Опыт павлова с собакой кратко. подробное описание эксперимента с собакой павлова и что это такое

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    Зная о том, что животное не способно мечтать и представлять себе будущее, рефлекс собак Павлова крайне заинтересовал. Он провел ряд экспериментов, в ходе которых доказал, что все рефлексы животных делятся на условные и безусловные. К безусловным рефлексам Павлов отнес врожденные рефлексы, не требующие наличия опыта, наследуемые: сосательный, глотательный и т.д. Кроме того, опыты Павлова с собакой помогли понять, в каком отделе мозга возникает сигнал о запуске того или иного рефлекса, что дало толчок развитию нейрохирургии и другим областям медицины. 

  • Слайд 3

    Одним из самых известных опытов с животными называют условным рефлексом собаки Павлова: та самая лампочка, в момент включения которой у животных начинала выделяться слюна. 

  • Слайд 4

  • Слайд 5

  • Слайд 6

  • Слайд 7

    В наши дни опыт кажется невероятно простым: лампочка загорается – собака получает лакомство – выделяется слюна. Повторяем несколько раз, исключаем лакомство. Эффект достигнут: выработан условный рефлекс на свет лампочки (выделение слюны), который запускается даже при отсутствии пищевого поощрения. Сегодня реакция собаки Павлова понятна любому опытному владельцу собак, однако такая прозрачность психологии этих животных появилась именно после экспериментов Ивана Петровича. Мы используем эффект собаки Павлова ежедневно, когда просим любимца сесть, подойти или принести игрушку. Эффект собаки Павлова в быту – это банальная дрессура: сидеть – собака села и получила поощрение. Через несколько занятий у питомца вырабатывается условный рефлекс на голосовую команду, и пищевое поощрение теперь не требуется или требуется лишь иногда, как напоминание (команда – та же лампочка). Владелец, который понимает, как на практике использовать рефлекс собаки Павлова, никогда не испытывает сложностей с воспитанием питомца: не нарушай связи, давай лакомство в момент выполнения команды и не секундой позже, и любой урок будет усвоен в минимально короткий срок. И, конечно, нельзя забывать о том, что условные рефлексы постепенно «удаляются» из памяти, а потому необходимо повторение (тренировки на прогулке и т.д.).

  • Слайд 8

    Но, конечно, собаки Павлова страдали не во имя кинологии. Иван Петрович изучал нервную систему ради людей, которые и сегодня, благодаря его открытиям, восстанавливаются после тяжелейших травм, живут с серьезными расстройствами ЦНС, борются с психическими недугами. На основе открытий великого ученого разработаны сотни методов терапии самых различных недугов, от соматических нарушений до опухолей мозга. 

Посмотреть все слайды

Популярные темы сообщений

  • Великая Китайская стена

    Великая Китайская Стена является современным чудом света. Ее строили на протяжении более 2700 лет и ее длина составляет более 8850 км. Высота стены достигает на некоторых участках 9 м, а ширина – 6,5м. Главной функцией ее создания являлась защита

  • Правовое государство

    Правовое государство – это страна, в которой приоритет политики направлен на права и свободу человека. Мысли о построении именно правового государства возникали у людей еще давно.

  • Дымковская игрушка

    Родом дымковская игрушка из заречной слободы Дымково близ города Вятки (современного Кирова). Этот старинный промысел зародился в 15 веке. Происхождение промысла, по преданию, связано с вятским народным праздником «Свистопляской»

  • Влажность воздуха

    Воздух, который окружает нас, имеет хорошо известные всем качества, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни. А именно, воздух может быть теплым, холодным, чистым, свежим, загрязненным и т. п. Но, есть еще одно качество,

  • Федеральное собрание РФ

    Федеральное собрание – это один из множества федеральных органов, который производит государственную власть в РФ. К его функциям относятся:

Краткая история

До знаменитого эксперимента Павлова уже проводились исследования оперантного поведения кошек. Эдвард Торндайк разработал устройство, которое назвал «проблемным ящиком». В этот ящик он поместил голодных кошек, которым приходилось искать выход, чтобы добраться до еды, которая стояла снаружи.

Когда кошки сначала случайно задевали друг друга веревкой, дверь открывалась. Постепенно и после нескольких повторений животным удалось научиться ассоциации между скольжением по веревке и бегством из ящика, чтобы поесть. Таким образом, каждый раз они выходили из нее быстрее.

Торндайк интерпретировал этот факт как обучающий тест, который вдохновил Павлова на дальнейшее развитие своих исследований.

Павлов родился в 1849 году, сначала отец хотел, чтобы он стал священником. Однако он отклонился от этого плана и окончил медицинский факультет в 33 года. Его первые исследования были сосредоточены на пищеварительной системе, и в 1904 году он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Хотя именно его эксперименты с условным рефлексом и обучение, которым он посвятил последние 30 лет своей жизни, действительно сделали его знаменитым.

Дальнейшее развитие исследования Павлова получил американский психолог Джон Б. Ватсон. Он применил выводы Павлова к людям. В 1921 году Уотсон провел эксперимент на 11-месячном мальчике, известном как «маленький Альберт».

Цель заключалась в том, чтобы продемонстрировать, как можно обусловить определенные страхи. Сначала Альберт боялся громких звуков (безусловного раздражителя), но не крыс. Исследователи показали малышу крысу, и, когда он захотел погладить ее, они издали позади него громкий звук железным прутом.

После нескольких повторений, в которых шум издавался при виде крысы, маленький Альберт плакал только при виде крысы. Несколько дней спустя он обобщил свой ответ, испугавшись, когда увидел кролика, собаку или шубу.

Полученные результаты и открытия

Проведённые эксперименты показали, что поведение животных обусловлено реакциями на определённые раздражители. Эти реакции были названы рефлексами. Они бывают условными и безусловными.

Безусловный рефлекс – реакция, заложенная в организме генетически. Это простейшее действие, связанное с непосредственным раздражителем и имеющее физиологический смысл. К примеру, у собаки выделяется пищеварительный сок, когда она получает пищу; это безусловный рефлекс. Пищеварительный сок предназначен для того, чтобы эту пищу переваривать и усваивать. А вот звук колокольчика или включение лампочки не вызывает выделения пищеварительного сока, поскольку колокольчик и лампочка – не пища.

В данном случае лампочка и колокольчик будут для собаки нейтральными предметами. Однако если подавать звуковой или световой сигнал непосредственно перед подачей еды, в сознании животного эти два события будут связаны. И тогда пищеварительный сок начнёт выделяться в тот момент, когда животное видит или слышит сигнал, даже если оно после этого не получает пищи. Сигнал становится условием, или стимулом, запускающим психофизиологическую реакцию. Поэтому такой тип рефлекса называют условным.

Открытие рефлексов предоставило человечеству множество новых возможностей. К примеру, с помощью условных рефлексов можно дрессировать животных, вырабатывать у них необходимые навыки и умения. Так, с помощью эффекта «собаки Павлова» однажды удалось отучить койотов нападать на овец. Там, где обитали койоты, несколько раз разбрасывали баранину, начинённую некоторым количеством яда – не способным убить животное, но достаточным, чтобы оно почувствовало недомогание. После нескольких попыток такого «кормления» койоты почувствовали отвращение к овечьему мясу и перестали нападать на овец.

Благодаря умению формировать условные рефлексы стало возможным получать «специальных» животных – например, служебных собак для нужд полиции. Оказалось, что животных можно обучить достаточно сложному поведению.

Однако объектами дальнейших исследований стали не только животные. Выяснилось, что человеческая психика по своей сути ничем не отличается от психики животных. И процесс человеческого обучения основан на тех же механизмах. С помощью несложных экспериментов исследователи могли формировать условные рефлексы у маленьких детей, которые потом сохранялись на всю жизнь, при этом сам участник эксперимента, став взрослым, даже не догадывался о своём участии в исследовании. Именно таким был знаменитый эксперимент «Маленький Альберт», проведённый американскими пионерами бихевиоризма ещё при жизни Павлова. Младенец по имени Альберт в нём играл роль «собаки Павлова»; с помощью подаваемого звукового сигнала учёные вызвали у него реакцию страха перед белой ручной крысой, которая ему поначалу нравилась. Этот эксперимент вызвал бурную полемику как по поводу его этичности, так и по поводу опасений за будущее человечества, ведь оказалось, что человека можно точно так же дрессировать, как обычную собаку.

Открытия Павлова используются в наше время в различных «практических приложениях» бихевиоризма, особенно в маркетологии. Яркие вывески, заманчивые ценники и масса тонких приёмов являются для посетителей магазина стимулами, которые вызывают определённые физиологические реакции, побуждающие купить товар. Зачастую приёмы маркетинга действуют на подсознательном уровне, и противостоять им обычному человеку не так просто.

Собака Павлова: Что Это? Описание Эксперимента

Когда речь заходит про научный опыт с животными или эксперимент, собака Павлова – это то, что сразу всплывает в памяти, как минимум из школьного курса биологии. Однако, не все помнят: собака Павлова – что это такое, и какое значение имели эксперименты русского учёного Ивана Павлова с животными.

Многие опыты с участием животных, проведённые учёными разных стран, обеспечили прорыв в области различных наук, в том числе – медицины. Некоторые эксперименты сейчас вызывают много вопросов и критики. В разные годы учёные в экспериментальных целях пересаживали головы обезьянам, скрещивали и получали двухголовых собак, при помощи разрядов тока или «гремучей» химической смеси на некоторое время пытались воскресить умерших кошек и собак.

Но не все опыты над животными являются кровожадными и агрессивными. В современном мире эксперименты с животными проводят фармацевтические компании, медицинские организации, оборонные предприятия и другие. Опыты ставят для тестирования новых лекарств, косметики, предметов бытовой химии, биомедицинских и генетических исследований.

В науке и медицине прошлого века практически все значимые открытия были сделаны с применением тестирования на животных, в частности – на собаках. В 1957 году на земной орбите собаки были первыми. С помощью собак был выделен инсулин, имеющий решающее значение в лечении сахарного диабета. Русский физиолог Павлов пользовался собаками для изучения рефлексов. Далее мы рассмотрим, какое значение для науки имел эксперимент с собакой Павлова.

Как проходил эксперимент

Собаку кормили под звук метронома. По началу у животного присутствовал только безусловный рефлекс — слюноотделение при виде еды. Без пищи поблизости метроном секреции не вызывал. Чтобы выработать у собаки условный рефлекс, незадолго до кормления включали метроном, под который собака получала любимую еду. Через время звук метронома начинал ассоциироваться у животного с приемом пищи. Чем дольше длился эксперимент, тем сильнее становился приобретенный рефлекс.
 

Схема эксперимента по выработки условного рефлекса у собаки

На финальной стадии эксперимента слюна у собаки слюна появлялась, как только включался метроном. Этот процесс больше не зависел от того, сопровождалось ли воздействие нейтрального раздражителя кормлением. Слюноотделение стало частью условного рефлекса, который Павлов выработал у собаки в своем эксперименте. 

Нобелевская премия

Нобелевская премия

В 1897 году Павлов опубликовал свой классический труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез». Он обобщил знания, полученные в результате экспериментов. Работу моментально перевели на все европейские языки — она быстро нашла признание в международной научной среде.

Опыт с мнимым кормлением И.П. Павлов. Лекции по физиологии пищеварения. СПб., 1908г.
 

В 1903 году Павлов сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. Он рассказал о достижениях в исследовании пищеварения и впервые сформулировал принципы физиологии нервной деятельности.                                              И.П. Павлов произносит речь на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. 1903г

Номинанты 1901–1904 гг., ставшие Нобелевскими лауреатами.
Конкурентами И.П. Павлова были известнейшие ученые того времени: Росс, Кох, Гольджи, Мечников 

Эксперты почти 3 недели знакомились с научной деятельностью лаборатории Павлова. По результатам работы комитета, коллегия профессоров Королевского Каролинского медико-хирургического института 7 октября 1904 года единогласно провозгласила Павлова четвертым лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине. Награду он получил «за работы по физиологии пищеварения, которые изменили и расширили наши представления в этой области».Диплом лауреата Нобелевской премии, выданный И.П. Павлову Каролинским медико-хирургическим институтом в 1904г.Подлинник на русском языке

Павлов смог полностью изменить существовавшую в то время физиологию пищеварения и описал нервные взаимосвязи желудочно-кишечного тракта с центральной нервной системой.Диплом лауреата Нобелевской премии, выданный И.П. Павлову Каролинским медико-хирургическим институтом в 1904 г. Подлинник на шведском языке

Исследования и труды Ивана Петровича стали фундаментом для всех современных представлений о работе органов пищеварения, механизмах их регуляции и о том, как может нарушаться работа механизмов управления.

И.П. Павлов в тоге доктора Кембриджского университета в Кембридже (Великобритания).  1912г.

Наследие

Наследие

Павлов подарил миру не только полноценное представление о работе желудочно-кишечного тракта, за которую был удостоен Нобелевской премии. Последующие 35 лет он исследовал высшую нервную деятельность человека: Павлов изучал физиологию и расстройства сна, создал учение о типах нервной деятельности и заложил теоретические основы для исследования анализаторов и их представительства в коре.Титульный лист труда «Двадцатилетний опыт объективного исследования высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы». 1923г. 

Все знания, которые подарил нам Павлов, определили облик физиологии ХХ века во всем мире. Он дал новый вектор для исследований и способствовал бурному развитию смежных отраслей биологии и медицины: 

  • Учение о 4 типах нервной деятельности (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик) применяют в психологии и педагогике;
  • Знания о высшей нервной деятельности и сне позволили разработать схемы терапии неврозов и расстройств сна;
  • Его учение о пищеварении легли в основу современных схем терапии многих заболеваний ЖКТ, в том числе язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. 

Его знания и понимание нормальной физиологии стали фундаментом для успешного развития практической медицины.

Диагностика рака

Оказывается, собаки способны учуять онкологические заболевания: это доказали в 2010 году ученые из университета Кюсю (Япония) , и в 2015 – из исследовательского центра Humanitas в Италии и США . После обучения (за верный «диагноз» собакам дают поощрение) псы способны распознавать рак кишечника, мочевого пузыря, легких, яичников, простаты, молочных желез и щитовидной железы с сопоставимой точностью. Их результат на 8-100% совпадает с результатами, полученными с применением современных диагностических методик.

Использовать собак для диагностики рака слишком дорого и проблематично. Ученые надеются с помощью собачьего нюха понять, какие именно запахи и в какой концентрации говорят о появлении онкологических заболеваний, а затем сконструировать аналогичный диагностический «электронный нос».

Что доказал Павлов? Результат эксперимента

Иван Петрович Павлов был большим любителем собак, они занимали значительное место в его жизни и работе. Учёный называл собаку «лучшим домашним животным» и называл её частой жертвой различных научных экспериментов именно из-за высокого уровня нравственного и умственного развития. Академик повторял, что опыты над кошками делаются только «из нужды».

Опыты академика Павлова и последующая работа учёных в этом направлении имеют важное значение в современном мире и в жизни каждого человека. Научное наследие И.П. Павлова определило облик и направления развития физиологии, повлияло на развитие психологии, педагогики и генетики

Эксперименты Павлова способствовали созданию оптимальных методов лечения различных нервных расстройств, фобий, панических состояний

Павлова определило облик и направления развития физиологии, повлияло на развитие психологии, педагогики и генетики. Эксперименты Павлова способствовали созданию оптимальных методов лечения различных нервных расстройств, фобий, панических состояний.

Каждый человек может на собственном примере осознать, что такое эффект собаки Павлова. Например, ситуации, когда привыкнув к определённой последовательности сигналов, мы предсказуемо на них реагируем. В политических технологиях и рекламе хорошо работает приём, когда известные люди рекламировали «протягивали» какую-то новую идею или какого-то человека, или продукт. Постепенно у аудитории (зрителей) отношение к известной персоне переносится на тот продукт или действие, которое он (она) продвигает.

Можно привести множество примеров из жизни, когда у человека формируется реакции на предшествующие сигналы. Например, звук включаемого по утрам компьютера на рабочем месте, мгновенно «сообщает» о том, что далее должны следовать чашка кофе и сосредоточенная работа. Или в ресторане, когда вы выбираете блюда в меню, непроизвольно начинается слюноотделение. Чем-то это похоже на условный рефлекс собаки Павлова, который вырабатывался на источники, предшествующие кормлению животного, не правда ли. Или музыка, которая сопровождала человека в определённое время, навсегда закрепится в памяти как связь с этим временем. Или сочный лимон, который разрезаем, мгновенно заставляет вспомнить его кислый вкус и слегка скривиться.

Среди маркетологов есть выражение «колокольчик Павлова». В своих экспериментах, связанных с кормлением собак, учёный иногда использовал колокольчик как упреждающий сигнал перед приёмом пищи.

Синдром собаки Павлова срабатывает, когда маркетологи привязывают к определённому бренду какие-то атрибуты или слоганы, это формирует и крепко закрепляет у аудитории созданный рекламой образ.

Что случилось с собаками Павлова после эксперимента?

Нельзя сказать однозначно, какой породы были собаки Павлова. Известно, что первой подопытной собакой учёного была дворняга по имени Дружок. Большинство собак в экспериментах были овчарки, но встречались представители других пород.

При Институте экспериментальной медицины существовал питомник. Там разводили собак и некоторых других животных, которых учёные использовали в своих опытах. Для проведения опытов важным критерием был темперамент собак как классификатор нервных типов. Одни собаки были сдержанные и спокойные другие – «непоседы», подвижные, оживлённые.

Среди представителей разных организаций и сегодня можно услышать агрессивные выпады в сторону академика и его опытов над животными. Эксперименты Павлова они называют циничным и жестоким действием, где жертва – это собака Павлова, и в чём смысл опыта, если животное могло погибнуть.

Факт остаётся фактом – до тех пор, пока в теле собаки не делали отверстия (фистулы), животные в процессе проведения лабораторных экспериментов погибали. Когда в теле собаки стали проделывать отверстие, всё изменилось. С фистулой собака могла жить, отверстие не мешало жизнедеятельности животного. Если опытов не проводилось, то отверстие в пищеводе закрывалось, и собака жила, как обычно. Большинство собак после опытов выживали и находились рядом с учёным до старости.

️В родовом доме-усадьбе семьи Павловых в Рязани есть чучело собаки, в теле которой проделано отверстие трубочка.

Исследования Павлова оказали большое влияние на развитие поведенческой психологии и сегодня играют важную роль для человечества. Иван Павлов прожил 86 лет, и до последнего времени работал в Институте под Санкт-Петербургом.

Закончу одним из последних высказываний учёного, которое некоторым образом подводит итог его работы и жизни:

Иван Павлов

Изоляция мозга

Изоляция мозга уже давно будоражит разум футурологов и фантастов, ведь это возможный способ жить вечно. Первые подобные опыты провел в 20-х годах 20 века Сергей Сергеевич Брюхоненко

. Эксперимент проводился так: собаке отсекли голову и поддерживали ее жизнь при пониженной температуре с использованием аппарата искусственного кровообращения, который Брюхоненко ради этого эксперимента и изобрел (в дальнейшем он спас жизни не одного человека во время операций на сердце). Голова собаки без тела прожила полтора часа. Эксперимент запечатлен на видео и демонстрируется в документальном советском фильме 1940 года «Эксперименты по оживлению организма».

Генетика поведения

Собаки давно живут бок о бок с человеком и стали во многом на нас похожи. Собаки понимают не только интонацию, но и смысл слов, отличают настоящие слова от белиберды . Причем в этой деятельности у собак задействованы те же участки мозга, что и у человека . А это значит, что исследования генетического поведения любимых четвероногих можно иногда экстраполировать и на человека.

Например, мутации в пяти генах влияют на общительность или нелюдимость у собак . Четыре есть и у человека, и изменения в них связывают с нарушениями социального поведения: аутизмом , синдромом дефицита внимания , агрессивным поведением у подростков или шизофренией . Это позволяет авторов исследования предполагать, что регуляция поведения у многих видов млекопитающих вероятно имеет общую генетическую базу. А значит, можно тестировать методы генного воздействия на собаках, а затем создать подобные лекарства для человек

https://kotsobaka.com/sobaki/porody-s/pavlova.html https://psy.wikireading.ru/13521 https://zen.yandex.ru/media/id/5a019eda57906a05dba5c4d9/5a045c40e86a9e9a04a57254

Литература

1. Г. В. Скипин. Анализ высшей нервной деятельности собаки по усложненной секреторно-двигательной методике. Сообщение I. Труды физиологических лабораторий акад. И. П. Павлова, 1941, т. X, стр. 5.

2. Г. В. Скипин. То же. Сообщение II. Одно из условий для выявления ассоциации между двумя возбужденными участками коры больших полушарий собаки. Там же, 1941, стр. 17.

3. М. К. Петрова. Материалы к познанию физиологического механизма произвольных движений. Там же, 1941, стр. 41.

4. Н. А. Подкопаев. Выработка условного тормоза из проприоцептивного раздражителя. Труды физиологических лабораторий акад. И. П. Павлова, 1940, т. IX, стр. 400.

5. Г. В. Скипин. О характере действия положительного условного раздражителя в первые моменты его применения. Труды физиологических лабораторий акад. И. П. Павлова, 1941, т. X, стр. 172.

6. Г. В. Скипин. К вопросу о природе тормозного (угасательного) процесса, развивающегося в высших отделах центральной нервной системы собаки. Труды физиологических лабораторий акад. И. П. Павлова, 1940, т. IX, стр. 459.

7. П. К. Анохин. Соотношение процессов возбуждения и торможения при их одновременном протекании в коре больших полушарий. Труды IV Всесоюзного съезда физиологов, 1930, стр. 279.

7-а. П. К. Анохин. Соотношение между возбуждением и торможением при их одновременном протекании в коре больших полушарий. Труды физиологических лабораторий акад. И. П. Павлова, 1932, т. IV, стр. 322.

8. Г. В. Скипин. К вопросу об иррадиации и концентрации тормозного процесса. Там же, 1930, стр. 215.

8-а. Г. В. Скипин. То же. Труды физиологических лабораторий акад. И. П. Павлова, 1932, т. IV, стр. 318.

9. С. А. Петров. К вопросу о выработке диференцировки при коротком и длительном отставлении условного раздражителя. Труды физиологических лабораторий акад. И. П. Павлова, 1940, т. IX, стр. 148.

10. Ф. С. Павлов. К вопросу об образовании запаздывающих условных рефлексов: Там же, 1940, стр. 391.

11. Ф. П. Майоров. Опыт устранения гипнотического состояния у собак при помощи брома. Доклад в Обществе психиатров и невропатологов в Ленинграде, 22 ноября 1930 г. Обозрение психиатрии, неврологии и рефлексологии 1930, т. V, № 5.

11-а. Ф. П. Майоров. Устранение гипнотического состояния у собак при помощи брома. Труды физиологических лабораторий акад. И. П. Павлова, 1933, т. V, стр. 133.

12. В. В. Яковлева. Действие бромистого натрия на центральную нервную систему собаки возбудимого типа. Там же, 1933, стр. 97.

13. И. С. Розенталь. К влиянию различных доз бромистого натрия на высшую нервную деятельность. Там же, 1933, стр. 167.

14. И. О. Нарбутович. Действие сверхмаксимального раздражителя на нервную систему собаки уравновешенного сангвинического типа. Труды физиологических лабораторий акад. И. П. Павлова, 1938, т. VIII.

15. С. Н. Выржиковский и Ф. П. Майоров. Материалы к вопросу о влиянии воспитания на склад высшей нервной деятельности у собак. Доклад в Обществе физиологов 6 октября 1930. Труды физиологических лабораторий акад. И. П. Павлова, 1933, т. V, стр. 171.

16. И. С. Розенталь. К характеристике ориентировочных и оборонительных рефлексов. Архив биологических наук, 1930, т. XXX, вып. 1, стр. 119.

17. С. В. Клещов. Отношение звуков, как условно-рефлекторный раздражитель. Труды физиологических лабораторий акад. И. П. Павлова, 1933, т. V, стр. 213.

18. В. В. Строганов. Метод условных рефлексов в физиологии труда. Архив биологических наук, 1930, т. XXX, вып. 2, стр. 125.

19. И. П. Павлов. Краткий очерк высшей нервной деятельности. Статья в американском сборнике “Psychologies 1930”. Двадцатилетний опыт, изд. 1932 г.

20. И. П. Павлов. Физиология и патология высшей нервной деятельности. Лекция врачам ГИДУВа, 12 января 1930 г., Брошюра. Медгиз, 1930.

21. И. П. Павлов. Пробная экскурсия физиолога в область психиатрии. Archives Internationales de Pharmacodynamic et de Therapie, 1930. Двадцатилетний опыт, изд. 1932 г.

Убийства «в интересах истины»

Можно представить себе, как страдали собаки… Во многих случаях эксперименты академика заканчивались для них смертью, но если это было возможно, ученый выхаживал животных и, если даже они не были больше пригодны для исследований, обеспечивал им пожизненное довольствие. Вопреки общепринятому мнению, Павлов вовсе не являлся бездушным исследователем, который видел в животных лишь материал для опытов. В частности, все хирургические вмешательства проводились только под наркозом, чтобы не причинять собакам дополнительных страданий.

А.Д. Поповский в статье «Павлов» приводит следующую цитату академика: «Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа. Когда я режу, разрушаю живое животное, я глушу в себе едкий упрек, что грубой, невежественной рукой ломаю невыразимо художественный механизм. Но переношу это в интересах истины, для пользы людям».

Сегодня отношение к исследованиям Павлова остается неоднозначным. Не вполне понятно, действительно ли подобные шокирующие методы, которые привели к гибели сотен собак, были совершенно необходимы для того, чтобы сделать научные выводы о физиологии нервной системы человека. Однако опыты Павлова стали тем фундаментом, на котором зиждется современная физиология, а также психология и, в частности, способствовали разработке способов лечения от различных фобий, панических и тревожных расстройств.

Открытия Павлова

Что открыл Павлов в биологии? Одним из самых главных исследований является исследование Павловым рефлексов, которые он разделил на условные и безусловные. Иван Петрович также выяснил, что в основе работы психики человека находятся физиологические процессы, а еще благодаря Павлову появился новый раздел науки – «Физиология высшей нервной деятельности».

Иван Петрович изучал и пищеварение, проводил множество исследований, чтобы разобраться, как химически и механически обрабатывается пища, которая попала в человеческий организм. За это исследование ученому и была вручена Нобелевская премия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: