Власть в Древнем Риме
Для того чтобы понять, что такое консул в Древнем Риме, необходимо рассмотреть систему управления государством. Республиканский период характеризовался сочетанием аристократических и демократических черт.
Главными органами власти в это время были народные собрания (которые созывались лишь по приказу высших должностных лиц), сенат и магистратуры. Значительную роль в жизни государства играл сенат. Этот орган по своему характеру был совещательным. Кроме того, он имел внешнеполитические полномочия и выполнял контролирующую функцию. Также в его распоряжении находилась казна Рима.
Римские магистратуры — это государственные должности. Они избирались народным собранием (исключением являлись диктаторы). Должность консула являлась одно из таких магистратур. Это лицо, наравне с диктатором и преторами, имело так называемую высшую власть. Консул обладал «большим имперуимом». Это имело право устанавливать смертные приговоры. В республиканском Риме было 2 консула. Каждый из них выполнял одинаковые функции.
Итак, рассмотрим что такое консул подробнее.
Похожие термины:
-
в швед. Финл. 1787—96 г. {Половцов}
-
русский в Лондоне; † 1844 г. {Половцов}
-
— росс. генеральный консул в Лондоне; † 28 авг. 1844 г. {Половцов}
-
два высокопоставленных, назначаемых ежегодно чиновника (в магистратах) древней республики. Их назначение продолжалось во время Принципата (см. Princeps), когда поначалу consules ordinarii «избирались « на хаж
-
в Генуе; † 21 июня 1842 г. {Половцов}
-
• Consualia, см. Neptunus, Нептун, под словом ?????????, Посейдон, 6.
-
fasti consulares) — ежегодные списки консулов в Др. Риме. Велись с 6 в. до н. э. до конца эпохи империи. Составлялись на основе записей жрецов (понтификов). В древней своей части (для 6-5 вв. до н. э.) — легендарны, б
-
высокий титул, который давался бывшим консулам или как особое отличие. В позднеримский период консуляров посылали губернаторами в провинции.
-
• Consus, см. Neptunus, Нептун, под сл. ?????????, Посейдон, 6.
-
• Trib?nus mil?tum consul?ri potest?te. В 444 г. до Р. X., вследствие стремления плебеев к консульству, на место консулов были выбраны три военных трибуна с консульской властью (исключая цензуру, которая б
-
дипломатическое ведомство, открыто в 1994 г. В задачи г.к. входит проведение внешней политики США и предоставление услуг американским и российским гражданам. Принимает заметное участие в развитии м
-
Внутренняя политика Наполеона в 1799 — 1804 гг. Наполеон Бонапарт после государственного переворота поспешил юридически оформить свою власть. Он продиктовал новую конституцию, согласно которой вся п
-
орган внешних сношений государства, учрежденный на территории другого государства с согласия последнего для выполнения консульских функций. То же наименование носит период истории Франции от го
-
Открыто в Х-ве в 1998. Является одним из четырех консульств России в Украине (имеется также в Одессе, Львове, Симферополе и посольство в Киеве). В сферу его деятельности входит 6 обл. Восточной Украины —
-
в Древнем Риме мнение сената, соответствующе оформленное и имеющее обязательный характер. Во Франции в XIX в., в периоды Консульства, Первой и Второй империй — акты, изменявшие или дополнявшие конст
-
исп. consulta — совет, совещание) — совет из трех особо доверенных лиц наместницы Филиппа II Испанского Маргариты Пармской в Нидерландах (с 1559). Состояла из кардинала Гранвелы, возглавлявшего К., председа
-
Консультативная временная ассамблея (L´Assembl?e Consultative provisoire), — совещат. собрание, созванное в сент. 1943 в Алжире в соответствии с ордонансом Французского национального комитета освобождения (ФНКО)
-
консультативный орган, созданный в период 2-й мировой войны 1939-45 по решению Конференции министров иностр. дел СССР, США и Англии в окт. 1943 (см. в ст. Московские совещания). Согласно англо-советско-амер
-
МКК) – некоммерческая организация, объединяющая религиозные организации традиционных конфессий. Создана в Перми по инициативе муфтия Пермского края М. Хузина в 1998 г. МКК – первая в России постоян
-
НПКС) Китая — орг-ция Единого нар.-демократич. фронта в КНР. Идея создания Политич. консультативного совета как орг. формы единого фронта была выдвинута КПК после окончания 2-й мировой войны в 1945, в ус
Власть консула в Древнем Риме
В Древнем Риме периода республики консул выполнял следующие функции:
- Вынесение смертного приговора. Это решение консула могло быть обжаловано народным собранием лишь в одном случае. Смертный приговор возможно было отменить, если он был вынесен за пределами Рима.
- Консулы возглавляли всю римскую систему магистратур.
- Имели военные полномочия. Консулы руководили армией, избирали военачальников и распределяли добычу.
- Обладали высшей гражданской властью.
- Во время военных действий сенат мог предоставить им неограниченные полномочия.
В Древнем Риме консулы избирались на один год, т. е. их должность была ординарной. К этим лицам прикреплялись специальные помощники — квесторы.
Сенат
Центральным учреждением республики был Сенат, воплощавший представительное начало в римском государственном устройстве. Это был древнейший, еще дореспубликанского происхождения, из политических институтов, и потому традиция и конституционные принципы Рима придавали ему особую роль – опекуна римского народа. Своими полномочиями Сенат как бы уравновешивал и порывы народных собраний, и неизбежный волюнтаризм магистратов.
Членов Сената – сенаторов, patres (которые были почти особым сословием в римском обществе, со своими особыми правами и привилегиями) – назначали: вначале цари, после их свержения – консулы. С конца IV в. до н. э. установился нормальный порядок назначения – цензорами, исходя из предписанных законами критериев. В Сенат могли входить только старшие и младшие главы традиционных родов, отвечавшие высшему имущественному цензу. В период установления республики права сенаторов стали получать и плебеи – по-видимому, как занимавшие одну из магистратских должностей. С конца IV в. вообще все бывшие магистраты включались в состав Сената как особые члены – patres conscripti. За период республики количество сенаторов колебалось от 300 (в IV-III вв.) до 600 (в I в. до н. э.). Назначались сенаторы на срок цензорских полномочий – 5 лет, после чего происходило обновление, что не исключало и возобновления прав сенаторов.
Исторически Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, дабы их решения имели опору в согласии народа. Однако в период республики Сенат далеко вышел за рамки совещательного органа, став главным правительственным, отчасти даже распорядительным учреждением с некоторыми законодательными полномочиями.
Сенат ведал (1) общим попечением над культами, и в этой связи надзором за храмами и священными местами, объявлял праздничные и благодарственные дни, налагал запреты на отправление иных культов. Ему принадлежало (2) общее финансовое управление, исключая распоряжение общенародной собственностью; он выделял деньги на ведение войны, определял характер поступлений в казну, в т. ч. с граждан. Сенат обеспечивал (3) соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами в городе. Сенат был главным органом (4) военно-организационного управления: после того как народное собрание решало о войне или ее объявлял враг, сенаторы постановляли, с какими войсками вести войну, сколько строить кораблей, передавал магистратам исключительные полномочия; Сенат же получал все донесения военачальников и принимал меры по этим донесениям. Сенат вел (5) дипломатические и международные отношения Рима: это право, ранее принадлежавшее консулам, было узурпировано Сенатом в ходе войн II в. до н. э. Сенату принадлежало (6) право управлять подвластными Риму провинциями: назначать туда магистратов, определять их полномочия, принимать их отчеты об управлении. Помимо текущего управления, Сенату надлежало (7) рассматривать законодательные предложения магистратов, которые они вносили в народные собрания. До второй половины IV в. до н. э. Сенат утверждал законы и иные постановления после их принятия в народном собрании – и тогда, по сути, законодательные права его были верховными. После полного установления республиканских институтов Сенат рассматривал законы до их предложения народным собраниям. По запросу магистрата Сенат (8) мог вынести и собственное заключение, не требовавшее утверждения комициями, – сенатус-консульт; в нем могли затрагиваться самые широкие вопросы правового регулирования, даже решения конкретных юридических дел. Это право-традиция, установившаяся со II в. до н. э., также существенно расширила законодательные права Сената. Наконец, в особых случаях Сенат (9) мог продлевать властные полномочия магистратов в зависимости от их деятельности.
Сенаторское звание давало право принимать участие в прениях в Сенате и голосовать по обсуждаемым вопросам. Вместе с тем в составе Сената были и члены с совещательным голосом – включенные в Сенат по исполнению ими в этот срок магистратур и сложившие затем полномочия магистратов.
Заседания Сената могли проходить только под председательством одного из высших магистратов – консула, претора или диктатора, военного трибуна. Заседали «отцы отечества» по определенным дням или по специальному созыву (в поздней республике обычно до 4 раз в месяц), происходило это на форуме или в специальном, освященном через ауспиции храме. Делопроизводство оставалось устным, фиксировались только постановления и законодательные предложения; только в сер. I в. до н. э. вошло в практику составление особого журнала прений и отчетов.
Республика: Сенат, комиции и еще сотни органов власти
Главное — не допустить возвращения монархии. Разберемся в принципах древнеримской республики и выясним, кто ею управлял.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Петр Мазаев
Историк, культурный антрополог, педагог, глава направления гуманитарных наук школы Le Sallay International Academy
В 510 году до нашей эры появляется Римская республика.
Республика (res publica — общее дело) — форма правления, в которой люди совместно решают, что является для них приоритетом.
️ Главная задача Римской республики — не допустить возрождения монархии.
Царскую власть олицетворяли два символа
️корона
️фасции (секира, обернутая прутьями)
Пользование этими предметами, а также попытки захватить единоличную власть жестоко карались. Именно поэтому спустя несколько веков был убит Цезарь, который явно показывал свою готовность к царской власти.
Обвинение в претензии на царскую власть было настолько серьезным, что часто использовалось в политической борьбе и иногда даже доводило до убийства. Очень популярных политиков также подозревали в стремлении к царской власти и убивали.
️ Поэтому вся государственная структура республики была направлена на предотвращение любых попыток захватить власть.
Государственное устройство республики можно описать как систему сдержек и противовесов, причем намного более сложную, чем аналогичные современные системы, например, в США.
У каждого из участников политического процесса был дублер, который мог в любой момент занять его должность.
Все органы надзирали друг за другом, причем надзирающий орган не имел исполнительной власти и мог только накладывать запреты.
Поэтому государственный аппарат Рима отличался невероятной бюрократической сложностью.
В основе государственной системы — магистраты, выборные должности. Они были очень почетными, но, в отличие от Греции, не оплачивались.
Во главе государства находился Сенат — главный орган, занимавшийся финансами, вопросами войны и мира и распределением земель. Члены Сената часто избирались из бывших магистратов, как патрициев, так и плебеев.
Во главе исполнительной власти — два консула (один контролировал другого), которых избирали на год. Они возглавляли войска и осуществляли общее управление Римом.
У консулов были помощники — преторы.
Помощники преторов — квесторы, они занимались делами города.
Также существовали цензоры, которые распределяли людей по группам и классам.
️ Отдельно стояли жрецы и Верховный жрец.
Казалось бы, всех этих должностей достаточно для управления государством, но в Риме также существовала сложная система народных собраний.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Римская система предполагала активное участие граждан в политической борьбе.
Поэтому в Римской республике было три народных собрания.
️ Куриантые комиции. Занимались религиозными вопросами, в составе — только патриции.
️ Центуриатные комиции. Занимались вопросами войны, в составе — патриции и плебеи.
Трибунатные комиции. Народное собрание плебеев, на которых избирали трибунов — представителей народа, которые могли участвовать в заседаниях Сената и любых комиций и магистратов.
У трибунов было право вето, то есть они могли запретить любое действие. Но в Риме можно было ветировать вето, поэтому трибунов всегда было четное количество, чтобы один мог ветировать другого.
Вся политическая история республики — это история борьбы плебеев за свои права.
Вопросы, которые пытались решить плебеи
️ Долговое рабство
️ Отсутствие записанных законов
️ Недопущение к различным должностям
️ Возможность пользоваться ager publicus — общей землей
️ Главный метод политической борьбы плебеев: во время начала войны они уходили из города и садились на священный холм Авентин. Так как они составляли большую часть римской армии, патрициям приходилось с ними договариваться.
Таким образом, в течение 5–4 веков до нашей эры плебеи добились
Снижения процентной ставки по долгам.
Возможности быть квесторами, а затем и преторами, цензорами и даже консулами.
Доступа к общей земле и выделения отдельных кусков земли.
Коллегия из 10 мужей записала все законы Рима, которые были вывешены по всему городу. Было создано римское право.
История
Этимология и значение преобладавшего впоследствии термина consules спорны. В античности его переводили как «заботящиеся» о родине, гражданах, государстве или «опрашивающие» народ и сенат, а в новое время различные историки античности переводили по-разному: Бартольд Нибур — «вместе находящиеся», Теодор Моммзен — «вместе танцующие», Эрнст Херцог — «вместе идущие», Вильгельм Зольтау — «вместе заседающие», то есть товарищи (collegae).
Должность консула была коллегиальной, то есть консулов было сразу двое, с 509 года до н. э. избирались они Сенатом на один год в центуриатных комициях. Коллегия двух консулов была учреждена, согласно античной традиции, после изгнания царя Тарквиния Гордого. Должность упразднена в 705 году — спустя 229 лет после падения Рима.
Согласно римской традиционной истории, консулы сначала выбирались только из патрициев, но в результате борьбы плебеев с патрициями с 367 до н. э. один из консулов стал избираться из плебеев (первым таким человеком стал Луций Секстий). Однако современные историки ставят это под сомнение, указывая, что около 30 % консулов, правивших до Луция, носили не патрицианские, а плебейские имена.
С 222 по 153 год до н. э. консулы вступали в должность в мартовские иды, то есть 15 марта. Позднее консульский год стал начинаться с 1 января.
Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, председательствовали в них, назначали диктаторов, производили ауспиции и так далее. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями. Право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 года до н. э. перешло к младшим коллегам консулов — преторам.
Помощниками консулов были квесторы.
Знаками отличия консула являлись тога с широкой пурпурной каймой, курульное кресло (лат. Sella curulis), инкрустированное слоновой костью, и сопровождение 12 ликторов с фасциями, в которые за городской чертой вкладывались топоры.
В римской системе летосчисления годы обозначались именами консулов данного года (они именовались лат. CONSULES ORDINARII).
По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). Но дозволялись исключения: Сципион Африканский впервые стал консулом в 30 лет, Гней Помпей Великий в 27 лет, а Октавиан Август в 19 лет.
По окончании срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.
В эпоху империи консулы утратили реальную государственную власть: их должность превратилась в почётный титул, поскольку консульские полномочия отныне переходили к императору и, таким образом, магистратура становилась назначаемой.
Как распределялась власть должностных лиц в Древнем Риме
В отношении полномочий чиновных лиц в Риме действовали следующие ограничения:
- на должность поступали при достижении определенного возраста;
- действовал срок полномочий;
- граждан могли выбрать на пост повторно;
- власть ограничивалась определенной территорией — городом, регионом;
- лица назначались для решения вопросов в конкретной сфере.
Период службы, в основном, признавался равным 36 месяцам. К этой категории относились квесторы, преторы, эдилы, консулы и цензоры. Народные трибуны добивались положения аристократов. Для них открывались возможности карьеры, в юности их могли назначить на должность офицера легиона, в возрасте 25-30 лет — эдила, в 40-45 лет — претора, к 50 — консула.
В качестве примера можно привести должность консула. Они управляли в городах. В их подчинении находились проконсулы, осуществляющие полномочия на сельсхозяйственных землях за пределами городских стен. Остальные граждане для консулов и проконсулов находились в состоянии privati — подчинных.
Искусство Древнего Рима
Скульптурный портрет и мозаика
Свой расцвет римское искусство пережило в 1−2 веках н. э. Два его важнейших проявления — скульптурный портрет и мозаика. Скульптурный портрет менялся в разные периоды. Во времена Августа и его преемников скульпторы уделяли меньше внимания индивидуальным чертам человека. Материалом служили мрамор и бронза.
Во времена Флавиев скульптурный портрет изменился. Теперь мастера уделяли больше внимания индивидуальным чертам лица человека, не маскируя его недостатков.
Основными заказчиками скульптурных портретов были члены императорского дома. Кроме них портреты заказывали и частные лица — полководцы, ростовщики, разбогатевшие вольноотпущенники. У портретов из мрамора зрачки, губы и предположительно волосы раскрашивались. В зрачки статуй из бронзы помещались драгоценные камни.
Активнее, чем раньше создавались портреты женщин. Благодаря этому сохранились изображения представительниц императорского рода, а также знатных римлянок.
Портрет неизвестной римлянки. 80−90-е гг. (Wikimedia.Commons)
Особую роль в женском портрете имели причёска и пластический декор, которые должны были подчеркнуть красоту изображённой женщины. Первоначально женский портрет также был идеализированным. Затем, при Флавиях, скульпторы придерживались принципов реализма. Так, знаменитый ватиканский портрет пожилой женщины не маскирует признаков старости — отёчность, редеющие волосы, морщины.
Вторым видом искусства, в котором римляне превзошли греков, была мозаика. Она составлялась из обработанных камней или цветных стёкол. Размер кубика был всего сантиметр. Мозаики помещали на полу и стенах общественных зданий и частных домов. Композиция включала идущий по краям орнамент и эмблему.
Эмблема — центральная фигурная композиция мозаики, окружённая орнаментом
Сюжеты мозаик:
-
натюрморты;
-
бытовые сцены;
-
другие страны;
-
мифология.
Среди мозаик есть знаменитая Злитенская (2-й век н. э.), изображающая гладиаторов, а также Гладиаторская (4-й век н. э.) из Виллы Боргезе.
Театральные маски. Римская мозаика. (Wikimedia.Commons)
Знаменитая мозаика, посвященная битве при Иссе, с убегающим Дарием и идущим в атаку Александром, украшала пол богатого жителя города Помпеи. Она была создана на основе картины одного из греческих мастеров.
Древнеримская архитектура
В период империи архитектура отличается монументальными постройками и инновациями. Мастера активно использовали для украшения стен цветной мрамор.
Октавиан Август ещё жил в частном доме. Но его преемники уже строили для себя дворцы в пределах Рима и за городом. Они отличались усложнением планов, наличием нескольких этажей, обилием декора.
Кроме дворцов строились величественные общественные здания. Например, перестроенный большой цирк позволял вмещать более 300 тыс. зрителей. Созданные в 210-е годы термы Каракаллы позже стали считаться одним из чудес Древнего Рима.
Здания содержали скульптурный декор и рельефы, основной которого могли быть сюжеты из греческой мифологии, собственной истории Рима или же просто растительные узоры.
Остатки большого цирка в Риме. (Wikimedia.Commons)
Большинство простых жителей Рима и некоторых городов Италии должны были ютиться в многоэтажных инсулах. Этот тип постройки появляется в эпоху Поздней Республики. В 1-м веке н. э. отмечают усложнение планов жилых домов. Инсула не обязательно была жильём бедняков — люди побогаче могли позволить себе благоустроенные квартиры.
Произведения римского искусства поражают воображение. Хотя история Древнего Рима подошла к концу, многие из его достижений сохранились и стали одной из основ европейской культуры Нового времени, а затем и России.
6. Губернаторство
После окончания консулата, Сенат назначал консула на пост губернатора провинции. Провинции, куда предназначался каждый из консулов, определялись путем жеребьевки, которое проводилось в конце консулата.
Таким образом, консул по окончании своих полномочий становился проконсулом , а его власть ограничивалась одной из многочисленных провинций Республики и уже не распространялась на всю страну, а в других провинциях даже была незаконной. Также проконсул не имел права покидать провинцию до окончания срока своих полномочий или до приезда своего преемника, за исключением лишь редких случаев, когда на это был специальное разрешение Сената. Срок проконсульства составлял преимущественно от одного до пяти лет.
Магистраты
Исполнительная власть сосредотачивалась в руках магистратов.
Определение 3
Магистраты – это выборные должностные лица.
Почти все магистраты избирались комициями. Отправление должностей не оплачивалось, однако считалось почетным делом. Магистраты обычно избирались на год и были должны принимать согласованные решения. Были две группе магистратур:
- обычные (ординарные);
- чрезвычайные (экстраординарные).
Высшей исполнительной властью из ординарных магистратур обладали два консула, причем они имели одинаковые полномочия. Им вручались высшие военная и гражданская власть. Следующими по значению были преторы. Два претора занимались охраной порядка в Риме и вели судебные дела. Один разрешал конфликты, связанные с гражданами, другой разбирал споры среди неграждан. Большим почетом пользовалась должность цензоров. Два цензора вели перепись граждан, определяя их имущественный разряд, составляли списки сенаторов, а также следили за общественной нравственностью.
Должность защищавших интересы плебса народных трибунов предусматривала право, которого не было у всех других магистратов, – право «вето», то есть запрета распоряжений остальных должностных лиц, сената и комиций. Эта должность была коллегиальной. Народные трибуны не обладали властью за чертой городских стен. Личность народных трибунов была неприкосновенной. К низшим ординарным магистратурам относились должности квесторов и эдилов. Квесторы ведали архивами, городской казной и т.д. Эдилы следили за городским порядком, благоустройством и снабжением поселения.
К чрезвычайным (экстраординарным) магистратурам относилась должность диктатора. Диктатора назначал сенат в исключительных случаях сроком на шесть месяцев для решения строго определенных чрезвычайных задач и располагал полнотой власти. Решения диктатора никто не мог отменить.
Таким образом, в управлении Римской республикой, несмотря на наличие демократических тенденций в развитии структуры комиций, решающую роль играли сенат и магистраты, а сама республики имела выраженный аристократический характер.
8. Права и обязанности консулов во времена Империи
После того, как Октавиан Август стал в 27 г. до н.е. императором и установил принципат , консулы потеряли большую часть своей власти и обязанностей. Хотя это еще была самая высокая должность в государстве, в условиях абсолютной верховной власти императора консулы стали лишь символом республиканской наследия. Все чаще консульское должность обнималась самим императором и наконец стала чисто императорской, за консулами в Римской Империи, однако, осталось право председательствовать в Сенате. Также в исключительных случаях консулы имели право вершить правосудие и представляли игры в Circus Maximus и все торжественных церемониях в честь императора, проводившихся за их собственный счет.
По окончании срока полномочий бывшие консулы (проконсулы) обычно занимали должности губернаторов римских провинций, на которых служили от трех до пяти лет.
Виды должностных лиц в Древнем Риме
Высшее должностное лицо в Древнем Риме именовалось «империум». Власть царей, именуемых «потестас», перешла к ним из дореспубликанской эпохи. Процедура передачи власти прописывалась в законе куриатов. В их полномочия входил созы Сената и Народного собрания (комиции). На рассмотрение органов поступали запросы о создании законов, предоставлялись отчеты. Во время военных действий с другими государствами, из империум выбирали диктатору, наделенного высшей властью в империи. Он мог единолично отдавать приказы и распоряжаться судьбой всей страны и народа. К статусу добавлялась цель назначения, к примеру, «Диктатор из-за войны».
Избранные во время военных и народных волнений диктаторы провозглашали себя единоличными пожизненными управителями, как Гай Юлий Цезарь и Корнелий Сулла. Этот чин был упрощен в Риме по приказу Марка Аврелия.
Чиновники назначались также на время проведения религиозных праздников. Они служили на добровольных началах и не получали жалования от Республики. При назначении на должность выдавалась тога, которая оставалась до момента оставления чина или смерти римлянина.
Занятие высоких должностей влияло на социальной статус сыновей. Дети тех, кто находился в курульном чине, становились аристократами. Они становились главами семей, и их посмертное изображение на маске хранилось потомками. Должностные лица, начиная с квесторов, могли избираться в высший орган управления Древнего Рима — Сената.
Решения должностных лиц обжаловались в Народном собрании или Сенате.
5. Предотвращения злоупотреблений
Для предотвращения злоупотребления консульским властью каждом консулу предоставлялось право вето на решение своего коллеги. Поэтому, за исключением провинций, где один из консулов был командующим местными войсками, консулы могли действовать лишь в согласии, или, как минимум, не против друг друга. Если против одного из консулов предъявлялось обвинение, то его коллега мог подать апелляцию, и, если она имела успех, обвинения снималось. Во избежание нежелательных конфликтов, ежемесячно только один из консулов выполнял свои обязанности. Имеется в виду не то, что другой консул был временно лишен власти, а лишь то, что первый из них имел возможность действовать без помех. Следующего месяца консулы менялись ролями, и так продолжалось в течение всего срока консулата.
Другим средством контроля консулов был тот факт. что по окончании срока полномочий каждый из бывших консулов мог быть привлечен к ответственности за свои поступки во время пребывания на этом посту.
Также существовало три ограничения консульской власти: короткий срок полномочий (один год), четкое определение их обязанностей Сенатом и невозможность повторного участия в выборах консула сразу после окончания первого срока. Обычно период между консулат составлял десять лет.
Многократные консулы
№ | Имя | 1-й консул | 2-й консул | Военный трибун сконсульской властью | 1 | 2 | ВТ | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1-5 | Октавиан Август | 43(суф.), 33, 30, 29, 28, 27 | 31 | 6 | 1 | 7 | ||
Гай Марий | 104,103,102,101,100 | 107, 86 | 5 | 2 | ||||
Луций Фурий Медуллин | 407, 405, 398, 397, 395, 394, 391 | 7 | ||||||
Луций Эмилий Мамерцин | 391, 389, 387, 383, 382, 380, 377 | |||||||
Сервий Корнелий Малугинен | 386, 384, 382, 380, 376, 370, 368 | |||||||
6 | Луций Валерий Потит | 393 (десигнат), 392 | 414, 406, 403, 401, 398 | 1 (2) | 5 | 6 (7) | ||
7-12 | Марк Валерий Корв | 348, 346, 343, 300 | 335, 299 (суф.) | 4 | 2 | 6 | ||
Гай Сульпиций Петик | 364, 355, 353, 351 | 361 | 380 | 4 | 1 | 1 | ||
Тит Квинкций Капитолин Барбат | 468, 446 | 471, 465, 443, 439 | 2 | 4 | ||||
Квинт Сервилий Фиденат | 402, 398, 395, 390, 388, 386 | 6 | ||||||
Марк Фурий Камилл | 401, 398, 394, 386, 384, 381 | |||||||
Публий Валерий Потит Публикола | 386, 384, 380, 377, 370, 367 | |||||||
8-15 | Гай Юлий Цезарь | 59, 48, 46, 45 (без коллеги), 44 | 5 | 5 | ||||
Квинт Фабий Максим Руллиан | 322, 310, 297, 295 | 308 | 4 | 1 | ||||
Луций Папирий Курсор | 320, 319, 315, 313 | 326 | ||||||
Квинт Фабий Максим Кунктатор | 233, 215 (суф.), 214, 209 | 228 | ||||||
Марк Клавдий Марцелл | 222, 215 (суф.), 210, 208 | 214 | ||||||
Луций Сергий Фиденат | 437, 429 | 433, 424, 418 | 2 | 3 | ||||
Луций Лукреций Триципитин Флав | 393 (суф) | 391, 388, 383, 381 | 1 | 4 | ||||
Луций Валерий Публикола | 394, 389, 387, 383, 380 | 5 |
Ещё 18 человек занимало должность консула или военного трибуна с консульской властью или должность по 4 раза.