Топ 15 самых лучших танков в мире в 2021 году

[править] Источники

  1. ↑ 1,001,011,021,031,041,051,061,071,081,091,10 https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:RenaultFT/История Renault FT/История — Global Wiki.Wargaming.net
  2. https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:RenaultBS/История Renault FT 75 BS/История — Global Wiki.Wargaming.net
  3. https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:RenaultFT_AC/История Renault FT AC/История — Global Wiki.Wargaming.net
  4. ↑ 4,004,014,024,034,044,054,064,074,084,094,104,114,124,134,144,154,164,174,184,194,204,214,224,234,244,254,264,274,284,294,304,31 https://tankibtr.narod.ru/tanki/reno_ft17.html Легкий танк Reno «FT-17»
  5. https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:NC27/История Renault Otsu/История — Global Wiki.Wargaming.net
  6. https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:Ch06_Renault_NC31/История Renault NC-31/История — Global Wiki.Wargaming.net
  7. https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:RenaultFT Renault FT — Global Wiki.Wargaming.net

«Легкий танк» для крутых.

Внешний вид танкетки дает фору любому спорткару. Эти формы дают понять, что перед тобой опасная машина. В ней помещается два человека, как в большинстве современных спортивных автомобилей. Однако, в отличие от автомобилей, у танкетки есть броня. 15 мм брони во лбу и 9 мм в бортах защищают от полицейских дубинок на митингах и атак дикарей. Если повезёт, можно отразить выстрел из винтовки. Два 8-мм пулемета помогают отбиться от пьяных тусовщиков и гаишников, которые хотели оштрафовать вас за шум. А шуметь есть чему. На танкетке стоит двигатель мощностью 43 л.с. Этот зверь помогает CV разгоняться до 42 км/ч по шоссе. Удельная мощность составляет 12.3 л.с на тонну, что дает великолепный разгон. С полным баком можно проехать целых 150 км без остановки.

Чертежи CV3/33

Помимо отличной скорости по шоссе машина имеет отличную проходимость. Она может пересечь ров шириной 1,45 м, преодолеть стенку высотой 0,65 м, забраться в горку под углом 40° и перейти брод шириной 0,7 метров. Машина способна передвигаться в любых условиях, в любой стране, если только вы не в России. Размеры танкетки составляют 3,15 м в длину, 1,5 м в ширину и 1,3 м в высоту. С такими размерами можно легко ездить по улицам средневековых городов. Низкий силуэт помогает прятаться от врагов.

Если необходимо, танкетку можно использовать в качестве тягача для орудия или прицепа с вещами, которые необходимы гордым итальянским солдатам в походе. По итогу получается машина, которая обрадует любимого дуче.

А еще ее можно использовать как подиум

Думаю, именно так инженеры фирмы «Фиат» рекламировали Муссолини свое детище. Иначе мне трудно объяснить, почему это чудо классифицировалось как легкий танк. Проблема заключается в боевой ценности данной машины, которой почти не было. Она могла вести разведку, в том числе и боем. Она могла служить в качестве поддержки небольших пехотных подразделений, и то с грамотным прикрытием. Но она не годилась в качестве основной ударной силы армии. CV не могли атаковать укрепленные районы противника, не могли удерживать позиции, а уж о «блицкриге» в исполнении этих танчиков и думать не стоит.

Даже на параде выглядит забавно

Помимо основной версии CV3/33 выпускались еще несколько вариантов танкетки. CV3/35, которая отличалась от 33-й версии только вооружением (поставили новые пулеметы) и некоторыми деталями. Была и немногочисленная 38-я серия, в которой итальянцы постарались решить проблемы с вооружением. На них устанавливали крупнокалиберные пулеметы Madsen калибра 13,2 мм. На некоторых экземплярах ставилась 20-мм пушка, что позволяло им быть реально угрозой для легких танков противника. Но из-за малочисленности они не могли повлиять боевую эффективность итальянской армии. Также итальянцы создавали другие модификации танкетки: огнеметные, БРЭМ, зенитные и радиофицированные.

Огнеметная танкетка с баком для топлива

За период 1933 по 1944 года произведено около 1400 экземпляров этих танкеток. До 1940 года это была основная боевая машина итальянской армии. Благодаря их количеству, на бумаге, итальянская армия по числу танков находилась на равных с Германией и Францией. А вот что из себя представляли эти танки на поле боя?

Танк L3

(Италия)

Наиболее характерными итальянскими машинами довоенной постройки являлись танкетки и легкие танки. В их обозначена первая цифра указывала боевую массу в тоннах, вторая год принятия на вооружение.

Танкетки к началу Втором мировой войны составляли основу бронетанковых войск Италии. Военная доктрина итальянского командования, в силу географического положения страны. базировалась на превосходстве авиации и флота. Танковые подразделения должны были но играли второстепенную роль, и их предполагалось использовать преимущественно в североафриканских колониях, где не требовались мощнее вооружение и бронирование машин. Простые в производстве и дешевые, танкетки как нельзя лучше подходили для этой цели. Высокий уровень итальянской автомобильной промышленности, достигнутый к этому времени. позволял быстро наладить их массовый выпуск.

В 1929 году Италия закупила партию британских танкеток «Карден-Лойд» Мк VI и лицензию на их производство. выпустила 25 таких машин под обозначением Сv 29, отличавшихся от прототипа более широкими гусеницами и вооружением, состоящим из итальянского пулемета калибра 6,5 мм. Немедленно начатые работы по модернизации танкетки привели к появлению опытного образца с измененной ходовой частью, приспособленной дня действий в горных условиях. Длину шасси увеличили, а высоту танкетки, наоборот, уменьшили для повышения устойчивости. В отличие от своей британской предшественницы она могла преодолевать более крутые склоны. Очередной вариант машины имел пулемет, расположенный с левой стороны рубки. В связи с усилением бронирования возросла боевая масса и потребовался новый, более мощный двигатель. В 1933 году новая танкетка получила обозначен CV 3/33 и была принята на вооружение итальянской армии.

CV 3/33 первой серии имели два калибра 8 мм. Однако вооружение все равно было недостаточным, учитывая низкую скорострельность итальянских пулеметов из-за неудобной перезарядки магазина. Поэтому танкетка СУ 3/35 получила два спаренных 8-мм пулемета «Фиат» или «Бреда». Ходовая часть вновь была усилена, а смотровые щели стали меньшего размера.

Последний вариант гусеничной машины, CV 3/38 с измененной подвеской, вооружался 13,2-мм пулеметом или даже 20-мм пушкой «Солотурн» в противотанковой версии.

Выпускался также огнеметный вариант итальянской танкетки. В этом случае она возила за собой двухколёсную тележку с резервуаром для 500 л горючей смеси. Дальность действия огнемета составляла 40 50 метров.

Всего было построено в Италии 1400 танкеток различных вариантов — в конце 30-х годов они получили общее обозначение L3. Боевое крещение этих машин состоялось в Абиссинии (Эфиопии), где им противостоял технически слабо оснащенный противник. Но уже во время Гражданской войны в Испании итальянские танкетки потерпели полное фи-аско в боях с республиканскими Т-26 и БТ-5. В дальнейшем L3 участвовали в боевых действиях во Франции, Албании, Северной Африке, Советском Союзе, и везде при встрече с хорошо вооруженным противником они несли тяжелые потери. С 1941 года итальянские танкетки стали заменяться на фронте танками 16/40 и М13/40. В тылу их использовали для охраны военных объектов и в противопартизанских акциях. После капитуляции Италии эти машины продолжали службу в подразделениях немецкой и хорватской армий. Некоторое количество 13 досталось югославским партизанам.

Танк L6/40

Carro Armato L6/40.

Легкий танк для разведки и связи частей и подразделений кавалерии. Разрабатывался фирмой Fiat-SPA с 1936 года. Выпуск серийных машин начался в 1939 году, однако в части техника стала поступать с середины 1942 года. До сентября 1943 года изготовлено 283 единицы L6/40.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ: L6/40 – клепаный корпус и башня с рациональными углами наклона. Вооружение: 37-мм пушка на ранних образцах и 20-мм автоматическая пушка на основных серийных.

L6/40 LF. – вместо орудия оснащен огнеметом. Боевая масса – 7т. Боекомплект: 200 л огнесмеси и 1560 патронов к пулемету.

L6/40 состояли на вооружении танковых батальонов (по 40 машин) подвижных дивизий кавалерии “Челере”, дислоцированных в Югославии (1-я, 2-я) и на советско-германском фронте (3-я дивизия, 67-й берсальерский танковый батальон). В Северной Африке с мая 1942 года использовались три полковые разведывательные группы кавалерии (Raggrupamento Esplorante Corazzato или Repar-to Esplorante Corazzato-R.E.Co), оснащенные 30 танками L6/40 каждая. Группы III/Lancieri di Novora, III/Nizza Cavalleria, III/Lodi Cavalleria придавались штабам корпусов для разведки и связи. За время боевых действий легкий танк L6/40 зарекомендовал себя надежной и неприхотливой, но слабовооруженной машиной. После капитуляции Италии оставшиеся танки поступили на вооружение вермахта под индексом Pz Kpfw L6(i) и использовались в танковом батальоне гор-но-стрелковой дивизии СС “Принц Евгений” в Югославии, а также в 336-й пехотной и 26-й танковой дивизиях в Италии и Словакии. По германскому заказу в течение 1944 года было изготовлено еще 17 танков этого типа. Несколько машин L6/40 досталось югославским партизанам, которые применяли их против немецких, хорватских и словенских частей. По окончании Второй мировой войны оставшиеся танки передали во вновь созданную армию Италии, где они прослужили несколько лет.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА L6/40 БОЕВАЯ МАССА, т; 6,8. ЭКИПАЖ, чел.: 2. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 3820, ширина – 1860, высота – 2175, клиренс – 260. ВООРУЖЕНИЕ: 1 автоматическая пушка Breda 35 калибра 20 мм, 1 пулемет Breda 38 калибра в мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 312 выстрелов, 1560 патронов. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб – 30, борт – 15, корма – 15, башня – 40. ДВИГАТЕЛЬ: Spa 18D, карбюраторный, 4-цилиндровыи, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 70 л.с. при 2500 об/мин, рабочий объем 4053 см.куб. ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион, пятискоростная коробка передач. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка, сблокированных попарно в две тележки, подвеска на цилиндрических пружинных рессорах, ведущее колесо переднего расположения. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 42. ЗАПАС ХОДА, км: 200. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град – 40; высота стенки, м – 0,7; ширина рва, м – 1,7; глубина брода, м – 0,8. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция RF.1CA или RF.2CA

Ветер переменКак работали отравляющие газы

22 апреля 1915 года в ходе боев под небольшим бельгийским городом Ипром человечество впервые познакомилось с отравляющими газами. В 17:00, дождавшись подходящего ветра, немцы начали выпускать из баллонов ядовитый хлор, и он, образуя облака желто-зеленого цвета, медленно поплыл в сторону британских позиций. За этими облаками газа наступали германские солдаты с марлевыми повязками на лицах. У англичан не было никакой защиты от хлора, и они стремительно гибли: от газа пострадали около 15 000 человек; около 5000 из них скончались. Во фронте образовалась огромная брешь, но немцы не смогли вовремя воспользоваться преимуществом и организовать масштабное наступление. Из-за переменившегося ветра часть хлора попала на немецкие позиции, и там также пострадало множество солдат.

При вдыхании хлора у пострадавшего начинается першение в горле, кашель и обильное слезотечение. Взаимодействуя со слизистыми оболочками, хлор образует соединения соляной кислоты, которые вызывают страшные ожоги. При вдыхании высокой концентрации хлора человек погибает в течение всего нескольких минут. У него вздуваются вены на лице и шее, возникает ларингоспазм (сужение голосовой щели), который ведет к остановке дыхания — человек теряет сознание, у него начинаются судороги, происходит непроизвольное мочеиспускание и дефекация. Смерть при тяжелых отравлениях наступает в течение 5-20 минут.

Но хлор был не самым эффективным отравляющим газом: он имеет очень специфический запах и яркий зеленый цвет, что позволяло легко его обнаружить. К тому же хлор хорошо растворяется в воде, и поэтому самым простым и эффективным способом защиты от него была обыкновенная влажная повязка на лице. Во время первых химических атак канадцы догадались использовать в качестве фильтров от хлора платки, смоченные собственной мочой. В этом был определенный смысл, потому что аммиак, содержащийся в моче в большом количестве, очень эффективно нейтрализует свободный хлор.

Немцы стали первыми активно использовать отравляющие газы: за хлором последовали более опасные и менее капризные фосген и иприт. От возможности поражать разом тысячи солдат противника не отказались и другие участники войны: к середине 1916 года и страны Антанты, и их противники активнейшим образом использовали отравляющие газы, все время совершенствуя способы их доставки. Именно тогда появились химические снаряды, минометные мины и даже авиабомбы, начиненные порошкообразными ядовитыми веществами.

Для противодействия газовым атакам очень быстро появились противогазы самых разных типов, которые были призваны защитить органы дыхания. Помимо моделей для защиты людей, были также разработаны и противогазы для лошадей и собак. Но противогаз не мог полностью решить проблему: такие газы как иприт и фосген воздействовали не только на органы дыхания, но и на все открытые части тела, вызывая ужасные язвы и ожоги, которые заживали в течение нескольких месяцев.

В ходе Первой мировой войны от действия боевых отравляющих веществ пострадали больше 1 500 000 человек, около 100 000 из них погибли. Немудрено, что гуманистическое человечество решило отказаться от применения боевых отравляющих веществ: в 1925 году была подписана знаменитая Женевская конвенция, запрещающая применение ОВ в боевых действиях. Однако эпизодически отравляющие вещества продолжают напоминать о себе в различных войнах и конфликтах — всегда найдется достаточно беспринципный человек, дающий санкцию на их применение.

Интересные факты[править]

  • Индекс FT дала сама фирма «Рено», о расшифровке которого можно найти несколько версий: к примеру, «franchisseur de tranchees» — «преодолевающий траншеи» или «fabile tonnage» — «легкий вес».
  • Первая танковая часть на территории бывшей Российской империи — танковый дивизион при Совнаркоме Советской Украины — была создана в Харькове краскомом Селявкиным в 1919 г. из трофейных танков Рено FT-17, захваченных под Одессой (станция Березовка). Впоследствии первая в СССР танковая часть была преобразована в Танковую эскадру РККА (т. н. «лефортовскую») (1922), основной ударной силой которой были трофейные британские танки Mark V.
  • 14 сентября 1939 г. 77 танков германской 10-й танковой дивизии попытались взять город и Брестскую крепость с налёта, но были отбиты польской пехотой при поддержке 12 танков FT-17.

В боевом строю

Окончание холодной войны привело к сворачиванию концепции крупномасштабной сухопутной войны, где танки играли ведущую роль. В 1990-е годы численность танков в западных странах и РФ была значительно сокращена. В 2000-е годы ряд государств, например Бельгия и Голландия, даже решили вывести танки из состава вооружённых сил.

Кроме того, в связи с распространением переносных ракетных комплексов танки оказались уязвимы, особенно в условиях городских боёв. 

Современный характер войны требует усиления защиты танков от попаданий кумулятивных снарядов. Конструкторы решили сделать башню танка необитаемой и отделить боекомплект от экипажа. Ещё одной тенденцией стала максимальная автоматизация процессов управления, наводки, ведения огня и взаимодействия с другими войсками на поле боя.  

  • Танк Т-14 «Армата» механизированной колонны Московского гарнизона
  • РИА Новости

Это единственный в мире танк третьего поколения, который абсолютно не похож на другие машины.

Концепция Т-14 заключается в более эффективном взаимодействии с артиллерией, зенитными комплексами и другими танками. «Армата» имеет необитаемую орудийную башню, представляющую собой роботизированный боевой модуль.

К достоинствам Т-14 относят систему активной защиты «Афганит» и комплекс динамического бронирования «Малахит», которые способны обезопасить танк даже от новейших переносных комплексов. Необычайной крепостью отличается многослойная металлокерамическая броня лобовой части.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил в беседе с RT, что в будущем танк останется «наиболее устойчивым и мощным средством» на поле боя как в оборонительных, так и в наступательных операциях. Но современные танки должны быть защищены от высокоточного и самонаводящегося оружия и средств радиоэлектронной борьбы.

«Повышение эффективности современной бронетанковой техники при выполнении поставленных задач постепенно приводит к сокращению её общей численности. Однако танки и впредь будут оставаться важнейшей составляющей вооружённых сил армий мира. Не раз я слышал прогнозы о «смерти» танков — и ни разу они не сбывались», — заявил Мураховский.

Цена танка для оборонного заказа в 2022 году

Прайс-лист на стоимость танковой продукции не висит в открытом доступе на сайте производителя, да и на сайте объявлений в продаже танков нет. Воспользуемся снова материалами открытого доступа и попробуем найти центы танков российской армии.

Цена танка Т-72БЗ в рублях в 2022 году

Танк Т-72Б3 в настоящее время не производится, а получается путем модернизации устаревших модификаций Т-72. Как сообщают военные аналитические издания, цена модернизации с нарастающим эффектом вместе с капитальным ремонтом обходится в 52-55 млн. рублей. На экспорт полная стоимость такого экземпляра будет колебаться от 2 до 4 млн.долларов, что в рублях будет 140 — 280 млн. рублей (по курсу 70 руб. за 1 доллар США).

Цена модернизации танка Т-80БВМ

Танки семейства Т-80, также как и Т-72 производятся путем модернизации. На выходе получается боевой танк Т-80БВМ. Так вот, стоимость такой модернизации в современных условиях обходится около 70-80 млн.рублей.

Цена танка Т-90 в рублях

Танк Т-90М «Прорыв» обходится около в 300-330 млн. рублей. Это по экспортным оценкам. Скорее всего для российских вооруженных сил он будет несколько дешевле. Есть информация, что в 2011-2013 гг. танк Т-90А стоил для Армии России в пределах 115-120 млн. рублей за один экземпляр. Если перевести с стоимость 2022 года, думаю, цифра 200-250 млн. рублей будет правдоподобной.

Цена танка Т-14 Армата в 2022 году

Это, пожалуй, самый дорогой экземпляр. Экспортная цена боевой машины с необитаемой башней на базе универсальной гусеничной платформы «Армата» 510-520 млн. рублей. Такая цена обусловлена современными комплексами активной защиты, вооружения, связи и многих других «примочек».

Подробнее о численности армии России в 2022 году читайте на нашем портале.

Carro CV3/33 «Гроб»

Несмотря на то, что итальянские инженеры окрестили это «творение» легким танком, я бы назвал его скорее танкеткой. Броня лба не превышала 15 миллиметров, вращающейся башни не было, а вместо пушки использовались несколько пулемётов.

Танкетка Carro CV3/33. Фото автора Madaki

Порядка 60 таких машин итальянцы привезли с собой на Восточной фронт. Боюсь представить, как на это отреагировали немецкие союзники.

На мой взгляд, если не воспринимать Carro CV3/33 в качестве танка, это была вполне неплохая боевая машина. Её можно было использовать для разведки, эвакуации раненых, поддержки пехоты

Carro CV3/33 в Греции. 1943 год.

L6/40

Довольно эффективный танк. Планировалось выпустить почти 600 штук, а было выпущено менее 300. Тут сказалась неготовность промышленности. Весьма легендарный танк, ибо участвовал на всех фронтах Италии, и даже в Сталинградской битве. Впрочем все танки под Сталинградом были довольно легко уничтожены. Видимо не был он пригоден для столь масштабных операций.

M11/39

Является доработкой английского Vickers.Хотя по массе был легким, его засунули в среднюю категорию.Говорить особо нечего, ибо почти все образцы были уничтожены в самом начале войны.

M13/40 и M14/41

Все еще легкий по весу танк, который итальянцы все так же сували в категорию средних. Хотя был весьма эффективен на полях сражениях в Африке в начале войны, но спустя время быстро потеряли актуальность. M13 Был самым массовым танком (почти 800 штук произвели). M14 был лишь немого улучшенной версией и мало чем отличался.

M15/42

Производство этого малыша началось, когда стало ясно, что на этом итальянское танкостроение всё. Эта была улучшенная версия предыдущих M14 с небольшими изменениями. Применялся во время обороны Италии от сил союзников, а далее в гражданской войне. На Африканские или Европейские фронта н попал.

P26/40

Средний по массе, но тяжелый по классификации танк, был новым шагом в танкостроительстве Италии. Его представляли как аналог советского T-34, хотя он имел целый ряд проблем и недостатков, связанных с двигателем и ходовой частью. Другими словами был неплохим, но имел целый ряд устаревших решений, потому не мог соперничать с немецкими и советскими машинами. Да и итальянский этот танк лишь отчасти — первая партия вышла уже по заказу германской оккупации, в количестве около 100 штук.

Р.44 Pantera – 8-ая позиция

Это первый представитель итальянских танков в Ворлд оф Танкс, оснащённый инновационной системой барабанного заряжания. По своим тактико-техническим характеристикам, «Пантеры» считаются отличными машинами. Этот итальянский проект разрабатывался во время Второй мировой войны, где Германия и Италия были союзниками.


Поэтому несложно догадаться, какие танки предприимчивые итальянцы использовали в качестве прототипа. К слову, дальше чертежей судьба этой машины в реальности не продвинулась.

В игре техника будет обладать неплохой манёвренностью, что позволит быстро занимать привлекательные позиции. Благодаря 90-миллиметровому орудию с отличным углом отрицательного наклона, танк сможет эффективно играть от рельефа, нанося урон на средних и незначительных дистанциях. От перестрелок на значительных расстояниях придётся отказаться ввиду невысокой точности ствола.

Варианты

  • Пулемет FT с 8-  мм пулеметом Hotchkiss Model 1914 (4800 патронов) — примерно 3/5 произведенных танков.
  • Пушка FT с 37- мм короткоствольной  пушкой Puteaux SA-18 — около 1/3 произведенных танков.
  • FT 75BS — САУ с 75-  мм БС (Blockhaus Schneider) — не менее (39 танков.
  • TSF — командирский танк с радиоуправлением, без вооружения, три экипажа, не менее 188 изделий.
  • FT с пулеметом Reibel Chatellerault MAC31 7,5  мм — 1580, модифицированный перед Второй мировой войной с 1931 года .
  • Tank Model или легкий танк M1917  (ru) — аналогичный экземпляр, произведено в США в количестве 950 экземпляров. Используется военными США и Канадой.
  • Итальянский вариант Fiat 3000, использовавшийся в 1920-х годах . Артикул: 140.
  • Русский Renault (Русский Рено) — произведен компанией Renault, а затем модифицирован в СССР. Использованный номер: 116.
Производители: танки Renault FT, поставленные 11 ноября 1918 г. (в скобках указан общий заказ): Renault 1850 (3940 единиц), Berliet 800 (1995), Somua 600 (1135), Delaunay-Belleville 280 (750).
Угол наклона башни при взведении: от + 35 ° до — 20 °
Расход: 160  л на 100  км
Ширина колеи: 0,34  м
Дорожный просвет: 0,43  м
Вертикальное препятствие: 0,60  м
Наклон: 10 °
Преодолеваемый брод: 0,70  м.
Переход  : 1,35  м

Легкий танк L6/40

Во Второй итало-эфиопской войне (19351936) итальянская танкетка «Каро» CV3/33 (по итальянской классификации — легкий танк) отлично зарекомендовала себя в столкновениях с плохо вооруженными североафриканскими племенами, однако была абсолютно неэффективна даже в столкновениях с легкобронированной техникой. Это убедило итальянское военное руководство в необходимости создать легкий танк, который не только смог бы вести разведку и бороться с легковооруженным противником, но и сражаться с бронированными автомобилями и легкими танками.

Итальянская танкетка «Каро» CV3/33

Разработку такого танка поручили фирмам «Фиат» и «Ансальдо», которые уже имели опыт в создании легких танков, поставлявшихся на экспорт.

Новый легкий танк для итальянской армии, получивший обозначение L6/40, разработали в 1936-1938 гг. на основе пятитонного экспортного варианта танка «Фиат-Ансальдо». С 1940 г. машина поступила в серийное производство. L6/40 имел типичную для большинства легких танков предвоенного периода компоновочную схему с расположением двигательной установки в задней части корпуса, трансмиссии и ведущих колес — в передней, боевого отделения и отделения управления — в средней.

Корпус и многогранная башня изготовлены из катаных броневых листов, расположенных вертикально или под небольшим углом к вертикали. Толщина лобовой брони — 30 мм, бортовой — 15 мм, брони башни — 40 мм.

Танк вооружили 37-миллиметровой пушкой и спаренным с ней 8-миллиметровым пулеметом «Бреда» 38. Боекомплект включал 312 выстрелов и 1560 патронов.

Четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 70 л. с. позволял танку развивать скорость до 42 км/ч.

Огнеметный танк L6/40 LF

На основе L6/40 разработали модификацию L6/40 LF, которую вместо пушки оснастили огнеметом «Фиат» OCI, итальянскую противотанковую САУ с 47-миллиметровой пушкой «Семовентеде» 47/32, а также транспортеры боеприпасов «Синголетта» L40 и «Каро» — «Портамунизиони» L40.

Всего выпустили 682 танка L6/40, около 400 САУ «Семовенте де» 47/32 и незначительное число огнеметных танков L6/40 LF.

Служба и боевое применение

В боевые части танк L6/40 поступил только весной — летом 1942 г. Планировалось, что он заменит танкетку CV3/33, но фактически использовался параллельно с ней.

Танки L6/40 и созданные на их основе САУ «Семовенте де» 47/32 не понравились военным, так как уже считались устаревшими по сравнению с танками других стран и могли использоваться лишь как разведывательные или патрульные машины. Тем не менее, в задачи легких танков L6/40 входил также штурм хорошо укрепленных позиций с противотанковым вооружением. Претензии предъявляли и к САУ «Семовенте де» 47/32, которая была открыта сверху, за что ее прозвали самоходным гробом.

Однако танк активно применяли на всех фронтах с участием итальянских войск, где он зарекомендовал себя надежной, но практически беззащитной против современных видов противотанковых вооружений машиной. Тяжелее всего пришлось экипажам танков и САУ, которые воевали в составе экспедиционного итальянского корпуса на Восточном фронте. Корпус, переданный в подчинение 1-й танковой группе немецкого генерала Эвальда фон Клейста (с 25 октября 1941 г. она переформирована в 1-ю танковую армию), на начальном этапе кампании даже добился некоторых успехов, внеся значительный вклад в штурм города Сталино (современный Донецк). Однако под Сталинградом итальянским войскам пришлось столкнуться не только с ожесточенным сопротивлением советских войск, но и с сильнейшими морозами, к которым итальянские танки были не готовы. В результате большая часть танков корпуса была потеряна, не нанеся противнику существенного урона.

После капитуляции Италии оставшиеся танки L6/40 и САУ на их основе приняли на вооружение вермахта под индексом PzKpfw L6(i) и StuG L6 mit 47/32 770(i) соответственно. Более того, по германскому заказу в 1943-1944 гг. дополнительно изготовили 51 танк и 120 САУ.

Некоторое количество L6/40, захваченных у итальянских войск, состояло на вооружении югославских партизан, хорватских усташей, которым они были переданы Германией, и советских войск, захвативших танки под Сталинградом.

Танк L6/40 — самая тяжелая машина, которую итальянская армия отправила на фронт. Кроме того, на основе L6/40 был разработан огнеметный танк. Он весил на 200 кг больше базовой модели, но на вооружение его так и не приняли.

Битва при Сомме и дебют английских танков

Марк I

Что же представлял из себя Большой Вилли? Это был тридцатитонный стальной ящик на ромбовидных гусеницах, длинной в восемь и высотой в два с половиной метра. Он не имел привычной нам вращающейся башни, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным, поэтому вооружение было установлено в спонсонах по бортам машины.

Первые английские танки разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки, «самки» же — только пулеметы. Броня была противопульной, доходила до десяти миллиметров. Ну, а скорость танк развивал просто «гоночную» — 6,4 км в час по шоссе.

Но и неповоротливость, и малая броня не помешали танкам до смерти напугать немецких солдат в битве при Сомме 15 сентября 1916 года, когда 32 боевые машины атаковали вражеские укрепления, разрывая колючую проволоку, ужасно грохоча, и расстреливая солдат противника из пушек и пулеметов.

Хотя тут же выяснились и минусы быстрого введения танков в эксплуатацию — ведь изначально их было 49, но 17 сломалось еще до начала битвы. А из 32, ушедших в атаку, 5 застряло в болоте, а 9 просто сломалось без участия противника. Тем не менее, дебют посчитали отличным, и всего за время войны было создано 3177 танков Mark различных модификаций.

Основная боевая единица

Вторая мировая война выявила недостатки в подходах к использованию танков. Прежде всего, великие державы не продумали сценарий крупномасштабного сражения между танковыми частями и не позаботились о системе противовоздушной обороны бронетехники. Также война ознаменовала закат эры лёгких танков. 

Также по теме

В День танкиста в Минске устроили реконструкцию с участием танков времён Великой Отечественной войны

10 сентября в Парке Победы в центре Минска прошли праздничные мероприятия, посвящённые Дню танкиста. На площади 200 гектаров для…

Колоссальный опыт, полученный во Второй мировой войне, и начавшееся противостояние между СССР и Западом стали естественным стимулом дальнейшего совершенствования танков.

Танки воспринимались как основная боевая единица для прорыва обороны противника. В период холодной войны проводились смелые эксперименты с компоновкой и вооружением. Важным этапом стал отказ от существовавшего разделения танков на лёгкие, средние и тяжёлые: в 1970-е годы на вооружение встал «основной боевой танк». 

Усилия конструкторов были направлены на улучшение ходовых качеств, стабилизацию орудия, повышение точности и дальности стрельбы, а также на улучшение защитных характеристик.

  • Средний танк Т-54 в музее Верхней Пышмы

Это был первый в мире серийный танк с автоматической противоатомной защитой (корпус герметизировали и снабдили нагнетателем для создания избыточного давления, препятствующего проникновению внутрь радиоактивной пыли) и комплексом активной защиты КАЗ «Дрозд». 

На базе Т-55 появился средний танк Т-62. Его отличительной особенностью была гладкоствольная пушка калибром 115 мм, которая могла вести стрельбу оперёнными подкалиберными снарядами с очень высокой начальной скоростью (1615 м/с). Средняя дальность стрельбы прямой наводкой составляла 4000 м, а наибольшая — 5800 м.

  • Танк Т-62
  • РИА Новости

Символом революции в танкостроении является танк Т-64, который выпускался с 1969 года. В этой машине сочетаются подвижность средних танков, высокий уровень защиты и огневая мощь тяжёлых танков.

  • Танк Т-72 Б1
  • РИА Новости

Т-72 стал самым массовым танком второго поколения и поставлялся почти во все страны Варшавского договора. А Т-80 стал первым танком с единой газотурбинной силовой установкой и системой встроенной динамической защиты. До этого на танки преимущественно ставились дизельные моторы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: