Луперкалии: языческое торжество

Внешний вид кинжала

Кинжал имеет широкую, листовидную форму. Известны три основных формы клинка:

  • Классический. Широкий клинок имел форму песочных часов, с ярко очерченной «талией».
  • Без талии. Кинжал имел прямую, широкую форму без изгибов.
  • Облегченный. Клинок был более узким и слегка расширялся ближе к острию.

Основные характеристики

Основные технические характеристики пугио почти всегда оставались неизменными:

  • ширина клинка варьировалась от 3,5 до 6 см;
  • в длину кинжал мог достигать от 18 до 28 см;
  • центральное ребро располагалось по всей длине кинжала с обеих сторон;
  • хвостовик был плоским и широким;
  • рукоять имела Т-образную форму;
  • накладки рукояти крепились к хвостовику и плечам;
  • навершие до начала I века н. э. имело округлую форму, а после ее сменила трапециевидная.

Кинжал пугио – оружие легионера.

Боевые характеристики гладиуса

Дошедшие до наших времен римские мечи изготовлены путем ковки. Встречаются упоминания о бронзовых изделиях, однако основная масса оружия была железной. Основной исторический период, на который пришлось интенсивное применение гладиуса, приходится на эпоху Римской республики и становление империи. В разные исторические периоды было замечено использование римскими солдатами в бою коротких мечей той или иной модификации.

Те образцы мечей, которые дошли до наших дней, представляют собой стальные клинки длиной 65-85 см и шириной 4-8 см. Вес меча обычно варьировался в пределах 1,5 кг.

Каждая эпоха накладывала отпечаток на боевое оснащение римской армии. Римские легионеры перенимали лучшее от своих противников, внося коррективы в тактику ведения боя и модернизируя свое боевое оснащение. Не остался в стороне и основной римский меч — гладиус. В разные времена на вооружении римлян находились мечи четырех основных типов:

  • испанский клинок;
  • майнц;
  • фулхем;
  • гладиус помпейский.

Самый распространенный тип римских мечей, который применялся легионерами почти три столетия — это испанский гладиус. Клинок имеет длину 75-85 см, что является самым большим размером для оружия этого типа. Лезвие имеет прямую форму с ярко выраженным острием. Весило такое оружие до 1 кг.

Следующим типом римского меча, стоявшим на вооружении легионеров при покорении Европы, стал майнц. Меч назван так в честь немецкого города Майнц, в котором были найдены образцы этого оружия. Этот тип уже несет в себе черты германского холодного оружия, которым вооружались варварские племена на Верхнем Рейне. Применялось оружие в поздний период, на рубеже тысячелетий, вплоть до III века н.э.

Меч был короче испанского на 10-15 см. Образцы, которые были найдены при раскопках, имели длину 65-70 см. Встречаются образцы мечей с коротким лезвием, всего 50-55 см. Ширина боевой части составляет всего 7 см. Весит гладиус типа «майнц» еще меньше, до 800 гр.

Третий тип римских мечей — фулхем, является промежуточным. Название оружие получило в виду того, что образцы были найдены на территории Южной Англии, близ города Фулхема. Оружие имеет строгие геометрические формы и линии. Отличает клинок прямые режущие кромки, геометрически выдержанный угол острия в 25 градусов.

Мечи гладиусы типа фулхем имеют длину 65-70 см. Ширина клинка около 6-7 см, поэтому этот тип можно считать самым узким из всех четырех типов. Весит боевой меч в таком исполнении 700 гр Боевое применение оружия этого типа приходится на первый век нашей эры, когда началось покорения римлянами Британских островов.

Самый последний тип — помпейский гладиус представляет собой оружие, получившее распространение в последние годы существования римской империи. Свое название клинок получил потому, что первые образцы были найдены при раскопках на месте существования древнеримского города Помпеи. По внешнему виду этот тип является наиболее совершенным изделием, что говорит о его позднем появлении на вооружении римской армии. В отличие от предыдущих типов римских мечей, помпейский гладиус легкий и тонкий. Острие имеет малый угол, добавляя оружию максимально колющие возможности. Найденные образцы позволяют говорить о том, что мечи имели небольшую длину, 60-65 см при ширине лезвия 5 см. Весил такой клинок немногим больше 700 гр этот тип мечей использовался в римской армии вплоть до V века нашей эры, когда римская империя переживала свой упадок.

Первые успехи гиперзвука

В начале 2000-х гиперзвуковая гонка возобновилась с новой силой. В 2001 году США испытали ГЗЛА Х-43 с ПРД. Потребовалось 13 лет, чтобы он достиг скорости свыше 11000 км/ч на высоте 33,5 тыс. метров.

Проект советского ГЗЛА «Спираль»

В 2009 году начались испытания гиперзвукового аппарата Boeing X-51A Waverider. Его личный «рекорд» — 5,1 Маха на высоте свыше 20 тыс. метров.

В России также велись разработки в рамках проектов «Холод», «Игла» и «Клипер». Свои гиперзвуковые проекты разрабатывали Германия, Китай, Великобритания и Австралия.

Очевидно, что работы по гиперзвуковой тематике в этих странах проводились в условиях строгой секретности и, как оказалось, без особых успехов. В частности, американские опытные ГЗЛА по-прежнему сгорали в атмосфере.

Заметки

  1. Ссылки на многочисленные случаи убийства и самоубийства с кинжалом у древних авторов можно найти в разделе материалов на латинском, греческом и римском языках на сайте www.perseus.com. Доступны английские переводы. Некоторые случаи в дополнение к убийству Юлия Цезаря записаны в следующих примерах: В письме Сервия Сульпиция Руфа к Цицерону упоминается, что Публий Магий Кило зарезал Марка Марцелла после обеда, а затем покончил с собой. В письме Цицерона Аттику говорится, что молодой человек Курион был ложно обвинен в разжигании заговора с целью убить Помпея кинжалом. В письме Плиния Младшего рассказывается история Аррии, любящей жены Пета. Когда ему приказали покончить с собой, она пошла первой, ударив себя кинжалом и воскликнув: «Это не больно, Паэте».
  2. ^ Салиола, Марко (2012). Пугио-гладиус Brevis Est. Археопресс, 2012. ISBN  140-730-999-4.
  3. 2-й Филиппинский 2.12.28
  4. De Vita Caesarum, Жизнь Юлия Цезаря, 89.1
  5. Тацит, Истории, 3.68
  6. Цитированная работа, 1.43

Особенности использования

Пугио играл важную роль в бою. Небольшой кинжал был запасным вариантом для солдата, в тех случаях, когда остальное оружие уже нельзя было использовать. С его помощью легионеры наносили с

мертельные удары противнику во время ближнего боя.

Римский кинжал пугио.

Существуют упоминания что оружием наносили не только колющие, но и рубящие удары. Клинок всегда крепился с левой стороны, чтобы его было удобно выхватывать правой рукой.

Теоретически клинок мог быть использован и в быту с целью рубки кустов для костра или укрытия, или для приготовления еды. Однако его конструкция не была предназначена для использования в других целях.

Также до сих пор не было найдено никаких подтверждений о том, что кинжал был обязательным элементом экипировки легионера.

Фавн, он же Луперк и Пан

История луперкалий корнями уходит в глубину веков. Никто точно не знает, когда именно появились эти празднования, по современным меркам весьма экстравагантные. Вполне вероятно, что они зародились ещё до основания Рима. Традиционно языческим торжествам в честь Луперка были отведены дни в середине февраля: с 13-го по 15-е число. Интересно, что привычка отмечать какой-либо праздник в эти даты до сих пор не покинула европейцев: ныне 14 февраля приверженцы самых разных религиозных традиций почитают память святого Валентина.

Луперк в древнем мире был известен и под несколькими другими именами: в том же Риме его именовали Фавном, а в Древней Греций божество с похожими функциями называли Паном. Имя Луперк произошло от латинского слова lupus, что переводится как «волк». Нет, это вовсе не означает, что Фавн, он же Луперк, был оборотнем и периодически выл по ночам, обратив взор на лунный диск. Напротив, этот бог защищал пастухов и их подопечных от серых злодеев, норовивших внести раскол в стало и умыкнуть пару голов. Возможно, изначально луперкалии были сугубо «профессиональным» праздником пастухов, однако по прошествии времени они приобрели более общий характер и стали днём плодородия во всех смыслах этого слова.


Празднество луперкалий в Риме. Рисунок художника круга А. Эльсхаймера. (Wikimedia Commons)

Традиционным местом встречи всех желающих присоединиться к бурному торжеству была пещера Lupercal, находящаяся у подножия Палатинского холма, знаменитого тем, что именно в непосредственной близости от него легендарная волчица вскормила Ромула и Рема, будущих основателей Рима — как видно, отношение к волкам в древнеримской культуре было двойственным.

Ключевым эпизодом празднования было жертвоприношение: луперки, жрецы данного культа, торжественно закалывали козлов — в этом контексте выражение «козел отпущения», хоть и связанное с совершенно иной культурной традицией, обретает новый смысл. Впрочем, согласно некоторым источникам, в роли жертв помимо козлов иногда выступали собаки. После того, как совершалось убийство, жрецы сдирали шкуры с несчастных парнокопытных и нарезали из них ремни. Повязав на бёдрах оставшиеся фрагменты шкур, луперки бегали по окрестностям и стегали этими ремнями всех тех, кто попадётся под руку. Особенно рады подобной встрече были женщины: римлянки свято верили в то, что удар луперка подарит им возможность зачать и выносить множество здоровых детей. Когда ритуал с ремнями завершался, все участники луперкалий собирались на праздничный пир.

Ковка [ править ]


К началу
1 века у пугио обычно было большое лезвие. Были разные виды лезвий. Один тип был «листовидным». Другой тип имел узкие части возле плеч. Который шел параллельно примерно половине длины лезвия, прежде чем сужаться до острого острия. Средние ребра проходили близко к длине каждой стороны, либо выступали от лица, либо впадали и определялись бороздками с обеих сторон. Хвостовик был широкий и плоский, через него, как и через плечи клинка, проклепывался хват . Первоначально навершие было круглым, но к началу I века его заменили круглым и трапециевидным навершием. Который часто увенчивался тремя декоративными заклепками ..

Иберийский кинжал, IV-II вв. до н.э. Национальный археологический музей Испании

Ко второй четверти I века нашей эры использовались три типа ножен. Все они имели четыре подвесных кольца и выпуклое концевое расширение, пробитое большой заклепкой. Доказательства показывают, что два нижних кольца не использовались. Первый тип был сделан с изогнутой металлической пластиной , которая обычно делалась из железа как спереди, так и сзади ножен. Эта пластина окружала деревянную «вагонку». Передняя пластина обычно была сильно украшена инкрустацией из латуни , серебра , черни и красной, желтой или зеленой эмали .. Эти ножны имели круглые свободно вращающиеся подвесные кольца, прикрепленные к раздвоенным креплениям, которые были приклепаны. Современные реконструкции этих ножен с накладными латунными пластинами, прикрепленными заклепками, неверны, и ничего подобного не обнаружено. Второй тип представлял собой деревянные ножны, вероятно, обтянутые кожей . К передней части деревянных ножен крепилась одна металлическая пластина. Эта тарелка была довольно плоской и была обильно украшена инкрустацией серебром и эмалью. Иногда использовалось олово . Кольца подвески напоминали маленькие римские военные пряжки .и были шарнирно прикреплены к бокам ножен. Третий тип, называемый каркасным, был сделан из железа и состоял из пары изогнутых каналов, которые шли вместе в нижнем конце ножен, где они обычно превращались в сплющенное круглое концевое расширение и прокалывались заклепками. Есть пример из Тительберга , каналы которого были вставлены в выпуклую клемму, образованную наконечником для приема каналов, до того, как была использована декоративная заклепка для соединения всех трех элементов вместе. Каналы соединялись двумя горизонтальными полосами вверху и посередине оболочки, на этих же полосах удерживались подвесные кольца. Эти оболочки должны были быть построены вокруг деревянного ядра, которое не сохранилось в археологических записях .

Как и другие предметы снаряжения легионеров , кинжал претерпел некоторые изменения в течение первой половины I века нашей эры. Были введены стержневые хвостовики, и рукоять больше не приклепывалась через хвостовик, а вместо этого закреплялась только на плечах клинка. Само по себе это не вызвало больших изменений во внешнем виде пугио , хотя археологические данные убедительно свидетельствуют о том, что хвостовик удилища был менее надежным и что прикрепленные таким образом рукоятки могли отсоединяться, что может быть доказано существованием двух уцелевших пугионы с разных сайтовв обоих сохранились сменные рукоятки, одна из которых представляет собой переработанную рукоять меча. Некоторые лезвия, связанные с хвостовиками стержней, были более узкими (менее 4,5 см (1,75 дюйма) в ширину), с небольшой талией или без нее, с уменьшенными или практически отсутствующими средними жилками (лезвия типа «С»).

На протяжении всего периода контур рукояти оставался практически неизменным. Как и в более ранний период, он был сделан из двух слоев рога, дерева или кости, окружавших хвостовик, каждый из которых был покрыт тонкой железной пластиной, которая могла быть сплошной, становясь тоньше как на гарде, так и на расширении навершия, которое было примерно трапециевидным. по форме или из тонкого металла с тиснением по этой форме. Рукоять часто украшалась серебряной инкрустацией. Общая длина рукояти составляет от 10 до 13 см (4–5 дюймов), и, хотя рукоятка довольно узкая, наличие расширения в центре рукояти обеспечивает очень надежный захват.

Размер пугио варьировался от 18 до 28 см (от 7 до 11 дюймов) в длину и 5 см (2 дюйма) или более в ширину.

Реконструкция

Все пугио II-го типа замечательно подходят под вариацию легионера или ауксилария второй половины 1 века. Отдельные пугио типа II-B могут подойти на самое начало 2 века, однако для образа легионера первой четверти 2 века все же лучше использовать пугио типа III. Титулованным бойцам вроде центурионов или представителей знаменной группы также можно использовать этот тип экипировки. Гладиаторам, традиционно вооружающимся коротким холодным оружием (провокаторы, димахеры, ретиарии), также можно использовать пугио. На фото ниже в качестве примера приведена стилизация пугио из Карнунтума. От него были найдены только ножны, а точнее их фрагменты. Недостающие элементы воссозданы по ближайшим аналогам пугио той же датировки и типа. В качестве непосредственно кинжала взят пугио из Арт – Музея Принстона (Princeton museum), 1 век н.э.

Стилизация пугио из карнунтума

Стилизация пугио из карнунтума

Стилизация пугио из карнунтума

Ковка

К началу I века нашей эры Пугио обычно имел большой клинок. Немного Pugiones имел «листообразные» лезвия. Другой Pugiones сужался в плечах и шел параллельно примерно на половину длины клинка, прежде чем сузился до острого конца.

Средняя жилка проходила почти по длине с каждой стороны, либо выступая от лица, либо углубляясь и ограничиваясь канавками с обеих сторон. Поначалу хвостовик был широким и плоским, и рукоятка проходила через него, а также через плечо клинка. Изначально расширение лука было круглым, но к началу 1 века нашей эры оно было заменено расширением лука, как правило, выпуклой, примерно трапециевидной формы, часто увенчанным тремя декоративными заклепками.

Иберийский кинжал, IV-II вв. до н. э. Национальный археологический музей Испании

В Пугио был размещен в собственных ножнах. Ко второй четверти I века нашей эры использовались три типа ножен. Все они имели четыре подвесных кольца и выпуклую оконечность, проткнутую большой заклепкой. Как изображения, так и признаки износа на сохранившихся примерах показывают, что два нижних кольца не использовались. Первый тип был сделан с изогнутой металлической пластиной, которая обычно делалась из железа как на передней, так и на задней части ножен. Эта плита окружена деревянной «подкладкой». Лицевая пластина обычно была сильно украшена инкрустацией из латуни, серебра, черни и красной, желтой или зеленой эмалью. Эти ножны имели круглые свободно вращающиеся кольца подвески, прикрепленные с помощью раздвоенных опор, которые были приклепаны. Современные реконструкции этих ножен с накладными латунными пластинами, прикрепленными заклепками, неверны, и ничего подобного не было обнаружено. Второй тип — деревянные ножны, вероятно, обтянутые кожей, к передней части которой прикреплялась металлическая (почти всегда железная) пластина. Эта тарелка была довольно плоской и была сильно украшена инкрустацией серебром (иногда оловом) и эмалью. Подвесные кольца напоминали маленькие римские военные пряжки и прикреплялись к ножнам на шарнирах. Третий тип («рамный тип») был сделан из железа и состоял из пары изогнутых каналов, которые проходили вместе на нижнем конце оболочки, где они обычно превращались в плоское круглое расширение конца и протыкались заклепкой, хотя там представляет собой пример от Titelberg, каналы которого были вставлены в выпуклый вывод, образованный ферулой для приема каналов, до того, как декорированная заклепка была использована для крепления всех трех элементов вместе. Каналы были соединены двумя горизонтальными полосами наверху и в середине оболочки, и эти полосы также удерживали кольца подвески. Эти ножны были построены вокруг деревянного ядра, которое не сохранилось в археологических записях.

Как и другие предметы экипировки легионеров, кинжал претерпел некоторые изменения в I веке нашей эры. В какое-то время в первой половине I века нашей эры был введен хвостовик стержня, и рукоятка больше не была заклепана через хвостовик, а вместо этого закреплялась только на плечах лезвия. Само по себе это не повлияло на Пугио внешний вид, хотя археологические данные убедительно свидетельствуют о том, что стержень стержня был менее надежным и что прикрепленные таким образом ручки могли отсоединяться, что может быть доказано существованием двух уцелевших Pugiones из разных мест, в которых сохранены сменные рукоятки, одна из которых представляет собой переработанную рукоятку для меча. Некоторые из лезвий, связанных с хвостовиками стержней, были более узкими (менее 4,5 см (1,75 дюйма) в ширину), с небольшой или отсутствующей талией, или с уменьшенными или практически отсутствующими средними жилками (лезвия типа «C»).

На протяжении всего периода очертания рукояти практически не менялись. Как и в более ранний период, он был сделан из двух слоев рога, дерева или кости, окружающих хвостовик, каждый из которых был покрыт тонкой железной пластиной, которая могла быть либо твердой, становясь тоньше как на гарде, так и на расширении лука, которое было примерно трапециевидным в формы, или изготовлены из тонкого металла с тиснением этой формы. Рукоять часто украшалась серебряной инкрустацией. Общая длина рукояти составляет от 10 см до 13 см (4 дюйма — 5 дюймов), а из-за того, что рукоятка довольно узкая, наличие расширения в центре рукоятки обеспечивает очень надежный захват.

По размеру Пугио варьировались от 18 до 28 см (от 7 до 11 дюймов) в длину и от 5 см (2 дюйма) в ширину.

История пугио

Нож пугио. Свое название клинок получил от индоевропейского корня «peug», что означает «удар ножом, палкой». Считается, что изначально пугио был создан по подобию клинков испанского происхождения, но к началу I века н. э. римский кинжал был более широким.

Клинок использовался как запасное оружие в ближнем бою. Их конструкция напоминает уменьшенную версию основного оружия римских легионеров – гладиусы.

Оружие носили при себе не только легионеры, но и знатные люди древнего Рима. У последних оружие было богато украшено, а ножны для них изготавливали из дорогостоящих металлов. Простые солдаты использовали деревянные ножны покрытые кожей с дополнительным укреплением в виде металлических пластин.

Помимо прямого назначения в бою, клинки использовали как средство самообороны или как орудие убийств. Встречаются даже упоминания о том, что Юлий Цезарь был убит с помощью пугио.

Пугио как трофей

Кинжал пугио не сразу стал использоваться в качестве оружия. Сперва его носили в качестве трофея или украшения. Считалось что он поднимает престиж своего хозяина.

Богатые римляне старались всячески украсить ножны и сам клинок. Они заказывали изделия у знаменитых мастеров и носили его как дополнение к костюму.

Только в I веке до н. э. клинок стали использовать в качестве оружия легионеры и младшие офицеры. Изображение клинка в руках римского воина можно встретить на многих барельефах, надгробиях и скульптурах из камня. Римские императоры носили при себе кинжалы, которые являлись символом власти над жизнью и смертью.


Пугио — символ власти.

Левая рука одного противника привязывалась к левой руке другого. В правых руках они держали ножи. В более мягком варианте дуэлянты просто держались за одну веревку или платок.

Таким образом, варианты маневра были минимальны, поэтому кто-то из дуэлянтов, а часто и оба, быстро отправлялись к праотцам.

Кстати, у итальянских крестьян даже существовал такой стиль ножевого боя, когда в одной руке был нож, а в другой — бечевка, которую ловкие бойцы старались накинуть на вооруженную руку противника. Как это выглядело на самом деле, нам остается только гадать. Ну и конечно, одними из самых опасных бойцов в Италии считались сицилийцы. Даже самый последний крестьянин в Сицилии имел нож и крайне строгие понятия о чести, поэтому на удар холодным клинком можно было нарваться буквально из-за косого взгляда или нелепой шутки. Любопытный ритуал сопровождал вызов на дуэль. В своей работе о Сицилии известный исследователь конца XIX века Джузеппе Питре дает подробное описание этого процесса.

Пугио как трофей

Пугио далеко не сразу стал применяться в качестве боевого оружия. В течение некоторого времени он был предназначен как трофей. Многие считали, что он поддерживает авторитет и поднимает человека в социальном плане на новый уровень. Многие богатые жители старались украсть ножны или клинок.

А после этого украшали ими свою парадную форму, в которой ходили на различные мероприятия.

В качестве боевой единицы он стал использоваться только в 1 веке до нашей эры. Его носили офицеры на своих парадных костюмах. Встретить можно множество изображений, который об этом свидетельствуют.

Старинный клинок.

Кама — кавказский кинжал

Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. М.Ю. Лермонтов «Кинжал»

Кама получила широкое распространение на Ближнем Востоке примерно между XVII-XIX веками. На Кавказе кинжал такой формы стал популярен уже в XVIII-XIX столетиях. Там он использовался не только в качестве оружия, но и как подручный инструмент в хозяйственных делах: например, чтобы хворост нарубить. В Дагестане, Адыгее, Осетии, Чечне или Кабарде кинжал носили чуть ли не постоянно и с подросткового возраста.

После Кавказской войны (1817−1864) шашки, которыми также славились горцы, было разрешено носить только тем, кто вступил в ряды русской армии. Все это способствовало тому, что во второй половине XIX века, как отмечают исследователи, наступил пик производства кавказских кинжалов, которые теперь должны были не только сопутствовать шашке, но и полноценно ее заменить. Кстати, казаки, жившие на пограничных территориях империи и участвовавшие в кавказских войнах, во многом перенимали оружие своих противников (а в начале XX века кама и вовсе поступила на вооружение русской армии).

Для этого кинжала характерно наличие обоюдоострого прямого клинка с вытянутым четырехгранным острием. Несмотря на его явные колющие свойства, как ни странно, кинжал горцы использовали в основном как режущее-рубящее оружие: по одному из поверий, уколоть человека было делом неблагородным, поэтому рубка была предпочтительней.

Сам клинок отличался наличием долов (хотя и не всегда), число которых могло доходить до 4 в зависимости от региона изготовления. Подобным образом кавказские мастера, как и викинги или средневековые кузнецы, уменьшали вес кинжала, придавали ему большую прочность, а заодно и украшали его. В разных регионах, как правило, оружие украшали по-своему. При этом кама в основном изготавливалась на заказ, а значит, отвечая требованиям заказчика, могла иметь не характерные для какой-то определенной местности особенности.

Стандартная длина кавказских кинжалов варьировалась между 30−50 см. Однако известны экземпляры и с более длинным лезвием. Так, кама с длинным клинком, который, кстати, мог достигать аж 90 см, называлась «кваддара» и походила больше на меч, являясь той самой заменой шашки или сабли. Наиболее длинные и широкие кинжалы в большей степени характерны для Дагестана и Армении: в длину их клинки достигали 45−55 см при ширине в 4,5−5 см. Среднее по размеру оружие, длина которого составляла 33−35 см, а ширина — 3 см или 3,2 см, в основном свойственно кабардинцам, черкесам (народам большей части Северного Кавказа) и грузинам. А вот сравнительно небольшие кинжалы, длиной в 25−30 см и шириной 3 см были распространены на территории современной Ростовской области.

Происхождение оружия можно было узнать и по его отделке: например, по форме и украшению рукояти или ножен. Рукоять мастерили из различных материалов: в ход шли и рога животных, и кости, железо или серебро. Обычно ее приделывали к хвостовику клинка при помощи заклепок. При этом, как утверждает исследователь оружия Эмма Аствацатурян в книге «Оружие народов Кавказа», две большие заклепки на навершии и непосредственно у клинка присущи оружию Северного Кавказа (в том числе и Дагестана), в то время как три — с плоской посередине рукояти — для Закавказья.

Рукояти украшались различными гравировками так же, как и ножны: их делали либо из дерева, обтягивая кожей и приделывая металлический наконечник, либо из железа или серебра. Таким образом, кинжал превращался не только в оружие убийства, но и в произведение искусства, поэтому мастера оставляли на нем свои метки, своеобразную подпись. Так, по узору, рукояти или украшению ножен знаток может определить и регион происхождения, и мастера, сделавшего оружие.

В Российской империи в 1904 году имела место попытка привести кинжалы к одному стандарту, вследствие чего появился так называемый уставной кинжал, который принято называть ККВ, то есть кинжал Кубанского казачьего войска. Этот вариант, сделанный на основе кавказских предшественников, приобрел клинок с четырьмя долами с обеих сторон и рукоять из роговых накладок. Однако некоторые офицеры продолжали обращаться к кавказским мастерам, чтобы те сделали им оружие по образцу уставного, но вместе с тем с более дорогим и красивым декором. Таким образом, закон, призванный регламентировать оружие, нужного эффекта, по сути, не возымел: кинжалы все равно изготавливались в большинстве своем исходя из соображений экономических, а не согласно предъявляемым нормам.

Вклад в историю

Слово плебей получило такое презрительное отношение со стороны общества, так как со временем люди забыли его понятие и наделили качествами низших слоёв. Но не стоит забывать, какой вклад внесли эти люди в историю Европы.

Среди плебеев во все времена было множество достойных представителей, некоторые из них были скульпторами и художниками. Современные искусствоведы даже выделили такое направление, как «плебейское искусство». Многие летописцы имели плебейские корни, а ведь именно благодаря их работам мы получили возможность познакомиться с жизнью Древнего Рима.

Самыми известными плебеями, которые внесли большой вклад в развитие мира, являются такие великие люди:

  • Леонардо Да Винчи — сын простой крестьянки и нотариуса.
  • Христофор Колумб — дитя ткача.

Легендарные мастера кузнечного дела Северного Кавказа

Клинки вайнахов пользовались и пользуются заслуженной славой на Кавказе. О них весьма лестно отзывались и европейцы. Стоит упомянуть хотя бы В. А. Потто, военного историка 19 века, или генерала Д. В. Пассека. Трудолюбие, взаимное заимствование передовых технологий других народов и творческий подход в разработке своих собственных уникальных методов в обработке металлов очень быстро вывели вайнахские клинки на лидирующие позиции. Такие клинки перерубали клещи, высекали огонь как огниво и не поддавались слесарным инструментам – об этом можно прочесть у Г. А. Вертепова. Слава об изделиях искусных мастеров распространилась по всему Кавказу, и не только. Тушины, хевсуры и другие народы весьма охотно пользовались изделиями мастеров из аулов Большие и Малые Атаги, Дарто, Джугурта и других. Необходимо упомянуть и имена знаменитых мастеров-оружейников. Вот далеко не полный список: Хамста, Мусради, Баттак и множество других. Описание их изделий и достижений – тема отдельная, ее хватит на несколько книг. Кавказ – не то место, где что-то быстро забывается. Сейчас остались мастера, которые дают надежду на то, что это благородное ремесло не исчезнет. В наше время наиболее известные мастера — Гаджи Курбанкадиев, братья Мовлади и Мовсар Юсоповы, Апти Абдулхамидов.

Отдельно стоит упомянуть деятельность коллекционера, популяризатора и исследователя такого благородного оружия, как кавказский кинжал, – Марата Ахмедова. Он автор статей и ведущий собственного канала на «Ютюбе», развенчивающий домыслы и раскрывающий малоизвестные факты для широкой публики. Возрождение духовных ценностей и нравственное воспитание подрастающего поколения невозможны без учёта опыта и наработок предков – это непреложная истина для всех народов без исключения. Так же как и достижения всех народов являются фундаментом для всей человеческой цивилизации.

Внешний вид кинжала

Кинжал оснащается формой листа и имеет несколько геометрических конструкций клинка. Среди наиболее распространённых были следующие:

Классика

Клинок был широким и своим физическим особенностям напоминал песочные часы.

Отсутствует талия

Никаких изгибов на клинке нет, его форма полностью прямая и широкая.

Облегчённый вариант

Узкий клинок расширялся по мере достижения острия.

Основные характеристики

В большинстве своём все характеристики кинжала остались на одном уровне с небольшими изменениями:

  • ширина клинка составляет от 3 до 6 сантиметров в зависимости от разновидности;
  • общая длина пугио кинжала могла достигать 30 сантиметров, средняя длина составляет 23 сантиметра;
  • центральные рёбра всегда находились по всей площади пугио;
  • плоский и широкий хвостовик был неизменным во всех периодах;
  • рукоятка имела т образную форму;
  • накладка должна была прикрепляться к хвостовику и плечу клинка;
  • до начала первого века навершие имело округлённую форму, но уже после наступления 1 века эта форма изменилась на трапециевидную.

Интересный клинок.

Древний культ Вулкана

Поскольку греческая мифология является значительно старше римской, а многие колонии Греции создавались и на территории Италии, постепенно римляне стали перенимать некоторые культурные элементы эллинов. Наиболее ярко это отразилось в верованиях.

Римский поэт Квинт Энний, проживавший в III веке до нашей эры, решил произвести систематизацию основных божеств. Вышло так, что в пантеоне строго выделился так называемый Совет богов, представляющий шесть женский и столько же мужских божеств.

Помпео Батони «Римский бог Вулкан», 1750 год

Именно благодаря Квинту Эннию удалось установить “родственность” образов римских и греческих богов. У Вулкана, о котором и пойдёт речь, таким “близнецом” оказался Гефест, знаменитый эллинский бог-кузнец. И внешнее описание римского его аналога, и особенности мифов имеют явное сходство с древнегреческими историями.

По мнению многих исследователей, культ Вулкана можно считать более древним, чем почитание Юпитера. Но почему этому богу удалось опередить верховного правителя? Как мне кажется, причина заключается в особенностях функций самого Вулкана.

Питер Пауль Рубенс «Вулкан кует молнии Юпитеру», 1636-1637 годыМестонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Изначально этот бог отождествлялся с земным и небесным огнём. Как известно, почитание огненной стихии было одним из первых аспектов верований первобытного человека, а потому и божество, отождествляемое с ней, появилось раньше прочих бессмертных представителей пантеона.

По мере развития ремёсел, для которых необходимо было использование огня, преобразились и обязанности Вулкана. Теперь бог был покровителем кузнецов, своего рода художником металла, который поддерживал людей, занимающихся этим же искусством.

Конечно, подобная деятельность требовала долгого и тяжкого труда, из-за чего римский бог Вулкан стал защитником людей трудолюбивых и способных, а вот попасть под гнев этого бога мог любой нерадивый работник или лентяй.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: