Первое кругосветное плавание крузенштерна и лисянского

«Путь, неиспытанный до того россиянами…»

При столь яркой разнице друзей юности объединяла одна общая страсть — морские походы и мечта о плаваниях, которые ещё не свершал флот России. «Сделаться полезным Отечеству стремилось всегда моё желание; счастливо ободряла дух мой надежда совершить путь, неиспытанный до того россиянами…», — так писал об этом романтик Крузенштерн.

Со страстью друзей-капитанов к морским путешествиям смыкалась ещё одна страсть — наука. Ведь каждому капитану тех лет приходилось быть, фактически, настоящим учёным — требовалось досконально знать географию, астрономию, математику и геометрию, чтобы успешно пересекать океаны под парусами без какой-либо связи и сложной техники. Один только список языков, которыми владели Крузенштерн и Лисянский впечатляет: английский, французский, немецкий, датский, «немного» голландского и испанского — то есть наречия всех наций, в ту эпоху обладавших наиболее развитым мореплаванием.

Что характерно для той эпохи, и «немец» Крузенштерн и «украинец» Лисянский, немало пожившие и попутешествовавшие далеко за пределами России, оставались убеждёнными патриотами. «Наше Отечество… Моё Отечество…» — не только в книгах, но и в частной переписке не раз напишет о России капитан Иван Крузенштерн, которого изначально звали Adam Johann von Krusenstern и первым языком которого в детстве был немецкий. Дед мореплавателя, Эберхард Филипп фон Крузенштерн, будучи полковником в шведской армии Карла XII, храбро сражался против нашей армии и попал в русский плен под Нарвой, проведя 20 лет в Сибири. Но в сибирской ссылке предок капитана прижился и по окончании войны принял русское подданство. С тех пор династия Крузенштернов верно служила Российской империи. Любопытно, что прадед Юрия Лисянского вполне мог скрестить оружие с дедом его лучшего друга — есаул Нежинского казачьего полка Епифан Лисянский участвовал в Северной войне со шведами и погиб в одном из походов Петра I.

Вот такие люди желали, а главное, были готовы отправиться в первое кругосветное плавание к дальневосточным берегам России. Но надежды и проекты капитана Крузенштерна могли бы ещё долго ждать своего часа, не вмешайся в ход дела большая политика на Востоке и на Западе.

На Западе к 1802 году уже возникла империя Наполеона — под властью французского «консула», побившего австрийцев и англичан, уже оказалась половина Европы. В Петербурге понимали, что скорое столкновение с этой новой силой более чем вероятно. Но для всякой большой войны и активной дипломатии требовались очень большие деньги — и тут сказывались события, недавно произошедшие на Дальнем Востоке, где в 1799 года возникла «Российско-Американская компания». Создание этой компании открывало заманчивые перспективы в освоении богатейших «пушных промыслов» на лежащих к востоку от Камчатки островах и берегах американской Аляски. Торговля мехами в ту эпоху приносила сверхдоходы, сопоставимые с нефтяным бизнесом наших дней, и была очень важна для государственного бюджета.

Уже в 1801 году правление Российско-Американской компании перебралось из Сибири в столичный Петербург, а среди её акционеров значился сам императора Александр I — интерес на столь высоком уровне становится понятен, если увидеть немного финансовой статистики. В начале XIX века аборигены Алеутских островов и Аляски охотно отдавали две шкурки «камчатских бобров», как тогда называли каланов, за один железный топор. В европейской части России такой топор стоил рубль, на Дальнем Востоке из-за сложности транспортировки его цена взлетала до 8 рублей. Но пара выменянных на него каланьих шкурок в Охотске стоила уже 150 рублей, а при их перепродаже в Китай, который тогда был главным рынком для сибирской и дальневосточной пушнины, цена за пару особо качественных шкурок доходила до 600 рублей серебром.

Несложно подсчитать, какую фантастическую прибыль могла принести такая торговля при дальнейшем развитии тихоокеанских владений России. И главной преградой здесь была слишком долгая, трудная и дорогая сухопутная «дорога» через весь континент, от центра страны к её дальневосточным рубежам. Вот почему именно в 1802 году в высших сферах Петербурга вспомнили о давних планах морского путешествия из Балтики на Камчатку.

8.

Триумфальное возвращение
В Россию корабли вернулись в разное время: «Нева» – 22 июля 1806 года, а «Надежда» – 5 августа. Участники экспедиции собрали огромное количество информации о множестве островов, создали карты и атласы этих земель и даже открыли новый остров, получивший название остров Лисянского. Был подробно описан почти не исследованный прежде залив Анива в Охотском море и установлены точные координаты острова Вознесения, о котором было известно лишь то, что он находится «где-то между Африкой и Южной Америкой».
Фаддей Беллинсгаузен
Все участники этой кругосветки, от капитанов до рядовых матросов, были щедро вознаграждены, и большинство из них продолжили делать морскую карьеру. Среди них был и путешествовавший на «Надежде» мичман Фаддей Беллинсгаузен, который через 13 лет возглавил первую русскую антарктическую экспедицию.

Интересности
10 августа, 2018
1 002 просмотра

Память о Крузенштерне

  • 6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, был открыт памятник Крузенштерну
  • В 1993 году Банком России была выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В честь И. Ф. Крузенштерна названы:
    — Остров Крузенштерна
    — Пролив Крузенштерна
    — Риф Крузенштерна
    — В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя — И. Ф. Крузенштерна кратеру на видимой стороне Луны.
  • Его имя носят:
    — Крузенштерн (барк);
    — Иван Крузенштерн (ледокол);
    — Airbus A320 с номером VP-BKC авиакомпании Аэрофлот носит имя Ивана Крузенштерна.
    — Океанографическое исследовательское судно проекта 852 «Иван — — Крузенштерн» в составе Балтийского флота в 1974—1998 годах.

Первое кругосветное путешествие

По возвращении домой Крузенштерн разработал проект прямых маршрутов между российскими портами на Балтике и Аляске, и представил его на рассмотрение. Поначалу предложение Ивана Федоровича было отклонено, но когда встал вопрос о кругосветной экспедиции, именно ему поручили возглавить ее.

ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой

Основной целью предстоящей экспедиции было изучение устья Амура и близлежащих территорий для нахождения наиболее удобных торговых путей русского Тихоокеанского флота.

Рис. 2. Устье Амура.

Летом 1803 года из Кронштадта вышли в открытое море два парусных судна — «Надежда» и «Нева».

Мореплаватели взяли курс на Атлантику, и спустя год впервые в истории российского флота им удалось пересечь экватор.

В ходе этого путешествия Крузенштерном был сделан ряд важнейших открытий и исследований:

  • внес значительные изменения в старые карты, нанеся на них новые объекты;
  • провел глубоководные исследования океанических вод;
  • выяснил истинную причину свечения моря;
  • собрал полную информацию о приливах и отливах различных регионах;
  • тщательно исследовал побережье Сахалина, Курильских островов, западное побережье Японии;
  • установил новый прямой маршрут к русским владениям на Аляске и Камчатке.

Закрытая Япония

Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года. Корабли зашли в ряд европейских портов и на остров Тенерифе, а 26 ноября пересекли экватор. Российский флаг впервые в истории был поднят в Южном полушарии. 18 декабря корабли подошли к берегам Южной Америки и сделали остановку в Бразилии. Когда они снова взяли курс на юг, Крузенштерн и Лисянский договорились, что если непогода разлучит корабли в районе мыса Горн, то они встретятся либо у острова Пасхи, либо у острова Нукагива. Так и вышло. Потеряв друг друга в тумане, «Надежда» и «Нева» снова объединились в одну группу только у берегов Нукагивы, где российских моряков доброжелательно встретили полинезийцы. После Нукагивы экспедиция достигла Гавайских островов и разделилась: Крузенштерн двинулся к Камчатке, а Лисянский — на Аляску.

В Петропавловске начальник экспедиции, решив проблему с Толстым, выяснив отношения с Резановым и пополнив запасы продуктов, взял курс на Японию. Там их встретили не слишком приветливо. Государство придерживалось жёсткой изоляционистской политики и из европейцев — с рядом оговорок — поддерживало торговые отношения только с голландцами.

  • Первое российское кругосветное путешествие, у берегов Японии

26 сентября 1804 года «Надежда» прибыла в Нагасаки. Российским морякам не разрешили выходить в город, предоставив для отдыха лишь ограждённый участок на берегу. Резанову выделили комфортабельный дом, но покидать его не позволили. После длительного ожидания к российскому посланнику приехал императорский чиновник. Резанова вынудили исполнять достаточно унизительные требования японского этикета — он разговаривал с представителем императора стоя и без обуви.

Однако все эти неприятные процедуры не привели ни к каким результатам. Подарки российского царя японский император вернул и устанавливать экономические отношения отказался. Под занавес переговоров Резанов смог только отвести душу, нагрубив японским чиновникам. А Крузенштерн обрадовался тому, что у него появилась возможность исследовать западные берега Японских островов, к которым подходить было запрещено. Испортить несуществующие дипломатические отношения он больше не боялся.

Также по теме


«Открытие под дулами орудий»: как в XIX веке американцы «помогли» Японии отказаться от политики изоляционизма

8 июля 1853 года эскадра американского коммодора Мэтью Перри достигла берегов Японии. Американцев не устраивал изоляционистский курс,…

Резанов после неудавшейся миссии отбыл в качестве инспектора на Аляску, где приобрёл суда «Юнона» и «Авось» и отправился в Калифорнию решать вопросы снабжения Российской Америки провиантом. Там 42-летний дипломат познакомился с 15-летней дочерью местного испанского губернатора Консепсьон Аргуэльо и предложил ей руку и сердце. Девушка согласилась, состоялась помолвка. Резанов сразу же отправился в Россию, чтобы через императора получить разрешение Папы римского на брак с католичкой, однако в Сибири простудился, в состоянии горячки упал с лошади и разбил голову. Скончался он в Красноярске. Узнав о судьбе жениха, прекрасная испанка сохранила ему верность и закончила свои дни в монастыре.

Пока Крузенштерн посещал Камчатку и Японию, Лисянский прибыл на Аляску. В это время там как раз началась спровоцированная, по одной из версий, американскими купцами война между Российско-американской компанией и её союзниками с одной стороны и союзом индейских племён тлинкитов — с другой. «Нева» в этой ситуации оказалась весьма грозной военной силой и способствовала победе русских, приведшей к перемирию. Загрузившись на Аляске мехами, Лисянский взял курс на Китай. Там его уже ожидал Крузенштерн, успевший посетить Хоккайдо и Сахалин.

Друзьям удалось достаточно выгодно продать меха и загрузить трюмы кораблей китайскими товарами. После этого «Надежда» и «Нева» отправились домой. В Индийском океане корабли снова потеряли друг друга и вернулись в Кронштадт с разницей в несколько дней в августе 1806 года.

Последние годы и память

В 1827 году Иван Федорович сменил свою должность: его назначили директором кадетского корпуса, а также он стал членом адмиралтейств-совета. Этой работой он занимался в течение 16 лет. За это время он ввел в учебную программу несколько новых дисциплин, обогатил библиотеку и музей книгами и пособиями, а также он учредил офицерский класс.

Кроме Атласа, ученый выпустил описание своего путешествия вокруг света, где указаны особенности западного полушария мира. Помимо того, он несколько раз дополнял свои работы сочинениями с разборами и пояснениями.

Когда Крузенштерн получил отставку, он получил звание генерала при императоре. А также он был членом многих сообществ:

  • Главного морского штаба;
  • Ученого комитета Морского министерства;
  • Гвардейского экипажа;
  • Главного правления училищ Министерства народного просвещения;
  • Императорской академии наук;
  • Совета военно-учебных заведений.

Несмотря на большую занятость в сфере науки, Крузенштерн слыл хорошим семьянином. В 1801 году он женился на Юлианне Шарлотте фон Таубе дер Иссен. Она подарила своему супругу шестерых детей: четырех сыновей — Николая, Павла, Александра и Платона, а также двух дочерей — Юлию и Шарлотту. Последних назвали в честь их матери.

При жизни мореплаватель получил множество орденов:

  • Святой Анны второй степени;
  • Святого Владимира третьей степени;
  • Святого Георгия четвертого класса;
  • Святого Александра Невского и алмазные знаки к нему;
  • Прусский «Pour le Merite fur Wissenschaften und Kunste».

Ивану Федоровичу посвятили памятник напротив морского корпуса в Санкт-Петербурге. В 1993 году Российский банк выпустил серию монет «Первое русское кругосветное путешествие». В честь Крузенштерна были названы некоторые географические объекты: пролив, риф, остров и кратер на Луне.

А также его имя носят ледокол, барк, Airbus А320, который сделала авиакомпания Аэрофлот. В 1839 году выпустили медаль, подписанную фразой «Первому русскому плавателю круг света в память 50 лет службы от флота». На ее оборотной стороне находятся фамилия, имя и отчество путешественника.

Что еще можно сказать?

Существует несколько достаточно интересных фактов об Иване Федоровиче Крузенштерне. Их нельзя не отметить.

  1. Имя мореплавателя упоминает кот Матроскин — литературный и мультипликационный персонаж. По словам вымышленного персонажа, на корабле, названном в честь Ивана Федоровича, “проходила службу” его бабушка.
  2. В путешествии адмирала участвовал Федор Толстой и Николай Рязанов.
  3. Иван Федорович отличался богатырским телосложением. Он очень сильно выделялся на фоне матросов, превосходя практически всех членов экспедиции. Кроме того, с собой он всегда возил гири, с которыми занимался каждый день. Любимое упражнение мореплавателя — швунг жимовой.
  4. В честь адмирала были названы барк, пролив и риф.
  5. В 1993 году Российским банком были выпущены памятные монеты в честь первого кругосветного русского путешествия.
  6. Адмирал обожал своих домашних питомцев. В путешествия вместе с ним отправлялся спаниель. Со временем он стал любимцем матросов, которые перед отплытием трепали бедного пса за уши, что стало своего рода традицией. Это, конечно, может вызвать улыбку, однако плавания Ивана Федоровича проходили без особых проблем. Помимо всего прочего, спаниель был грозным оружием против аборигенов с экзотических островов, которые в ужасе разбегались, увидев неизвестное животное с висячими ушами.
  7. При рождении Крузенштерна звали Адамом. Однако непривычное имя резало ухо, поэтому в кадетском корпусе ему пришлось стать Иваном Федоровичем. Отчество им было позаимствовано у верного друга Лисянского, который тоже был Иваном Федоровичем.
  8. Великий мореплаватель посещал Филадельфию, где произошла встреча с Джорджем Вашингтоном.
  9. В библиотеке Института восточных рукописей хранится список памятника малайской словесности “Династия султанов”. Его привез из своего путешествия Иван Федорович.

Очередной качественный уровень русского флота

В ходе экспедиции были обследованы берега Японии, Сахалина и Аляски, открыт названный в честь Лисянского остров в составе Гавайского архипелага и получивший имя Крузенштерна риф к югу от атолла Мидуэй. Кроме того, российские моряки опровергли мифы о существовании нескольких островов в северной части Тихого океана, придуманные европейскими мореплавателями. Все офицеры — участники экспедиции получили очередные чины, ордена и крупные денежные премии. Нижние чины — медали, право на отставку и пенсион.

Крузенштерн занимался наукой и служил в Морском кадетском корпусе, который в итоге возглавил в 1827 году. Кроме того, он входил в руководящие советы целого ряда государственных органов и являлся почётным членом Императорской академии наук. Лисянский в 1809 году вышел в отставку и занялся литературной деятельностью.

По мнению Константина Стрельбицкого, момент для отправки первой кругосветной экспедиции был выбран весьма удачно. «Как раз в это время флот не принимал участия в активных боевых действиях и находился в союзнических или нейтральных отношениях с большинством основных флотов мира. Участники экспедиции прекрасно справились с задачей по освоению новых морских путей. Российский флот перешёл на очередной качественный уровень. Стало понятно, что российские моряки способны выдержать многолетнее плавание и успешно действовать в составе группы», — отметил он.

Также по теме


«Кладовая для будущих поколений»: сколько тайн хранит Новая Земля

Министерство обороны РФ планирует весной начать экспедицию на архипелаг Новая Земля. Об этом журналистам сообщил командующий Северным…

Важной вехой в истории российского флота экспедицию Крузенштерна и Лисянского считает и Кирилл Назаренко. «Кругосветное плавание само по себе стало важным маркером изменения качественного состояния, зрелости российского флота

Но также оно стало и началом новой эпохи российских открытий. До этого наши исследования были связаны с Севером, Сибирью, Аляской, а в 1803 году российская географическая наука вышла в Мировой океан», — подчеркнул эксперт.

По его словам, выбор Крузенштерна как руководителя экспедиции оказался удачен. «Его имя стоит сегодня в одном ряду с такими выдающими мореплавателями, как Кук и Лаперуз. Причём следует подчеркнуть, что Крузенштерн был значительно образованнее того же Кука», — отметил Назаренко.

По мнению Константина Стрельбицкого, первая кругосветная экспедиция принесла российскому флоту бесценный опыт, который необходимо было передать новым поколениям моряков. «Поэтому имя Крузенштерна стало настоящим брендом для Морского корпуса», — подвёл итог Стрельбицкий.

Тихоокеанское путешествие

После окончания ремонта 04.02.1804 г. состоялось отплытие шлюпов. Команды столкнулись с сильными бурями и нехваткой пресной воды, из-за чего Крузенштерн приказал ввести ограничение рациона 2-мя кружками воды на 1 чел. У широты мыса Горн корабли оказались 25.02.1804 г. и двинулись к югу. В это время температура воздуха резко упала, что заставило выдать зимние одежды. В Тихий океан шлюпы вышли 03.03.1804 г., а 25.03.1804 сильный шторм разделил корабли.

Лиснянский решает идти к острову Пасхи. После бури погода улучшилась лишь 01.04.1804 г., а через 10 дней «Нева» подошла к острову. Правда, сильный туман заставил крейсировать корабль у берега, а на остров отправили лейтенанта Повалишина. Он повез подарки островитянам и послание для Крузенштерна, если тот выйдет к острову. Обмен прошел удачно, а сам Лисянский сумел откорректировать координаты острова, зафиксированные в свое время Дж. Куком.

В это время Крузенштерн, дождавшийся завершения бури, отдал приказ идти на Нуку-Хиву, минуя о. Пасхи. Острова Фату-Хива, Хива-Оа и Уа-Хука показались утром 06.05.1804 г. Ближе к вечеру шлюпы подошли к Нуку-Хиве. На островах путешественники оставались до 18.05.1804 г., выбрав бухту Анна-Мария в качестве базы. 11.05.1804 г. подошла к острову «Нева». Члены экспедиции наладили контакты с местными жителями, получив восполнение продовольствия.

Выйдя снова в море, шлюпы направились к Гавайским островам. Это было необходимо из-за чрезмерной длительности перехода в северные воды Тихого океана и к Камчатке. К острову Гавайи подошли 08.06.1804 г., где осуществили торги с местным населением. Однако команду напугали многочисленные признаки заболеваний у туземцев, поэтому 10.06.1804 г. «Надежда» отправилась в дальнейшее плавание. «Нева» же осталась на острове до 16.06.1804 г. – во время стоянки команде удалось пополнить запасы мяса. На следующий день шлюп двинулся к Мауи, а 20.06.1804 г. взял курс на Уналашку.

Достижения

После завершения кругосветного плавания Крузенштерн посвятил себя научной работе. Прежде всего, он обобщил результаты плавания, составив «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», изданное в трех частях в 1809—1812 годах. Атлас, относящийся к этой работе, содержал более 100 карт и рисунков и был издан в 1813 году.

Наиболее значительным научным трудом, увенчавшимся успехом не только благодаря широкой образованности мореплавателя, но и огромному трудолюбию, был «Атлас Южного моря» (Тихого океана), потребовавший 12 лет работы и едва не лишивший Крузенштерна зрения. Впервые русские мореплаватели получили богатейшее собрание тщательно проверенных данных об островах и проливах, «сокровищницу всех гидрографических сведений о Тихом океане» (по оценке Ф. П. Врангеля). Гигантская работа над атласом, выполненная почти в одиночку, постоянно встречала препятствия со стороны высокопоставленных чиновников.

Убежденный гуманист и патриот И. Ф. Крузенштерн гневно осуждает крепостническую систему, нерадивое отношение к людям флота, невежество русских чиновников и «азиатский деспотизм» японских правителей. Во время плавания он издал специальный приказ, запрещавший подчиненным «без согласия и доброй воли жителей брать у них жизненные припасы», чтобы не оставить «по себе дурного имени». Смелый и целеустремленный, он всегда прокладывал новые маршруты, пренебрегая опасностью и помышляя об открытиях.

Вместе с тем наука того времени еще не позволяла видеть многие опасности. Например 1 октября 1804 года, когда «Надежда» бесспорно попала в «глаз бури» тайфуна вблизи японских островов и оказалась в условиях, в которых часто гибнут и современные корабли, Крузенштерн едва ли осознавал тогда всю опасность положения.

Первое русское кругосветное путешествие

Первое русское кругосветное путешествие планировалось еще в эпоху Екатерины II в 1787 году. Для экспедиции были снаряжены пять кораблей под начальством капитана 1-го ранга Григория Ивановича Муловского. Но экспедиция в самый последний момент была отменена из-за начавшейся русско-турецкой войны. Потом началась война со Швецией и стало совсем не до дальних путешествий. Сам Муловский был убит в сражении у острова Эланд.

Вернулись к идее кругосветного путешествия только в начале века девятнадцатого благодаря энергии Ивана Фёдоровича Крузенштерна и деньгам Русско-Американской компании.

Иван Фёдорович (при рождении Адам Иоганн) Крузенштерн был потомком обрусевшего немецкого рода. Родился 8 (19) ноября 1770 года, жил и учился в Ревеле (прежнее название Таллина), затем в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1788 году досрочно произведен в мичманы и назначен на корабль «Мстислав», капитаном которого был как раз несостоявшийся руководитель кругосветного плавания Муловский. Естественно, что разговоры о подготовке экспедиции, обсуждение ее планов, не могло не оставить глубокий след в душе пытливого и храброго юноши. После окончания войны Крузенштерн два года служил волонтером на английском флоте и его посещения Индии и Китая еще более убедили молодого моряка в необходимости освоения дальних рубежей российским флотом, что могло принести немалую пользу и торговым делам. Во время службы на английском флоте Крузенштерн начал разрабатывать свой план кругосветного плавания, который и представил по возвращению в Санкт-Петербург. Его идеи были приняты холодно и только горячая поддержка бывшего тогда министром адмирала Мордвинова и государственного канцлера графа Румянцева позволило сдвинуть дело с мертвой точки.

Портрет адмирала Ивана Федоровича КрузенштернаНеизвестный художник. XIX в. (из собраний Государственного Эрмитажа)

Как раз в это время Российско-Американская компания (РАК), получившая при Александре I новые права и привилегии, задумалась о том, чтобы наладить со своими колониями на Дальнем Востоке и Америке морское сообщение. Сухопутный путь был очень долог, дорог, грузы часто пропадали или приходили испорченными. Для этих целей и решено было использовать план Крузенштерна. Для экспедиции закупили в Англии два небольших шлюпа, названных «Надежда» и «Нева». Капитаном «Надежды» и руководителем всей экспедиции был назначен Крузенштерн, капитаном «Невы» стал однокашник и друг Крузенштерна капитан-лейтенант Юрий Фёдорович Лисянский.

Цель экспедиции была в доставке в наши американские колонии нужных для них товаров, принятие там груза пушнины, которую надлежало продать или обменять в китайских портах на местные товары и доставление последних в Кронштадт. К этой главной цели присоединилось еще производство в назначенных местах гидрографических исследований и доставление посольства в Японию для основания торговых сношений с этой страной. Посланником в Японии назначен был камергер Резанов, один из главных акционеров РАК. Обоим судам дозволено было иметь военные флаги.

Выйдя из Кронштадта в конце июня 1803 года, экспедиция благополучно возвратилась в конце лета 1806 года, исполнив все на нее возложенное. Экспедиция в колонии шла мимо мыса Горн, а в обратный путь — мимо мыса Доброй Надежды. В этом путешествии на пути от островов Зеленого мыса к берегам Южной Америки русские корабли 14 ноября 1803 года впервые пересекли экватор. В честь этого был дан залп из 11 орудий, подняты тосты за здоровье государя императора, и один из матросов, нацепив бороду, от имени морского бога Нептуна произнес приветственную речь.

Маршрут первого русского кругосветного плавания 1803-1806 гг.

После своего возвращение Иван Фёдорович Крузенштерн написал подробнейший отчет, который был издан в трех томах. Книги сейчас оцифрованы и доступны к ознакомлению всем желающим на сайте Российской государственной библиотеки (ссылки приведены в конце поста).

И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Художник П.Павлинов

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества.

Сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе, чрезвычайно скромного».

Скрупулезность, с которой мореплаватель делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: