Социальная структура Древнего Рима
В связи с тем, что древнеримское общество было построено на иерархии, население государства делилось на социальные группы:
Граждане Рима
Имели права, но при этом могли потерять гражданство. Произойти это могло по ряду причин, одна из которых – смена места жительства на территории с действующим латинским правом.
Латинские граждане (италики)
Являлись большей частью населения итальянских территорий, после завоевания которых, им удалось получить гражданство Рима. Это были «второсортные» граждане без права службы и голоса.
Перегрины («неграждане»)
Это иностранцы, проживавшие в провинциях и колониях со своими правилами и законами, но при этом могли обращаться к римскому торговому и брачному праву.
Дедитиции («сдавшиеся»)
Это племена, находившиеся под управлением администрации Рима после многолетних сопротивлений. Женщины в таком обществе не могли претендовать на гражданство и владение личным имуществом.
Рабы
До прихода к правлению Антонина Пия, рабы были бесправными и полностью зависели от своего хозяина. После его прихода многие права рабов претерпели изменения, например, если хозяин лишал своего раба жизни, то этот поступок приравнивался к преступлению схожему с убийством перегрина. Наряду с этим, рабы начали получать местное гражданство, но с обязательным соблюдением условий и договоренностей с хозяином.
Патриции
Коренное население, объединившееся в 300 родов. К ним относилась знать, предки которой ранее принадлежали к сенату. Присущность к привилегированному слою общества давалась при рождении, после усыновления или присвоения наград. Его можно было лишиться из-за ограничений в правах или после смерти.
Плебеи
Будучи жителями Древнего Рима, плебеям не были предусмотрены некоторые права. Они не принимали участия в проведении религиозных церемоний, не могли распоряжаться землей, выделенной на общину. Однако им не запрещалось торговать и заниматься ремесленничеством, что приносило большую прибыль. Некоторые плебеи были действительно богатыми, но этот факт не отменял их бесправия.
Эквиты
Еще одно сословие аристократов. Благодаря реформе Сервия Туллия эквиты из 18 центурий стали составлять высший ранг граждан Древнего Рима.
Перегрины
Это свободные жители Рима, не имеющие местного гражданства. В случае судебных разбирательств, к ним относились справедливо и из соображений здравого смысла. Перегрины лишались гражданского права, но при этом могли вступать в юридические и экономические отношения с гражданами Рима.
Вольноотпущенники
Это низший класс людей, который стал причисляться к дедитициям после принятия Элиева закона. Они имели ряд ограничений: не могли получить римского гражданства и латинские права на них не распространялись, должны были проживать и работать на расстоянии не ближе 150 миль от Рима. После создания нобилитета им была предоставлена свобода в передвижении и работе.
Плебеи
Термин “плебей” происходит из латыни, от слова “Plere”, то есть “наполнять”. Так в Древнем Риме называли население, которое не имело политических прав и этим самым отличалось от патрициев.
Сначала представители покоренных народов включали в трибы, которые формировались по родовому признаку и состояли из трех этносов:
- Латины.
- Сабины.
- Этруски.
Из-за возросшего потока населения в Рим, его перестали принимать в трибы, а это значит, что его представители не входили в состав древних династий. Им запрещалось пользоваться землей, которая принадлежала общинам и принимать участие в религиозных обрядах.
Основными видами деятельности плебеев в тот период (с VI до III века до н.э.) стали ремесло и мелкая торговля. Некоторые из них смогли разбогатеть, но все равно были бесправны на фоне патрициев.
Плебеи постепенно стали требовать себе больше прав. Сначала они добились возможности избираться в плебейские трибуны, у которых было право вето на решения патрицианского магистрата. В середине V века до н.э. плебеи добились выставления на обозрение на центральной площади Рима 12 медных досок с законами. Плебейские собрания назывались “плебисцит”. В XX веке такой термин стал использоваться как одно из названий референдума.
В Средние Века плебсом называли городскую бедноту.
Закон о запрете браков между плебеями и патрициями просуществовал около года, его отменили в 445 году до н.э.
Рис. 3. Плебеи.
В Древнем Риме
На латыни слово это единственное число собирательное существительное, и это родительный падеж является плебис. Плебеи не были монолитным социальным классом. Тех, кто проживал в городе и был частью 4 городских племен, иногда называют Plebs Urbana, в то время как тех, кто жил в деревне и входил в 31 меньшее сельское племя, иногда выделяют с помощью ярлыка Plebs Rustica. (Список римских племен )
Происхождение разделения на ордена неясно, и это оспаривается, когда римляне были разделены при раннем короли в патрициев и плебеев, или (иждивенцы) патрициев составляли третью группу. Определенный роды («кланы») были патрициями, как это определено без мужчин (фамилия), но род могли иметь как патрицианские, так и плебейские ветви, которые разделяли без мужчин но отличились когномен, как и в случае с род Клаудиа.
Историк 19 века Бартольд Георг Нибур считал, что плебеи начали появляться в Риме во время правления Анкус Марций и, возможно, были иностранцами из другие части Италии обосновавшись в Риме как натурализованный граждане. Во всяком случае, в начале Римская Республика патриции обладали почти монополией на политические и социальные институты. Плебеи были исключены из магистратуры и религиозный колледжи, и им не разрешалось знать законы, по которым они управлялись. Плебеи служили в армии, но редко становились военачальниками.
Неудовлетворенность существующим положением вещей иногда доходила до того, что плебеи устраивали своего рода всеобщую забастовку. сецессион плебис, во время которого они уходили в гору Монс Сасер как форма протеста, предоставив патрициям самим себе. С 494 по 287 год до нашей эры пять таких акций во время т.н.Конфликт приказов «привели к созданию плебейских офисов ( трибуны и плебей эдилы ), публикация законов (Закон Двенадцать таблиц ), установление права смешанных браков между плебеем и патрицием (посредством прохождения lex Canuleia ), открытие высших правительственных должностей и некоторых государственных духовенств для плебеев и принятие законов ( Лекс Гортензия ), который принимал решения собрания плебеев, консилиум плебис, обязательная для всех граждан.
Благородные плебеи
Вовремя Вторая самнитская война (326–304 гг. До н.э.) плебеи, пришедшие к власти благодаря этим социальным реформам, начали приобретать ауру nobilitas («благородство», подробнее горит « известность »), отмечая создание правящей элиты nobiles это объединяло интересы патрициев и благородных плебеев. С середины IV века до начала III века до нашей эры несколько плебеев-патрициев «Билеты «для консульства повторялись совместные условия, предполагающие продуманную политическую стратегию сотрудничества. Несмотря на то что nobilitas не был формальным социальным званием в эпоху республиканцев, в целом плебей, достигший консульства, считался принесшим дворянство своей семье. Такой человек был novus homo («новый человек»), самовольный дворянин, а его сыновья и потомки были nobiles.
Мариус и Цицерон являются яркими примерами novi homines в поздней республике, когда многие из самых богатых и влиятельных людей Рима, такие как Лукулл, Красс, и Помпей — были плебейские дворяне. Некоторые или, возможно, многие знатные плебеи, включая Цицерона и Лукулла, согласовывали свои политические интересы с фракцией Оптимизирует, консерваторы, стремившиеся сохранить сенаторский прерогативы. Напротив, Populares, которые стремились отстоять плебс в смысле «простых людей», иногда возглавлялись патрициями, такими как Юлий Цезарь и Клодий Пульхер.
Жизнь
Детство и образование
Детство плебеев сильно отличалось от детства их патрициев, поскольку ожидалось, что они войдут в рабочую силу в гораздо более раннем возрасте. Плебеи обычно принадлежали к более низкому социально-экономическому классу, чем их патрицианские коллеги, и поэтому у них было не так много домашней прислуги. В результате плебейские дети были ответственны за ведение домашнего хозяйства и уход за своими стареющими родителями.
Образование ограничивалось тем, чему их учили родители, а именно обучению основам письма, чтения и математики. Более состоятельные плебеи могли отправлять своих детей в школы или нанимать репетиторов.
Жилые помещения
Руины островки
Плебеи в Древнем Риме жили в зданиях, называемых островок, многоквартирные дома, в которых проживало много семей. В этих квартирах обычно не было водопровода и тепла. Не все плебеи жили в этих убогих условиях, поскольку некоторые более обеспеченные плебеи могли жить в частных домах, называемых домус.
Питание
Поскольку мясо было очень дорогим, продукты животного происхождения, такие как свинина, говядина и телятина, считались деликатесом для плебеев. Вместо этого плебейская диета в основном состояла из хлеба и овощей. Общие ароматизаторы для их еды включали мед, уксус, различные травы и специи. Широко использовалась известная по сей день приправа, известная как «гарум», то есть рыбный соус.
Искусство Древнего Рима
Скульптурный портрет и мозаика
Свой расцвет римское искусство пережило в 1−2 веках н. э. Два его важнейших проявления — скульптурный портрет и мозаика. Скульптурный портрет менялся в разные периоды. Во времена Августа и его преемников скульпторы уделяли меньше внимания индивидуальным чертам человека. Материалом служили мрамор и бронза.
Во времена Флавиев скульптурный портрет изменился. Теперь мастера уделяли больше внимания индивидуальным чертам лица человека, не маскируя его недостатков.
Основными заказчиками скульптурных портретов были члены императорского дома. Кроме них портреты заказывали и частные лица — полководцы, ростовщики, разбогатевшие вольноотпущенники. У портретов из мрамора зрачки, губы и предположительно волосы раскрашивались. В зрачки статуй из бронзы помещались драгоценные камни.
Активнее, чем раньше создавались портреты женщин. Благодаря этому сохранились изображения представительниц императорского рода, а также знатных римлянок.
Портрет неизвестной римлянки. 80−90-е гг. (Wikimedia.Commons)
Особую роль в женском портрете имели причёска и пластический декор, которые должны были подчеркнуть красоту изображённой женщины. Первоначально женский портрет также был идеализированным. Затем, при Флавиях, скульпторы придерживались принципов реализма. Так, знаменитый ватиканский портрет пожилой женщины не маскирует признаков старости — отёчность, редеющие волосы, морщины.
Вторым видом искусства, в котором римляне превзошли греков, была мозаика. Она составлялась из обработанных камней или цветных стёкол. Размер кубика был всего сантиметр. Мозаики помещали на полу и стенах общественных зданий и частных домов. Композиция включала идущий по краям орнамент и эмблему.
Эмблема — центральная фигурная композиция мозаики, окружённая орнаментом
Сюжеты мозаик:
-
натюрморты;
-
бытовые сцены;
-
другие страны;
-
мифология.
Среди мозаик есть знаменитая Злитенская (2-й век н. э.), изображающая гладиаторов, а также Гладиаторская (4-й век н. э.) из Виллы Боргезе.
Театральные маски. Римская мозаика. (Wikimedia.Commons)
Знаменитая мозаика, посвященная битве при Иссе, с убегающим Дарием и идущим в атаку Александром, украшала пол богатого жителя города Помпеи. Она была создана на основе картины одного из греческих мастеров.
Древнеримская архитектура
В период империи архитектура отличается монументальными постройками и инновациями. Мастера активно использовали для украшения стен цветной мрамор.
Октавиан Август ещё жил в частном доме. Но его преемники уже строили для себя дворцы в пределах Рима и за городом. Они отличались усложнением планов, наличием нескольких этажей, обилием декора.
Кроме дворцов строились величественные общественные здания. Например, перестроенный большой цирк позволял вмещать более 300 тыс. зрителей. Созданные в 210-е годы термы Каракаллы позже стали считаться одним из чудес Древнего Рима.
Здания содержали скульптурный декор и рельефы, основной которого могли быть сюжеты из греческой мифологии, собственной истории Рима или же просто растительные узоры.
Остатки большого цирка в Риме. (Wikimedia.Commons)
Большинство простых жителей Рима и некоторых городов Италии должны были ютиться в многоэтажных инсулах. Этот тип постройки появляется в эпоху Поздней Республики. В 1-м веке н. э. отмечают усложнение планов жилых домов. Инсула не обязательно была жильём бедняков — люди побогаче могли позволить себе благоустроенные квартиры.
Произведения римского искусства поражают воображение. Хотя история Древнего Рима подошла к концу, многие из его достижений сохранились и стали одной из основ европейской культуры Нового времени, а затем и России.
Патрициям домусы и сапоги, плебеям — сандалии с многоэтажками
В таких домусах жили патриции
Патриции и их клиенты жили в городе, который основал Ромул на холме.
Плебеи — на огороженной территории у подножия холма.
Патриции жили в особняках с мраморными колоннами, бассейнами, стены часто были расписаны фресками, а полы выложены мозаиками, окна прикрывали тонкие плитки алебастра.
А плебеи обитали в «многоквартирных» домах, подобных нашим многоэтажкам. Иногда снимали комнаты над лавкой мясника или других непрестижных местах. Чтобы помыться, за водой ходили к фонтанам, или посещали общественные бани. Окна прикрывали деревянными ставнями.
Плебеи жили в многоэтажках…
Дома для плебеев строились из материалов наихудшего качества, делалось это абы как
Поэтому они часто обваливались, или в них случались пожары, стоило хозяйке неосторожно обойтись с огнем..
Император Цезарь Август учредил первую в истории службу пожарников, которые тушили такие возгорания…
Есть данные, что плебеи и рабы обувались в сандалии, а патриции носили на ногах калиги и кальчеи (что-то вроде сапог и ботинок, на одевание некоторых из них уходило до 10 минут). Император Калигула получил свое прозвище именно потому, что в детстве бегал по военному лагерю отца в сапожках.
Мужская одежда как у патрициев, так и плебеев, состояла из туники, — рубашки длиной до колен, перепоясанной ремнем.
Патриции на тунику надевали тогу, — большой отрез материи в форме полукруга до 6 метров в диаметре, она укутывала все тело до ног. Надеть тогу было сложным делом, приходилось прибегать к помощи рабов. Тога взрослого гражданина была однотонной, с желтоватым
Рубашку носили и те, и другие, а вот тогу — лишь патриции
оттенком — такой цвет отличает полотно из натуральной шерсти.
Те, кто хотел пройти на выборах в магистрат, выбеливали ткань, наверное, чтобы быть более заметными в толпе. Такой цвет назывался candido, — отсюда и появилось слово «кандидат». Те, кто уже служил в магистрате, носили тогу с пурпурными полосами.
А тоги триумфаторов имели пурпурный цвет и окантовку из золота по краям.
Профессии патрициев и плебеев отличались, как небо и земля.
Патриции признавали достойным делом только войну и политику, а также работу на земле (разумеется, они не сами обрабатывали свои участки, — это делали клиенты и рабы).
Плебеи либо трудились на своих земельных наделах, выращивая урожай, либо торговали, либо занимались каким-либо ремеслом. В Древнем Риме было полно магазинов, лавок, где продавались горшки, мебель, зеркала из бронзы, обувь, ремни, ювелирные украшения, скульптуры, картины, ткани, цветы, освежители воздуха, косметика. Выйдя из дома, прохожий мог купить лепешку или пирожок, которые ему наперебой предлагала уйма торговцев, ходивших с товаром по улицам. Или зайти в тогдашнее ателье и пошить платье у портного-плебея, а потом перейти к обувщику и заказать у него сандалии или ботинки.
Плебеи и рабы носили сандалии, а патриции — сапоги
Но не стоит думать, что патриции были сплошь богатыми, а плебеи — бедными, существовало сколько угодно обнищавших патрициев и процветающих плебеев. Основное отличие в том, что патриции держали в руках управление государством, а у плебеев не было голоса. А если плебей влез в долги и не мог рассчитаться с ними, его продавали в рабство. Многие проводили остаток дней в цепях, посаженные в темницы. И однажды случилась…
Плебеи Древнего Рима
Римская империя развивалась на протяжении всей своей истории, увеличивая территорию и население путем завоеваний. Конечно, никто не приравнивает исконных жителей империи к населению, пришедшему с завоеванных территорий. В соответствии с этим критерием римское население делилось на патрициев и чумных.
Слово «благородный» не сразу стало титулом знати — первоначально этим титулом называли всех жителей Рима, вернее, всех тех, кто происходил из первобытных римских племен. Даже само слово «аристократ» означает «потомок отца».
Новоприбывших называли священниками. Название происходит от латинского prelle, что означает «наполнение». Эти люди «заполнили» Рим, предположительно к неудовольствию местных жителей, которые смотрели на них недобрым взглядом. Священники назывались жрецами.
Структура римского общества в VI веке до н. э.
Как и другие народы древности римляне изначально были организованы в родоплеменном строе. Наибольшее политическое влияние имели главы родов. Наиболее крупные из них сформировали такой орган управления как сенат. В него вошли старшие представители римских родов. Их члены назывались патрициями.
Однако население Рима постепенно пополнялось и другими людьми, пришлыми, относящимися не к этим родам. Например, это были переселенцы, представители других народов. Они играли все большую роль в экономике, поскольку много занимались сельским хозяйством, обработкой земли, торговлей, разными видами ремесел. При этом они не имели право гражданина, поэтому не принимали участия в политическом управлении, судебных делах. Эти люди получили название плебеев.
В политической истории Рима в древнейший период в нем осуществлял власть единоличный правитель. Это больше соответствовало родоплеменному строю. При переходе к полису формируются новые, демократические политические институты, через которые, как провозглашается, правит народ. В древнем Риме этот процесс был тесно связан с борьбой плебеев за получение прав гражданина, что означало процесс консолидации всего населения города.
Происхождение
Согласно Ливий, первые 100 человек, назначенных сенаторами Ромулом, назывались » отцы »(лат. patres), и потомки этих людей стали патрицием. Этот факт также включен в отчет Цицерона. Назначение этих ста человек в сенат придало им благородный статус. Этот благородный статус отличал патрициев от плебеев. В некоторых отчетах подробно говорится, что сто человек были избраны благодаря их мудрости. Это совпадало бы с идеей о том, что Древний Рим был основан на идеале, основанном на заслугах. Согласно другим мнениям, патрициями (patricii) были те, кто мог указывать на отцов, то есть тех, кто был членами кланов (gentes), члены которых изначально составляли все тело граждан. Другие знатные семьи, прибывшие в Рим во времена царей, также были допущены к патрициату, в том числе несколько, которые эмигрировали из Альба Лонга после того, как этот город был разрушен Туллом Гостилием. Последний известный пример того, как род был принят в патрициат до I века до н.э., был, когда Клавдии были добавлены в ряды патрициев после прибытия в Рим в 504 г. до н.э., через пять лет после основания.
Критерии того, почему Ромул выбрал определенных людей для этого класса, по-прежнему оспариваются учеными и историками, но важность различия между патрицием и плебеем рассматривается всеми как первостепенная для древнеримского общества. Различие между дворянским классом, патрициями, и римским населением, плебеями, существовало с самого начала Древнего Рима
Это различие становилось все более важным в обществе.
Патриции получили благородный статус, когда их назвали в Сенат, что дало им более широкое политическое влияние, чем плебеи, по крайней мере, во времена ранней республики. Патриции в Древнем Риме имели тот же статус, что и аристократы в греческом обществе. Принадлежность к дворянскому сословию означала, что патриции могли участвовать в управлении и политике, а плебеи — нет. Эта привилегия была важна в древнеримской истории и в конечном итоге вызвала большой разрыв между двумя классами.
В период средней и поздней республики, когда это влияние постепенно ослабевало, плебеям были предоставлены равные права в большинстве областей, а в некоторых даже больше. Например, только плебеи могли служить плебейским трибуном. Были квоты на служебные помещения. Одно из двух консульств было зарезервировано для плебеев. Хотя быть патрицием оставалось престижным, это не имело практического значения. За исключением некоторых религиозных учреждений, лишенных политической власти, плебеи могли занимать все должности, открытые для патрициев. Плебеи сенаторского сословия были не менее богатыми, чем патриции в период расцвета республики. Первоначально патриций, Публий Клодий Пульхер охотно устроился на усыновление плебейской семьей, чтобы иметь право быть назначенным плебейским трибуном.
Клиенты
На следующей ступени социальной иерархии находились многочисленные клиенты. К ним относились бесправные люди, добровольно переселившиеся в Рим или вольноотпущенные рабы. Клиентами становились и обедневшие патриции, которые искали покровительства у сильных семей. Обязанности клиентов:
- обрабатывать земли патрона;
- сопровождать покровителя в военном походе;
- выполнять поручения защитника.
Патрон, взяв покровительство над клиентом, давал ему своё имя и защищал его от притеснений других патрициев. Неповиновение клиента воле своего патрона приравнивалось к превращению свободного гражданина в раба. К III веку до н.э. многие клиенты получили землю от государства и избавились от зависимости от патрона.
Патриции
Этот термин происходит из латыни от корня “Pater”, то есть отец. Изначально римскими патрициями были все коренные жители, которые входили в родовую общину и составляли “римский народ”. По мере развития города, выделилась родовая аристократия, которая владела землей. Ее предки входили в состав царского сената.
Рис. 1. Патриции.
К концу VI века до н.э. произошло превращение патрициев в господствующий класс Рима, который к тому времени стал республикой. Они имели особо право на пользование общественной землей. В таком статусе они находились свыше 200 лет и к началу III века до н.э. слились вместе с плебеями и сформировали нобилитет – правящее сословие рабовладельческого класса.
Значение термина изменилось в период ранней Империи, то есть в I веке н.э., когда появилась прослойка нового патрициата, она составила привилегированную часть сенаторского сословия. Одной из причин формирования нового патрициата стал факт вымирания старых патрицианских родов. Пополнение сословия происходило за счет тех, кого возводил в этот статус император за службу себе.
К патрицианским родам относились, например, такие: Нумиции, Тарквинии, Туллии, Аквилии, Горации, Лукреции, Корнелии, Семпронии, Сервилии.
Рис. 2. Сенат Римской республики.
Термин “патриции” использовался и в Средние Века для обозначения представителей власти в некоторых городах Европы – имперских и вольных. Эти люди входили в городской совет, они могли избираться сенаторами и осуществляли судебную, административную и финансовую власть.
Свободные мелкие производители
Класс свободных мелких собственников делился на городской (торговцы и ремесленники) и сельский (крестьяне) плебс. Среди представителей городского плебса было немало вольноотпущенников. Он объединялся в коллегии, которые активно участвовали в политической жизни. Сельский плебс выступал последовательно за проведение аграрной реформы и дальнейшую демократизацию государственного строя. В ситуации углубления социальной дифференциации и бурного развития товарно-денежных отношений часть плебса богатела, другая постепенно беднела и теряла свои земли, мастерские или лавки, превращалась в батраков, арендаторов или наемников. Разорившись, мелкие собственники пополняли слой городского люмпен-пролетариата. Огромная паразитическая гражданская масса, разучившаяся самостоятельно работать и требовавшая от властей регулярных «хлеба и зрелищ», жила за счет подачек государства или богатых людей, но вместе с тем представляла собой достаточно внушительную политическую силу.
Надо учесть, что в Римской республике всей полнотой политических прав пользовались только римские граждане, тогда как подавляющая доля населения Италии и тем более провинций не имели гражданства (римского и латинского). Если провинциальные элиты стремились к политическому равноправию и с достижением желаемого легко переходили на сторону властей, то основные массы населения провинций, более всего страдавшие от римского господства, не желали мириться с собственным угнетенным положением и неоднократно поднимали восстания.
Законы 12 таблиц
В 451 году до нашей эры римляне впервые изложили законы в письменной форме.
Из патрициев выбрали 10 человек и поручили им составить юридический кодекс. Деятельность консулов и народных трибунов была приостановлена, — чтобы ни те ни другие перекрестными вето не смогли блокировать работу комиссии.
В течение года дуумвиры писали текст на десяти деревянных табличках, которые выставили на римском форуме для всеобщего обозрения. На следующий год народ выбрал новую комиссию, в нее входили и плебеи тоже, — так появились еще две таблички. Поэтому законы носят название по числу таблиц — 12.
Некоторые законы 12 таблиц были направлены против плебеев, например закон о запрете браков между плебеями и патрициями блокировал возможность подобраться к власти
Важно то, что законы 12 таблиц стали доступными для всех, как того и хотелось простым людям
В 449 году до н.э вспыхнуло еще одно восстание плебеев
Законы 12 таблиц, текст одной из табличек:
- Пусть будут даны должнику 30 льготных дней после признания им долга или после постановления против него судебного решения.
- По истечении указанного срока пусть истец наложит руку на должника. Пусть ведет его на судоговорение для исполнения решения.
- Если должник не выполнил добровольно судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть истец ведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более пятнадцати фунтов.
- Во время пребывания в заточении должник, если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть тот, кто держит его в заточении, выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.
Комментарий одного из историков: «Тем временем, должник имел право помириться с истцом, но если стороны не мирились, то такие должники оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дниприводили к претору на комициум и при этом объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр».
Производные
Военные академии США
Плебес (студенты-первокурсники) маршируют перед Bancroft Hall, Военно-морская академия США
В армии США плебеи находятся первокурсники на Военная академия США, Военно-морская академия США, Военная академия и колледж Valley Forge, то Морская военная академия, то Академия торгового флота США, Военный колледж Джорджии, и Калифорнийская морская академия. Термин также используется для новых курсантов в Филиппинская военная академия.
британская империя
Рано государственные школы в Соединенном Королевстве принимали учеников как «плебеев», в отличие от сыновей дворянства и аристократов.
В британском, Ирландский, Австралийский, Новая Зеландия и Южноафриканский английский, то обратное формирование плеб, наряду с недавно полученными прилагательная форма плебби, используется как уничижительный термин для кого-то, кого считают неискушенным или некультурным.
Рекомендации
- ^
- , п. 931 цитирует Ливи II. 56
- Словарь Харпера классической литературы и древностей, Второе издание, Гарри Терстон Пек, Редактор (1897)
- ^ Оксфордский классический словарь, 2-е изд. (1970).
- Тит Ливий, Ab Urbe Condita, Книга II
- Тит Ливий, Ab Urbe Condita, Книга I
- Матисен, Ральф В., 1947 — автор. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники, 753 г. до н.э. — 640 г. н.э.. ISBN 978-0-19-084960-3. OCLC .
- Матисен, Ральф В., 1947 — автор. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники, 753 г. до н.э. — 640 г. н.э.. ISBN 978-0-19-084960-3. OCLC .
- ^ Матисен, Ральф В., 1947 — автор. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники, 753 г. до н.э. — 640 г. н.э.. ISBN 978-0-19-084960-3. OCLC .
- ^
- Матисен, Ральф В., 1947 — автор. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники, 753 г. до н.э. — 640 г. н.э.. ISBN 978-0-19-084960-3. OCLC .
- ^ Матисен, Ральф В., 1947 — автор. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники, 753 г. до н.э. — 640 г. н.э.. ISBN 978-0-19-084960-3. OCLC .
- ^ Матисен, Ральф В., 1947 — автор. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники, 753 г. до н.э. — 640 г. н.э.. ISBN 978-0-19-084960-3. OCLC .
- Теллеген-Куперус, О. Э. (1993). Краткая история римского права. Психология Press.
- Матисен, Ральф В., 1947 — автор. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники, 753 г. до н.э. — 640 г. н.э.. ISBN 978-0-19-084960-3. OCLC .
- Гринидж, Абель Хенди Джонс, Римская общественная жизнь (Лондон: MacMillan, 1901), стр. 12.
- Словарь греческой и римской биографии и мифологии, Уильям Смит, Редактор.
- Тит Ливий, Ab Urbe Condita, я. 30, ii. 16.
- Словарь Харпера классической литературы и древностей, Второе издание, Гарри Терстон Пек, Редактор (1897)
- ^ Каждан (1991), с. 1600
- Пол Стивенсон, Константин, римский император, христианин Виктор, 2010:240.
- Зосим, Historia Nova, II.40.2
- Бери (1911), стр. 27
- Бери (1911), стр. 124
- Бери (1911), стр. 22
- Бери (1911), стр. 28
Вклад в историю
Слово плебей получило такое презрительное отношение со стороны общества, так как со временем люди забыли его понятие и наделили качествами низших слоёв. Но не стоит забывать, какой вклад внесли эти люди в историю Европы.
Среди плебеев во все времена было множество достойных представителей, некоторые из них были скульпторами и художниками. Современные искусствоведы даже выделили такое направление, как «плебейское искусство». Многие летописцы имели плебейские корни, а ведь именно благодаря их работам мы получили возможность познакомиться с жизнью Древнего Рима.
Самыми известными плебеями, которые внесли большой вклад в развитие мира, являются такие великие люди:
- Леонардо Да Винчи — сын простой крестьянки и нотариуса.
- Христофор Колумб — дитя ткача.