Протестантизм как основа процветания западной буржуазии

3.3. Протестантская трудовая этика

Реформация изменила такое отношение к труду окончательно и бесповоротно. Для реформаторов, как результат труда, так и трудящийся человек имели равное значение в глазах Божиих. Не существовало различий между духовным и мирским, священным и светским трудом. Все человеческие труды, какими бы низменными они ни были, вполне способны прославить Бога. Труд был актом восхваления, потенциально продуктивным актом восхваления. Как отмечал Лютер: «Весь мир можно заполнить служением Богу — не только церкви, но и дома, кухни, погреба, мастерские и поля»

Как Лютер, так и Кальвин отмечали важность плодотворной деятельности для христианского самоуважения. Трудясь для Бога, христиане в состоянии достичь чувств удовлетворения и самоуважения, которых иначе достичь нельзя

Для реформаторов окончательный мотив человеческой деятельности направлен на Бога.

Историческое преобразование статуса труда благодаря этой этике является примечательным. Не случайно те регионы Европы, которые приняли протестантизм, вскоре оказались экономически процветающими — таковым оказалось неожиданное следствие нового религиозного значения, придаваемого труду. Это подводит нас к рассмотрению влияния Реформации на экономику и известному Вебера о взаимоотношениях протестантизма и капитализма.

Православие

Опосля вселенского раскола правоверная ветвь была под началом Константинопольского Патриарха. В наше время существует несколько автокефальных (независящих) православных церквей, которые решают свои вопросцы на Соборах. Своим главой православные церкви почитают не патриарха, а самого Иисуса Христа.

Православные священники могут заключать брак. Запрет на супружеские узы существует лишь у монахов. Также и по остальным пт, перечисленным в разделе о католицизме, православные каноны различаются от церковных. А именно, в православной традиции отсутствует догмат о непогрешимости Папы Римского.

Православного человека можно сходу отличить от католика по осенению себя крестом: справа влево 3-мя перстами (щепоткой). А старообрядцы различаются от православных двоеперстным осенением.

Начало капитализма и участие государства

В принципе, капитализм и модернизационные процессы возникли по инициативе буржуазных классов, выступавших против феодализма. Государство не играло роли в начальном развитии европейского капитализма. В Америке процессы модернизации и индустриализации, напротив, спонсируются государством.

Первой политической и экономической доктриной, изучавшей предмет государства в экономике, был либерализм. Самые известные ее представители — Джон Локк и Адам Смит. Классические либералы считают, что вмешательство государства должно быть сведено к минимуму.

Классическая либеральная мысль утверждала, что государство должно иметь дело только с законами для сохранения частной собственности, защиты свобод и разработки политики, чтобы рынок мог свободно регулировать себя.

Напротив было марксистское течение, идеи которого осуществлялись в Советском Союзе с 1917 года. По мнению авторов-марксистов, эта свободная конкуренция и сокращение государства оставили большинство без прав.

По этой причине основные рычаги экономики должны были управляться государством, чтобы гарантировать благополучие большинства.

Хотя более поздние теоретики, такие как Анхель Капеллети, он называл бы порядок Советского Союза «государственным капитализмом».. Увидев последствия неконтролируемого рынка в 1929 году и почувствовав неэффективность крупных государств, авторы рассмотрели другой путь.

Одним из наиболее распространенных подходов является подход исследователя Джона Кейнса, «кейнсианство», в котором должен соблюдаться баланс между функциями государства в экономике и свободой частных лиц выполнять свою работу.

Индустриальная цивилизация

Развитие капитализма содействовало техническому прогрессу, росту науки, что влекло за собой резкое ускорение развития индустрии.

Это было главным признаком первых шагов новой цивилизации, которую впоследствии историки назвали «индустриальной» – индустриальная цивилизация. Она шла на смену аграрно-ремесленной цивилизации средневековья.

Начавшийся процесс развала феодализма сопровождался разорением массы мелких производителей – крестьян и ремесленников. Из них и начала формироваться армия наемных рабочих.

Пройдя очень сложный и не менее трудный путь, этот новый социальный слой постепенно влился в капиталистически организованные отрасли промышленности и сельского хозяйства.

А в начале нового времени многие разорявшиеся мелкие собственники становились рабочими рассеянной (раздача работы по домам) или централизованной (работа под одной крышей) мануфактур.

В 16-18 вв. произошли важные изменения в торговле и в сфере финансового дела. В наиболее развитых странах Европы (Англия, Нидерланды и др.) торговля содействовала разложению феодальных отношений.

Она становилась источником «первоначального накопления», то есть источником обогащения нового слоя общества – буржуазии. Купец (торговец) нередко превращался в капиталиста-предпринимателя, основывающего мануфактуру.

Карикатура «Капитализм»

Главным явлением внутриевропейской торговли было начало формирования и развития единых национальных рынков, прежде всего в Англии и Франции. Этому способствовала политика меркантилизма (итал. mercante — торговать) – создания государством благоприятных условий для своей торговли.

В результате Великих географических открытий появились новые направления внешней торговли: в Америку, Африку, Азию.

В Европу хлынул поток дешевых товаров: золото и серебро, кофе и чай, рис, хлопок, табак и пр. Торговля стала приобретать мировые масштабы. Крупными торговыми центрами стали Лиссабон (Португалия), Севилья (Испания), Антверпен (Нидерланды), Лондон (Англия).

Все вместе это дало мощный толчок для развития капитализма во всем мире и, прежде всего, в Европе.

Возникновение бирж

Появились новые формы организации торговли. Возникли биржи (лат. bursa — кошелек). На фондовой бирже совершались сделки по купле-продаже ценных бумаг. На товарной бирже торговые сделки заключались по образцам товаров.

Появлялось все большее число купеческих организаций – торговых компаний для торговли с различными районами мира.

Начало нового времени и развития капитализма было отмечено появлением первых банков. Это были специальные финансовые организации, осуществлявшие посредничество в платежах и кредите. Первые банки появились в 15 веке сначала в Италии, а затем в Германии.

Развитие капитализма – это неизбежная фаза развития современной цивилизации. Однако плоды капитализма не всегда так хороши, как это звучит в теории.

Для полного понимания рекомендуем прочитать короткую и довольно остроумную заметку о том, чем отличаются капитализм и социализм.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Истоки капитализма

Что же послужило толчком к становлению нового экономического уклада — ​капиталистического? Среди исследователей по этому ­вопросу нет единого мнения

Марксисты обращают внимание на экономику, в частности на изменение типа производства. Произошел переход от феодального способа производства, основанного на ручном крестьянском труде, к капиталистическому хозяйству с машинным производством

Технологические изобретения XV–XVI вв. в Европе, усовершенствование орудий труда, рост внутреннего рынка привели к тому, что город все больше стал нуждаться в продукции сельского хозяйства. Мелкие крестьянские хозяйства феодального типа уже не могли удовле­творить растущий спрос.

Другие исследователи полагают, что значительные изменения произошли в сознании европейцев в связи с Реформацией. Ведь реформаторы призывали к торговой и экономической активности.

Рост европейской экономики и торговли, развитие банковской системы

Начиная с Позднего Средневековья Европа переживала изменения, которые затронули все сферы социально-­экономической и политической жизни. Стал формироваться новый строй — ​капиталистический. В Европе, в отличие от стран Востока, сложились два важнейших условия, необходимых для развития капитализма: возможность накопления капитала и наличие свободных рабочих рук.

Росли потребности в одежде и других товарах, для производства которых было необходимо больше рабочих. Многие люди мигрировали из сельской местности в города. Растущее городское население нуждалось в продовольствии, поэтому возросла потребность и в сельскохозяйственных рабочих. Чтобы предотвратить их переселение в города, землевладельцы должны были платить им больше и сдавать землю в аренду по более низкой цене.

Рост европейской экономики был тесно связан также с мануфактурным производством. Мануфактуры впервые появились в Италии еще в начале XIV в. Это были предприятия, основанные на разделении труда наемных рабочих. Но труд оставался ручным.

Торговцы продавали мануфактурные изделия в сельской местности, где затем покупали зерно и другие сельскохозяйственные товары для продажи в городах. Расширялись торговые связи и между странами.

Экономика Европы изменялась также благодаря развитию банков и кредитной системы. Со временем вначале в Италии, а затем и в Северной Европе возникли влиятельные династии банкиров.

Крупнейшими банкирскими домами Европы в начале Нового времени были семейства Медичи во Флоренции и Фуггеров в немецком городе Аугсбург. Богатыми ростовщиками считались жители Ломбардии. Европейские ростовщики предоставляли ссуды под высокий процент почти всем государям Европы, включая папу римского и германского императора. С XVI в. возникли не только частные, но и государственные банки.

В XV в. в Европе появились и первые биржи, которые к XVII в. были представлены практически в каждом торговом европейском городе. Слово «биржа» обозначало специальное здание для совершения финансовых и торговых сделок. Предприниматели выставляли образцы своих товаров, подписывали контракты, получали денежные кредиты, приобретали ценные бумаги, которые нередко выполняли функцию денег.

2.1. Формирование протестантской трудовой этики

Протестантская этика — это неформальная система норм и ценностей протестантизма, регламентирующих человеческие отношения и общественное поведение и являющихся основанием социально-этических оценок. В отличие от декалога и евангельских заповедей правила протестантской этики строго не фиксированы и не входят в канон. Они содержатся в учениях идеологов Реформации или выводимы из них, отдельные правила включены в конкретные исповедания веры. Термин «протестантская этика» и его эквиваленты («кальвинистская мораль», «пуританская трудовая этика») не характерны для богословской лексики — они обрели понятийную строгость главным образом в социологических и религиоведческих исследованиях. Тем не менее, существует определенный корпус нравственных принципов, реальная общность которых в протестантизме определена тем, что они выражают существенное содержание реформированного христианства. Теоретическую базу протестантской этики составляет протестантское понимание человека, конкретизированное в концепции благодати, предопределения, призвания и т.п. Основанные на них принципы нравственности, заметно расходились с привычной христианской моралью средневековья. Согласно протестантизму, основными признаками избранности к спасению являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление верующего доказать себе и другим свою богоизбранность создало сильнейший стимул к предпринимательству и базу новых моральных норм и критериев. Деловая сметка и богатство стали богоугодны. Протестантская этика освятила труд и осудила праздность, практическим следствием чего в ряде стран было суровое законодательство против бродяг. Трактовка профессии как ответа на требование (призыв) Бога сделало обретение специальности и постоянное совершенствование в ней моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как одно из «добрых дел», протестантизмом осуждалось — милосердие понималось прежде всего как предоставление возможности обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бережливость — расточительность или невыгодное капиталовложение были греховны. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: её требования относились к производственной и социальной (законопослушание) дисциплине и качеству труда; она осуждала пьянство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к труду и обучать читать и понимать Библию; истинный христианин обязан был быть опрятным в быту, аккуратным и прилежным в труде, честным в выполнении обязательств. Грамотность была угодна Богу, поэтому в некоторых странах, принявших протестантизм как государственную религию, были приняты законы об обязательном начальном образовании.

Необходимо обратить внимание на социальный смысл протестантской этики и на её роль в становлении буржуазного общества. Кульминацией такого подхода в начале XX века явилось исследование немецкого учёного Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», в котором делалась попытка доказать, что протестантская этика была решающим фактором возникновения капитализма и быстрого экономического развития Западной Европы

Влияние Реформационной мысли на историю

Религиозные идеи Реформации изменили историю положив начало новым взглядам. Проследим развитие некоторых идей, зародившихся в это время, и рассмотрим их влияние на западную культуру. Можно сказать, что Реформация придала истории творческий импульс, оказавший большое влияние на формирование нашего мира.

Новые взгляды и настроения, связанные с Реформацией, не были реакцией на чисто социальные или экономические силы. Позитивное и преданное отношение к светскому порядку, столь характерное для Реформации и представляющее такое значение для формирования современной западной культуры, основывается на ряде богословских представлений.

Отвергать исключительно богословский или религиозный подход к Реформации не означает предполагать, что богословие или религия не играли никакой роли в этом движении; это значит признавать сложность взаимовлияющих идей и обычаев внутри социальной ситуации того времени. История влияет на идеи; идеи влияют на историю. Рассмотрим некоторые культурные последствия религиозных идей, зародившихся в период Реформации.

Молитесь — и обрящете

Случилось такое диво давным-давно, ещё в XVI веке. И квартал этот существует до сих пор! За ним прочно закрепилась репутация первого в мировой истории примера социального жилья. Называется он Фуггерай — по имени его основателя Якоба II Фуггера  младшего, по прозвищу Богач. Потомки Фуггера продолжают славную традицию своего предка: они фактически содержат мини-городок, а с жильцов берут ту же символическую плату, что и пять веков назад, — один рейнский гульден, то есть 0,88 евро… в год.

Но попасть в число жильцов Фуггерая может не каждый. Претендент должен отвечать трём условиям: жить в Аугсбурге не менее двух лет, быть католиком и знать назубок три молитвы — «Две Мария», «Символ веры» и «Отче наш», которые обязан читать каждый день во здравие членов семейства Фуггер. Но главное, бедняк должен быть честным трудягой, то есть, по определению самого Якоба Фуггера, «человеком трудолюбивым и порядочным и только по несчастью впавшим в бедность». Из этого следует, что бездельников и любителей жить на пособие, а также пьяниц, наркоманов и прочих асоциальных элементов в Фуггерай не пустят.

Ну а тех, кому повезло, ждёт очень даже милая жизнь. Уютный квартал, по сути, представляет собой город в городе. Старинные двухэтажные домики, стоящие стройными рядами в восьми переулках, окружены стеной, в которой семь ворот. Как в средневековых городах, все ворота на ночь запираются, и лишь одни, под названием Воловьи, остаются «дежурить» — то есть ночной «портье» открывает их жильцам, опоздавшим к закрытию. Жильё в Фуггерае — не коммуналки, а отдельные квартиры со всеми удобствами и даже собственным входом. Причём каждая дверь снабжена звонком с уникальной ручкой: в те времена, когда ещё не было освещения, жилец находил в темноте свою дверь на ощупь — по форме ручки.

Сначала комплекс состоял из 53 зданий для 106 семей. И таким он оставался до Второй мировой войны, когда исторический квартал, как и весь Аугсбург, подвергся серьёзным бомбардировкам. Фуггерай пострадал не меньше, чем базировавшийся в городе завод «Мессершмитт». И после войны Фуггеры отстроили своё благотворительное детище заново и даже добавили новые домики. Сейчас в квартале 67 зданий, в которых уже 140 квартир. Решение о том, кому дать там жильё, принимают сами Фуггеры. Всеми делами «города» заправляет совет старейшин, который состоит из представителей трёх ветвей клана миллим онеров. Выгоды это дело им не даёт никакой. Фуггеры содержат городок за счёт прибыли от основного бизнеса — лесного хозяйства и недвижимости.

Протестантизм

Кто такие протестанты и есть ли разница с христианством? Это течение появилось на европейском материке в 16 веке как протест против всеобъятного господства римско-католической церкви. Одного центра у протестантского движения не существует, в этом течении находится огромное количество церквей с различными наименованиями. Первыми протестантскими церквями были:

  • англиканская церковь;
  • лютеранская церковь;
  • кальвинизм.

Позднее выделились и остальные течения:

  • баптисты;
  • евангелисты;
  • методисты;
  • адвентисты;
  • пятидесятники;
  • другие.

Некие протестантские течения не признаны как церковь и отнесены к сектам — мормоны, иеговисты. Протестанты категорически опровергают поклонение иконам, святым и монашество, но признают триединство бога. Протестанты твердо убеждены, что спасение души зависит от принятия Иисуса Христа личным спасателем, потому человеку не необходимы посредники меж ним и богом.

У протестантов нет Молитвословов, в храмах не возжигают свечки, а на молитвенных службах поют песни в честь Иисуса Христа. В неких протестантских церквях принято плясать под славословия. В особенности сиим различаются неопротестантские церкви, где люди хлопают в ладоши и пританцовывают в славословиях Иисусу. Также там не принято почитать Богоматерь как равную богу, она считается обычной смертной дамой.

Протестантское движение различается активной миссионерской деятельностью, особым (братским) укладом жизни и взаимопомощью. Общины проповедуют равенство меж всеми членами и живут единой семьей. Современная англиканская церковь держится консерватизма в собственных мнениях, и на данный момент уже ведутся дискуссии о признании ею верховенства Папы Римского.

В протестантских церквях монашество отсутствует как совершенно подлежащее рассмотрению явление. Верующие ведут обыденный стиль жизни, но подчиненный местным церковным уставам. Разводы разрешены, но неодобряемы. Главой общины является пастор, который считается прототипом для подражания.

Распространение Реформации в Европе

Некоторые этапы распространения Реформации в странах Европы

Чтобы вспомнить, в каких странах была распространены Реформация, надо вспомнить о том, что началась она в XVI веке в Германии, которая тогда была раздробленным государством, в котором недовольство церковью испытывали представители всех социальных слоёв. Вскоре Реформация распространилась по другим странам – Чехия, Нидерланды, Венгрия, Австрия, Франция, Англия. В ряде случаев это привело к разрушительным военным конфликтам – так, казнь Яна Гуса идеолога чешской реформации, послужила основной причиной гуситских войн, продлившихся 15 лет, а протестантский проповедник Томас Мюнцер фактически начал в Германии крестьянскую войну против несправедливости и угнетения, ставшую крупнейшим восстанием в Европе до Великой Французской революции. Стоит отметить, что распространение Реформации в Европе также сопровождалось частыми погромами и грабежами католических храмов и церквей. Постепенно Реформация охватывала всё новые и новые страны – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Литва, Швейцария, Шотландия и др. Русское царство, однако, затронуто Реформацией не было – она представляла собой конфликт между протестантами и католиками, а Россия была православной. Самым заметным последствием Реформации в Европе стала Контрреформация, комплекс мер, призванных ей противодействовать. В итоге часть европейских государств осталась католическими целиком или частично.

Начало Великой французской революции 1789-1799. Взятие Бастилии кратко.
Период правления Семибоярщины. Начало, итоги.

Термины, характеризующие процесс Реформации

  • Реформация. Начавшееся в XVI веке в Европе религиозное и общественно-политическое движение, направленное на реформирование католической Церкви. В основном Реформация охватила Центральную и Западную Европу.
  • Индульгенция. Отпущение грехов за плату, практиковавшееся католической Церковью. Проще говоря, любой человек, совершивший что-то плохое, то есть согрешивший, мог как бы откупиться и очистить свою душу, купив индульгенцию.
  • Контрреформация. Комплекс мер, предпринятых католической Церковью и направленных против сторонников Реформации.
  • Лютеранство. Первое протестантское учение, основанное Мартином Лютером, человеком, с которого началась Реформация.
  • Кальвинизм. Ещё одно учение, в чём-то схожее с лютеранством, а в чём-то от него отличающееся. Названа по имени Жана Кальвина, его основателя.
  • Англиканство. Одно из протестантских вероучений, получивших распространение в Англии. От лютеранства и кальвинизма отличается, в первую очередь, отсутствием единого лидера.
  • Иезуиты. Мужской католический монашеский орден, члены которого активно занимаются наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Иезуиты сыграли заметную роль в Контрреформации.

Протестантизм в России

Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. — Из Википедии.

К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как «Свидетели Иеговы», презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты «лютеране» резко выступают против деструктивных христианских сект.

В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование

Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.

Поддержите «Правмир» сейчас.

ПОДДЕРЖАТЬ

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Сейчас ваша помощь особенно нужна.

ПОМОЧЬ

Начало промышленной революции

В XVIII в. на смену торговому капитализму, основанному на меркантилизме, пришел промышленный капитализм. Это знаменательное событие вошло в историю под названием промышленной революции.

Она означала переход от мануфактурного производства, основанного на ручном труде, к фабричному. Основным отличием фабрик — ​крупных предприятий — ​от мануфактур было использование машин. С изобретением сложных громоздких механизмов предпринимателям стало выгодно размещать в одном месте рабочих и машины.

Промышленная революция, или промышленный переворот, началась с Анг­лии. Основной ее предпосылкой стало изобретение парового двигателя. Его стали использовать на пароходах, паровозах и станках. Изобретение механического ткацкого станка (прялки Дженни) привело к возникновению мощной текстильной промышленности в Англии, товары которой активно продавались во всем мире. Впервые Англию стали называть «мастерской мира». Немалый вклад в промышленный переворот внесла развивавшаяся быстрыми темпами британская угольная промышленность.

Большие запасы угля и железной руды обеспечили Англию необходимым материалом для создания паровых машин и топливом для них. Будучи колониальной державой, Англия имела доступ к сырью по всему миру. Она также получила огромный рынок сбыта произведенных товаров.

За относительно короткий период европейская цивилизация сильно изменилась как внешне, так и внутренне. Ее географическое распространение стало началом формирования глобального мира. Этот процесс сопровождался включением в орбиту европейского влияния новых территорий и народов. Но главное заключалось в том, что в недрах европейской цивилизации зародился уникальный тип общественной системы — ​капитализм.

Отличие католиков от протестатов

Несмотря на то что протестанты — это выходцы католицизма, между этими двумя религиями есть существенные отличия. Так, в католицизме считается, что жертва Христа искупила все грехи всех людей, а протестанты, впрочем, как и православные, полагают, что человек изначально грешен и одной крови, пролитой Иисусом, недостаточно для искупления грехов. Человек должен замаливать свои грехи. Отсюда и отличие в устроении храмов. У католиков алтарь открыт, каждый может увидеть престол, у протестантов и православных в храмах алтарь закрыт. Вот еще, чем католики отличаются от протестантов — общение с Богом у протестантов происходит без посредника — священника, а у католиков священники обязательны для посредничества между человеком и Богом.

У католиков на земле есть представитель самого Иисуса, по крайней мере, у них так принято считать, — это Папа Римский. Он — личность непогрешимая для всех католиков. Папа Римский находится в Ватикане — едином центральном органе управления всеми в мире католическими Церквями. Еще одно отличие католиков от протестантов заключается в отвержении протестантами представления католиков о чистилище. Как уже говорилось выше, протестанты отвергают иконы, святых, монастыри и монашество. Они полагают, что верующие святы сами по себе. Поэтому у протестантов нет различия между священником и прихожанином. Священник-протестант подотчетен протестантской общине и не может ни исповедовать, ни причащать верующих. По сути, он просто проповедник, то есть читает проповеди для верующих. Но главное, чем католики отличаются от протестантов, это все же вопрос связи между Богом и человеком. Протестанты полагают, что личной веры в Бога достаточно для спасения, а Благодать человек получает от Бога без участия Церкви.

Условия развития капитализма

Для того чтобы иметь успех в борьбе со своими конкурентами, капиталист-мануфактурист жизненно заинтересован в снижении стоимости (необходимое для производства товара рабочее время, выраженное в деньгах) выпускаемой продукции и повышении ее качества.

Это дает ему увеличение прибыли. Поэтому владелец производства стремится повысить технический уровень оборудования, его экономичность, применить новейшие машины.

Те предприятия, на которых все это успешно осуществлялось, процветали, а прибыли их владельцев росли. Хозяева же малоэффективных предприятий разорялись. Происходил «естественный отбор» среди предпринимателей-капиталистов.

Финансовый капитализм

Монополистический капитализм возник в двадцатом веке и существует по сей день. Быстрое увеличение и приумножение капитала также привело к развитию банков и финансовых институтов.

Банкиры и владельцы сумок обнаружили, что один из способов заработать деньги — это иметь деньги. Раньше способ производства денег был по схеме D-M-D (Деньги-Товары-Деньги), теперь он стал D + D: D (Деньги + Деньги: Деньги).

Современный капитализм объединяет эти три этапа на основе накопления капитала. Такие авторы, как Владимир Ленин, утверждают, что последняя фаза капитализма — не финансовая, а империалистическая фаза как форма экономического господства промышленно развитых стран над отсталыми.

Торговые компании и политика меркантилизма

Купцы нуждались в капитале, или больших суммах денег, чтобы вложить его в дело либо торговое предприятие. Число торговых компаний росло с поразительной быстротой.

Торговцы также создавали акционерные общества для финансирования новых дел. Нередко предприниматели объединяли капиталы и основывали частную торговую ­компанию. Затем они продавали акции своей компании другим вкладчикам (инвесторам). Когда такое акционерное общество собирало достаточный капитал, оно снаряжало заморскую экспедицию. По возвращении корабля каждый инвестор или получал свою долю дохода, или делил с компаньонами потери. Иногда торговые компании получали от европейских монархов монопольное, то есть исключительное, право на производство чего-либо или торговлю с ­какой-либо страной.

Именно так была создана в 1600 г. британская Ост-­Индская компания, получившая от короны ряд привилегий на торговлю с Индией.

Схожую деятельность проводила могущественная голландская Ост-­Индская компания (1602–1798). Она торговала чаем, медью, серебром, текстилем, хлопком, шелком, керамикой и пряностями с Японией, Китаем, Цейлоном, Индонезией.

В XVI в. европейские монархи прекрасно понимали, что их власть зависит от того, насколько хорошо развиты экономика и международная торговля их стран. Верили они и в то, что ключом к экономической мощи являются драгоценные металлы. Следовательно, государство должно накапливать как можно больше золота.

Однако государство не просто хранило драгоценный металл. Испания, например, использовала добытое в Новом Свете золото для покупки таких товаров, как пушки, ружья, лес и шелк. Поскольку Испания импортировала больше товаров, чем экспортировала, ее золото уходило в другие страны

Вывод был очевиден: торговля являлась для государства более важной, чем просто накопление золота

В XVII в. возникла новая экономическая теория — ​меркантилизм (от итал. mercante — торговец, купец). Меркантилистские идеи сводились к тому, что экономическая мощь государства зависит от сохранения и увеличения его золотого запаса посредством преобладания экспорта товаров над их импортом.

Меркантилисты считали, что правители должны регулировать торговлю и промышленность, чтобы государство могло существовать и развиваться за счет своих внутренних ресурсов. Они были убеждены, что монархи обязаны поддерживать промышленность, например кораблестроение, потому что новые корабли нужны для развивающейся торговли.

Приобретения

  • Кирхберг и Weißenhorn с участием Wullenstetten и Пфаффенхофен (Рот) (1507)
  • Schmiechen (1508)
  • Бибербах (1514)
  • Габлинген (1527)
  • Mickhausen (1528)
  • Бургвальден (1529 г .; Burgwalden , в Landkreis Аугсбург, Бавария )
  • Оберндорф-ан-дер-Донау (1533)
  • Земли в Венгрия (1535)
  • Pflege Donauwörth (1536)
  • Glött (1537)
  • Бабенхаузен и Бранденбург (1539)
  • Pleß (1546)
  • Rettenbach (1547)
  • Земли в Эльзас (1551)
  • Кирхгайм (1551)
  • Замок Дуттенштейн, около Dischingen (1551; Schloss Duttenstein, в Landkreis Heidenheim, Баден-Вюртемберг)
  • Eppishausen (1551)
  • Niederalfingen (1551)
  • Замок Стеттенфельс (1551; Burg Stettenfels, в Landkreis Хайльбронн, Баден-Вюртемберг)
  • Reichau, около Boos (1551)
  • Kettershausen und Bebenhausen (1558)

Следующие исторические здания по-прежнему принадлежат семье Фуггеров:

Итоги и последствия Реформации

Итоги Реформации в Европе кратко

  • Раскол католической церкви. Она перестала быть единой и господствующей религией в Европе после того, как от её откололся протестантизм, не признающий власти Папы Римского.
  • Изменение баланса сил. В одних странах Реформация фактически победила, в то время как в других её удалось сдержать. Это сформировало новых естественных союзников и перекроило баланс сил.
  • Изменения в государственной политике. С XVII века политика стран Европы стала в значительно меньшей степени, чем раньше, определяться религиозными вопросами, что стало самым, пожалуй, заметным итогом Реформации.
  • Были заложены предпосылки для религиозных войн. Первым звоночком стали гуситские войны в Чехии, против которых даже направлялись крестовые походы. А религиозные войны во Франции и вовсе стали невероятно кровопролитным, чего стоит одна Варфоломеевская ночь, когда было положено начало массовой резне протестантов.
  • Единый католический мир в Европе прекратил своё существование. А единая Римско-Католическая церковь была фактически заменена множеством национальных церквей.
  • Было заложено начало капитализма. Это стало основным положительным последствием Реформации – ослабление феодализма и укрепление зачатков капитализма. Протестантские государства начали вскоре опережать в экономическом развитии католические и православные, так как протестанты массово отказывались от пышных богослужений и дорогих развлечений. Соответственно, сэкономленные на этом деньги вкладывались в производство и торговлю, так что итоги Реформации для протестантских стран оказались в целом положительными.
  • Рост культуры и образования. Чтобы доносить до людей слово Божье, желательно, чтобы эти люди умели хотя бы читать. Так что во многих странах, особенно в Северной Европе, одним из последствий Реформации стало бурное развитие учебных заведений.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: