Скульптор и архитектор
Пиранези прославился как величайший мастер офортов, но его многогранный талант коснулся и других сфер деятельности. Наряду с гравюрами он продавал и памятники античного искусства, в создании которых участвовал лично.
В 1769 году на рынке древностей была представлена колоссальная мраморная Ваза Пиранези.
Художник реконструировал её из множества несвязанных фрагментов скульптур, найденных при раскопках на месте Виллы Адриана (Villa Adriana) в Тиволи (Tivoli). Оригинальные детали II века н. э. (бычьи головы, львиные лапы и барельефы) послужили для создания имитации античной вазы высотой 278 см.
Её изображение, конечно, запечатлено на гравюре Пиранези, а сама скульптура в настоящее время находятся в Британском музее (British Museum) . Ценители искусства наперебой критиковали Вазу Пиранези, но оригинальность и смелость идеи затмили её недостатки.
Скульптурные фантазии Джамбаттисты не ограничились одним творением. Он буквально поставил на поток прибыльное производство и создал из античных обломков не одну вазу, а также несколько оригинальных по дизайну карнизов, канделябров и декоративных колонн. Пиранези составил серьёзную конкуренцию антикварам, так как его совершенные «античные находки» получались намного интереснее оригиналов.
Единственной архитектурной работой Пиранези стала в 1764–1766 гг. реконструкция церкви Мальтийского Ордена Санта-Мария-дель-Пиорато (Santa Maria del Priorato) на Аветинском холме.
Её новый фасад стал в Риме первым образцом архитектуры неоклассицизма, а впечатляющий интерьер – отображением военной истории Мальтийского ордера. Пиранези также спроектировал площадь перед церковью – Пьяцца Кавальери-ди-Мальта (Piazza dei Cavalieri di Malta). Её оригинальной частью стала декоративная стена, при создании которой гравёр использовал изображение погребальных урн, стелл и надгробий, найденных в садах Палаццо Корсини (Palazzo Corsini).
Несмотря на покровительство папы Климента XIII, Джамбаттиста больше не получал серьёзных заказов на проекты зданий. Его архитектурный талант вылился в многочисленные рисунки и чертежи на бумаге, за что имя Пиранези стали связывать с понятием «бумажная архитектура».
Галерея Фарнезе
Полюбоваться великолепной работой Аннибале Караччи – известного болонского художника XVI века, можно в галерее Фарнезе, являющейся частью одноименного дворца.
Галерея Фарнезе. Фреска Аннабеле Карраччи
Галерея Фарнезе. Фрагменты росписи
Однако сделать это не так уж и просто, так как увидеть воочию данное произведение удается не многим. Дело в том, что сегодня в Палаццо Фарнезе располагается посольство Франции и посетить дворец можно лишь по предварительной записи и в строго отведенное время по понедельникам, средам и пятницам и только в составе группы и сопровождении гида.
Советуем прочитать:
Династия Фарнезе : Выдающиеся личности и любовные интриги
Вилла Ливии
Одним из самых интересных предметов экспозиции Национального Музея в Палаццо Массимо является древняя фреска, найденная при раскопках виллы Ливии – супруги первого римского императора Октавиана Августа. Роспись, датированная первой половиной I века, когда-то украшала покои первой леди империи, а сегодня представляет собой ценнейший экземпляр античной настенной живописи.
Фрагменты настенной фрески виллы Ливии. I век н.э.
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (46)
- Дворцы и виллы (12)
- Церкви и базилики (31)
- Сады и парки (7)
- Археологические памятники (30)
- Районы и кварталы (12)
- Улицы (9)
- Площади (8)
- Фонтаны (11)
- Памятники и обелиски (8)
Полезные подборки:
По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Дизайн и сюжет
Современные печатные технологии позволяют создавать большие полотна с любым рисунком, с любым изображением. Простой обыватель, изучая каталоги существующих предложений, легко может растеряться: настолько много готовых сюжетов есть у производителей.
Чтобы выбрать наиболее подходящую фреску для кухни или гостиной, необходимо ориентироваться на стилистику оформления комнаты, на цвета интерьера
Важно держать в голове функциональность помещения и ту роль, которую будет исполнять большое изображение
Пейзажи традиционны для классикиИсточник perspectiva-art.ru
Если тема дизайна «традиционная классика» уместно стены украшать репродукциями известных картин или изображениями античных статуй. Абстрактные рисунки дополнят интерьер, оформленный в современном стиле. Морские, лесные пейзажи – универсальны. Они способны влиться в концепцию любого дизайнерского направления и наполнить квартиру особой теплотой.
Дизайнеры считают фреску универсальным видом декора. И все потому, что при грамотном выборе сюжета и цветовой палитры, ее можно вписать практически в любой стиль. Отлично смотрится такой декор в «Провансе». Его концепцию хорошо поддержат лавандовые поля, изображение виноградной лозы, уютных французских двориков.
Фрески с изображением моря украсят гостиную в средиземноморском стиле. Для восточного интерьера больше подходят изображения животных и храмов, домов, выполненных в традиционной архитектуре. Виды саванн, бескрайних прерий – все это идеально подходит для африканского стиля.
Виды саванн прекрасно подходят для гостиных в африканском стилеИсточник folksland.net
Хай-тек – самое сдержанное направление. Здесь нужно подбирать максимально простую картинку, выполненную в монохромной гамме. Это могут быть тоннели, мосты или продукты достижений человеческой мысли.
Лофт – единственный стиль, в который максимально сложно вписать фреску. Единственное, что здесь допустимо – это граффити. Если сильно хочется, то лучше выбрать именно такой рисунок.
Городские узкие улочки, имитация вида балкона, небоскребы, интерьеры кафе помогут сформировать перспективу и зрительно расширить пространство небольшой комнаты. Один рисунок поможет создать атмосферу домашнего уюта, другой сформирует ритм, способный простимулировать рождение драйва. Зная о том, как «работают» изображения и что такое фреска, на стену в интерьере можно повесить правильный рисунок, тот, что не будет раздражать и вызывать негативные эмоции.
Городские улочки прямо в домеИсточник otdelka-expert.ru
Виды фресок
Базовый принцип создания фрески с течением времени изменялся и дополнялся. Свою роль играли климат, состав штукатурки, рецепт составления красок и т. д. Поэтому принято выделять несколько видов фресок.
«Истинную» фреску называют также «буон фреской». При её создании мастера наносили самый верхний слой грунта только на ту часть стены, которую собирались расписывать в данный момент. Краска при таком подходе не содержит связующих компонентов, поэтому должна успеть впитаться в грунт, пока он не высох.
Такая фреска была распространена в глубокой древности и в античную эпоху. Образцом её могут служить настенные росписи в Помпеях. В более позднее время чистая фреска широко применялась в эпоху Возрождения, прежде всего в итальянском искусстве. Такие произведения создавали Джотто (росписи в часовне Скровеньи), Микеланджело («Страшный суд») и другие художники.
Умение создавать чистые фрески считалось в Италии признаком высшего мастерства. Когда Микеланджело создавал свой «Страшный суд», ему посоветовали написать его масляными красками, но великий мастер возмутился и разразился бранью, заявив, что никакого другого стиля, кроме «буона», он не признаёт.
Апофеоз ИгнатияАндреа Поццо
«Меццо» — вид искусства фрески, изобретённый в XVI веке. При этом подходе сухую штукатурку увлажняют вторично и на неё наносят изображение. Образцом такого стиля может служить творчество Андреа Поццо («Апофеоз Игнатия»).
В древнерусском искусстве, а также в итальянском до XVI века применялась смешанная техника. Основное изображение создавали на сырой поверхности, а после высыхания яичной темперой дописывали детали композиции.
Фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного
Примерами могут служить произведения Дионисия – русского художника конца XV – начала XVI века (изображение святого Николая на куполе Ферапонтова монастыря), Андрея Рублёва (росписи Успенского собора во Владимире).
Творчество в зрелые годы
Успех и признание не охладили творческий пыл Джамбаттисты. Следуя своим замыслам, художник создал огромное количество гравюр, объединённых в серии по темам.
Серия «Римские древности»
Отдельный цикл из 252 гравюр, который начал публиковаться с 1748 года, получил название «Римские древности времён Первой республики и первых императоров» (Le Antichità Romane de’ tempo della prima Repubblica e dei primi imperatori) или просто «Римские древности».
Главной мотивацией при создании этих офортов было желание автора, как археолога, задокументировать и сохранить в иллюстрациях разрушающиеся древние памятники Рима. Четыре тома этой серии включают гравюры с живописными видами известных достопримечательностей, таких как Колизей (Colosseo)
Пантеон (Pantheon)
Триумфальная арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo)
Форум Нервы (Foro di Nerva)
Колонна Траяна (Colonna Traiana)
и многих других.
Особенно поражают те работы серии, где Пиранези с точностью инженера передал интересные детали древних архитектурных конструкций, в том числе и в техническом разрезе:
- «План, фасад, вертикальное сечение и детали кладки гробницы Цецилии Метеллы, 1762»;
- «Вид древней Аппиевой дороги,1756».
- «Вид на мост и мавзолей, возведённые императором Адрианом, 1756» и другие работы.
Эти офорты, выполненные так детально и грамотно с инженерной точки зрения, наводят на мысль, что Пиранези имел доступ к редким архивам документов, которые, возможно, ещё хранятся в библиотеках Ватикана.
Серия «Марсово поле античного Рима»
Самой сложной по исполнению стала фундаментальная работа 1762 года под названием «Марсово поле античного Рима» (Campo Marzio dell’antica Roma).
Она состояла из 50 гравюр и затронула достопримечательности обширной территории Рима между Тибром и Квиринальским и Капитолийским холмами. Пиранези пришлось включить богатое воображение художника, чтобы реконструировать в своих гравюрах форму и облик этой местности.
Первой работой стала огромная топографическая карта Марсового поля времён поздней империи, которая родилась под впечатлением от мраморной плиты с высеченным планом Рима при императоре Септимии Севере в 201–211 годах.
Как будто в продолжение детализации этой карты Пиранези создал ряд великолепных гравюр, где с высоты птичьего полёта раскрывается вид на величественные древнеримские сооружения, а, точнее, их реконструкции: Театры Бальба (Teatro di Balbo) и Марцелла (Teatro di Marcello, 1757)
Амфитеатр Тита Статия Тавра (Anfiteatro di Statilio Tauro)
Пантеон (Pantheon)
Серия «Различные способы украшения каминов»
Темы гравюр Пиранези не были ограничены только видами Рима. В серии «Различные способы украшения каминов, 1769» Джамбаттиста использовал свои любимые этрусские и египетские мотивы, сюжеты из древнеримской живописи, в том числе фрагменты фресок античного Геркуланума (зарисовки он сделал лично во время участия в археологической экспедиции).
Самыми известными из этой серии являются две гравюры интерьера Английского кафе на Пьяцца-ди-Спанья (Piazza di Spagna) в Риме, которое в XVIII в. было излюбленным местом встреч художников и представителей культуры, в основном англичан. В 1760 г. это кафе Пиранези оформил лично, использовав новаторский для того времени египетский стиль. К сожалению, старинное здание не сохранилось, что делает гравюры художника ещё более ценными. Сегодня на этом же месте находится Чайная комната Бабингтона (Babington’s tea room), основанная в 1893 году.
Помимо каминов (которых всего 61) в этой серии присутствуют ещё 100 гравюр с изображением карет, комодов, раковин, ваз и огромных настенных часов. Именно эта коллекция стала настоящим хранилищем идей для ювелиров, мебельщиков и дизайнеров интерьеров.
Талант и трудоспособность Пиранези не имели границ. До настоящего времени сохранилось около 800 его офортов, но известно, что их было более тысячи. Кроме вышеописанных серий были и другие, не менее интересные: «О величии и архитектуре римлян, 1767», «Капитолийские камни, 1762», «Суждения об архитектуре, 1767», «Античные вазы, подсвечники, надгробия, саркофаги, треножники, лампы и украшения, разработанные и выгравированные Джованни Баттиста Пиранези, 1778».
Смерть. Наследие
Джованни Баттиста Пиранези умер 9 ноября 1778 года в возрасте 58 лет от болезни почек.
Он был на вершине славы, когда смерть застала его в своём доме на Strada Felice (сегодня Via Sistina). За год до кончины уже больной он отправился в Неаполь, где участвовал в археологических раскопках ещё малоизвестных трёх греко-дорических храмов в Пестуме. Последние зарисовки и гравюры из серии «Руины построек Пестума» (Avanzi degli Edifici di Pesto, 1777-1778) опубликовал уже его сын Франческо.
Похоронили «певца руин» в церкви Санта-Мария-дель-Приорато, той самой, которая стала его единственным реальным архитектурным строением. Позже на его могиле была установлена статуя скульптора Джузеппе Анджелини (1735-1811), изображающая Пиранези в древнеримском одеянии.
Сын Пиранези, Франческо, продолжил дело отца. Он не только создавал собственные гравюры, но также занимался распространением и продажей работ своего знаменитого родителя. В 1799 года семья Пиранези из-за своих политических мировоззрений бежала во Францию, прихватив с собой 20 ящиков с медными гравированными пластинами. Наследие великого гравёра было выкуплено для Национальной Калькографии (Calcografia Nazionale) при понтификате папы Григория XVI и возвращено в Рим в 1839 году. Сегодня медные доски Пиранези хранятся в Центральном институте графики (Istituto Centrale per la Grafica), который находится рядом с фонтаном Треви.
Пиранези и сегодня остаётся одной из самых больших загадок среди выдающихся деятелей XVIII века. Он создал свой античный Рим, более совершенный, чем реальный, немного фантастический и невероятно притягательный. Один из биографов Пиранези процитировал его изречение: «Мне нужно генерировать великие идеи, и я считаю, что, если бы мне поручили разработать новую вселенную, я был бы достаточно безумен, чтобы взяться за это».
Описание
Почему же художники решили наносить изображения именно на свежую штукатурку? Дело в том, что когда она высыхает, то на её поверхности образуется тонкая прозрачная известковая плёнка. Она защищает изображение, делая его долговечным. Именно поэтому до наших дней сохранились многие фрески, написанные в средние века и даже в античную эпоху.
У фресковой живописи есть и свои ограничения. Например, размер поверхности, покрываемый изображением за один день, не такой большой, как при других техниках; однако произведение нужно закончить до того, как стена высохнет. Поэтому создание фрески – процесс трудоёмкий и сложный.
Живопись а секко (то есть по сухой штукатурке) позволяет создавать произведения более быстро; но по долговечности она заметно уступает фреске. Изображение, нанесённое на свежую штукатурку, нельзя перерисовать, переделать при необходимости, его можно лишь немного подправить.
Изначально для настоящей фрески не были доступны некоторые цвета, в том числе такой важный, как синий: все известные средневековым художникам синие пигменты теряли свои свойства во влажной среде. Поэтому небо и синюю одежду на таких изображениях добавляли позднее, когда покрытие высыхало.
Фреску наносили не на знакомую нам строительную штукатурку, основанную на цементе. Пригодная для нанесения изображения штукатурка называется левкасом. Для её приготовления необходимо смешивать известь с песком. Краски тоже используют особые – натуральные, разведённые водой. Поэтому для фресок характерен особый колорит; их яркие цвета не блекнут даже спустя много столетий.
Археология
Дом Августа, Палатинский холм, Рим
Многое из того, что известно о римском доме, происходит из раскопок на Помпеи и Геркуланум. Хотя в Риме ведутся раскопки домов, ни один из них не сохранил первоначальную целостность построек. Дома Рима в основном представляют собой голые фундаменты, преобразованные церкви или другие общественные здания. Самый известный римский домус — это Дом Августа. Немногое от первоначальной архитектуры сохранилось, осталась только одна многоуровневая секция огромного комплекса. Даже в своем первоначальном состоянии Дом Августа не является хорошим представлением типичного дома, поскольку дом принадлежал одному из самых могущественных, богатых и влиятельных граждан Рима. Напротив, дома в Помпеях сохранились нетронутыми, точно такими, как они были, когда они были заселены римлянами 2000 лет назад.[нужна цитата ]
Комнаты помпейского дома часто расписывались в одном из четырех Помпейские стили: первый стиль имитировал каменную кладку, второй стиль представлял общественную архитектуру, третий стиль ориентировался на мистических существ, а четвертый стиль сочетал архитектуру и мифических существ второго и третьего стилей.
Ватерклозеты
Шум, происходящей от движения воды в трубах ватерклозета, не должен беспокоить
окружающих, а сами трубы проводятся так, чтобы вода в них не могла замерзать в зимнее, холодное время.
Кроме того,
ватерклозет должен быть освещение, хотя бы из соседней комнаты, при помощи высоко расположенного окна, снабженного
рамой с простыми или матовыми стеклами.
Наименьшим размером ватерклозета в одно очко следует считать 0,35-0,4 кв.
сажени, предполагая, что перед сиденьем должно оставаться пространство не менее 0,5 сажени при такой же ширине.
Таковы соображения относительно размеров и расположения комнат в жилых семейных домах. Разумеется, более или менее
удачная комбинация всех вышеуказанных условий всецело зависит от опытности и частных, соответствующих всякому данному
случаю, соображения строителя.
Поэтому, не пытаясь дать какого-либо строго определенного правила для проектирования жилых строений, мы приведем лишь два примера наиболее удачных планов и фасадов помещичьих домов, из которых первый вполне приспособлен к условиям русской жизни, а второй представляет собою довольно типичный образец немецкого сельского строительства.
Литература. Klasen, Grundrissvorbilder von Gebauden aller Art, I Abtheil. 1896.-Aster,Fami-lienhauser fur Stadt und Land. 1898.-Abel, Das elegante Wohnhaus. 189O.-Wanderley, Die land-lichen Wirthschaftsgebaude, Bd. III.
Л. Страхов. И. Широких. 1900 г.
Первые работы
Итогом впечатлений от встречи с Римом стали первые серии гравюр, созданные Джамбаттистом в 1743–1745 годах. Они были выполнены с поражающей фотографической точностью и в необычной манере.
Техника, которая определила почерк работ Пиранези, представляла собой сочетание офорта с резцовой гравюрой, что позволяло добиться выразительности и мягкой контрастности живописи.
Первая часть архитектурных набросков
Дебютной работой Пиранези стал научный труд 1743 года «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором» (Prima parte di architetture, e prospettive inventate, ed incise da Giambatista Piranesi architetto Veneziano).
В этой работе автор разместил 12 гравюр с вымышленными видами древнего Рима, на которых запечатлел Капитолий, Римский Форум, языческие храмы, мавзолей императора, величественный мост и другие грандиозные строения.
Фантазии Пиранези родились не на голом месте. Для создания офортов он кропотливо изучал в библиотеке старинные гравюры, описания несохранившихся античных скульптур и труды историков.
Надо признать, что эти виды были настолько хороши, что путешественники часто оказывались разочарованными, сравнивая античные памятники на гравюрах Пиранези с действительностью. В XVIII в. большая часть древних сооружений Рима представляла собой груду камней, занесённых пылью и покрытых растительностью, а территория Римского и Императорского форумов — пастбище, по которому бродили свиньи и буйволы.
Виды Рима
Спустя всего два года после выхода первой работы Пиранези начал создавать серию гравюр «Разные виды Рима античного и современного» (Varie Vedute di Roma Antica e Moderna). Автор явно был под впечатлением от работы Джузеппе Васи под названием «Великолепие Рима», но при этом показал собственный подход к теме. Гравюры Джамбаттисты отличались особым живописным стилем – каприччио (capriccio), который объединяет в изображении археологические руины, архитектурные фантазии, растительность и фигурки людей, занятых своими повседневными делами.
Среди офортов этой серии бесценными для истории являются виды Рима XVIII века, на которых запечатлены Палаццо Боргезе (Palazzo Borghese)
Палаццо Барберини (Palazzo Barberini)
Пьяцца дель Квиринале (Piazza del Quirinale)
базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano)
Бельведер в Ватикане
и другие знаменитые строения.
Темницы
В период пребывания в Венеции Пиранези создал одну из своих самых необычных работ, которая будоражит умы творческих людей и сегодня. Цикл гравюр из 16 картин под названием «Фантастические изображения тюрем» (Le Carceri d’Invenzione, 1745) или «Темницы» (Carceri) – это просто «взрыв» архитектурных фантазий.
Мрачные и драматичные виды изобилуют деталями, которые сливаются в чёткие конструкции строений из каменных блоков и арок, лестниц и переходов. В этом загадочном пространстве можно разглядеть даже пыточные приспособления, наводящие ужас, и фигурки людей с ролями тюремщиков и узников.
Возникает вопрос: «Что побудило художника создать эти гравюры?» Некоторые считают, что тема родилась из ночных кошмаров Пиранези, другие видят в ней призыв к недопустимости насилия в Эпоху Просвещения, но есть и другое очень интересное мнение. В XVII–XVIII вв. появилось тайное общество масонов или «вольных каменщиков», а так как отец Пиранези и он сам имели отношение к строительной гильдии каменщиков, то, вполне возможно, что изображения несут особые скрытые символы масонства.
Развитие вилл
Римляне всегда тяготели к природе, и поэтому для их городских домов было характерно устраивать внутри сады, бассейны, источники в нимфее, а стены расписывать пейзажами. На развитие загородной виллы оказали влияние эллинистические дома, а также высокие потребности в комфорте.
Места для вилл выбирались тщательно. Чаще всего это были высокие места на южном склоне холма, богатого ручьями. Эти места находились в удаленном месте от испарений низин, продувались ветрами и считались наиболее здоровыми. Кроме того, оттуда открывался шикарный вид на окрестности.
Площадку перед строительством виллы выравнивали и укрепляли искусственными террасами. Основным объектом был сам дом хозяина, который по своей планировке был таким же как и другие домусы, варьировалась только последовательность помещений.
Спальни, библиотеки и кабинеты планировали дальше от шумной части жилища. Виллы богатых хозяев включали в себя целый комплекс помещений для поддержания здоровья. Там были термы, бассейны, солярий, иногда строили гимнасии для физических упражнений. Также строили крытые аллеи для прогулок, где высаживали деревья и стригли кустарники.
Характерной особенностью римской загородной виллы было взаимопроникновение архитектуры и природы. С одной стороны, правильная разбивка сада, очертания клумб и узоры насаждений, направление аллей и дорожек и расположение малых архитектурных форм — все подчинялось общему замыслу виллы вплоть до форм подстриженных кустарников, которым придавали вид геометрических тел и фигур животных. С другой стороны, вилла была раскрыта и ориентирована на природу своими террасами, перистилями, бельведерами, пейзаж возникал в просветах окон и портиков.
В принципах устройства вилл ярко проявилась характерная для римлян черта — умение извлечь из окружающей среды все полезное, что она может дать человеку. Созерцательное восприятие природы, стремление получить максимум впечатлений от неё, не выходя из дома или за пределы виллы, коренились в особенностях римского жизненного уклада, в привязанности к домашнему очагу и пристрастии к душевному комфорту.
По своему архитектурному решению загородные виллы, особенно в I в. до н.э. сильно отличались друг от друга и почти не поддаются классификации.
Вилла Мистерий в Помпеях
Вилла Мистерий рядом с Помпеями считается ранней из сохранившихся городских вилл. Её построили в III в. до н.э. Вилла знаменита своими росписями со сценами мистериального культа, отсюда и название. Росписи датируются серединой I в. до н.э.
Потолок
Конструктивных решений римского потолка немного: гладкий, многоуровневый и кессонированный. Гладкий потолок можно украсить легким рельефным трафаретным орнаментом по периметру.
Многоуровневым потолком можно добиться иллюзии купольного перекрытия – одного из главных мотивов римской архитектуры. Также с его помощью можно спрятать осветительные приборы, имитируя «проникающий» свет.
Кессонированный потолок добавит помещению роскоши и респектабельности. Кессоны (углубления четкой геометрической формы, созданные пересечением потолочных балок) можно декорировать рельефными или расписными изображениями растительных мотивов. Очень эффектно выглядят балки сложного профиля.
Выбирая конструкцию потолка, опасайтесь перегрузить и «придавить» пространство. Кессонированный потолок подойдет только для помещений с большой площадью и высотой. Не перегружайте пространство: тяжесть сверху уничтожит простор – главную идею стиля!
Безусловно, цвета потолков светлые, поддерживающие цвет стен.