Сочинение: “тарас бульба

Встреча Микулы и Святогора

Не менее интересна и былина о встрече Микулы Селяниновича с другим могучим богатырём – Святогором. Пахарь просто шёл своей дорогой, однако на его пути появился Святогор, что стал похваляться своей силой.

Тогда Микула сбросил на землю свою котомку и молвил: “Если ты так силён, подними мою сумку”. Святогор, конечно, лишь рассмеялся такому замечанию – кто же не сумеет поднять небольшую котомку?

Микула предложил Святогору поднять свою котомку / Георгий Юдин / obraz.volxv.info

Святогор наклонился и потянул котомку за тесьму, но оказалось, что та будто приросла к земле. Тогда он спустился с коня и схватился за сумку Микулы обеими руками. Результат был прежним – котомка так и не поддалась богатырю. Чем сильнее напрягался Святогор, тем глубже уходили его ноги в землю. А вот сумка ни на миг не оторвалась от неё.

Посмотрел он удивлённо на Микулу Селяниновича. “В ней вся тяга земная, – заявил тот. – Мало на земле людей, что способны поднять эту сумку”. А потом легко поднял котомку, забросил на плечо и продолжил свой путь.

Как ни силился Святогор, а поднять котомку ему не удалось / kartinkin.com

Долганы. Сын лошади Аталами-богатырь

Аталамия-богатырь долган – полуконь-получеловек. Фольклористы
считают, что в основе происхождения этого героя – миф о том, что «сначала бог сотворил
коня, а от него произошел полуконь-получеловек, а уж от последнего родился человек».

Сюжеты долганского эпоса, близкого по содержанию и выразительным средствам к якутскому
олонхо, изображают в основном оседлую жизнь. В них герой предстает основателем рода и
защитником людей от врагов и богатырей-абаасы – жителей нижнего мира. Например, от такого
богатыря спасает Аталамия свою невесту.

Долганские богатыри обладают выдающейся силой и незаурядными способностями: охотятся на диких
оленей, вместо собак держат медведей и волков, а богатыри-абаасы погоняют ездовых быков
железным хореем.

Селькупы. Непобедимый Ича

Однажды герой Ича со своими охотниками преследовал небесного
лося, который носит на рогах луну. Долго гнали, из луков стреляли, но не сумели попасть.

Согласно селькупским сказаниям, в стародавние времена землю населяли необычные существа,
похожие на людей – богатыри. Они отличались невероятной силой, долгожительством и
способностью питаться запахом. Именно от таких богатырей, бравших в жены обычных женщин, и
произошли селькупы.

В каждой местности рассказывают о своих богатырях. Однако самый известный персонаж
героических селькупских сказаний – богатырь Ича (Итя, Итте). Родителей Итте убивает людоед,
и ребенка воспитывает бабушка. Повзрослев, Итте вступает в схватку с людоедом. Сюжеты разных
историй отличаются, но в результате Итте всегда оказывается умнее, хитрее и сильнее своего
врага.

«Тарас Бульба — патриот русской земли»

Повесть «Тарас Бульба» — одно из самых лучших и интересных произведений Н.В.Гоголя. В повести рассказывается о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке, во время небольшой передышки главного героя между ратными подвигами. Гордость у Бульбы вызывают сыновья Остап и Андрий, приехавшие домой с учебы. Тарас считает, что духовное образование — это лишь часть необходимого молодому человеку образования. Главное же — боевая учеба в условиях Запорожской Сечи. Тарас не был создан для семейного очага. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Главные события происходят в Запорожской Сечи. Сечь – это место , где живут люди абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для людей такого характера нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. Тарас — полковник, один из представителей командного состава казачества. Бульба с огромной любовью относится к своим товарищам-запорожцам, глубоко уважает обычаи Сечи и не отступает от них. Характер Тараса Бульбы особенно ярко раскрывается в главах повести, рассказывающих о боевых действиях запорожских казаков против польских войск.

Тарас Бульба трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, по выражению Гоголя: «точно необыкновенное явление русской силы».

Тарас Бульба — это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его «отличали» «умение двигать войском и сильная ненависть к врагам». Но Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделялся среди них.

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

Традиции чести

Честь — совесть по отношению к самому себе.

Правила дуэлей

Цель дуэли — удовлетворение поруганной чести.
Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому. ( Генерал Корнилов. )

Дуэли русских офицеров всегда были более жесткими и бескомпромисными, чем было принято в Европе,
откуда пришла эта традиция (вернее, ее внедрил Пётр).
Когда на смену двуручному мечу и палашу в Европе распространилась рапира,
то мальчик, натренироваваший руку на укол, мог «завалить» опытного воина.
Англичанам это казалось несправедливым, а итальянцы гворили, что, наконец,
пришла цивилизация — никто не был полностью защищен и «хамов» через некоторое время всех «вырезали».
Правда, достойных людей погибло много больше при этом…

И ведь, на самом деле, — никто не может обидеть человека кроме него самого.
Только он решает — оскорбили его или нет…
Да, дуэли сдержат хамство и самоуправство в армии, но цена этого, возможно, будет завышена…

Традиция и правила сэппуку

Даже когда вас съели, всегда найдется, как минимум, один выход.

В японской культуре есть прямые заимствования из айнской:
так, обряд харакири (сэппуку) имеет своим прообразом айнский обряд пере,
а важнейший и священнейший комплекс Синто, три императорские инсигнии — меч, зеркало и магатама (яшмовые подвески), —
почти полностью совпадают с ритуальным комплексом айнов: палицей вождя (сэкибо), дискообразными символами солнца
(причем в обоих случаях солнце — женское божество) и той же магатама.

Глубокая тема… Лучше ее не оскорблять утрированными рассуждениями. Но и быть «полезным идиотом» тоже не следует.
В правилах Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю —
пытаться всеми силами исправить ошибку, а не резать из-за этого себе живот.
Самопожертвование ради спасения — да, самоубийство из-за неправильного понимания смысла или утраты надежды — нет.
И, всё же, бывают ситуации…

У русских морских офицеров было правило не покидать тонущий корабль (спасались одни матросы).
Глупо? Но, наверное, целесообразно…
Белые юнкера в Харбине стрелялись партиями, проигрывая в карты — их учили служить России, а России не стало.
Глупо, групповое сознание? Нельзя их судить…

В правилах японского бусидо самурай должен пожертвовать собой, если при этом убьет противника.
Или, скажем так, может, т.к. считалось, что соотношение «1:1» — хорошее.
Так и в кендо до сих пор рассуждают.
Если боец не способен на «взаимное убийство» — у него «кишка тонка», говорят японские мастера.
Глупо? Если поединок 1 на 1 — возможно. А если армия на армию — то выигрывает та, чей дух сильнее…

Эвенки. Содани и Дэвэлчен

Нимнгакан исполняют в особой выразительной манере: рассказчик
жестикулирует, поет, изображает персонажей в лицах. Такое повествование может
растянуться на несколько вечеров.

Знаменитые предания, исполненные одним из самых известных и талантливых сказителей Николаем
Гермогеновичем Трофимовым – это «Всесильный богатырь Дэвэлчэн в расшитой-разукрашенной
одежде» и «Храбрый Содани-богатырь».

Богатырь Дэвэлчен отправляется в верхний мир за суженой. Преодолев все препятствия, он
возвращается к нам, в средний мир, чтобы обзавестись семьей и домом. Ценность сказания – в
многочисленных подробностях о бытовом укладе, верованиях, оружии, одежде и обычаях эвенков.

Содани-богатырь отличается внешней привлекательностью, ловкостью и силой. Ему суждено
погибнуть от руки богатыря нижнего мира, однако его дело продолжит брат, и в конце
повествования эвенки получат благословение на счастливую и мирную жизнь в среднем мире.

Нганасаны. Выше гор, быстрее ветра

Эпические сказания нганасан делятся на две разновидности:
ситабы (героико-эпические сказания) и дюрымы (исторические предания).

Нганасанские эпические сказания называются ситабы. Их персонажи – богатыри – отличаются
невероятными способностями, а деяния героев – потрясающим размахом. Все в этих героях
необычно и поражает воображение. Сражаться они способны на протяжении нескольких лет, умеют
летать, пасут несметные стада оленей и ездят на животных с железной шерстью или железными
рогами. Нганасанский богатырь кулаком может пробить гору насквозь, а украшения у девушек так
сияют, что освещают все вокруг на расстоянии дневного перегона оленей!

Таинственный Коловрат

У историков вызывает множество сомнений достоверность событий, описываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем», которая была создана не раньше конца XIV века. Например, в произведении утверждается, что Коловрат и другие погибшие представители знати были отпеты и похоронены в Рязани, хотя она после захвата была полностью разрушена.

Также по теме


Исторические узы: как московские князья породнились с потомками Чингисхана

700 лет назад великий князь Московский Юрий Данилович взял в жёны сестру хана Золотой Орды Узбека, праправнучку хана Батыя. Так…

Исследователи обратили внимание, что «Повесть» рассказывает о князьях, которых в 1237 году уже не было в живых. В частности, упоминаются Давид Муромский (умер в 1228 году) и Всеволод Пронский (умер в 1208 году)

В тексте также говорится, что в боях с монголами участвует князь Ингварь Ингваревич, дискуссия о существовании которого до сих пор продолжается. Есть предположения, что Ингварь Ингваревич — это рязанский князь Ингварь Игоревич, правивший с 1217 года. Однако он умер в 1235 году — за два года до монгольского нашествия.

Под сомнение ставится и факт существования Коловрата, о котором ничего не сообщается в других произведениях и письменных документах Древней Руси. К тому же «Повесть» не уточняет происхождение Евпатия и его место во властной иерархии Рязанского княжества.

О Коловрате рассказывается как об одарённом полководце, мужественном и профессиональном воине, обладающем невероятной физической мощью. Евпатия принято представлять коренастым мужчиной крепкого телосложения, а по характеру рязанский боярин — храбрый и патриотичный русский воин. Такое описание роднит Коловрата с героями русского эпоса — богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем.

  • Скульптура Евпатия Коловрата (2009), созданная Иваном Коржевым

Доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе Анатолий Дёмин подчеркнул в беседе с RT, что прозвище Коловрат никак не связано со знаком Солнца, славянской свастикой или иными языческими символами.

Дёмин отметил, что Коловрат выделяется своей человечностью на фоне типичных богатырей из русских былин. По его словам, несмотря на определённую гиперболизацию, Евпатий показан в целом обычным человеком, стремившимся защитить свою землю от захватчиков.

Собирательство былин

На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого. Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.   ————————————————————————————- Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX. Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12. В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.  

Читать все русские былины Читать русские народные сказки

Ироничное отношение к религии

По ходу истории стали меняться и былинные герои. Какими бы противоречивыми и смешными ни были киевские богатыри, главным мотивом в историях о них была любовь к Родине и желание ее защищать. Но постепенно жанр стал терять эту основу.

На смену отряду князя Владимира пришло новое поколение, так называемые новгородские богатыри, которые разительно отличаются от своих собратьев. В них уже нет жгучего патриотизма, но в то же время и как такового внешнего врага тоже они не имеют, поэтому их удаль ищет себе другого применения — в драках и обогащении.

Василий Буслаев — единственный из богатырей новгородского цикла, который все еще обладает силой эпического героя. Он яркий пример необузданной удали без возможности как-то ее реализовать.

В другой от нечего делать он устраивает массовую «стрелку» в Новгороде, где он и его парни избивают все мужское население города.

Но нам интересна другая былина — «Смерть Василия Буслаева». Начинается она с того, как Вася с бандой приезжает к матери просить разрешения поехать не абы куда, а прямо в Иерусалим! Зачем же вдруг русскому богатырю понадобилось на Святую землю? Вот что он сам говорит:

То есть покуролесил вдоволь, пора и покаяться, мы же теперь православные! Если вам кажется, что Василий раскаивается искренне, вы ошибаетесь.

Пример 2

Николай Васильевич Гоголь – писатель, чьи произведения всегда не похожи между собой. Прочитав три книги, например, «Шинель», «Мёртвые души» и «Тарас Бульба», не зная автора, можно подумать, что они все написаны разными людьми. «Тарас Бульба» – одна из самых патриотичных повестей в русской классике XIX века. Почему?

Патриотизм и любовь к родной стране Н.В.Гоголь передал, раскрыв характер двух главных героев – старого казака Тараса и его сына Остапа. Они оба сделали все для Запорожской Сечи, умерли, сражаясь за нее. Патриотизм Тараса Бульбы все же, сильнее, по нескольким причинам. Главный герой повести воспитал своих сыновей в глубоком уважении к казакам и Запорожской Сечи. Он провел всю свою жизнь в сражениях за свою Родину, редко возвращаясь домой, к жене. Человек старой закалки, Тарас Бульба почитал благополучие своего края и боевых товарищей гораздо выше, чем свои желания и прихоти. В этом он отличается от своего младшего сына, Андрия, поставившего любовь к девушке выше своей Родины. В бесконечной любви к Запорожской Сечи и нетерпения измены и предательства Тарас и убил юношу, не посмотрев на то, что он был самым близким человеком. Поставить Родину и долг превыше своих родительских чувств – на такой поступок способен только настоящий патриот. Лишившись и второго своего сына, Остапа, который во всем всегда был верен отцу, Тарас Бульба не сдаётся и не уходит на покой, чтобы скорбеть по сыну. Наоборот, он становится еще яростней. Главный герой со своими товарищами ходит по всей стране, убивая поляков. Когда его наконец поймали и начали готовить к жестокой и болезненной смерти, Тарас Бульба и в последний момент думал о своих товарищах с Запорожской Сечи. Уже будучи прикованным к дубу, он успевает крикнуть остальным, чтобы уходили от погони по реке на лодках. Даже при смерти думал главный герой не о себе, но о Родине, о благе Запорожской Сечи.

Таким образом, Тарас Бульба – истинный патриот своей Родины, Запорожской Сечи, а значит, и земли русской. В жертву благополучию родной страны он принес жизнь двух сыновей и свою собственную. Все время Тарас не жалел себя, не щадил сыновей, но ставил счастье своей Родины превыше своих чувств, желаний и прихотей. Его твёрдая непоколебимость и уверенность в правильности своих действий не может не восхищать. «Что хорошо для Отчизны, хорошо и для патриота» – таким можно вывести девиз по жизни главного героя повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

Оцените, на сколько материал был вам полезен [Всего: 1 Средний: 5/5]

Великий Святогор

Это один из известнейших и загадочных богатырей. Перед его славой меркнут даже победы русского богатыря Ильи Муромца. Его имя полностью отвечает внешности. Обычно его представляют могучим великаном.

Можно сказать, что достоверных былин об этом герое достаточно немного. И все они связаны со смертью. Однако Святогор прощается с жизнью не в неравном бою с многочисленными врагами, а в споре с непреодолимой и неведомой силой.

Одна из легенд гласит, что богатырь нашел «суму переметную». Герой попытался переместить ее, но погиб, так и не сдвинув вещь с места. Как оказалось, в этой сумке заключена была вся «тяжесть земная».

Еще одна легенда рассказывает о путешествии Святогора с Ильей Муромцем. Здесь показывается смена «поколений» богатырей. Однажды друзья находят пустой гроб. Пророчество на нем гласило: кому суждено судьбой, тот в него и ляжет. Илье он оказался велик. А когда Святогор лег в гроб, его накрыло крышкой, и он так и не смог вырваться. Несмотря на всю мощь исполина, дерево не поддалось ему. Главный подвиг Святогора-богатыря заключается в том, что он передал всю свою силу Илье Муромцу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: