Презентация на тему «советская культура в 20-30 гг.»

Литература

Искусство и литература также развиваются в 1930-е гг. Надо сказать, что в сфере литературы и искусства происходят более значимые изменения, чем в сфере развития науки и образования. С 1934 г. в стране существует творческая организация, которая объединяет всех писателей – союз писателей Советского Союза. До 1934 г. существовало несколько организаций: ЛЕФ (левый фронт), Союз российских писателей, Организация крестьянских писателей и т. д. В 1934 г. все они объединились, и под руководством Максима Горького была создана новая организация – Союз писателей. В начале 1929 г. объединение ЛЕФ распалось, в состав Союза писателей оно не вошло. Через какое-то время появился Союз композиторов, Союз архитекторов. Советская власть организовывала подобные союзы для того, чтобы взять деятелей литературы, деятелей искусства под контроль. Таким образом, контроль со стороны власти в условиях тоталитарного режима осуществляется разными методами. Во-первых, это чисто административный контроль, во-вторых, через союзы писателей, журналистов, художников, композиторов. Вписаться в эту новую организованную литературную жизнь не смогло достаточно большое количество прекрасных писателей. Практически не печатали М.А. Булгакова, перестали печатать А.П. Платонова, затравили М.И. Цветаеву, погибли в лагерях О.Э. Мандельштам, Н.А. Клюев. Репрессии коснулись многих писателей. В то же время в эти годы продолжали творить А.Н. Толстой, М. Горький, А.А. Фадеев, С.Я. Маршак, А.П. Гайдар, К.М. Симонов, М.А. Шолохов, К.И. Чуковский, А.Л. Барто, М.М. Пришвин. На стихи советских поэтов М.В. Исаковского, В.И. Лебедева-Кумача сочинялись потрясающие песни (см. Рис. 8, 9, 10).

Рис. 8. Корней Чуковский

Рис. 9. Айболит. Корней Чуковский

Рис. 10. Агния Барто

Живопись

Искусство – это всегда борьба, это борьба художника с самим собой, это борьба стилей, борьба направлений. В 1930-е гг. продолжает утверждаться социалистический реализм – теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х гг. – начале 1980-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. сложилось представление об исторической предназначенности искусства – утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Постепенно отходит на второй план русский авангард (П. Филонов, Роберт Фальк, Казимир Малевич). В то же время П. Корин, П. Васильев, М. Нестеров продолжали творить, начали писать портреты знаменитых людей, ученых, врачей, деятелей искусства.

Развитие после смерти Иосифа Сталина

Своим выступлением на ХХ съезде КПСС Никита Хрущёв фактически создал свою версию сталинизма, попытавшись сплавить её с теорией Владимира Ленина. В итоге эта версия сталинизма не содержала в себе культа личности, поддержки религии и тезиса об обострении классовой борьбы. Однако другие основные положения – признание построения социализма в СССР, необходимость сильного государства, национализм и борьба с инакомыслием (хотя и менее интенсивные) – остались. Возвращаются лозунги к «единству пролетариев всех стран» после сталинских лозунгов о «советской родине». Хрущёв старался в более лёгких формах сказать то же самое, что говорил и Иосиф Сталин; так, на XXI съезде КПСС он фактически повторил одно из основных положений сталинизма:

В том же выступлении он подтвердил и то, что его понятие социализма совпадает со сталинским, раз он позволяет себе говорить о «мире социализма»:

Наконец, Хрущёв прямо даёт положительную оценку Сталину (напоминаем – на XXI съезде):

При Брежневе хрущёвская версия сталинизма даёт слабину, и возвращается ближе к классическому сталинизму – возвращаются элементы культа личности Сталина, гораздо лояльнее становится политика в отношении религии, исчезают пролетарские лозунги, заменяясь национализмом.

В 1970 году установлен бюст Сталина у его могилы рядом с Кремлём (причём по некоторым свидетельствам Леонид Брежнев лично презентовал памятник и снимал с него покрывало), также образ бывшего генсека фрагментарно был отражён в историко-мемориальном комплексе «Мамаев курган», законченном в 1967 году, где на Монументальном рельефе Сталин изображён в группе солдат, радующихся победе. Сталин вернулся в исторические фильмы, романы и книги, и вовсе не в отрицательном образе. Президиум ЦК был переименован в Политбюро ЦК, а глава партии стал называться генеральным секретарём (как Сталин), а не первым секретарём (как Хрущев). Деятели науки, литературы и искусства заметили тенденции к реабилитации Иосифа Сталина, проскальзывавшие в выступлениях и печати, и ещё в 1966 году написали известное «Письмо двадцати пяти» в протест возможной реабилитации бывшего генсека, поддержанное затем также «Письмом тринадцати». Номенклатуре реакция интеллигенции не понравилась – в выступлении на XXIII съезде КПСС первый секретарь Московского городского комитета КПСС Николай Егорычев заявил:

Помимо Егорычева, выгораживавшего сталинизм вместо его осуждения, за возврат к правому, более тоталитарному сталинизму выступали КГБшники Александр Шелепин и Владимир Семичастный: последний попробовал возобновить борьбу с инакомыслием, инициировав процесс Синявского и Даниэля, на который интеллигенция ответила «митингом гласности». Кандидат исторических наук Сергей Семанов так описывает события того периода:

Выступления интеллигенции придали Брежневу уверенности удалить правый фланг сталинистов с высших должностей, когда подвернулся удобный случай – бегство Светланы Аллилуевой на Запад, в котором обвинили спецслужбы. С момента падения Шелепина и его единомышленников процесс возвращения номенклатуры к изначальному сталинизму остановился. До Перестройки теорию значительно не трогали.

Архитектура

Интересные процессы продолжаются в архитектуре. Возникает такое течение, как конструктивизм, авангард в архитектуре. Одно из направлений авангарда говорило о том, что архитектура должна быть функциональной. Дома, помимо того, что они должны быть красивыми, еще должны быть простыми и удобными. В 30-е гг. зарождается советское градостроительство. Большие, просторные, светлые, по возможности удобные города, новые города будущего – их создание стояло на первом месте у советских архитекторов. А. Щусев, К. Мельников, братья Веснины – архитекторы, которые создавали новый облик нашей страны. Кроме домов, кроме жилых кварталов, была идея показать красоту промышленного мира, построить красивые заводы, чтобы человек, глядя на этот индустриальный пейзаж, понимал, что страна идет в светлое будущее.

В конце 30-х гг. во всех отраслях искусства: и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре начинает появляться большой стиль – советский ампир. Это имперский стиль, для него характерны большие красивые мощные дома, картины, изображающие героев. Сталинский ампир – лидирующее направление в советской архитектуре (1933–1935), сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И.В. Сталина (см. Рис. 11, 12).

Рис. 11. Сталинский ампир. Гостиница «Украина»

Рис. 12. Сталинский ампир. Министерство иностранных дел

Символом ампира стала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», приготовленная для всемирной выставки в Париже в 1937 г. (см. Рис. 13).

Рис. 13. Скульптура «Рабочий и колхозница». В.И. Мухина

Кино

Кино несло важную идеологическую нагрузку. Оно рассказывало о революционной борьбе («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» – режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг); о борьбе с внутренними врагами («Великий гражданин» – режиссер Ф. Эрмлер); о счастливой жизни советских людей (кинокомедии режиссеров Г. Александрова с участием Л. Орловой «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»); о преодолении трудностей («Семеро смелых» – режиссер С. Герасимов). В картине режиссера М. Ромма «Ленин в 1918 году» впервые в кино появился Сталин. По указанию Сталина С. Эйзенштейн в 1938 г. поставил фильм «Александр Невский» с Н. Черкасовым в главной роли. Для кино писали песни композиторы И. Дунаевский, Н. Богословский, В. Соловьев-Седой.

Театр

В сфере театральной жизни главным музыкальным театром считался Большой театр, а главным драматургическим был признан Московский художественный академический театр (МХАТ) им. Чехова. В балете блистала Галина Уланова. Композиторов призывали создать оперные и балетные спектакли на героические темы. В частности, были поставлены балет Р. Глиэра «Пламя Парижа» (о французской революции) и опера А. Чешко «Броненосец Потемкин».

Подведем итоги. Создание большого числа образованных людей, институтов, развитие и расширение филиалов Академии наук привело к повышению уровня образования, созданию нового слоя советской интеллигенции. В образовании, в науке шли в целом положительные процессы, за исключением трагических моментов репрессий. В 1930-е гг. развивалось искусство, живопись, музыка, литература, скульптура, архитектура.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

  • http://www.umnik-umnica.com/ru/school/istoriya-rossii/
  • https://www.youtube.com/watch?v=lExK2NI1V30
  • https://www.youtube.com/watch?v=3Lq_4vWfhhI
  • https://www.youtube.com/watch?v=yEb5A2MKJjk
  • https://www.youtube.com/watch?v=tLvfyV77Gx8
  • https://www.youtube.com/watch?v=5-SIuEWX25k
  • https://www.youtube.com/watch?v=4zi6otyvVLU

Вариант 1

1. Главный идеолог сменовеховства

1) Н.В. Устрялов
2) С.А. Есенин
3) Н.С. Гумилёв
4) В.В. Маяковский

2. Для осуществления каких функций был создан в 1920-е гг. Главрепертком?

1) организации сотрудничества с культурным зарубежьем
2) подготовки кадров советской интеллигенции
3) цензуры театральных постановок и других зрелищных мероприятий
4) борьбы с неграмотностью

3. Прочитайте фрагменты характеристик на литераторов, намеченных к высылке за границу и обсуждённых на заседании в ГПУ. Укажите год события.

«1) Сорокин П.А. — профессор … Фигура несомненно антисоветская. Последняя книга была враждебна…
16) Карсавин — профессор… Церковник. Целиком ушёл в мистицизм…
55) Бердяев И.А. — монархист, потом кадет правого устремления…
Комиссия… за высылку за границу…»

1) 1919 г.
2) 1922 г.
1) 1924 г.
4) 1925 г.

4. Что произошло раньше?

1) принятие декрета СНК «О ликвидации безграмотности среди взрослого населения»
2) создание Наркомпроса
3) создание Главлита
4) создание рабфаков

5. Ниже приведён список имён деятелей культуры. Все они, за исключением двух, были художниками.

1) ДА. Фурманов
2) С.М. Эйзенштейн
3) М.В. Греков
4) А.А. Дейненка
5) А.М. Герасимов
6) Д.С. Моор

Найдите и запишите порядковые номера имён деятелей культуры, которые проявили себя в других сферах.

6. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями.

Деятели культуры

А) В.Е. Татлин
Б) С.А. Есенин
В) И.Д. Шадр
Г) С.М. Эйзенштейн

Названия произведений

1) «Двенадцать стульев»
2) «Булыжник — орудие про­летариата»
3) проект Башни III Интерна­ционала
4) «Броненосец» Потемкин
5) Анна Снегина

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

Общественно-политическое течение русской интеллигенции (в основном эмигрантской) в 1920-х гг., появившееся после провозглашения большевиками перехода к нэпу, называлось __________. Термин произошёл от названия сборника статей.

Ликвидация неграмотности, создание системы образования

Перед Октябрьской революцией почти 70 % взрослого населения оставалось неграмотным. Большевиками в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Её деятельность имела позитивные результаты. К середине 1920-х гг. количество грамотного населения выросло вдвое, составив 60,9 °% . Однако разрыв в уровне грамотности между городом и деревней, мужчинами и женщинами всё ещё сохранялся.

В конце 1930-х гг. завершилось формирование советской системы образования. Её основой стала всеобщая 7-летняя средняя школа (с 1937 г.), также существовало среднее специальное образование. Университеты стали доступными для всех социальных групп. Для рабочей молодёжи открывались специальные рабочие факультеты — рабфаки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели и задачи : Дать представление об особенностях, основных направления и итогах культурной революции; Объяснять сущность и противоречия развития духовной сферы общества в 1920-е гг; Показать на примерах вклад художественной и научной интеллигенции в развитие Советского государства; Рассказать об известных произведениях советской литературы, искусства рассматриваемого периода, объяснять причины их популярности; Познакомить с понятиями и терминами: культурная революция, социалистический реализм;Характеризовать и анализировать основные направления культурной жизни страны в 1920-е гг;

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Мотивационно-целевой этап.

Проблемный вопрос : какие были особенности культурной жизни советского общества в 1920-х годах ХХ века ?

1. Партийный контроль над духовной жизнью

3. Начало нового искусства

IV. Введение в новый материал.

1.Партийный контроль над духовной жизнью.

С окончанием Гражданской войны большевики стали сильнее контролировать духовную жизнь в стране. ( Комментированное чтение п. 1 пар. 14, составление кратких записей.)

Август 1921 г. — процесс над Петроградской боевой организацией . Её активными участниками были объявлены российские учёные и деятели культуры, где некоторые из них были расстреляны.

Конец августа 1922 г.- советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры (философ С.Н. Булгаков, историк А.А Кизеветтер и др.).

1922 г.- учреждён специальный цензурный комитет — Главлит (осуществлял контроль над печатной продукцией ).

1923 г.- к Главлиту прибавился Главрепертком (контроль над репертуарами театров и других мероприятий).

Примерно до 1925 года культура развивалась в условиях духовной свободы.

1925 г. — принято постановление Политбюро ЦК РКП(б) » О политике партии в области художественной литературы» (началось упразднение художественного разномыслия и утверждался партийный диктат).

2. Сменовеховство.

У большинства, покинувших Россию существовало неприятие советской власти, но были и те, кто имел другое мнение. Июль 1921 г. — в Праге вышел сборник статей «Смена вехов «.

По мнению авторов, большевикам удалось вогнать анархию в государственное русло и начать восстановление российской державы, и чтобы это осуществить, необходимо прекратить борьбу с советской властью . Главный идеолог сменовеховства- Н.В. Устрялов. Идеи сменовеховства восприняла часть интеллигенции и способствовала возвращению многих из эмиграции (А.Н.Толстого, С.С.Прокофьева, М.Горького и др.). Сменовеховство устраивало и большевиков. Оно позволяло: 1. Расколоть эмиграцию. 2. Осветить результаты Октябрьской революции.Однако распространение этих идей в стране они не допустили.

3.Начало «нового искусства »

Культурная революция в первые годы советской власти

Культурная революция как изменение общественной идеологии началась после Октябрьской революции. 23 января 1918 года был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из образовательной системы удалялись предметы, которые были связаны с религиозным образованием: древнегреческий язык, богословие и другие. Культурная революция имела главной задачей внедрение в личные убеждения граждан советской России принципов марксистско-ленинской идеологии.

В первые месяцы существования советской власти для реализации программы была организована сеть органов партийно-государственного управления культурной общественной жизнью:

  • Наркомпрос;
  • Главполитпросвет;
  • Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б));
  • Главлит;

Национализации подверглись учреждения культуры: музеи, кинофабрики, издательства. Отменялась свобода печати. Вводилась жёсткая цензура. В области идеологии широко развёрнулась атеистическая пропаганда, на религию начались гонения, в храмах устраивались склады, клубы, производства.

Население страны большей частью не имело образования: результаты переписи населения 1920 года показали, что на территории России лишь 41 % населения старше 8 лет умело читать. Культурная революция прежде всего предполагала борьбу с безграмотностью, что являлось необходимым для научно-технического развития. Однако культурная работа ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку советскому режиму была нужна культура исполнительская, а не творческая. Однако в силу ряда причин темпы ликвидации безграмотности оставались неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование было введено в 1930 году. Массовую безграмотность в стране ликвидировали после Великой Отечественной войны.

В это время создали национальные алфавиты для ряда народностей (Дагестана, Крайнего севера, башкир, бурят, киргизов). Развёрнули широкую сеть рабочих факультетов, готовящих трудящуюся молодёжь к поступлению в высшие учебные заведения, в которые был открыт путь молодёжи, имеющей пролетарское происхождение независимо от образования.

Определение 2

Рабочий факультет — это учреждение народного образования в СССР, которое подготавливало крестьян и рабочих к поступлению в высшие учебные заведения в 1919 — середине 1930-х годах.

Для воспитания новой интеллектуальной элиты страны были учреждены Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Истпарт, Институт красной профессуры. Чтобы привлечь «старые» научные кадры создавались комиссии по улучшению жизненного быта учёных, издавались декреты.

Одновременно для устранения интеллектуальных политических противников принимались репрессивные меры: более 200 представителей российской культуры и науки были высланы на «Философском пароходе». Начиная с конца 1920-х годов шло «вытеснение» буржуазных специалистов: «Шахтинское дело», «Академическое дело», «Дело Промпартии»… В 1929 году свою деятельность начали «шарашки» — особые технические бюро из заключённых, занимающиеся проведением важных конструкторских и научно-исследовательских работ.

В 1920-е годы в советских партийных и общественных организациях шли дискуссии о направлении и методах культурной революции. Летом 1923 года Л.Д. Троцкий инициировал кампанию по обсуждению «вопросов быта», выступив с одноименным циклом статей.

В проведении культурной революции идеологическая гегемония оставалась за партией. Значительную роль в выполнении задач по проведению культурной революции сыграл комсомол.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг.

Советское общество 1920-30-х годов переживало сложный период и строилось на идеологии марксизма-ленинизма. При таком подходе, в любых направлениях общественной жизни, главным является классовый подход. Сфера культуры и искусства того времени находилась под сильным идеологическим прессингом:

  • Партия контролировала духовную жизнь людей. Проводилась пропаганда атеистических взглядов
  • Сознанием людей манипулировали посредством искусства, журналов, листовок
  • Инакомыслящие физически уничтожались

Были созданы идеологические организации, такие как Агитпроп, Пролеткульт, Союз безбожников. Их члены занимались пропагандой советской идеологии и нравственности, отрицали культуру прошлого, навязывали атеистические взгляды.

В искусстве и культуре 1920-1930-х гг. официальным методом творчества был социалистический реализм (соцреализм). Он предполагал под собой создание произведений, которые изображали действительность в соответствии с идеалами социализма. Все, что ставило под сомнения основы советской идеологии, было под строжайшим запретом. Инакомыслие порицалось и наказывалось.

Культура теперь стала доступна всем слоям общества, а не только представителям высших сословий, как это было в дореволюционной России. Произошла ее демократизация. Открывались новые клубы, дома культуры и музеи. И люди с удовольствием туда потянулись.

Цели:

  • Создание социалистической системы народного образования.
  • Перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции.
  • Перестрой быта.
  • Преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии.
  • Формирование социалистической культуры – культуры, выражающей интересы трудящихся и служащей задачам классовой борьбы пролетариата за социализм.
  1. Следующий период – НЭП. Происходит отказ от радикальных лозунгов и методов. Временно был ослаблен идеологический контроль. Как результат – возвращение в страну некоторых представителей интеллигенции. В их числе А. Толстой. М. Цветаева, А. Куприн и другие.
  2. Последний период начинается в конце 1920-х годов. Вновь происходит возвращение к чрезвычайным методам. Период характеризуется жестким контролем власти над всеми областями культурной и духовной жизни общества. Открытый конфликт с церковью. Репрессии. Психология, генетика и социология были объявлены лженауками. Культ Сталина.

Подписи к слайдам:

Наука и образование в советском государстве в 1917-1930 гг. Учитель ГБОУ гимназии № 49 Бричикова Л.В. Г. Санкт-Петербург

Молодежная политика Особое внимание уделялось воспитанию молодежи в духе преданности социалистическим идеалам. В 1924 году создан Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи В 1922 году для детей с 14 лет была создана пионерская организация. Народное образование и наука 1930 г

– введено всеобщее обязательное начальное образование К 1939 г. более 80% населения умело читать и писать. К 1940 – число вузов выросло в 10 раз – до 4600. По численности учащихся и студентов СССР вышел на I место в мире

Народное образование и наука 1930 г. – введено всеобщее обязательное начальное образование К 1939 г. более 80% населения умело читать и писать. К 1940 – число вузов выросло в 10 раз – до 4600. По численности учащихся и студентов СССР вышел на I место в мире.

Наука в СССР За первые 2 года советской власти в стране создали 33 крупных научно-исследовательских института. К концу 1930-х гг. их стало уже 1800.

Советские ученые Н.И. Вавилов (биология) П.Л. Капица и А.Ф Иоффе (физика и электроника)

Образование и наука

В стране возникла единая школьная система, состоящая из школ трех типов: начальные (1-4 классы), неполные средние (1-7 классы) и средние (1-9, а потом и 1-10 классы). В 1934 г. принимается решение о возобновлении преподавания истории, которое было отменено после революции. Начинается перестройка среднего специального и высшего образования. Еще в 1919 г. в вузах создаются рабфаки, которые должны были почти неграмотную рабочую и крестьянскую молодежь ускоренно готовить к получению высшего образования. В начале 20‑х гг. реформируется преподавание общественных наук в вузах — оно сосредоточивается в руках членов партии. Начинаются «чистки» преподавателей и студентов. Вводился классовый принцип отбора студентов в вузы — дети так называемых бывших (дворян, духовенства, офицеров царской армии, купцов, чиновничества) лишались права получить высшее образование.

В конце 1920‑х гг. в стране была введена ускоренная система подготовки специалистов в технических вузах за 3-4 года. В 1930‑х гг. сеть таких вузов быстро росла, резко увеличился выпуск инженеров и техников. Сеть же университетов расширялась крайне медленно, гуманитарное образование стало восстанавливаться в полном объеме только с середины 1930‑х гг. С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» И. В. Сталина появился своеобразный «эталон», по которому сверялось все написанное и высказанное. Серьезным достижением первых двух десятилетий советской власти можно считать открытие университетов и технических вузов во всех национальных союзных республиках. Обучение было идеологизировано. В ходе культурной революции формировалась новая советская интеллигенция.

Одним из новых обязательных предметов во всех вузах стал научный атеизм. Были закрыты почти все духовные учебные заведения. Создано Всесоюзное общество безбожников, проводившее массовые антирелигиозные мероприятия. Объявлялось, что пребывание в рядах компартии и комсомола, пионеров несовместимо с верой. Фактически речь шла о замене мировоззрения и делалось это насильственным путем.

Центром научной жизни в России была Академия наук, которая к концу 1920‑х гг. стала частью советской идеологической и культурной системы. С началом 1930‑х гг. международные контакты сворачивались, советских ученых практически не выпускали в зарубежные командировки, а иностранцы почти перестали приглашаться в СССР.

Политика правительства

С одной стороны — подавление инакомыслящих: в 1921 г. вместе с поэтом Н. Гумилевым расстрелян крупный правовед В. Таганцев; в 1922 г. — «философский пароход», знаменитая высылка интеллектуальной элиты (философ Бердяев, историк Карсавин, социолог П. Сорокин, всего около 200 человек); с конца 1920‑х гг. — серия процессов над инженерно‑технической интеллигенцией («шахтинское дело», «академическое дело»); процесс «Промпартии»; дело «Трудовой крестьянской партии» и др. Интеллигенция была сломлена.

В то же время для укрепления экономической и военной мощи страны поддерживаются некоторые направления науки, имеющие практическое значение.

А) Вскоре после революции впервые в России был создан научно‑исследовательский институт для изучения атомных проблем под руководством академика А. Иоффе. К 1937 г. в стране имелось 867 научно‑исследовательских институтов.

Б) В 20-30‑е гг. совершен ряд крупнейших достижений: С. Лебедев разработал процесс получения синтетического каучука; Циолковский, Цандер, Кондратюк — предпосылки для создания ракетно‑космической техники. Успешно продолжается работа классика физиологии академика И. Павлова и знаменитого селекционера И. Мичурина. В развитии науки большую роль сыграли исследователи Арктики О. Ю. Шмидт и И. Д. Папанин, геолог И. М. Губкин, биолог Н. И. Вавилов, физики А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, И. В. Курчатов, авиаконструкторы А. Н. Туполев и О. К. Антонов, геохимик В. И. Вернадский.

Основные научно‑конструкторские силы концентрируются на укреплении военной мощи. Были сконструированы лучшие в мире образцы военной техники, в частности танк Т‑34 и реактивный миномет («Катюша»).

В) Во второй половине 1930‑х гг. усилился процесс политизации и идеологизации советской науки. Были репрессированы ученые‑аграрники Н. Д. Кондратьев и А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, биолог Н. И. Вавилов, писатель И. Э. Бабель, поэт О. Э. Мандельштам. Арестованы и работали в специальном конструкторском бюро‑тюрьме авиаконструкторы А. Н. Туполев и Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау.

Культурная революция. Новые тенденции в культурной жизни страны

Совокупность изменений в духовной жизни советского общества межвоенного периода получила название культурной революции. Среди её целей: перевоспитание масс в духе марксизма-ленинизма и создание особой пролетарской культуры (пролеткульта); советизация массового сознания и разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия. Массовость новой культуры достигалась благодаря ориентации на малообразованные слои общества. Строились библиотеки, дворцы культуры, дома творчества, кинотеатры, концертные залы, стадионы. Советская молодёжь привлекалась к членству в ОСОАВИАХИМЕ.

Введение нэпа, снятие многих радикальных лозунгов времён революции и военного коммунизма способствовали временному ослаблению идеологического контроля над интеллигенцией. Некоторые эмигранты вернулись на Родину (А. Толстой, А. Куприн, М. Цветаева и др.). Символом этого периода стало так называемое сменовеховство. Сменовеховцы считали возможным признание большевистской власти и сотрудничество с ней.

Советская власть, пропагандируя атеистические взгляды, вступила в открытый конфликт с Русской православной церковью (РПЦ), который привёл к репрессиям против церковных деятелей (с 1925 г. запрет на выборы патриарха), закрытию и разрушению сооружений культа, экспроприации церковного имущества. Одновременно большевики поощряли обновленчество, которое с 1922 по 1926 г. было единственным официально признаваемым ими православным церковным движением.

В 1930-е гг. контроль партийных органов над культурой был восстановлен в полном объёме. Культура и искусство стали лишь одним из ретрансляторов марксистской идеологии. Всё, что выходило за её рамки, жёстко преследовалось.

Успехи советской науки 1930-х гг. связаны с именами физиков А. Иоффе, И. Курчатова и П. Капицы, химиков С. Лебедева и А. Баха, биолога Н. Вавилова, математика, географа и исследователя Севера О. Шмидта, авиаконструктора А. Туполева, конструкторов-оружейников Н. Поликарпова и Ф. Токарева. Общесоюзную известность приобрёл легендарный лётчик-испытатель Валерий Чкалов, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в США (1937).

В искусстве преобладал социалистический реализм, который преследовал цель прославления успехов социалистического строительства, несомненных преимуществ советского общественного строя. Представители других направлений были вытеснены на обочину культурной жизни и репрессированы (поэт О. Мандельштам, театральный режиссёр, работавший в жанре гротеска, В. Мейерхольд и др.).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: