Военно-воздушные силы россии

Первые военные самолеты

Изобретение самолета «Флаер» Братьев Райт и «14-Бис» Сантоса-Дюмона не осталось незамеченным военными. Если американские предприниматели изначально разрабатывали летательный аппарат для расширения возможностей армии США, то французский изобретатель бразильского происхождения был настроен решительно против применения авиации в вооруженных конфликтах. Первый самолет, который был приобретен войсками Америки — биплан, разработанный братьями Райт и развивавший скорость до 70 км/час.

Первым русским самолетом с установленным на нем пулеметом стал «Дыховичный-1», выполненный по принципу винтового биплана. Самолет был предназначен для атаки объектов и целей, расположенных на поверхности земли. На развитие авиации повлияла Первая мировая война. Летательные аппараты стали оснащаться турелями, позволявшими пулеметам вращаться на 360 градусов, а также синхронизаторами стрельбы.

Первые пассажирские самолеты

Человеком, который положил начало созданию пассажирских самолетов, являлся Альберто Сантос-Дюмонт. Изначально он конструировал воздушные шары и дирижабли. В 1905 году он закончил работу над проектом первого летательного аппарата. Уже в 1906 году конструктор совершил первый полет на самолете собственного производства. Воздушная машина получила название Oiseau de proie или 14-bis. В переводе такое название означает «Хищная птица».

Альберто Сантос-Дюмонт и его 14-bis

Характеристики первого полета:

  • высота — 2-3 м;
  • дальность — 220 м;
  • время полета — 22 секунды.

Воздушное судно было оснащено съемными шасси.

Глядя на опыт авиаконструирования братьев Райт и Сантоса-Дюмона, российское правительство решило начать свои разработки в этой области. Единственным нюансом стало то, что на территории России на тот момент не было конструкторов, имеющих опыт создания самолетов. Многие из них никогда не видели этих машин.

Первый русский самолет, который смог пролететь несколько десятков метров без аварии, был создан профессором политехнического института г. Киева Александром Кудашевым. В 1910 году он совершил полет на воздушной машине собственного производства.

Опыт конструктора Кудашева перенял Игорь Сикорский. Он создал самолет «Илья Муромец». Это первое пассажирское воздушное судно, которое было оснащено перегородками. Они делили салон на различные отсеки: спальную зону, развлекательный отсек, ресторан и ванную комнату.

Разработка Игоря Сикорского

В 1913 году состоялось знаменательное событие. Самолет впервые поднялся в небо. Уже через год состоялся презентационный полет. На его борту находилось 16 пассажиров.

Первый русский авиаконструктор — А. Ф. Можайский

Советские СМИ утверждали, что придумали аэроплан первыми не братья Райт, а контр-адмирал, морской офицер и известный русский изобретатель А. Ф. Можайский. Александр Можайский проявлял неподдельный интерес к летательным аппаратам, над проектами которых он начал работать еще в 1877 году. Поскольку у двигателей внутреннего сгорания был серьезный недостаток — большой вес, Александр Федорович решил заменить их паровыми агрегатами. Первые 2 образца были заказаны в Великобритании. Испытал свой самолет Можайский А. Ф. в 1884 году, однако достоверных сведений о его крушении в документах не сохранилось.

Краткая биография изобретателя

Можайский Александр Федорович воспитывался в семье дочери зажиточного купца и адмирала. Высшее образование получил на базе Морского кадетского корпуса, сразу после окончания которого получил звание мичмана. 7 лет бороздил воды Белого и Балтийского морей, в результате чего дослужился до лейтенанта. Потерпел крушение на фрегате «Диана» неподалеку от японского порта. Во время своего пребывания в стране контр-адмирал глубоко проникся ее культурой, и после возвращения домой продолжал сохранять трепетное отношение к Японии, украшая свой дом живописью и предметами искусства Страны восходящего солнца.

Можайский Александр Федорович

Ряд компетентных источников утверждает, что А. Ф. Можайский — изобретатель первого в мире самолета. Идея спроектировать летательный аппарат пришла к офицеру после длительного наблюдения за полетом птиц и изучения их анатомических особенностей. Осенью 1876 года Можайский начал серию опытов с летательными аппаратами, оснащенных пружинными двигателями. Спустя несколько лет прототип самолета был готов, однако он потерпел крушение при проведении масштабных испытаний. После смерти контр-адмирала проект был приостановлен по решению властей.

Летательный аппарат Можайского

Военная энциклопедия редакции 1914 года утверждает, что русский исследователь и изобретатель, создавший первый самолет, упорно работал над проектом даже после прекращения его финансирования. Самолет Можайского функционировал на силовом агрегате внутреннего сгорания, который был модернизирован электрическим зажиганием и некоторыми другими нововведениями. Можайский самолет оснащался облегченной паровой машиной, заказанной у английской компании, поставлявшей агрегаты для миноносцев.

Первый самолет в мире по проекту Можайского был испытан в 80-х годах 19-го столетия, но потерпел неудачу и разбился при взлете из-за повреждений шасси и крыла. Документация с подробностями экспериментального полета не сохранилась до наших дней, поэтому точные сведения о данном опыте отсутствуют. Свидетели утверждают, что летательному аппарату удалось оторваться от земли и поднять в воздух механика, управлявшего самолетом. После смерти русского испытателя и военного деятеля работа над проектом была заморожена.

Электродвигатель — Якоби

Одним из самых великих технических достижений конца XIX века стало изобретение промышленного электродвигателя. Являясь компактным, экономичным и удобным устройством, он быстро вытеснил другие виды двигателей там, где был доступ электрическому току. Этот мотор стал одним из важнейших элементов производства.

Хотя электрические двигатели появились еще во второй четверти XIX столетия, но прошло несколько десятилетий, прежде чем создались благоприятные условия для их повсеместного внедрения в производство.

Создателем электродвигателя можно по праву считать русского электротехника Якоби Бориса Семеновича, который изобрел его в 1834 году. Через четыре года изобретатель совершил небольшое плавание по Неве со скоростью 4,5 км/ч, установив свое изобретение на гребном боте. Источником тока ему послужила мощная гальваническая батарея.

Зерноуборочная машина — Власенко

В июле 1868 года русский агроном А. Р. Власенко изобрел машину под названием «конная зерноуборка на корню». Состояла она из трех частей: косилки для срезания колосьев, вынесенной вправо от машины, планчатого транспортера, подающего колосья в барабан молотилки, и молотилки, позади которой находится деревянный ларь для ссыпания обмолоченного зерна вместе с мякиной. По сравнению с применением серпа и цепа для обмолотки производительность машины Власенко была выше в 20 раз, а по сравнению с американской жнейкой «Мак-Кормик» — в 8 раз.

По существу, это была первая в мире зерноуборочная машина типа комбайна — жнея-молотилка. Увы, но в царской России она не нашла своего применения.

Только спустя одиннадцать лет пришла весть о том, что в Америке появилась первая подобная машина. При равной производительности машин потери у дорогостоящей американской новинки оказались гораздо существеннее — до 4,5 центнеров с 1 га. Помимо этого, комбайн Власенко обслуживался двумя лошадьми, а управлял им один человек, в то время как американскую зерноуборочную технику должны были таскать 24 мула, а её обслуживанием занимались семь работников.

Антибиотик — Манассеин, Полотебнов, Ермольева

О свойствах пенициллина знали ещё Парацельс и Авиценна. Но выделить из него вещество, обладающее лечебными силами им в то время не удалось.

В 1869–1871 годах русские ученые Манассеин и Алексей Герасимович Полотебнов указали на лечебные свойства грибка Penicillium и занялись изучением его культивирования. Свою работу А. Г. Полотебнов закончил следующими словами: 

Следующим кто обратил своё внимание на удивительные свойства плесени был Эрнст Дюшен в 1897 году. Закончив необходимые исследования, он послал диссертацию в парижский Институт Пастера, но, увы, безрезультатно

Маститые учёные попросту отмахнулись от «фантазий» молодого медика.

Затем в 1929 году британец Александр Флеминг повторил это фундаментальное открытие. Но с момента публикации результатов его опытов до появления реального препарата на основе пенициллина прошло ещё десять лет. И только в 1939 году лекарство стало выпускаться в промышленных объёмах, весьма пригодившись союзникам во второй мировой войне. Затянувшееся открытие второго фронта англичане объясняли в том числе и тем, что до начала активных боевых действий им требовалось произвести достаточный количественный запас антибиотика.

Любопытно, что подобная забота о простых солдатах не распространялась на «красных» — все просьбы советских ученых о получении формулы препарата остались без ответа. Американцы так и не поделились рецептом чудотворного лекарства, хотя прекрасно знали насколько остро фронтовая медицина нуждалась в антибиотиках. И тогда советским учёным пришлось изобрести препарат ещё раз.

Британский ученый Александр Флеминг

В 1943 году это сделала Зинаида Ермольева. Примечательно, что отечественный препарат оказался более сильным, чем американский аналог, в чём смогли убедиться ученые из США, которых пригласили для ознакомления с новым открытием.

Оценив преимущества советского лекарства, они попросили образец для тщательного изучения и получили его. Только дома, исследуя российский препарат, специалисты пришли в недоумение — он был совершенно неотличим от американского. И лишь спустя годы выяснилось, что работники спецслужб подменили образцы, отправив за океан тот же препарат, что привезли для сравнения американцы. Такой «ответ» коллегам.

Паровая машина — Ползунов

Первым в мире изобретателем, заставившим пар работать был древний грек Герон Александрийский, который около 130 года до нашей эры создал так называемый эолипил — примитивную паровую турбину. Современные инженеры, воссоздав эолипил, смогли убедиться, что «турбина» делала до 3600 оборотов в минуту!

В России же первая двухцилиндровая вакуумная паровая машина была спроектирована механиком И. И. Ползуновым в 1763 году и построена в 1764 году в Барнауле.

Спустя 20 лет, в апреле 1784 года в Лондоне шотландский инженер Джеймс Уатт получил патент на паровую машину и стал считаться её изобретателем. И хотя технически изобретения различались, но всё же почему так произошло?

Увы, но, как правило, судьба изобретения во многом зависит от готовности общества его применять, а также от того насколько открытие выгодно с экономической точки зрения. В Англии быстро осознали перспективность разработки Уатта. За десять лет в период с 1785 по 1795 годы было выпущено 144 паровых двигателя, а к 1800 году в Англии функционировала уже 321 паровая машина. Их применяли буквально во всех сферах производства.

Боевая техника российской авиации

Самолёты дальней и стратегической авиации

Один из ярких представителей дальней авиации является Ту-160, носящий ласковое имя «Белый лебедь». Эта машина выпущена во времена Советского Союза, развивает сверхзвуковую скорость и имеет крыло изменяемой стреловидности. Ту-160 по замыслу разработчиков способен на сверхмалой высоте преодолеть ПВО противника и нанести ядерный удар. В российских ВВС всего 16 таких самолётов и стоит вопрос – сумеет ли наша промышленность наладить производство таких машин?

Ту-95 Медведь

Самолёт Ту-95 КБ Туполева впервые поднялся в воздух ещё при жизни Сталина и с тех пор находится в строю. Четыре турбовинтовых двигателя позволяют выполнять дальние перелёты вдоль всей границы нашей страны. Прозвище «Медведь» заслужил из-за басовитого звука этих моторов, способен нести крылатые ракеты и ядерные бомбы. В ВВС России осталось в строю 30 этих машин.

Стратегический ракетоносец Ту-22М дальнего действия с экономичными двигателями способен совершать полёты на сверхзвуке, оснащён крылом изменяемой стреловидности, выпуск этих самолётов был налажен ещё в прошлом столетии в 60-х годах. Находятся в строю 50 машин, сотня самолётов Ту-22М законсервированы.

Самолёты истребители

Фронтовой истребитель Су-27 выпущен в советское время, относится к первым машинам четвёртого поколения, в строю находятся поздние модификации этого самолёта числом около 360 единиц.

На базе Су-27 выпущена машина Су-30, имеющая РЭО, способное выделять цели на земле и в воздухе на большом удалении и передавать целеуказания другим экипажам. Всего в наличии 80 таких самолётов.

Ещё более глубокой модернизацией Су-27 стал истребитель Су-35, этот самолёт относится к поколению 4++, он обладает высокой маневренностью и оснащена новейшей электроникой.

Эти самолёты поступили в строевые части в 2014 году, в составе военно-воздушных сил находится 48 самолётов.

Су-35

Четвёртое поколение российских самолётов началось с МиГ-27, модифицированных моделей этой машины выпущено более двух десятков, всего в строю 225 боевых единиц.

Ещё один истребитель-бомбардировщик, о котором нельзя не упомянуть – это Су-34 новейшая машина, находящаяся на вооружении ВВС в количестве 75 единиц.

Штурмовики и перехватчики

Су-24 – это точная копия F-111 самолёта ВВС США, который давно уже не летает, его советский аналог пока ещё в строю, но к 2020 году все машины будут списаны, сейчас на вооружении около сотни подобных машин.

Су-25 Грач

Легендарный штурмовик Су-25 «Грач», обладающий высокой живучестью, был разработан в 70-е годы настолько удачно, что после стольких лет эксплуатации его собираются модернизировать, так как не видят пока достойной замены. На сегодня боеспособных машин 200 единиц и 100 самолётов находится на консервации.

Перехватчик МиГ-31 развивает высокую скорость в считаные секунды и рассчитан на большой радиус действия. Модернизация этой машины к двадцатому году будет выполнена, всего насчитывается в частях 140 таких самолётов.

Военно-транспортная авиация

Основной парк транспортных самолётов – это машины КБ Антонова и несколько модификаций конструкторского бюро Ильюшина. Среди них лёгкие транспортники Ан-26 и Ан-72, машины средней грузоподъёмности Ан-140 и Ан-148, солидные большегрузы Ан-22, Ан-124 и Ил-86. Около трёх сотен транспортников выполняют задачи по доставке грузов и боевой техники.

Учебные самолёты

Спроектированный после развала Союза, пошёл в серию единственный учебный самолёт Як-130 сразу завоевавший репутацию прекрасной машины для обучения с программой имитации самолёта, на который переучивается будущий пилот. Кроме него, имеются чешский учебный самолёт L-39 и самолёт для подготовки лётчиков транспортной авиации Ту-134УБЛ.

L-39

Армейская авиация

Этот вид авиации представлен в основном вертолётами Миля и Камова да ещё машиной Казанского вертолётного завода «Ансат». После снятия с производства Ка-50, армейская авиация России пополнилась сотней Ка-52 и таким же количеством Ми-28. Большинство вертолётов, находящихся в строевых частях – это проверенные Ми-8 и Ми-24. Восьмёрок, находящихся в строю – 570 единиц, а Ми-24 – 620 единиц. Надёжность этих советских машин не вызывает сомнений.

Беспилотные ЛА

Этому виду вооружения в СССР придавали мало значения, но технический прогресс не стоит на месте и в нынешние времена беспилотники нашли достойное применение. Эти летательные аппараты ведут разведку и съёмку позиций неприятеля, осуществляют уничтожение командных пунктов без риска для жизни людей, осуществляющих управление этими беспилотникамми. В штате ВВС несколько видов БПЛА – это «Пчела-1Т» и «Рейс-Д», ещё остался до сих пор в строю устаревший израильский беспилотник «Форпост».

Пчела-1М

Тетрис — Пажитнов, Герасимов

Одна из самых популярных игр за всю историю компьютерных приложений была создана советским программистом Алексеем Пажитновым 18 июля 1985 года на компьютере Электроника-60.

А. Пажитнов

А для IBM PC игра была переписана на Turbo Pascal 16-летним школьником Вадимом Герасимовым.

______________________

Это лишь малая часть достижений человечества, история создания которых рождает в душе чувство глубокого патриотизма. Приятно осознавать, что наши соотечественники — ученые, новаторы, изобретатели, а порой и просто талантливые люди внесли огромный вклад в развитие современной цивилизации. И хотя иногда становится грустно от того, что порой, опережая своё время, их идеи не нашли поддержки у современников, но всё же, хочется заметить — они были первыми!

Уже не раз было сказано, что без памяти о прошлом у страны не может быть достойного будущего. Именно с этой памяти начинается вера в себя, появляется осознание своей принадлежности к сильному, могучему и мудрому народу. Ведь величие страны начинается не с её географического положения, а с величия людей её населяющих!

Автор текста: Руслана Лебедева

Перечень ведущих предприятий

  • Иркутский авиационный завод (ПАО «НПК «ИРКУТ»);
  • Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (филиал ПАО АХК «СУХОЙ»);
  • АО «Авиастар-СП», город Ульяновск;
  • Новосибирский авиазавод имени В. П. Чкалова;
  • ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО);
  • Казанский авиазавод имени С. П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев»);
  • Казанский вертолетный завод (АО «Вертолеты России»);
  • АО «Улан-Удэнский авиазавод»;
  • Ростовский вертолётный производственный комплекс «ПАО «Роствертол», город Ростов-на-Дону;
  • ПАО «Арсеньевская авиастроительная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина».

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Авиационные заводы.

04.01.2020

Лампа накаливания — Петров, Шпаковский, Чиколев, Лодыгин, Яблочков

История создания электрической лампочки занимает целое столетие и представляет собой длинную череду открытий, многие из которых были сделаны нашими русскими изобретателями. Судите сами.

В 1800 год ознаменовался изобретением вольтова столба (итальянский ученый А.Вольт), а уже в 1802 году В. В. Петров открыл электрическую дугу, которую предложил использовать для освещения.

В 1856 году изобретатель А. И. Шпаковский создал осветительную установку с одиннадцатью дуговыми лампами, снабженными оригинальными регуляторами. Именно эта установка освещала Красную площадь в Москве во время коронации Александра II.

Лампа накаливания А. Н. Лодыгина

В 1869 году еще один русский изобретатель В. И. Чиколев применил к дуговой лампе дифференциальный регулятор и использовал его в мощных морских прожекторах.

С 1872 года в Петербурге А. Н. Лодыгин начал опыты по электрическому освещению. Построенные им лампы накаливания с угольным стержнем в 1874 году были использованы для освещения петербургского Адмиралтейства. Дальнейшие усовершенствования лампы продолжили в 1875 году В. Ф. Дидрихсон и в 1876 году Н. П. Булыгин, тоже русские ученые.

Значительный вклад в переход от опытов по электричеству к массовому электрическому освещению внёс русский электротехник П. Н. Яблочков. В 1876 году он представил свое достижение на Лондонской выставке, а год спустя, благодаря предприимчивому французу Денейрузу, лампы Яблочкова появились в самых посещаемых местах Парижа. Однако вскоре свечу Яблочкова начала вытеснять более дешевая и долговечная лампа накаливания.

В конце 70-х годов лейтенант русского флота А. Н. Хотинский показал русские лампы изобретателю по имени Томас Эдисон, который в то время тоже работал над проблемой электрического освещения. На тот момент изобретение уже было запатентовано во Франции, России, Бельгии, Австрии и Великобритании.

Никаких особых изменений в лампочку Лодыгина изобретатель не внес, но он создал надсистему для этой лампы и поставил ее производство на поток, сделав электрическое освещение массовым и доступным.

В 1890 году Лодыгин запатентовал в США лампу с металлической нитью из тугоплавких металлов — осьмия, иридия, родия, молибдена и вольфрама. И на парижской выставке 1900 года выставленные им образцы с молибденовой нитью имели большой успех. А через несколько лет, в 1906 году американская компания «General Electric», организованная Томасом Эдисоном, купила у него этот патент, после чего заочный спор великих изобретателей был исчерпан.

Первые пассажирские самолеты

Первый полет прототипа современного пассажирского самолета состоялся в 1914 году благодаря стараниям ученого Сикорского и успешным испытаниям «Ильи Муромца», совершившего воздушный перелет на рекордную дистанцию. Судно смогло поднять в воздух дюжину пассажиров, а в Первую мировую войну было задействовано для транспортировки снарядов. Его салон был оборудован климатической системой и комфортабельными креслами.

Самолет Илья Муромец

Ряд источников утверждает, что первый самолет, катавший пассажиров — «Limousine Bleriot», спроектированный французскими инженерами.

Самолет Limousine Bleriot

В 20-е годы 20-го столетия в Советском Союзе был разработан самолет «К-1», созданный Константином Алексеевичем Калининым. Летательный аппарат выполнен в форм-факторе одномоторного подкосного высокоплана. Его конструкция состоит из гофрированного алюминия на сварном каркасе из труб, выполненных из качественной стали.

Самолет «К-1»

Первый пассажирский самолет, попавший в массовое производство в США — «Ford Trimotor», прозванный «Жестяным Гусем» за особенности своего внешнего вида. Инвестиции в развитие пассажирского авиатранспорта сделал известный предприниматель Генри Форд. Презентация его трехмоторного прототипа состоялась летом 1926 года.

Самолет Ford Trimotor

Видеомагнитофон — Понятов

Первый в мире видеомагнитофон был представлен в США 14 апреля 1956 года Александром Михайловичем Понятовым, русским эмигрантом. Изобретатель потратил 8 лет на создание этого устройства, а производство новинки осуществила фирма «Ampex», созданная самим Понятовым в 1944 году. Аббревиатура названия расшифровывалась как «Александр Матвеевич Понятов — экселенс» («экселенс» — в переводе с английского означает высшее качество).

Понятов и егo видеомагнитофон Ampex

Его изобретение стало решением крайне злободневной задачи того времени: поставить на промышленную основу вывезенные из побеждённой Германии трофейные технологии магнитной записи.

Интересно, что ранее эту работу предложили фирме RСA, но специалисты во главе с Давидом Сарновым и Владимиром Зворыкиным отказались, сказав, что это невозможно. За 10–15 лет компания Понятова прошла путь от никому неизвестной фирмы до мирового лидера, установив высокие стандарты качества в индустрии магнитозаписи.

Спецоборудование «Ampex» использовалось в медицине, авиации, космонавтике. Эта же компания позже сделала телевидение цветным. В 50-е и 60-е гг. знаменитая сегодня компания «Sony» могла только мечтать о такой славе и том уровне технологий, которыми обладала тогда «Ampex».

Вместо эпилога

Эмигрировав во Францию, А.Кудашев преподавал в Политехнической школе в Париже, где некогда работали Гаспар Монж, Пьер Симон Лаплас и многие другие светила мировой науки. Дальнейшая судьба князя А.Кудашева, сыгравшего заметную роль на заре отечественного самолетостроения, остается невыясненной. Неизвестны дата его кончины и место захоронения. Князь Рифкат Кудашев пишет, что в списках похороненных русских на кладбище под Парижем Сен-Женевьев-де-Буа в Русском некрополе Кудашев А.С. не значится. Тем не менее, он считает, что список захоронений русских на этом кладбище не полон. С другой стороны, под Парижем находятся и другие кладбища, где может покоиться первопроходец российской авиации.

Михаил ЗГУРОВСКИЙ

  1. zn.ua

Музыкальный синтезатор — Теремен, Мурзин

Первым прибором, использующим электромеханический принцип работы для извлечения звуков, был электрический клавесин, который изготовил в 1759 году в Париже Жан Батист Делаборд.

Затем в 1867 году мистер Хиппс, директор фабрики по изготовлению телеграфов в швейцарском городе Ньюшатель, сконструировал электромеханическое пианино, в котором применил способ получения музыкальных тонов при помощи небольших электрогенераторов.

Но всё же первым прообразом современного синтезатора принято считать музыкальный телеграф, созданный в 1876 году Илайша Греем. Позже в 1897 году аналогичное изобретение запатентовал доктор Таддеус Кэхилл, назвав его динамофоном Кэхилла. Оно весило 200 тонн и занимало целый этаж музыкального театра. Аппарат состоял из 145 электрогенераторов, которые вырабатывали ток разной частоты.

Однако свой след в истории появления музыкального синтезатора оставили и русские изобретатели. Так в 1919 году Лев Сергеевич Теремен сконструировал инструмент, названный его же именем — терменвокс. Принцип работы данного синтезатора основывался на создании возмущения в электромагнитном поле инструмента посредством движения рук возле двух «антенн». Терменвокс до сих пор остается единственным музыкальным инструментом с бесконтактным способом извлечения звука! Это академический инструмент, звучащий в музыке Шостаковича и Шнитке, Кабалевского и Шиллингера. Им восхищались Рахманинов, Стоковский, Рерих, Ленин, Тосканини и Чарли Чаплин.

Не менее интересную идею реализовал в 1957 году и другой российский изобретатель — Е. А. Мурзин. Его инструмент был назван в честь русского композитора А. Н. Скрябина — синтезатор АНС (по инициалам). В аппарате использовался принцип получения звука с помощью опточастотной модуляции, а звучание этого синтезатора можно услышать в некоторых советских художественных фильмах: «Бриллиантовая рука», «Солярис», «Сибириада», «Освобождение» и «Зеркало».

Сантос Дюмонт и 14 Бис

Знаменитый авиаконструктор и автор первого управляемого воздушного шара родился в Бразилии. Большая часть его сознательной жизни прошла в Париже, где он занимался постройкой дирижабля, а позднее вертолетов и самолетов. Наиболее известным летательным аппаратом, сконструированным по проекту Сантоса Дюмонта, считается «14 Бис», оснащенный подвижными поверхностями, позволявшими добиться высокой боковой стабильности.

Альберто Сантос-Дюмон

Биплан отличается коробчатой конструкцией и является первым в мире самолетом, взлетавшим исключительно при помощи собственного силового агрегата.

Реактивные самолеты

Идея создания реактивного воздушного судна принадлежит изобретателю Телешову. Ее воплотил в жизнь конструктор А. Коанда в 1910 году. Попытки запустить самолет с помощью двигателя не увенчались успехом.

Уже в 1939 году был осуществлен запуск реактивного самолета. Испытания проводила немецкая компания Heinkel. Прототип воздушного судна мог развить высокую скорость за короткое время. Он совершил полет на высоте 60 метров.

В конструкции были допущены определенные ошибки:

  • значительный расход топлива;
  • неправильный выбор силовой установки;
  • постоянная потребность в дозаправке.

Ввиду последней причины, самолет не мог пролететь больше 50 км. Модель не была выпущена в серийное производство, так как ошибки конструкции не были исправлены.

В 1946 году был разработан новый самолет с реактивным двигателем. Достижение принадлежит американской компании Bell Aircraft. Воздушное судно Bell X-1 могло совершать полеты на высоте 24400 м. Оно развивало скорость 2720 км/ч.

Bell X-1

Интересный факт! На этом летательном аппарате было совершено 80 полетов.

В 1949 году воздушное судно поднялось на высоту 7600 м и развило скорость до 273 км/ч за 1 секунду.

У истоков воздушного флота

Интересный факт: первое военное применение авиации в Российской империи могло состояться в ходе Бородинской битвы 1812 года. Тогда проект немца Ф. Леппиха в виде боевых аэростатов в прямом смысле не взлетел, и еще долгое время такое ведение войны в наших широтах считалось как минимум неблагородным. Только в 1885 году при Главном инженерном управлении формируется первая штатная команда воздухоплавателей, и военное воздухоплавание становится частью славного русского войска. 


Летающая лодка Франца Леппиха. Фото: wikimedia.org

В 1904 году в Русско-японскую войну воздушные шары впервые участвуют в боевых действиях − в качестве средств разведки и наблюдения. В дальнейшем военачальники все больше задумываются об охране воздушных границ и неба над страной. Стоит отметить, что один из первых натурных самолетов в мире был создан именно в России военным и изобретателем Александром Можайским еще в 1882 году. А в 1904 году при содействии профессора Николая Жуковского открывается в Подмосковье первый в Европе Аэродинамический институт. 

Таким образом, к моменту, когда 12 августа 1912 года военная авиация перешла в ведомство Генерального штаба и была сформирована специальная воздухоплавательная часть, история военной авиации в нашей стране насчитывала уже несколько десятков лет. В 1913 году российская авиация была окончательно отделена от воздухоплавания и насчитывала 263 самолета. 

Начало Первой мировой войны стало стимулом к укрупнению и реорганизации военной авиации. Заведовал организацией авиационного дела тогда сам великий князь Алексей Михайлович Романов. В 1914 году авиация была разделена на тяжелую и легкую, разворачивается воздушная оборона. Самолет «Илья Муромец» стал первым русским тяжелым бомбардировщиком. Истребительная авиация, как отдельный род войск, была сформирована к 1916 году. В эти годы набирает славу русская школа воздушного боя, пионером которой стал знаменитый пилот Петр Нестеров. 

К началу Гражданской войны в военно-воздушном флоте уже сложилась разветвленная структура и были заложены основы будущих родов авиации. В составе Красной армии за годы противостояния участвовало около 2,5 тыс. самолетов. После поражения белых сил большинство летчиков эмигрировали за границу, авиапарк значительно пострадал.
 

Телевидение — Розинг, Грабовский, Катаев, Зворыкин

В 1907 году русский ученый Б. Л. Розинг предложил для воспроизведения телевизионных изображений использовать электронно лучевую трубку. Он применил механическую систему развертки для передачи изображения, а электронную — для приема, и использовал щелочные фотоэлементы с внешним фотоэффектом. В результате уже в 1911 году Розинг получил простейшее изображение в виде 3-х параллельных линий. Это была первая действующая модель телевизора с одной лампой.

6 июля 1928 года в Ташкенте группе изобретателей во главе с Борисом Павловичем Грабовским впервые в мире удалось передать на расстояние и получить на экране движущееся телефотоизображение. С помехами, но всё же в нём угадывался один из помощников Грабовского — Иван Филиппович Белянский. Аппарат назвали «телефотом».

«Радиоглаз» Катаева

24 сентября 1931 года Семён Исидорович Катаев подал авторскую заявку на «устройство для передачи движущихся изображений». В данной заявке был описан принцип и приведена схема передающей телевизионной трубки — «радиоглаза», как окрестил ее изобретатель.

Заявка Катаева на изобретение передающей трубки на 51 день опередила аналогичную заявку Владимира Козьмича Зворыкина, русского эмигранта, инженера, построившего в США в 1932 году «иконоскоп». Это устройство, давшее начало электронному телевидению, изобретатель применил как передающую телевизионную трубку с накоплением электрических зарядов на мозаичном фотокатоде. А в 40-е годы ученый разбил световой луч на синий, красный и зелёный цвета и получил цветное телевидение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: