веке воздействие дизельных поездов на окружающую среду, которое включает выбросы парниковых газов, а также вредные выбросы, такие как оксиды азота (NOx) и твердые частицы — привел к развитию более экологичных локомотивных технологий, некоторые из которых уже используются, а другие остаются на горизонте.

Революция в области сланцевого газа, которая продолжается в США и начинает набирать обороты в других частях мира, привлекла повышенное внимание к потенциалу сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива для двигателей железных дорог. Поскольку цена на СПГ значительно ниже, чем у дизельного топлива, и обещает на 30% меньше выбросов углерода и 70% выбросов NOx, это выгодно как с финансовой, так и с экологической точки зрения, и несколько крупных грузовых операторов, включая Канадскую национальную железную дорогу и железную дорогу BNSF, в последние годы испытывают локомотивы на СПГ с в целях переключения в случае необходимости

Поскольку цена на СПГ значительно ниже, чем у дизельного топлива, и обещает на 30% меньше выбросов углерода и 70% выбросов NOx, это выгодно как с финансовой, так и с экологической точки зрения, и несколько крупных грузовых операторов, включая Канадскую национальную железную дорогу и железную дорогу BNSF, в последние годы испытывают локомотивы на СПГ с в целях переключения в случае необходимости.

Нормативные и логистические проблемы остаются, но если стимулы к ценам на топливо останутся высокими, они, вероятно, будут преодолены.

Hydrail, новая концепция локомотива. Региональный поезд Siemens Mireo Hydrogen

СПГ может привести к некоторому сокращению выбросов, но он по-прежнему связывает отрасль с углеводородной экономикой, даже несмотря на то, что научный консенсус предупреждает, что мир должен начать переход к постуглеродному будущему прямо сейчас, чтобы избежать опасного изменения климата.

Hydrail, новая концепция локомотива, предполагающая использование экологически чистых водородных топливных элементов вместо дизельных двигателей, не выделяет ничего, кроме воды в момент работы.

Водород можно производить из низкоуглеродных источников энергии, таких как ветер и атомная энергия. Проекты прототипов Hydrail выполнялись активным исследовательским сообществом в таких странах, как Великобритания, США, Япония, Дания и Южная Африка, в то время как крошечный голландский остров Аруба планирует представить первый в мире парк водородных трамваев для своей столицы Ораньестад.

Трамвай в столице Арубы Ораньестаде работает на водороде по принципу Hydrail

Возможно, это небольшое начало, но, по словам известного защитника водородной экономики Стэна Томпсона, к 2050 году hydrail “вероятно, станет доминирующей в мире железнодорожной двигательной технологией”, так что он может доказать, что инновация в области чистых технологий, наконец, выбьет из колеи дизельный локомотив.

Российская железная дорога

Для России история этого удобного вида транспорта началась значительно позже, в 1830-е годы. Предпосылки уже существовали, например, на рудниках Алтая существовали узкоколейные пути с рельсами для перевозки горной породы.

Однако доступная всем железная дорога появилась значительно позже, в 1836 году Николай I приказал соорудить Царскосельскую дорогу. Спустя год состоялось торжественное открытие, и сам император прокатился от Петербурга до Царского села.

Серьезным толчком для развития этого вида транспорта стало поражение в Крымской войне. В 1850-е годы одной из причин провала стало то, что в этой части Российской империи еще не было железнодорожного сообщения. По указу правительства стала активно строиться железнодорожная сеть по всей стране.

В период СССР железнодорожный транспорт продолжал активно развиваться, неоценимый вклад внес Борис Бещев. Он пробыл министром путей сообщения с 1948 года на протяжении 29 лет. К 1965 году ему удалось сократить использование паровой тяги до 24%, остальное сообщение осуществлялось за счет электричества и тепловозов.

На данный момент большая часть железнодорожного полотна принадлежит РЖД. Всего насчитывается 124 тысячи км путей, причем 86 тысяч из них — для общественного пользования.

История изобретения

Многих людей интересует, кто именно придумал железную дорогу. Первые наземные пути появились еще в семнадцатом веке.

Первые наземные рельсовые пути

Первым таким сооружением считается «Уоллатонская вагонная дорога». Она имела длину 3 километра. Многих интересует, когда была придумана такая конструкция. Данное изобретение датируется периодом с 1603 по 1604 годы.

Такая дорога предназначалась для перемещения угля на конной тяге между Стрелли и Уоллатон. Они располагались около Ноттингема. Достоверно время закрытия дороги установить нельзя, однако есть сведения, что шахты прекратили свое существование в 1620 году. Вполне вероятно, что тогда же была закрыта и рельсовая дорога.

В 1755 году для перемещения породы на алтайских рудниках был создан узкоколейный путь, который имел деревянные рельсы. Его автором считается Козьма Дмитриевич Фролов. По этому пути перемещались вагонетки из дерева. Вдоль пути располагалась тросовая петля. Ее движение запускали лошади, которые вращали шкив.

Каждая вагонетка обладала двумя зажимами. Их можно было по очереди прикреплять к одной или второй стороне петли ведущего троса. Такой подход позволял останавливать вагонетки или менять направление их следования. При этом ведущий трос непрерывно перемещался.

Длительное время рельсовые пути использовали исключительно для рудников. Однако впоследствии появились и пассажирские дороги, которые имели конную тягу. Такое сооружение было создано в Англии в 1801 году. Оно связывало Уондсворт и Кройдон.

Начало эпохи паровозов

Первый паровоз создал Ричард Третивик в 1804 году. В молодые годы он был знаком с Джеймсом Уаттом, который изобрел паровую машину. Однако железо в те времена отличалось высокой стоимостью, а чугунные рельсы не могли выдерживать тяжелое устройство.

Впоследствии разные инженеры пытались конструировать паровозы. Однако наибольших успехов добился Джордж Стефенсон. В период с 1812 по 1829 года он предложил целый ряд удачных вариантов паровозов и смог убедить владельцев шахт соорудить первую железную дорогу. Она шла от Дарлингтона к Стоктону и не разрушалась под воздействием паровоза.

Паровые двигатели

Следующей вехой развития рельсовой дороги стал паровой двигатель, который кардинально поменял концепцию этого вида транспорта. Возникла идея заменить ресурс для тяги с человека (животного) на мобильный паровоз, который мог бы передвигать вагоны по рельсам.

Воплощение этой идеи ускорилось после создания первого в истории парового двигателя. В 1769 году изобретатель из Шотландии Джеймс Уатт запатентовал тяжелую паровую машину, которую усовершенствовал к 1782 году. Обновленный вариант подходил для использования в паровозах, так как был более компактным и мощным.

Первым, кто смог представить миру повозку на паровом двигателе, стал француз Николя Кюньо. Его изобретение можно смело называть предшественником паровозов, хотя испытание закончилось провалом.

Успех пришел к Ричарду Третивику, которому в 1797 году удалось представить паровую повозку. Он занялся разработкой повозки, которая могла бы двигаться по рельсам, так как грунтовые дороги были в печальном состоянии. И, начиная с 1801 года, он создал несколько успешных моделей паровозов, которые сначала использовались на железной дороге-аттракционе.

Косвенно к резкому скачку в развитии железнодорожного сообщения приложил руку сам император Наполеон. Его войны с большинством европейских стран привели к подорожанию многих продуктов, в том числе и зерновых, которые шли на корм лошадям. Так как все крупные предприятия использовали лошадиную тягу, им пришлось срочно предпринимать меры для того, чтобы без потерь заменить лошадей на паровозы.

В качестве экспериментального участка стала использоваться Мидлтонская железная дорога, которая начала использовать паровую тягу. Она начала работу в 1758 году и сперва осуществляла перевозки за счет лошадей, которые таскали по рельсам тележки. Именно для Мидлтона в 1812 году был сконструирован первый коммерчески успешный паровоз «Саламанка».

Таким образом опыты по созданию успешного паровоза продолжались несколько десятилетий, и только в 1825 году состоялось открытие железной дороги, доступной общественности. Она была открыта официально 27 сентября, и в день открытия провезла 600 пассажиров. Тянул состав паровоз Locomotion №1, построенный изобретателем Джорджем Стефенсоном.

Дорога протянулась на 40 километров и на тот момент являлась первой, предназначенной для общего пользования. С того времени железнодорожный ажиотаж распространился на другие страны и стал настоящим прорывом в индустриальной революции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: