Пеш-кабз — pesh-kabz

«Послав на задание, про нас забыли»

На счету роты разминирования, в которой служил Николай Кремениш, было больше всего боевых выходов.

— Но почему-то замполит именно нас больше всего и невзлюбил, говорил частенько: «А, это рота разминирования? Разгильдяи». Придя с боевых, вместо баньки часто отправлялись на парко-хозяйственный день по обслуживанию техники и чистку оружия. Такая вот была «разгрузка».

А будни были напряженными. Во время одной из операций группа осталась без командира. Произошел подрыв. Командир роты лишился глаз, его отправили в госпиталь. Группу возглавил сержант Кремениш. К «Черным горкам» нужно было через ущелье провести колонну.

— Шла чисто «броня». Наверху были наши посты, стояли мотострелки Руслана Аушева. Начальник инженерной службы сообщил, что мы идем максимум на сутки. Провели колонну, возвращаемся и выясняем, что… про нас забыли. Мы остались без сухпайков. На нас их, оказывается, не получили.

Простояли там неделю, вторая группа как могла делилась с нами съестным. Потом, когда пехоту снимали, чисто случайно убили двух баранов. Будучи голодными, обоих и съели. Состоялся «разбор полетов». Больше всего буйствовал и возмущался замполит, назвав нашу роту разминирования «волками». Думал нас этим обидеть. Я встал и сказал: «Да, мы — волки, нас на неделю оставили без еды. Мы кушать хотели». Нас наказывать не стали.

— Расскажите про последний боевой выход.

— Это было летом 1987-го. Наша группа сопровождала колонну. Мы свернули с бетонки на грунтовую дорогу. Стали подниматься в кишлак. Заходили поочередно на первую заставу, на вторую… К третьей заставе проход был узкий. С одной стороны — забор, с другой — виноградники. На этом участке нас обстреляли. Понимая, что по дороге дальше мы не пройдем, свернули в виноградник. И столкнулись нос к ному с боевиками. Я увидел черные глаза «духа» в чалме. Он, похоже, тоже не ожидал увидеть нас в «зеленке». Стрелять мы начали одновременно. Рядом был взводный Игорь Петров, качнувшись, я столкнул его с брони, закрыв своим телом. В «духа» выпустил целый рожок. И вдруг наступила темнота…

Очнулся на заставе, куда меня затащили ребята. Грудь болит, вздохнуть не могу. Взводный кричит: «Братишка, живой!..» В бронежилет под углом вошли две пули. Осмотрели — на мне ранений нет. Сознание я потерял от удара.

Старший лейтенант Игорь Петров остался жив, благодаря своему замкомвзвода Кременишу. Николай потом искренне удивлялся, когда его расспрашивали, о чем он думал в тот момент. Когда там было думать? Все произошло в доли секунды. Действовал интуитивно, надо было спасти, заслонить командира.

Дембель был все ближе. Когда Николаю Кременишу оставалось служить около месяца, он подхватил желтуху.

— В августе, в сезон сбора винограда, у нас каждый год ребята массово попадали в госпиталь. И меня не миновало. Пытался сначала лечиться самостоятельно, так запустил болезнь, что потом неделю вообще не вставал. Месяц провел на больничной койке. Полагался еще месяц на реабилитацию, но доктор, зная, что ухожу на дембель, выписал меня. Пришел в роту. А там — траур. На мине подорвался паренек — кинолог из Белоруссии…

Уезжал из Афганистана Николай со смешанными чувствами. И домой страшно хотелось, и с друзьями, боевыми товарищами тяжело было расставаться.

— Они довезли меня до Кабула, проводили до взлетки. Мы еще долго стояли у трапа самолета, не в силах проститься. Они для меня стали практически семьей.

— На награждение приехал в Москву. Золотую звезду в Кремле мне вручал тогдашний председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко. Михаил Горбачев уехал с визитом за границу. Награждали нас пятерых: двух офицеров и трех сержантов.

После армии Николай учился в Горном институте в Москве. Перестройка потянула за собой чудовищную инфляцию, спад производства, беспредел, безработицу, пустые прилавки… Работать в столице Николай не остался. Опять же сработала чуйка, интуиция.

— Если бы не уехал из Москвы, оказался бы 10 ноября 1996 года на Котляковском кладбище, где около могилы председателя Фонда инвалидов войны в Афганистане Михаила Лиходея произошел взрыв, было убито 14 человек и еще 30 ранено. И я бы точно находился рядом с новым руководителем фонда Сергеем Трахировым. Ребят там всех разметало на куски.

К «афганцам» тогда втерся в доверие криминалитет, чтобы, пользуясь их привилегиями, банально воровать. Но тот случай, по мнению Николая, не скомпрометировал афганское братство.

— Для тех, кого я знаю, очень важно не запятнать честь дела, которому служили. И по сей день, в какой бы город я не приехал, знаю, что мне всегда помогут те, кто служил «за речкой»

Порой, нам тяжело вспоминать былое, но и забыть Афганистан невозможно.

Кинжал офицерский ККВ

Секретом не является тот факт, что с 19 века кинжалы кавказского типа приобрели широкую популярность в рядах русской императорской армии. Если в самом начале казаки использовали различные изделия добытые в бою. То в 1904 году было принято решение об утверждении конкретного кинжала.

Историческая справка

В 1904 году приняли на вооружение кинжал для нижних чинов казачьих войск. Перед началом Первой мировой войны, практически все казаки были вооружены именно такими кинжалами. Но в казачьих войсках в начале 20 века, широко применялось оружие изготовленное кавказскими мастерами.
Оно отличалось большим разнообразием, с которым казакам можно было выходить на службу. Особенность таких инструментов была в том, что были сильно распространенны различные рисунки и орнаменты на рукоятях и ножнах. Серебром украшали изделия офицерского состава.

Кинжал Кубанского Казачьего Войска.

Немного о производителе


Златоустовская оружейная фабрика.

Златоустовская оружейная фабрика выпускала холодное оружие для нужд русской армии и флота. Предприятие было открыто в 1815 году. На берегу реки Ай было построено несколько деревянных зданий, там и размещались основные отделения фабрики.

Только в 1839 году было построено первое каменное здание.

Фабрика выпускала различное боевое оружие, в том числе: шашки, сабли, палаши, шпаги, тесаки, кинжалы, кортики, пики и ножи.  К началу 20 столетия выпуск холодного оружия достигал 42 тыс. единицы в год.

Изделия производимые фабрикой были широко известны не только в России, но и за рубежом. Оружие представляли на различных выставках, где оно занимало высокие места. Златоустовская оружейная фабрика входила в число лучших промышленных предприятий в России.

Описание кинжала

Клинок выполнялся из стали, был прямым с двумя лезвиями. На нём выполняли два широких и два узких дола с обеих сторон. У основания клинка имеются травленные картуши с левой стороны «З.О.Ф.» в растительном обрамлении.

С правой стороны написано – ККВ, что означало Кубанское казачье войско. Также имеется дата производства изделия. Классическая кавказская рукоять, выполнялась из рога. Накладки закреплены на хвостовике клинка с помощью трёх заклёпок.
Они имеют окончание в виде сферических шляпок. У основания ручки расположен мельхиоровый поясок, он украшен гравированием. Ножны выполняли из дерева и обтягивали кожей. Их украшали гравированным растительным орнаментом состоящего из завитков.

Кинжал ККВ.

Конструктивные особенности меча

Нагинату по ошибочному представлению иногда называют европейской алебардой, но это в корне не правильно.

  • По европейской классификации нагинату относят к древковому оружию, однако на Востоке – это меч. Согласно японской классификации оружие с длиной клинка более 15 см относят к мечам.
  • Овальная форма рукояти имеет свое предназначение. Она служит для определения направления лезвия клинка, что очень удобно при быстрых перехватах и вращениях во время боя.
  • Укорочение со временем длины рукояти нагинаты с 2. 5 до 1.2-1.5 метров, имело для этого свои основания. В бою такой размер показывает большую боеспособность. Укороченные нагинаты в настоящее время применяют на занятиях по нагинатадзюцу.
  • Считается, что оружие должно превышать рост своего хозяина на 30-40 см для эффективности в обороне и нападении.
  • Заостренные колпаки на рукояти (ишизука) выполняли роль не только противовеса тяжелому клинку, но и применялись в бою для нанесения дробящих ударов противнику.
  • Для снижения общего веса меча клинок имеет долы – это продольные углубления для облегчения конструкции с сохранением ее прочности.
  • Узкий и немного загнутый клинок современной нагинаты дает возможность наносить колющие удары.
  • Крепление клинка к рукояти осуществляется за счет длинного хвостовика (его размер всегда приблизительно равен длине самого клинка с возможными небольшими отклонениями, как в меньшую, так и в большую сторону), то есть принцип крепления, как у обычных коротких мечей. В рукояти проделывается специальная прорезь, куда вставляется хвостовик, имеющий несколько отверстий для скрепления с рукоятью. Вся эта конструкция сверху закрепляется металлическими кольцами, иногда дополняется тугой обмоткой из толстых шелковых нитей. Проушину имел только один из древних представителей нагинаты, ориентировочно в 10 веке, позднее от них отказались и перешли именно на способ крепления как у мечей. Почему все так сложилось, никто не знает, только и на сегодняшний день  хвостовик крепится к рукояти бамбуковым штифтом.

Дизайн

В большинстве пеш-кабзов используется однолезвийный однолезвийный полый закаленный стальной полый запах загнутый клинок с толстым стержнем с Т-образным поперечным сечением для прочности и жесткости. В большинстве примеров пара весов на рукоятке прикреплена к рукоятке с полным выступом, которая имеет крючковидный приклад. Самые ранние формы этого ножа имели изогнутый клинок, что наводит на мысль о его персидском происхождении.Во всех вариантах лезвие неизменно широкое на рукояти, но постепенно и радикально сужается к игольчатому треугольному наконечнику. При ударе по кольчуге этот усиленный наконечник раздвигает звено цепи, позволяя остальной части лезвия пробить броню. Один эксперт по ножам пришел к выводу, что пеш-кабз «как элемент инженерной конструкции вряд ли может быть усовершенствован для этой цели».

Нож обычно используется как колющее оружие. Однако широкое лезвие с полой землей также обладает значительной режущей способностью и, как таковое, также может эффективно использоваться для рубящих или режущих ударов. Его способность использоваться в качестве рубящего или колющего оружия заставила более чем один авторитет ошибочно классифицировать пеш-кабз как боевой. кинжал.

Пеш-кабзы обычно имеют общую длину около 40–46 см (16–18 дюймов), а лезвия составляют примерно 28–33 см (11–13 дюймов). По сравнению с другими подобными ножами с лезвиями Т-образного сечения и усиленными наконечниками пеш-кабз практически ничем не отличим, если не считать длины лезвия. В карта или же бахбуди (антиквариат) имеет более длинный клинок (хотя и короче афганского меча, такого как Salwar ятаган ) и считается отдельным дизайном, в то время как чура, используемый Махсуд клан Племя пуштунов Хайбер, является немного более коротким вариантом пеш-кабза.

Пеш-кабз имеет полный хвост и традиционно украшен моржами (دندان ماهیдандан махи) слоновая кость напольные весы или же ручки ), но были найдены и другие примеры использования слоновой кости из клыков носорог, или же слон. Еще можно найти ножи с деревянной чешуей, агат, Джаспер, горный хрусталь,, змеевик (ложный нефрит ), или металл. Ножны обычно изготавливаются из металла или кожи поверх дерева и могут быть инкрустированы серебром или драгоценными камнями.

Техника владения

Техника владения этим оружием называется нагинатадзюцу и является традиционным японским древним искусством.  История его происхождения точно не известна. Возможно, она основывается на приемах, которые использовали китайцы со своим орудием гуань дао. Либо самураи самостоятельно пришли к такой технике, пытаясь на основе принципов владения мечом увеличить радиус поражения противника путем увеличения размера рукояти.

Концепция данной техники заключается в укреплении тела и формировании правильного духа (ума), с помощью занятий нагинатой. Посредством занятий нагинатадзюцу человек стремится улучшить себя.

Этот вид боевого искусства требует большой выносливости и координации. Техника владения нагинатой основывается на сильных предплечьях, кистях и запястьях. Если эти мышцы будут плохо натренированы, то в сражении воин быстро устанет и станет легкой жертвой. В бою задействовались обе руки и были они очень подвижны относительно древка. Это давало возможность менять дистанцию до противника и наносить удары под разными углами и менять направление нападения. Держа орудие в одной руке, и периодически подхватывая его другой рукой в различных местах, можно было усилить удар. Руки постоянно свободно скользят по рукояти, активно перехватывая оружие. В бою воин применял и лезвие, и рукоять, даже среднюю ее часть. Противостоять такому восточному бойцу с нагинатой мог только соперник с огнестрельным оружием или несколько противников с копьями одновременно.

Особенностью владения нагинатой является прием жонглирования ею. Постоянное перекидывание оружия  из одной руки в другую, обманные удары, разноплановые вращения все это путало и пугало противника. Опытный мастер свободно мог запугать, запутать, а затем и поразить даже самого внимательного врага.

При быстрой смене положения лезвия появляется возможность нанести рубяще-режущий удар, сопоставимый с ударом от меча. Воин с нагинатой должен мастерски владеть навыками владения мечом, так как во время защиты от противника вооруженного мечом, техника строится на основе предугадывания его действий.

При обороне от воина с копьем важный момент заключается в искусстве быстрого вращения и перехвата нагинаты. Не стоит забывать, что нагината тяжелее копья и ее клинок значительно длиннее наконечника. Поэтому для успешной защиты, скорости применения этих орудий должны как минимум быть на одном уровне. При этом активно использовался наконечник рукояти нагинаты для отвлечения врага, чтобы найти удобный момент для нанесения режущего удара клинком, например, по горлу.

В наше время существует большое множество школ, обучающих технике владения нагинатой, где нагинатадзюцу практикуется в форме современного боевого искусства, названного по аналогии с одноименным названием оружия — нагината. Это стандартизированная комбинация всех старых стилей. По нагинатадзюцу проводятся соревнования. Широко распространены школы данного вида боевого искусства при высших учебных заведениях Японии.

Нагината для тренировки чаще имеет длину 210-225 см. Особенностью экипировки при занятиях нагинатадзюцу является дополнительная защита ног. Это связано с тем, что часть приемов направлена именно на поражение нижней части тела.

На сегодняшний день этот вид японского боевого искусства набирает обороты и в нашей стране. С 2017 работает Российская ассоциация нагинаты. Действует Международная федерация, ее филиалы открыты во многих западных странах.

В настоящее время, старые школы военных искусств, которые практикуют более боевые формы нагинатадзюцу, остаются действующими, среди них Araki Ryu, Tendo Ryu, Jikishinkage ryu, Higo Koryu, Tenshin Shoden Katori Shinto Ryu, Toda-ha Buko Ryu и Yoshin ryu, некоторые из них работают за пределами Японии.

Перспективы развития нагинатадзюцу дают все основания утверждать, что в в ближайшем будующем она способна посоперничать с фехтованием.

Типы кавказских кинжалов

Боевые кинжалы кавказских народов разделяются на 2 типа: кама и бебут.

  1. Кама имеет прямую обоюдоострую форму лезвий, которые размещаются друг против друга и сужаются к краю, переходя в острие. Ребро жёсткости расположено посередине лезвия. От ребра по бокам размещаются 2 долы, которые уменьшают вес изделия, увеличивают его прочность и служат декоративным элементом. Количество борозд может от 1 до 4. Лезвия кама заточены одинаково. Наносит колющие удары, режущие свойства менее выражены. Оружие различают по длине лезвия. К малым относятся ножи с лезвием до 30 см, средние до 40 см, длинные до 50-60 см. Ширина лезвия могла доходить до 4 пальцев.
  2. Тип бебут встречается редко из-за малой востребованности. Оружие не использовали ежедневно или в боях. Служило украшением, показателем богатства владельца. Лезвие имеет изогнутую форму с заточкой внутренней стороны. Широкое применение бебут получил во время Первой мировой войны — он заменил армейский тесак.


Бебут.

Кавказский кинжал имеет определённое устройство.

  1. Клинок является обоюдоострым и прямым с лезвиями, которые сужаются к острию.
  2. У рукояти имеется расширенное основание, узкий черенок и головка в виде колпачка.
  3. Клинок завершается вытянутым четырёхгранным остриём.
  4. На клинке располагается ребро жёсткости или долы, количеством от 1 до 4.
  5. Рукояти выполняются мастерами из разных материалов.
  6. Деревянные ножны обтягивались кожей и состояли из устья, обоймицы и наконечника.
  7. Длина кинжалов от 40 до 75 см, длина клинка от 30 до 62 см, ширина от 3 до 6 см.

Несмотря на однотипность конструкции, оружие разных народностей имеют отличия.

Дагестанские

Оружие народностей Дагестана отличается изяществом, лёгкостью и узким клинком, достигающего в длину 40 см.

  1. Дагестанский кинжал имеет особенное расположение долов: они ассиметричны.
  2. На кинжал наносится орнамент, которые напоминает узор сварочной стали.
  3. Металл между лезвием и долами подвергается воронению. После воронения расстояние заполняется широкими полосами.
  4. Удлинённая головка рукояти сужается к округлённому верху. Шляпки загвоздок выполнены в виде конусов. Прокладки между загвоздками не применяются.
  5. Загвоздки, головка, нижняя часть рукояти окованы металлом. Встречаются вставки из кости, орнаменты, которые исполнены в виде растительных узоров.
  6. В районе Дагестана Кубачи орнамент разделятся на типы: мархарай, тута, москов-накыш, сита. Большое распространение получили рисунки мархарай и тута.


Дагестанский нож.

Армянские

Армянский кинжал имеет длину 40-62 см, вес от 325 до 900 гр. Модели отличаются исполнением элементов.

  • Вытянутая кверху головка рукояти напоминает арку.
  • По краям рукояти расположены вырезы, получившие название перехваты.
  • Выпуклые или круглые шляпки у загвоздок изготовлены в форме конуса или цилиндра. Под шляпками расположены ромбовидные прокладки.

  • Устье ножен соединено с обоймицей с треугольными выступами с арочными краями.
  • Вершины украшены фестонами с тюльпанами.
  • Узор выполнен в растительной тематике и дополнен надписями на армянском языке, таушированные золотом или серебром.
  • Встречаются ножи, которые полностью покрыты таушировкой.

Грузинские

Грузинские кинжалы выделяются особенностями:

  1. Полуовальная головка и короткое лезвие.
  2. Особенно выделяется рукоять, на которой встречаются загвоздки с полусферичными шляпками с краями в виде лепестков.

  3. Устье у ножен с обоймицей.
  4. Наконечник оформлен треугольными выступами.
  5. Рукоять и ножны дополнительно украшены растительным позолоченным рисунком.
  6. Посередине клинка располагается сварочная пластинка.
  7. Основание выполнено с фигурными прорезями с серебряной или золотой насечкой.
  8. Форма совпадает с грузинскими, но орнамент скромнее и выполнен из меди.

Осетинские

Кинжал осетин.

Кинжал осетин имеет обоюдоострый прямой клинок с 1, 2, 3 или 4 долами, поверхность которых украшалась вьющимися стеблями растений или узором наподобие сварочной стали.

Носится в ножнах чёрного цвета. Осетинский кинжал является непременным элементом национального костюма. Длина может достигать 1 м.

Шашка гурда

Этимологию слова «шашка» связывают с черкесским словом «сашхо», что означает длинный нож. Стать владельцем шашки с клеймом груда было честью для горца, казака или офицера царской армии. В умелой руке шашка могла перерубить ствол ружья, разрубить панцирь или кольчугу. Она высоко ценилась, и нередко над телом уже погибшего владельца разыгрывалось целое сражение, чтобы завладеть ею.

О названии шашки до сих пор спорят лингвисты. Среди местных краеведов популярна версия, что оно идёт от имени чеченского тайпа гордалой и, соответственно, аула Гордали, в котором жила династия оружейников. Уже в XIXвеке гурда была редкостью, встречались подделки. Старики вспоминают, что с неожиданной смертью последнего мастера был утерян секрет гурды.

Знаток художественного оружия Эдуард Ленц считал, что название шашки происходит от древнеперсидского слова «кард» или от новоперсидского «ghurd», что означает меч или большой нож. Или от турецкого «курдде» (тесак).

Рекомендации

  1. ^
  2. Байам, Мишель (1 апреля 1995 г.). Оружие и доспехи. Дорлинг Киндерсли. п. 34. ISBN  . Пеш-кабз был специальным кинжалом из Персии и северной Индии, который использовался в основном для пробивания кольчуги.
  3. ^ , дата обращения 5 июля 2011.
  4. ^ Шеклфорд, Стив, (ред.), Руководство Blade по ножам и их ценностям (7-е изд.), Krause Publications, ISBN  978-1-4402-0387-9 (1989), стр. 406
  5. Новое оружие в мировой энциклопедии. Макмиллан. 21 августа 2007 г. с. 28. ISBN  . Пеш кабз, кинжал, популярный в Персии и Северной Индии.
  6. DK Книги очевидцев: оружие и доспехи. Дорлинг Киндерсли. 15 августа 2011. с. 34. ISBN  . В пеш-кабз был особенным кинжалом из Персии и северной Индии.
  7. ^ Пол, Э. Джайвант, Оружие и доспехи: традиционное оружие Индии (1-е изд.), Roli Books, ISBN  81-7436-340-8, ISBN  978-81-7436-340-4 (2005), стр. 67-70.
  8. ^ Стоун, Дж. Кэмерон, Глоссарий конструкции, украшения и использования оружия и доспехов: во всех странах и во все времена, Портленд, Мэн: Dover Publications, ISBN  0-486-40726-8 (пересмотрено, 1999 г.), стр. 493-494
  9. ^ Эгертон, Уилбрахам, (граф), Описание индийских и восточных доспехов, Лондон: W.H. Allen & Co., Ltd. (1896), стр. 102-109, 130.
  10. ^ Пант, Гаятри Натх, Могольское оружие в Бабур-наме, Дели: Агам Кала Пракашан, Книги Южной Азии, ISBN  0-8364-2473-5, ISBN  978-0-8364-2473-7 (1989), стр. 60-68.
  11. Макнаб, Крис (ред.), Ножи и мечи, Визуальная история, Лондон: DK Publishing, ISBN  0-7566-5646-X, 9780756656461 (2010), стр. 295
  12. ^ Хартрик, В. Б., Романтика мечей короля Эдуарда, The Strand Magazine, Лондон: Geore Newnes, Ltd., Vol. 30, июль – декабрь 1905 г., стр. 258–259.
  13. ^ Бальфур, Эдвард, Циклопедия Индии, Восточной и Южной Азии, Том 1 (3-е изд.), Лондон: Бернард Куорич (1885), стр. 162, 231
  14. Эттингхаузен, Ричард, Исследования по мусульманской иконографии I: Единорог, Вашингтон, округ Колумбия: Галерея искусств Freer, случайные статьи, Vol. 1, No. 3, (1950), p. 127: Известный писатель и коллекционер оружия Джордж Кэмерон Стоун утверждал, что обычай использовать моржовую слоновую кость для рукояти ножей в Ближний Восток возникли потому, что у него было меньше шансов расколоться, чем у слоновой кости, в то время как другие, такие как слоновая кость, Иезуит исследователь Отец Филипп Аврил заявляют, что он использовался, потому что считалось, что клык моржа имел свойство оглушать кровоизлияние.
  15. Фредерик, Джордж Ф. (доктор философии), Слоновая кость и слон в искусстве, археологии и науке, Нью-Йорк: Doubleday, Page & Co. (1916), стр. 238
  16. , дата обращения 6 июля 2011
  17. ^ Ватт, сэр Джордж, Коммерческие продукты Индии, Лондон: John Murray Publishers (1890, ред. 1908), стр. 561

День четвертый. Танец любви

На праздник Рат нат нам удалось попасть только вечером следующего дня. Накануне мы поехали на поиски танцующих, но начал накрапывать дождь, что для праздника было не очень хорошо. К тому же наш новый приятель Сеф утопил в арыке джип, вернее, его часть. А поскольку в темноте вытащить машину мы не смогли, пришлось ждать следующего дня. В этот момент стало ясно, что пора задобрить местных богов, а заодно подружиться с местным населением, поэтому мы попросили калашей приготовить главное праздничное блюдо — козу. Пир прошел бурно, поскольку калаши, не будучи мусульманами, гонят из абрикосов самогон, напиток крепкий даже по нашим меркам.

Этнические различия ножа кама

Кинжал кама всегда имел особенности в зависимости от региона производства. Например, азербайджанский клинок имеет орнамент. Украшение могло быть растительного характера или имело геометрические формы. Также использовали прорезной орнамент:

  • армянские камы имели навершие в виде типичной восточной арки. Очень популярным считалось украшение в виде тюльпанов. Их помещали на рукояти и ножнах. Одновременно применялась золотая и серебряная насечка;
  • грузинская кама имеет широкий и короткий клинок. Навершие рукояти выполняется в форме цветочных лепестков. Клинок украшался в средней части, накладными сварочными пластинами. А у пяты могли иметься фигурные сквозные прорези. Отделка рукояти и ножен из серебра могла быть выполнена растительным орнаментом;
  • дагестанские кинжалы имеют очень вытянутую головку рукояти. Они имеют немного общего с армянскими изделиями. Но на Кавказе клинки из Дагестана, всегда считались самыми лучшими. Они имеют второе название – кубачинские кинжалы, по названию поселения где их производят;
  • лезгинский кинжал является одной из разновидностей дагестанских изделий. Каждая голомень имеет один несимметрично расположенный дол;
  • хевсурское изделие похоже на грузинский кинжал. Но детали рукояти и ножен выполняются из латуни или железа. Они имеют простой орнамент, который выполняют медной насечкой;
  • азербайджанский клинок имеет растительный и геометрический орнамент. Также на рукояти и ножнах выполняют переработанные элементы прикладного искусства.

https://youtube.com/watch?v=vOs5w5O917Q

«Ивовый лист»

Следом за японцами свою моду и влияние на дао оказали маньчжуры. Новый тип меча получил название люедао — «ивовый лист»: такой саблей можно было и колоть, и рубить, отчего она пользовалась популярностью как у пехотинцев, так и у конных воинов, ими же были вооружены основные силы армии на протяжении всего правления династии Цин (1636−1912).


Парные нювэйдао. (pinterest.com)

И уже совсем классический в нашем представлении, знакомый нам по спортивному ушу меч — нювэйдао («коровий хвост») — сложился в XVIII веке и, по сути, является модификацией люедао. Правда, в нем более ярко выражена необычная форма, напоминающая латинскую букву «S». Такое впечатление складывается благодаря увеличивающейся к острию елмани, в то время как рукоять загибалась в другую сторону от конца клинка. Вместе с тем, сохранилась круглая гарда, защищающая кисть руки. Широкий клинок нювэйдао, судя по всему, был отчасти сделан в народной традиции широколезвийных мечей, отчего, как считается, «коровий хвост» и пришелся по вкусу именно коренным китайцам, боровшимся против все тех же маньчжуров.

Китайские повстанцы-ихэтуани использовали нювэйдао и во время знаменитого боксерского восстания 1899 года, хотя в большей степени бунтующие вооружались дадао — большим двуручным мечом. Навершие его рукояти было выполнено в виде традиционного для китайского меча кольца, что, наверное, было достаточно символично. Дадао при общей длине, например, в 80 см имел не очень длинный клинок — всего 50 см (при этом рукоять была 30 см соответственно, хотя дадао могли быть и с гораздо большей по длине рукоятью и напоминали алебарду). Крестьяне вполне могли управиться с таким мечом, поэтому неудивительно, что он воспринимался не только как символ, но и как грозное оружие, даже в неподготовленных руках. Дадао был популярен и во время китайско-японской войны в XX веке. Интересно, что в узких переулках китайских улиц солдаты с мечами дадао в ближнем бою получали существенное преимущество, в то время как японцы успевали только пару раз выстрелить, после чего на них обрушилась масса сокрушительных размашистых ударов дадао.

«Чадов уверяет, что играл меня»

— По этим событиям снят фильм «Тихая застава». Что вы думаете о нём?

— С режиссёром фильма Сергеем Маховиковым мы дружим. По большому счёту, с негласного благословения он его и снимал. Когда его собирались снимать другие люди и я увидел сценарий, то категорически отказался в нём участвовать. Сергей переписал его по тем событиям. И этот фильм не только про 12-ю заставу. В канву сценария вплели реальные исторические факты, но Сергей объединил их в одну историю. В фильме сошлись три разных случая. Но в целом вся работа сделана исторически очень правильно.

  • Кадр из фильма «Тихая застава». Режиссёр Сергей Маховиков

Актёр Андрей Чадов уверяет, что играл меня. Но он даже внешне чем-то похож на начальника заставы, на Михаила Майбороду. И я ему сказал: «Конечно, ты его играл, с той харизмой, которая была у него».

Есть ещё сериал «Застава», там тоже есть эпизод об этом бое. Из их съёмочной группы я ни с кем не общался. Но там очень много таких интересных фактов, которые даже для меня были шоком, потому что о них никто не мог знать, кроме меня и Михаила Майбороды.

— Хотела бы уточнить про параллельные истории. То есть события, которые показаны в фильме, — реальные. Но в жизни они не были связаны в один узел?

— Да, они происходили в разных местах и в разное время существовали независимо друг от друга. Но, действительно, была такая история с женой офицера, которую похитили душманы.

— А Евланов? Мне кажется, что актёр, который играет Сергея Евланова, очень похож на реального героя.

— Был такой замечательный человек, режиссёр Сергей Говорухин. Мы с ним познакомились в 1995-м после его ранения в Чечне, когда ему ампутировали ногу. Он сказал мне тогда очень правильные слова: «Правдивый фильм о войне может быть только документальным».

Но даже документальный фильм — это всё равно вопрос подачи: что показано, какой закадровый текст. Одно и то же событие можно по-разному преподносить и комментировать, показать в разных ракурсах.

Сергею Евланову я обязан жизнью. И я этого не скрываю. Хотя он от этого отнекивается.

— Как сложилась его судьба? Он ведь второй, кто был награждён званием Героя России, из тех, кто остался в живых.

— Сергей Евланов уехал на родину. Сейчас он живёт в Екатеринбурге, возглавляет фонд имени 25 героев 12-й заставы. Работает с детьми, создаёт отряды юных пограничников, работает на наше будущее. Сам занимается спортом, привлекает детей к занятиям боксом, рукопашным боем. У него уже несколько тысяч детей в этом фонде.

  • Братья Михаил и Иван Майборода на 12-й заставе

— Вы когда-нибудь собирались вместе — все, кто вышел из боя?

— Нет, только после награждения. На 20-летие человек восемь собралось, в Липецк приезжали. И всё. Потому что очень многие не хотят об этом вспоминать. У некоторых пытались взять интервью или даже просто переговорить с ними о тех событиях, чтобы что-то рассказали, — многие просто наотрез отказываются. Так же, как и Иван Майборода (брат начальника погранзаставы, который находился на её территории и наравне со всеми героически проявил себя в том бою. — RT).

Когда я приезжал к Ваньке, мы садились и он начинал заниматься стратегией, тактикой, как воевать надо, как не надо. И всё время: война, война, война… И он на этой войне так и остался. Она его, к сожалению, всё-таки забрала.

— Почему Михаил тогда взял его к себе на заставу? Он хотел, чтобы младший брат был под присмотром?

— И да и нет. С одной стороны, потому что Ване нужно было идти служить в казахскую армию. И Михаил решил, что лучше он будет служить в российских войсках. Тогда был актуальный вопрос: какой Родине присягать? Второе — чтобы действительно под присмотром. У Вани был сложный характер. Были и вредные привычки. Но на заставе он полноценно нёс службу. И то, что он вышел из того боя, — это, наверное, тоже Божий промысел для родителей: один сын погиб, второй присутствовал при этом и не посрамил фамилию, воевал наравне со всеми. Поэтому оба награждены одинаковыми наградами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: