10 фактов о жутком древнем оружии, от которого мороз пробегает по коже

§9. Военные походы фараонов

Объясните значение слов:

Бронза — сплав меди и олова.

Пехотинец — воин пешего отряда. Ведет сражение в строю или участвует в одиночных схватках. Пехотинец вооружен орудиями ближнего боя — копьем, коротким мечом или длинным кинжалом, топором. Для защиты используется щит.

Боевая колесница — большая двухколёсная повозка, использующая как движущую силу скаковых животных. Экипаж боевой колесницы — возничий, управляющий лошадьми, и колесничий — воин, стреляющий из лука и метающий копья.

Дыш­ло — толстая оглобля, прикрепляемая к передней оси экипажа, повозки, колесницы при парной запряжке лошадей.

Возница — человек, управляющий лошадьми, запряженными в повозку.

Колесничий — воин, осуществляющий обстрел неприятеля с колесницы. Колесничие были вооружены луком и легкими метательными копьями.

Дротик — метательное оружие, представляющее собой копьё, несколько уменьшенное и облегчённое по сравнению с копьями для конного или рукопашного боя и соответствующим образом уравновешенное для удобства метания. В качестве боевого и охотничьего оружия дротики применялись войсками многих народов и стран мира, начиная с древнейших времен.

Наёмное войско — вооруженное подразделение, состоящее из наемных, профессионально обученных солдат. Наемное войско вступало в вооружённый конфликт не из идеологических, национальных, политических соображений, и не принадлежало ни к одной заинтересованной в исходе конфликта идеологической группе. Наемники воевали по контракту, их услуги оплачивались нанимателем. В Древнем Египте широко использовались наемные войска, состоящие из нубийцев (начиная с позднего Древнего царства), семитов из будущей Палестины (Среднее и Новое царства), шерданов, ливийцев, в Поздний период в качестве наёмников в армию привлекались финикийцы, карийцы и греки.

Кенбет – суд присяжных в Древнем Египте

В дополнение к оракулам во времена Нового царства существовал еще один, более формальный метод разрешения юридических споров. Кенбет (светский суд) больше всего напоминает подход современных судов присяжных. Два крупных кенбета находились в Мемфисе и Фивах и функционировали как верховный суд.

Основные присяжные кенбета состояли из высокопоставленных членов общества, таких как писцы визиря Фив или начальники полиции. Есть свидетельства того, что доступ к службе кенбет был на удивление демократичным, и что просителям с более высоким социальным статусом не предоставлялось преимущественного отношения.

Также рекомендуем

Гробница Нефертити – где похоронена египетская царица?
Египетские археологи обнаружили скрытые камеры в гробнице Тутанхамона, возрастом 3 400 лет, которая может быть последним домом «таинственной» царицы Нефертити, сообщает Daily Mail. Египетская царица…

Кенбет обычно решал гражданские вопросы, такие как неоплата товаров или услуг, споры и ссоры между соседями, кражи, травмы и клевета. Кенбеты были уполномочены назначать наказания за мелкие правонарушения, которые им предшествовали, что обычно влекло за собой избиение виновной стороны. В нескольких случаях, когда кенбет не мог прийти к решению, он рекомендовал бы передать вопрос статуям оракулов для разрешения.

Меньшие кенбетские советы заседали в небольших городах региона, таких как деревня строителей. Они заслушивали жалобы местных жителей и решали их дела. Ученые полагают, что присяжные состояли из ремесленников и ремесленников, которые судили своих коллег по работе. Если серьезное преступление совершалось в нижнем кенбете, оно передавалось вверх по правовой системе в главные кенбетские советы, которые подчинялись непосредственно визирю, главному министру фараона.

Также рекомендуем

Вавилон
Babylon В годы своего расцвета Вавилон являлся одним из крупнейших и важнейших городов древнего мира. Располагался он в центральной Месопотамии недалеко от места, где реки Евфрат и Тигр…

Известный среди историков случай произошел в местном кенбете недалеко от Дейр-эль-Медины. Обвиняемую, женщину по имени Херия, первоначально обвинили в краже чашки у местного жителя. Нижний кенбет приказал обыскать дом Херии в поисках пропавшего имущества. При обыске была обнаружена не только чаша, но и товары, пропавшие из храма Амона. Кража из храма была более серьезным преступлением. Кенбет признал Херию виновным в краже чаши, а затем передал дело об украденных храмовых вещах на рассмотрение визиря. При передаче дела кенбет отправил визирю письмо, в котором изложил свои мысли: “Херия — великий мошенник, который заслуживает смерти”.

Кораблестроение древней Европы

Европа одна из первых частей света на которой начались появляться первые государства, вместе стало развиваться военное дело и торговля. Вся европейская часть планеты была пронизана реками, морями, каналами. По этой причине флот в Европе появился довольно рано.

Самыми первыми кто начал доминировать на море это были корабли типа Трирема. Они стояли на вооружении у финикийев, греков, римлян. Достигали в длину они сорока метров, а ширина составляла около пяти метров. Водоизмещение доходило до ста тонн, а скорость до 12 узлов. Это был самый быстрый корабль с 7 и по 4 века до нашей эры, строчку лидерства ему позволило захватить устройство движителя. Он приводился в движение не одним рядом вёсел, как это было с его предками, а тремя. Благодаря чему, как думают историки и получил такое название «трирема».

Военные корабли по Эпохам и Странам

Следующим видом кораблей, которые оказались лучше, чем предыдущий вил были либурны. В 323 году нашей эры состоялось сражение между 200 либурнами и 350 трирем. Явная победа была за первыми, а Восточная Римская империя, которая слыла мощнейшим флотом, была повержена.

Этот тип кораблей был дешевле в своём обслуживании, и их постройка отнимала меньше времени, чем у остальных суден. Строили их в основном из кипариса, сосны, или же ели. Соединялись все комплектующие не железными гвоздями, а медными. Связано это было с самим металлом, медь не ржавела от попадающей влаги и таким способом сохраняла свою основу, что нельзя сказать про железо. Поэтому несмотря на увеличенные траты, данное новшество здорово окупалось в обслуживании позднее. Если триремы всегда имели по три ряда вёсел, то с либурнами всё было сложнее. На них могли быть установлены и по шесть рядов вёсел, и по два. Их количество зависело от размера корабля. Помимо этого, они обладали вооружением в виде метательного аппарата, при окружении кораблями противника всегда был шанс прорваться, или «утащить» за собой на дно пару вражеских суден.

Судостроение развивалось также и на Руси. Корабли в этой стране назывались ладьями. Их использовали, к примеру, при походе на Константинополь, но в тех сражениях русы вынуждены были отступить, не выдержав обстрел огнем со стороны противников. Ладью строили из крупного ствола дуба, или липы. Борт делали выше благодаря прикрепленным доскам. Эта технология через некоторое время умерла и из строительства был убран ствол, а корпус возводили полностью из досок. Этот вид корабля поначалу не имел вооружения и перевозил лишь воинов Руси, в движение корабль приводился веслами и прямыми парусами, которые крепились на две, или три мачты. Позднее некоторые судна имели тараны и даже некоторые метательные орудия. Ладьи отставали от европейских кораблей по своему совершенствованию, ведь морских сражений было не так много, производство этого типа суден продолжалось вплоть до 18 века, когда по Средиземному морю уже вовсю передвигались на многопалубных парусных суднах.

Поход русов на Царь Град (Константинополь) потерпел фиаско. Во многом это заслуга Византийского народа и «греческого огня», который обрушивался на захватчика. Но Византия имела выход к морю, что обязывало создавать свой собственный эффективный флот. Так и появился «Дромон». Производили их с пятого по тринадцатый века и некоторый историки считают данный корабль ответвлением от либурны о которой рассказывалось раннее. Дромон также был быстроходным. Достигалось это гребцами, которые сидели в два ряда. Корабль имел достаточно высокий борт, а спереди и сзади были площадки для орудий и позиций лучников.

Сам корпус корабля строился по скелетной технологии, а именно киль, шпангоуты, стрингеры и палубные бимсы создавали цельный комплекс внутреннего корпуса и не было необходимости использовать соединяющие пояса. Паруса крепились на нескольких мачтах (от 1 до 3). Направление судна задавали два боковых рулевых весла.

Эволюция древнеегипетских судов

Расцвет египетского мореходства начинается со строительства больших лодок, которые были обнаружены при раскопках на территории нынешнего Египта. Поскольку жизнь египтян по причине географического расположения была практически во всех отраслях связана с Нилом, первые лодки, созданные еще в додинастический период, предназначались именно для круизов по этой водной артерии.

В период Древнего царства в Египте возникают первые деревянные лодки. Они были выполнены в форме апельсиновой корки с поднятыми кверху концами, имели небольшую осадку, значительную ширину и плоское днище. Максимальная длина составляла 28,5 м, максимальная ширина равнялась 3,85 м.

Особенности кораблей Среднего царства, к сожалению, неизвестны до сих пор.

Суда, построенные в эпоху Нового царства, весьма отличались от своих прародителей большей прочностью корпуса, т.к. при их постройке использовались балки, которые вытесывали из больших стволов вывезенных из Ливии хвойных деревьев. В профиль корабли стали выглядеть намного острее, их нос и корму делали более высокими. На надежной мачте закреплялся небольшой, но очень широкий четырехугольный парус, который прикреплялся к двум реям. Весла снабжались уключинами. Максимальная ширина судна составляла 6,3 м, максимальная длина – 31,5 м.

Перед лицом наказания

Когда люди были осуждены за преступления, наказания зависели как от тяжести преступления, так и от уровня их причастности. Типичным наказанием за кражу было возвращение украденного предмета и выплата его законному владельцу двойной или тройной стоимости. Однако, если кто-то крал из храма, наказание было более суровым: оно могло включать выплату в сто раз большей стоимости предмета, телесные наказания или даже смерть.


Чиновники наказывают правонарушителя. Рельеф третьего тысячелетия до н.э. на гробнице Мерерука в некрополе Саккары

Было найдены доказательства и тюремного заключения в Древнем Египте. Уголовное наказание, как правило, приводилось в исполнение немедленно, а не в виде длительного срока. Принудительный труд был обычным явлением, и преступникам также угрожала ссылка в Нубию, где, как полагают ученые, их заставляли работать в шахтах. Телесные наказания также были распространены в форме публичных избиений, клеймения или нанесения увечий.

Самые серьезные преступления, такие как государственная измена, карались смертью. Одним из самых известных случаев смертной казни стал заговор гарема против Рамзеса III в начале 12 века до н.э. Судебный папирус из Турина документирует этот заговор и то, как вторая жена царя, Тия, вступила в заговор с целью убить Рамзеса и посадить на трон своего сына Пентавера.

Также рекомендуем

История древнего Египта
Египет – одна из самых древних стран. Ее история насчитывает пять периодов: Ранее, Древнее, Среднее, Новое, Позднее царство. В это время правили фараоны, которые считались богами на земле и около 30…

Часть заговора Тийе удалась: анализ мумии Рамзеса III показал, что его горло было перерезано, и он не пережил нападения.

Другая часть заговора Тийе провалилась: заговор был раскрыт до того, как Пентавере смог занять трон. Рамзес IV быстро укрепил свою власть в качестве нового короля и обратился к наказанию убийц своего отца.


Деталь рельефа третьего тысячелетия до н.э. из некрополя Саккары, на котором изображен вор, задержанный дрессированным бабуином

Судебный папирус подробно описывает обвинения, судебные процессы и наказания лиц, вовлеченных в широкомасштабный заговор, которые занимали должности при дворе Рамзеса III на всех уровнях, от чиновников гарема до слуг. Наказания варьировались от смерти до увечий. Главный заговорщик Тийе получил суровый приговор.


Рабы наказываются должностным лицом в гробнице Мерерука в третьем тысячелетии до н.э. в некрополе Саккары

Как закон относился к королеве Тийе, неизвестно, но ее сыну Пентаверу было разрешено покончить с собой. Ученые полагают, что меньшие заговорщики были казнены через сажание на кол. Правосудие фараона было безжалостным, потому что его роль в поддержании порядка, согласно принципам Маат, имела решающее значение для сохранения благосостояния Египта.

Рекомендуем также:

Самый первый фараон Древнего Египта

Семейные тайны Тутанхамона

Азартные игры в Древнем Египте

Сокровища гробницы Тутанхамона

Иерусалимский храм

Гробница Нефертити – где похоронена египетская царица?

Медицина в Древнем Риме

Нефертити – царица египетская

Возникновение ирригационного земледелия в Месопотамии и Египте

История древнего Египта

Царь Ашшурбанипал. Военные подвиги Ассирии, библиотека и дворец в Ниневии

Птолемей XV Цезарион. Последний фараон Египта

4.Климат в Египте – комфортные условия для флоры и фауны

   Мягкий и здоровый египетский климат по праву считается настоящим подарком Природы. Даже самая сильная жара вследствие чистого и сухого пустынного воздуха, веющего над страной, переносилась легче из-за быстрого испарения влаги с кожи. Воздух, температура которого в речной Долине поднималась до 50 °C, воспринимался лучше, чем в других странах на аналогичных, близких к тропикам широтах. И даже в болотистых областях Дельты, покрытых стоячей водой после наводнений, он быстро сушил испарения, поэтому малярия и лихорадка фактически не были распространены в данной местности. Над пустынями еще и формировался столб горячего воздуха, который способствовал притоку средиземноморского северного ветра. Он нес полезную растениям соль и влажность, повышающие урожайность. А сухой и иссушающий жаркий ветер южных направлений хамсин, перемещающийся из пустынь и насыщенный песком и пылью, обычно после весеннего равноденствия, начиная с апреля по май, дул с юго-востока вдоль Средиземноморского бассейна в северо-восточной части Африки.

Военное дело Древнего Египта периода Древнего Царства

Началом периода Древнего царства на территории современного Египта, считается объединение северного и южного египетских государств, сложившихся в Верхнем и Нижнем Египте к концу IV тысячелетия до н.э. Эта централизация имела важные последствия — расширение и совершенствование оросительной системы, обеспечившие развитие земледелия. Развивались ремесла, появились целые ремесленные мастерские, в которых, в частности, изготовлялось оружие. Расширялась торговля, а это, в свою очередь, способствовало развитию кораблестроения.

Древнеегипетская пехота

Организация армии периода Древнего Царства

Воины находились на службе у фараона, правителей округов и храмов. За свою службу они получали участки земли, которые обрабатывались рабами. Войско было организовано в форме военных поселений, расположенных в центре страны и на наиболее угрожаемых направлениях; главные силы находились в Нижнем Египте, который часто подвергался нападениям; меньше поселений было в Верхнем Египте, так как соседние нубийские племена не могли быть серьезным противником египтян вследствие своей раздробленности.
Больше того, покоренные нубийские племена были обязаны давать Египту определенное количество воинов для несения внутренней “полицейской” службы.

Во время больших походов фараоны усиливали свое войско за счет покоренных соседних племен. Этих воинов нельзя считать наемниками, так как нет никаких данных о том, что за участие в походе они получали какую-либо плату. Можно лишь предположить о праве их на какую-то долю в военной добыче.

Политическая централизация была основой военной централизации. Верховная власть принадлежала фараону, который назначал начальника войска, а также начальников отрядов или флотов. В документах времен Древнего царства упоминается “дом оружия” — своего рода военное ведомство, в ведении которого находилось изготовление оружия, постройка кораблей, снабжение войска и постройка оборонительных сооружений. Данных о численности египетского войска периода Древнего царства нет. В отношении флота имеется лишь одно упоминание об отряде из 40 кораблей, посланном за кедрами.

Вооружение и состав войска периода Древнего Царства

На вооружении воинов Древнего царства были: булава с каменным наконечником, боевой топор из меди, копье с каменным наконечником, боевой кинжал из камня или меди. В более ранний период широко применялся бумеранг.

Основным оружием служили лук и боевой топор. В качестве защитного оружия воины имели деревянный щит, обтянутый мехом. В войске, собранном для похода, часто возникали внутренние распри, причиной которых были сохранившиеся пережитки прежней политической раздробленности Египта, и это говорит о том, что военная дисциплина в египетском войске была слабой.

Войско состояло из отрядов. Дошедшие до нас источники говорят о том, что воины занимались боевой подготовкой, которой ведал специальный начальник военного обучения. Уже в период Древнего царства египтяне применяли построение шеренгами. Все воины в строю имели однообразное оружие.

Крепости периода Древнего царства были различной формы, встречались тут и круг, и овал и прямоугольник – никаких сведений о том, что их строительство регламентировалось, у нас нет. Крепостные стены иногда имели круглые башни в форме усеченного конуса с площадкой наверху и бруствером. Так, крепость около Абидоса построена в форме прямоугольника; длина ее сторон достигала 125 и 68 м, высота стен — 7—11 м, толщина в верхней части — 2 м. У крепости были один главный и два дополнительных входа. Крепости в Семнэ и Куммэ были уже сложными оборонительными сооружениями имевшими выступы, стены и башню.

Корабля египтян были гребные, но на них имелись паруса. На каждом корабле находилась постоянная команда с начальником во главе. Отряд кораблей возглавлял начальник флота. Постройкой кораблей ведал так называемый строитель кораблей. Всего египтяне располагали двумя “большими флотами” одним — в Верхнем, другим — в Нижнем Египте.

При штурме крепостей египтяне применят штурмовые лестницы с деревянными дисковыми колесиками, облегчавшими их остановку и передвижение вдоль крепостной стены и таранами.

Фараон на боевой колеснице в бою

Ганзейские коги

«Будучи опытными моряками и отличными стрелками, французы быстро подготовили свои корабли и пустили в авангард захваченный ими у англичан в том ж году ког «Кристофер» с большим отрядом генуэзских арбалетчиков на борту, которые должны были защищать корабль и не давать покоя англичанам».

Жан Фруассар. Хроники. 1340 год

Около 1250 г. в Европе появился новый вид судна. Его назвали «ког», хотя он имел много общего со строившимися ранее кораблями. Подобно ладье викингов, у кога был корпус клинкерного типа, одна мачта и квадратный парус. Но имелись и существенные отличия. У кога был прямой киль, грузовой трюм под палубой и шарнирный руль управления.

Эти корабли использовались в крупных городах Северной Германии, которые входили в состав торгового объединения, известного под названием Ганзейский союз. Вследствие этого их корабли часто называли ганзейскими когами. Данными судами европейские товары перевозились до начала XV в. Во время войн на них также перевозились войска, а два их «замка» служили боевыми платформами для лучников и арбалетчиков.

Рулевой кога управлял судном с помощью румпеля — деревянного бруса, закрепленного в верхней части руля. Этот способ был намного эффективней, чем управление рулевым веслом, и представлял значительный прогресс в конструировании кораблей.

В 1330 году английские дальнобойные лучники обеспечили победу в битве при Слайзе, знаменитом морском сражении с французским флотом. Они выпускали «тучи смертоносных стрел» с «замков» на корме и носу когов, заполненных солдатами.

Во время боя в море тихоходные коги не шли на таран. Вместо этого ког старались подвести ближе к вражескому кораблю, обстреливая его палубы из луков и арбалетов. Затем солдаты брали неприятельское судно на абордаж и захватывали его после рукопашной схватки. Иногда солдаты бросали по ветру тучи негашеной извести, ослепляя таким образом неприятеля, — тактика варварская, но эффективная. «Бои в море всегда более жестоки, чем на земле, так как отступление и бегство здесь невозможно, — писал Жан Фруассар в XIV в. — Каждый человек должен рисковать своей жизнью и надеяться на успех, полагаясь на свои храбрость и умение».

Массивные грузовые палубы кога позволяли устанавливать как минимум один брашпиль — ворот или лебедку — для поднятия тяжелых грузов. Он обычно устанавливался на палубе полуюта или на главной палубе. Брашпиль состоял из цилиндрического барабана с намотанными на него канатами. Его использовали для поднятия тяжелых рей или мачт, на которых крепились паруса, а также для загрузки и разгрузки трюма.

Популярные сочинения

  • Сочинение Характеристика человека (друга, подруги) Каждому человеку хоть раз в жизни понадобится характеристика. Часто это бывает при смене «плохой» работы на «хорошую».
  • Сочинение Мой четвероногий друг (3, 4, 5 класс) Животное – лучший друг человека, так часто говорят в фильмах, пишут в сказках, и так происходит в жизни. Вот и у меня есть такой четвероногий друг, моя собака.
  • Сочинение по рассказу Дети подземелья Короленко «Дети подземелья» — эта повесть написана писателем В.Короленко достаточно давно. Но читая ее, в разные времена, разные люди не могли остаться равнодушными. В повести рассказывается не только о нищете и безразличии, но и о милосердии и сострадании.

Назначение кораблей

Суда требовались египтянам не только для перевозки камня, статуй, но и для облегчения снабжения войск провиантом. Поэтому существовали как пассажирские корабли, так и грузовые баржи, на которых доставляли древесину и камень.

Бронзовая статуэтка кошки с котятами. 66-30 гг. до н. э. Бруклинский музей, Нью-Йорк (США)

Постепенно начинало развиваться морское судоходство. Так, при фараоне Сахуре (2487-2475 гг. до н. э.) флот использовали для захвата Финикии, откуда были привезены несметные богатства и рабы.

Кроме того, Сахур снарядил морскую экспедицию в страну Пунт, где удалось добыть мирру, серебро, золото и древесину. Следующим известным путешествием в Пунт стала экспедиция, которую отправила царица Хатшепсут в 1517 г. до н. э. Для этого понадобилось укрепить суда, которые до сих пор не сталкивались с морскими волнами и ветрами. С этой целью использовали толстый трос, протянутый между носом и кормой, с накинутой на корму петлей. Изменилась и форма паруса. На смену узкому пришел низкий и широкий. Для закрепления весел появились уключины.

Модель прогулочной лодки, которую использовала знать для ловли рыбы. XII династия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

После Хатшепсут две экспедиции в Пунт снарядил ее преемник Тутмос III, а фараон Рамзес III стал последним, кто отправил торговые корабли к берегам Пунта. Экспедиция Хатшепсут — первая, детали которой нам известны во всех подробностях. Поэтому именно ей принадлежит первое место в морской истории Египта.

В эпоху Нового царства флот стали применять и в военных целях. Так, в 1600 г. до н. э. корабли активно использовали для вытеснения гиксосов, которые владели Египтом и создали столицу в дельте Нила.

При Тутмосе III (1479-1425 гг. до н. э.), который вел активные завоевательные войны, речной транспорт активно служил для быстрой переброски войск и доставки провианта. Кроме того, Тутмос III ввел должность главы кораблей повелителя двух земель.

Храмовый флот также был реорганизован. Из числа жрецов назначались начальники кораблей Амона и Птаха.

При Рамзесе III (1185-1153 гг. до н. э.) произошла одна из крупнейших морских битв — битва с народами моря. Корабли этого времени уже сильно отличались от лодок времен Хатшепсут. Это были боевые суда. Их нос украшала голова льва. От вражеских стрел моряков укрывал высокий фальшборт, а мачта завершалась смотровой площадкой.

Около 1181 г. до н. э. народы моря вторглись на территорию Египта. Второе нападение произошло в 1178 г. до н. э., в результате чего противник был разгромлен. Остатки народов осели в окрестностях Газа.

Серпоносная колесница

Представляла собой усовершенствованную боевую колесницу с горизонтальными лезвиями длиной около метра с каждой стороны колеса. Греческий военачальник Ксенофонт, участник битвы при Кунаксе, рассказывает о них так: «Это были тонкие косы, расширенные под углом от оси, а также под сиденьем погонщика, повёрнутые к земле».

Это оружие использовалось в основном для лобовой атаки на строй неприятеля. Эффект здесь был рассчитан не только на физическое устранение врага, но также и на психологический момент, который деморализует противника. Основной задачей серпоносных колесниц было разрушение боевых порядков пехоты.

3.

Крейсер «Варяг»
История этого корабля интересна тем, что, затонув после первого же боя, он обеспечил бессмертную славу и себе, и экипажу. 9 февраля 1904 года крейсер и судно «Кореец» вступили в бой с японской эскадрой. Сражение длилось ровно час, но русские судна, хоть и поврежденные, так и не были захвачены. Капитан принял решение затопить «Варяг». Моральная победа русских над японцами вписала их в историю.

Но японцы решили не отказываться от «трофея», даже если он и затоплен. «Варяг» подняли, отремонтировали и переименовали в «Сойю», но из уважения к подвигу русских моряков, на корме оставили первое название. Россия смогла выкупить крейсер, но на Родину он так и не вернулся: во время ремонта в Британии, корабль был конфискован за долги большевиков и продан на слом. При транспортировке в пункт разделки на металл судно затонуло в Ирландском море.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: