Смерть самозванца
Хотя Лжедмитрий I пользовался популярностью среди москвичей, их весьма раздражали прибывшие в столицу иноземцы из свиты Мнишеков. Их обычаи и наряды заметно отличались от местных, а поведение оставляло желать лучшего. Воспользовавшись недовольством, в ночь с 16 на 17 мая мятежные бояре под предводительством все того же Василия Шуйского подняли тревогу и натравили горожан на поляков, а сами проникли в Кремль.
Когда царь Лжедмитрий понял, что ему угрожает опасность, он попытался бежать от преследователей, но те все-таки настигли самозванца, и боярский сын Валуев застрелил его. Так и закончилось правление Лжедмитрия 1: народу сказали, что царь оказался «ненастоящим». После всего этого тело его было сожжено, а прах зарядили в пушку и выстрелили им в направлении Польши – туда, откуда он пришел.
Все это происходило в Смутное время, когда в России шла борьба за престол, бояре стремились приумножить свое влияние, а экономика государства по разным причинам находилась не в лучшем состоянии. Что касается Лжедмитрия, то некоторые историки до сих пор высказывают мнение, будто беглый монах Григорий, или Гришка Отрепьев, и вправду мог быть младшим сыном Ивана Грозного — Дмитрием Углицким.
Первые шаги нового правительства Михаила Романова (Столбовский мир и Деулинское перемирие)
В 1613 году состоялся Земский собор, где на царствование избрали молодого сына Федора Романова (постриженного в монахи в году правления Годунова под именем Филарет) Михаила Федоровича Романова. В первые годы правления Михаила Романова его самостоятельная роль в государственных делах была небольшой.
Страной фактически управляли родственники царя и новые придворные фавориты Салтыковы, Сицкие, Шереметьевы, Репины и другие. В 1617 году боярские верхи смогли заключить Столбовский мирный договор со Швецией, по которой Россия вновь лишалась Балтийского Побережья и должна была выплачивать денежную компенсацию.
Также годом позднее в деревне Деулино был заключен договор между Польшей и Россией, вошедший в историю под названием Деулинское перемирие, Россия по этому соглашению теряла половину Украинских и Смоленских земель.
Хронология событий смуты
Карта: Российское государство в начале XVII века. Смутное время. Карта наглядно показывает передвижения русских войск и армий иностранных интервентов в период Смутного времени в России. Шведские и польские завоеватели имели целью вмешательство во внутренние дела России, которая была ослаблена кризисом царской власти и завершением правления династии Рюриковичей.
Событие |
Причины |
Итог |
---|---|---|
1601-1603, великий голод |
Заморозки, малый ледниковый период. |
Вымирание населения, приток его в Москву, нарастание недовольства Годуновым, усиление слухов о спасшемся царевиче, бояре массово выгоняли свою прислугу, так как не могли её кормить, бегство населения на южные и восточные окраины. |
1604, появление в Речи Посполитой самозванца |
Беды в стране. |
Лжедмитрий I получил поддержку и отправился воевать с Борисом Годуновым. |
1605, смерть Бориса Годунова, убийство его сына Фёдора |
Переход боярства и воеводы Петра Басманова на сторону самозванца. |
На троне впервые в истории страны оказался самозванец. |
1606, свержение самозванца Лжедмитрия I |
Боярству не нравилось его польское окружение. |
Воцарение Василия Шуйского, начало восстания Ивана Болотникова. |
1606-1607, восстание Болотникова |
Слухи о спасении царя Дмитрия и усиление крепостного права. |
Василий Шуйский справился с повстанцами, но появился второй самозванец. |
1607–1610, деятельность Лжедмитрия II |
Низкая популярность Василия Шуйского на территории, которые охватило восстание Болотникова. |
Гражданская война в стране, два правительства, в Москве и в Тушино, разорение многих городов. |
1609–1618, война с Речью Посполитой |
Нахождение на территории России шведских войск. |
Поражение России, потеря Смоленска, Брянска и Чернигова, подписание перемирия на 14,5 лет и возвращение из плена патриарха Филарета. |
1610–1617, война со Швецией |
Шведские и французские наёмники после поражений 1610 вышли из-под контроля. |
Поражение России, уступка Ингерманландии. |
1610–1613, Семибоярщина |
Поражение армии царя Василия Шуйского под Клушино. |
Царём избран Владислав IV. |
1611, первое земское ополчение |
Польский гарнизон в Москве, разорение столицы. |
Неудача из-за конфликта в лагере ополченцев. |
1612, второе земское ополчение |
Польская интервенция. |
Освобождение Москвы. |
1613, Земский собор |
Требовалось избрать нового царя и положить конец конфликтам в государстве. |
Михаил Романов избран царём. |
1614, пойманы атамана Ивана Заруцкого и Марины Мнишек |
Требовалось избавиться от конкурента на престол. |
Ликвидирован последний самозванец. |
Предпосылки к восстанию
Большинство историков сходятся во мнении, что восстание Ивана Болотникова следует рассматривать как производную от Смуты, охватившей русские земли на рубеже XVI—XVII веков. Московская ветвь Рюриковичей к этому времени пресеклась, элиты не могли найти устраивавшего всех претендента на престол, а из-за последствий тяжёлых войн и эпидемий экономическое положение в Русском государстве было крайне тяжёлым, что, в свою очередь, привело к росту социальной напряжённости.
В 1603 году некий человек (которого большинство исследователей сегодня считают монахом-расстригой Григорием Отрепьевым), находясь в Речи Посполитой, объявил себя выжившим сыном Ивана IV и законным претендентом на русский престол — царевичем Дмитрием. Его притязания поддержал влиятельный сандомирский воевода Юрий Мнишек, добившийся широкого содействия Лжедмитрию со стороны польско-литовских элит.
Также по теме
Реформатор или тиран: почему Иван Грозный считается одной из самых противоречивых фигур в истории России
490 лет назад родился государь, великий князь московский и всея Руси Иван IV, известный как Иван Грозный. Эксперты называют его одной…
В конце 1604 года Лжедмитрий и его покровители двинулись в поход в русские земли. Самозванец щедро раздавал обещания о введении различных свобод и ловко пользовался недовольством значительной части населения политикой, которую проводили правившие в то время страной Годуновы. Обратившись к москвичам, Лжедмитрий спровоцировал в столице восстание против Фёдора Годунова, захватил власть в стране и 31 июля 1605 года был венчан на царство.
Лжедмитрий пытался проводить в стране реформы и добивался компромисса между старыми боярскими элитами и своим окружением. Но, по словам историков, принципиального улучшения социально-экономической ситуации в Русском государстве он добиться не смог.
При этом оплата услуг наёмников и различных царских торжеств обходились казне недёшево, что тоже вызывало определённое недовольство. Ситуация максимально обострилась весной 1606 года, когда Лжедмитрий ввёл новые налоги для финансирования своих военных замыслов и содержания двора.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения москвичей, стало грубое поведение иностранных гостей, приехавших на бракосочетание Лжедмитрия с Мариной Мнишек. В итоге 27 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание. Лжедмитрия убили, его тело сожгли, а золой выстрелили из пушки.
Одним из ключевых организаторов заговора против Лжедмитрия стал представитель рода Рюриковичей — князь Василий Шуйский, который после смерти Отрепьева был объявлен новым царём. Но его воцарение не стабилизировало ситуацию в стране. По словам историков, социально-экономическое положение в Русском государстве оставалось крайне напряжённым, а в южных регионах страны, где Лжедмитрий был достаточно популярен, стали распространяться слухи о его вероятном «спасении». Всё это стало предпосылками к серии вооружённых выступлений, известных под обобщающим названием «восстание Болотникова».
- Василий Шуйский
Самозванец
Было похоже на то, что Григорий Отрепьев действительно задумал что-то серьезное. По его словам, об этом чудесном спасении не знал никто, даже его мать. Воспитатель, являвшийся спасителем царевича, перед своей смертью оставил его на попечение одной дворянской семьи, в которой он воспитывался до того момента, когда ему посоветовали принять постриг и укрыться в монастыре. Однажды один монах якобы узнал в нем царевича, после чего «Дмитрий» принял решение бежать в Польшу.
Различные свидетели тех событий рассказывают разные версии происходящего. Достоверно известно, что князь Вишневецкий, поддержкой которого наконец-таки смог заручиться самозванец, в 1603 г. оповестил Сигизмунда III, правителя Речи Посполитой, о новоявленном наследнике российского престола – его эта история весьма заинтересовала. С течением времени у Гришки Отрепьева стали появляться новые покровители, и даже находились те, кто якобы узнавал в нем царевича. Впрочем, некоторых из них мало волновал тот факт, что Григорий Отрепьев – это настоящее имя новоявленного царевича.
Начало похода на Россию
13 октября 1604 года войско Лжедмитрия отправилось в поход в Россию. Войско состояло из поляков 2000 донских запорожских казаков , которые и форсировали Днепр. Какие меры предпринял Борис? Он отправил к Марии Нагой человека и Мария (то есть мать Дмитрия) сделала заявление о том, что Дмитрий действительно погиб в Угличе, а на Россию идет самозванец. В Литву отправили дядю Отрепьева, чтобы он разоблачил племянника, но его не допустили к Лжедмитрию.
Карта движения Лжедмитрия
Движение войск Лжедмитрия
Тем временем армия Лжедмитрия легко занимала территорию за территорией. Народ, особенно казаки, которые ненавидели Годунова радостно встречали его и говорили: «Встает наше красно солнышко, возвращается к нам Дмитрий Иванович!». И всего за 2 недели под властью Лжедмитрия оказались огромные территории под бассейном Десны и Северского Донца до верховьев Оки. Из крупных городов были взяты Моравск и Чернигов. То есть почти вся южная Русь поднялась против Годунова. Это был не столько успех Лжедмитрия, сколько поражений Годунова. Тут уже стало понятно, что ачало правления Лжедмитрия 1 в россии это просто вопрос времени.
Бояре встают на сторону Лжедмитрия и Польши
В то время, как наставниками сына Годунова стали Пётр Басманов и Богдан Бельский (тот самый, которому выщипали по одному волосу из бороды), клан годуновых очень быстро утратил контроль над армией. А Басманов устроиз заговор против Годуновых. Царские войска бежали из под Кром, а самозванец, который уже спешил бежать из России, вернулся и начал двигаться на Москву. 1 июня посланец Лжедмитрия Гаврила Пушкин (предок поэта) прибыл в село Крсное под Москвой и подняли давно назревшее антигодуновское восстание. Богдан Бельский, который был главным следователем по делу о смерти Дмитрий в Угличе, и который клялся до этого, что Дмитрий умер, здесь всенародно сказал, что он лгал, потому, что он спас царевича, которого хотел извести мерзавец Годунов. Но Бельский спас мальчика.
Этому же присягнул и Василий Шуйский, сказав, что узнает царевича Дмитрия. Самое главное — своего сына узнала Мария Нагая, которая до этого дважды клялась в том, что ее сын умер и похоронен. Федора Годунова и его жену арестовали и поместили в дом к малюте Скуратову, где вскоре их задушили.
Въезд самозванца в Москву
20 июня 1605 года москвичи с восторгом встречали торжественно въезжавшего в город Лжедмитрия (естественно, мы сейчас говорим, что это Лжедмитрий, а тогда народ встречал Дмитрия Ивановича). Новый царь сразу вернул ко двору Романовых и других бояр, которые пострадали при Годунове. Федор Романов, отец будущего царя Михаила, был также возвращен и назначен патриархом Ростовским. Фактически именно с 20 июня началось правление Лжедмитрия 1 в Москве.
8 мая 1606 года Лжедмитрий повенчался с Мариной Мнишек. Это произошло в пятницу и на Николин день, что было против устава православной церкви. В тоже самое время самозванец не спеши выполнять свои обещания перед поляками. Он не превратился в польского ставленника, и вообще (что удивительно) вел себя как природный царь, как будто он всю жизнь был царем: он прекрасно знал этикет, говорил на иностранных языках, называл себя императором задолго до Петра 1, выступал за расширение контактов с Западом, установил бесплатные суды. Боярам Лжедмитрий не нравился в виду своей большой активности, а также в виду того, что он максимально стал отдалять бояр от управления страной.
Установленные факты[ | ]
Григорий Отрепьев родился в волости Борок, Галичской области (около 1581) и принадлежал к небогатому роду Нелидовых, один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку Отрепьев. Считается, что Юрий был на год или два старше царевича. Отец Юрия, Богдан, имел поместье в Галиче (Костромская волость) недалеко от Железно-Боровского монастыря, величиной в 400 четей (около 40 гектаров) и 14 рублей жалования за службу сотником в стрелецких войсках. Имел двоих детей — Юрия и его младшего брата Василия. Для того чтобы прокормить семью и обеспечить, как ему было предписано по должности, коня с саблей, пару пистолей и карабин,
а также одного холопас пищалью и долгою , которого он был обязан полностью снарядить за свой счёт. Доходов, вероятно, не хватало, так как Богдан Отрепьев вынужден был арендовать землю у Никиты Романовича Захарьина (деда будущего царя Михаила), чьё имение находилось тут же по соседству. Погиб он очень рано, в пьяной драке, зарезанный в Немецкой слободе неким «литвином», так что воспитанием сыновей занималась его вдова.
Ребёнок оказался весьма способным, легко выучился чтению и письму, причем успехи его были таковы, что решено было от его в Москву, где он в дальнейшем поступил на службу к князю Борису Черкасскому и позже к Михаилу Никитичу Романову. Здесь он опять же показал себя с хорошей стороны и дослужился до высокого положения. В 14 лет (1595) пострижен в иноки в монастыре Железный Борок под именем Григорий, а около 1600 посвящён патриархом Иовом в дьяконы. Однако простая и непритязательная жизнь провинциального монаха его не привлекала, часто переходя из одного монастыря в другой, он в конечном итоге возвращается в столицу, где по протекции своего двоюродного дяди Елизария Замятни-Отрепьева, поступает в Чудов монастырь. Грамотного монаха вскоре замечает архимандрит Пафнутий, затем после того, как Отрепьев составил похвалу московским чудотворцам, он делается «крестовым дьяком» — занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе».
Именно там, если верить официальной версии, выдвинутой правительством Годунова, будущий претендент начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже, опять же если верить официальной версии, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту ростовский митрополит Иона доносит до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но дьяк Смирной-Васильев, которому было это поручено, по просьбе другого дьяка Семёна Ефимьева отложил исполнение приказа, потом же совсем забыл об этом, пока неизвестно кем предупреждённый Григорий в компании с иноками Варлаамом и Мисаилом бежит в Галич, затем в Муром, в Борисоглебский монастырь и далее — на лошади, полученной от настоятеля, через Москву в Речь Посполитую (февраль 1602), где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем» (1603).
Отмечается, что бегство это подозрительно совпадает со временем разгрома «романовского кружка», также замечено, что Отрепьеву покровительствовал кто-то достаточно сильный, чтобы спасти его от ареста и дать время бежать. Сам Лжедмитрий, будучи в Польше, однажды оговорился, что ему помог дьяк Василий Щелкалов, также подвергшийся затем гонению от царя Бориса.
Проблемы религии
На территории проживали люди, исповедавшие разные религии. В Польше и Литве это в основном были католики, на русских землях — православные, по всей земле проживали мусульмане, евреи и протестанты разных направлений.
В первые годы существования государства проблем, связанных с религией, не наблюдалось: была провозглашена свобода вероисповедания. Однако при Сигизмунде III обстановка поменялась. Из-за ослабления православия и победы Контрреформации усилились противоречия в обществе, доходило до открытых стычек, восстаний и убийств.
При Владиславе IV были сделаны попытки вернуть веротерпимость, однако к середине XVII века католицизм стал господствующей религией. К тому времени многие протестантские общины переехали в Европу, православные стали небольшим меньшинством, треть населения принадлежала униатской церкви, а атеизм преследовался.
Религиозный вопрос часто становился официальной причиной для вмешательства соседей в дела Речи Посполитой. При этом сюда приезжали верующие из стран с более сложными обстановками, например, староверы России. Немаловажную роль играл и орден иезуитов, особенно в системе образования.
Объединенные в унию Королевство Польское и Княжество Литовское существовали чуть больше 2 веков — с конца XVI по конец XVIII века. За это время страна прошла путь от великой, крупнейшей европейской страны до политически зависимой от соседей, пережила 3 раздела территорий и вмешательство в свои дела чужих государств.
https://youtube.com/watch?v=R3zNmYzmP3c
Поход в Россию
К концу лета 1604 года самозванец, наконец, собрал войско и отправился на территорию России. Обстоятельства выступления армии было не лучшим: дороги раскисли, кроме того, Лжедмитрию не удалось добиться поддержки со стороны старых врагов страны — крымцев.
Чтобы не бороться с превосходящими силами царя, самозванец двинулся к Москве в обход. На пути сторонники Лжедмитрия вели активную пропаганду, называя его законным наследником престола.
Карта движения сил Лжедмитрия I
Информационная работа приносила свои плоды. Среди народа, солдат, воевод пошли разговоры. Многие города сдавались без боя, опасаясь сражаться с предполагаемым выжившим царевичем. Таким образом пали Моравск, Чернигов. следом был взят Новгород Северский. А немногим позже и Путивль. Дорога на Москву была открыта.
В декабре 1604 года состоялось первое крупное столкновение царских сил и войск самозванца. Однако при почти трехкратном перевесе в военной мощи, русские не сумели одолеть авантюриста. Боевой дух подрывала информация о предполагаемом происхождении Лжедмитрия. Солдаты сражались неохотно.
К середине зимы наемные войска самозванца начали роптать на то, что им недоплачивают. А вскоре состоялся открытый мятеж. Часть бойцов покинула ряды Лжедмитрия, его военные силы поредели.
Пережидать зиму оставшиеся солдаты отправились в Путивль. Тут авантюрист окопался, ему на помощь пришли тысячи казаков. Царские силы потеряли возможность раз и навсегда решить вопрос с самозванцем.
Находясь на зимовке Лжедмитрий даром времени не терял. Он вел активную пропаганду, рассказывал о своем происхождении, обращался к народу с щедрыми обещаниями, говорил о чудесном спасении, готовился к управлению государством.
Освобождение Москвы от захватчиков
Катастрофическая ситуация в стране сплотила все слои русского общества. Для освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков весной 1611 года сформировалось первое народное ополчение.
Первое народное ополчение – народное войско, состоявшее из жителей Рязани, Ярославля, Нижнего Новгорода, Москвы, отрядов тушинцев, под руководством Прокопия Ляпунова, князя Трубецкого и казацкого атамана Ивана Заруцкого.
В Москве завязались ожесточенные бои, в результате польско-литовские войска закрылись в Кремле, началась его осада. Но в лагере ополченцев возникли раздоры. Казаки убили Прокопия Ляпунова, так как он запрещал им устраивать грабежи и произвол над местным населением. В результате первое народное ополчение распалось.
Осенью 1611 года сформировалось второе народное ополчение, которое возглавил талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский. Сбор средств для народного войска умело организовал новгородский староста Кузьма Минин. Он призывал купцов и всех богатых людей пожертвовать часть своего имущества на освобождение России.
Ополченцы расположились в Нижнем Новгороде, откуда разослали письма в разные русские города. Они призывали людей объединиться и отвоевать Москву у иноземных захватчиков. Из многих городов северо-восточной Руси прибывали добровольцы. Около полугода Дмитрий Пожарский обучал неопытных людей, надеясь превратить их в настоящих солдат.
В июле 1612 года ополченцы двинулись на Москву. В результате ожесточенных боев 26 октября им удалось полностью освободить Москву — поляки, укрывшиеся за стенами Кремля сдались.
Освобождение Москвы послужило сигналом для всех окраин страны, где местное население принялось изгонять иностранцев-захватчиков. В 1613 году был созван Земский собор, для восстановления государственной власти в России, на котором приняли решение – возвести на престол Михаила Романова. Это событие ознаменовало окончание Смутного времени.
Словарь
1. Речь Посполитая — объединенное государство, состоящее из Польского королевства и Великого княжества Литовского, существовавшее с 1569 по 1795 год.
2. Царская резиденция – это постоянное местопребывание царя.
3. Атаман – предводитель казаков.
Восхождение на престол
Прежде чем въехать в Москву, Лжедмитрий позаботился об устранении некоторых беспокоивших его препятствий. Он отправил своего человека в столицу и приказал ему казнить оставшихся членов семьи Бориса Годунова. Также был сослан в монастырь патриарх Иов. С этих событий началось правление Лжедмитрия 1, торжественно въехавшего в Москву 20 июля 1605 г.
Несмотря на то что Отрепьев пользовался значительной поддержкой со стороны как народа, так и бояр, в скором времени ему стало известно о заговоре последних против него.
Василий Шуйский, которого уличили в распространении слухов о том, что царь будто бы является самозванцем, был приговорен судом собора к смертной казни. Лжедмитрий I помиловал его и выслал из столицы, а вскоре и вовсе простил и позволил ему вернуться в Москву.
Как сообщают источники, Отрепьев оказался весьма энергичным и способным руководителем. Он затеял провести массу реформ, мечтал объединить европейские государства для борьбы с Турцией. Он не стал марионеткой в руках Папы, иезуитов и Сигизмунда III, отказался вводить в России католицизм и отдавать Польше обещанные земли, а за оказанную поляками помощь Лжедмитрий предложил денежное вознаграждение. 8 мая 1606 г. заключил брак с польской шляхтянкой Мариной Мнишек.
Падение
Замечание 2
Лжедмитрий настроил против себя народ тем, что в открытую подражал Европе, на службе держал много поляков и не соблюдал православных догматов.
Во время свадьбы $9$ мая $1606$ года на Марине Мнишек поляки устроили разбой.
Заговор организовал Василий Шуйский. Лжедмитрий I не внял предупреждениям, и $17$ мая толпа поднялась по набату. Басманов пытался успокоить толпу, но был убит ножом в сердце. Пытавшийся спастись Лжедмитрий был убит в толпе после того, как якобы от Марии Нагой привезли опровержение ее прежних слов. Тела царя и Басманова подвергли «торговой казни».
ХАРАКТЕР МАРИНЫ МНИШЕК
Воспитанная с детства в сознании своего знатного происхождения, она еще в очень юных летах отличалась необыкновенным высокомерием. Очень характерную в этом отношении подробность приводит Немоевский.
Во время ее свадьбы в Москве, когда однажды польская челядь старалась заглянуть в комнату, где происходил пир, возмущенная этим царица воскликнула:
— Скажите им: если сюда войдет кто-нибудь из них, то я велю не один, а три раза бить его кнутом!
Столь же безумное высокомерие и преувеличенное представление о собственном безмерном превосходстве сквозят также в ее позднейшей корреспонденции. В своих письмах она говорит, что предпочитает смерть тому сознанию, «что мир будет дольше глумиться над ее горем»; что «будучи повелительницей народов, московской царицей, она не думает и не может быть снова подданной и возвратиться в сословие польской шляхтянки». Она сравнивала себя даже с солнцем, которое не перестает светить, хотя «его иногда закрывают черные тучи».
Марина отличалась также необыкновенной храбростью, красноречием и энергией. Удивительно доказала она это главным образом в Тушине и в Дмитрове.
Когда в начале 1610 г. поляки, служившие Самозванцу, намеревались перейти на сторону Сигизмунда, «царица» обходила их стоянки; своим красноречием она многих из них убедила оставить короля и укрепила их в преданности своему супругу.
Также и в Дмитрове она «в гусарском платье вошла в воинский совет, где своей жалобной речью» произвела большое впечатление и даже «взбунтовала многих из воинства». Марина отличалась необыкновенной храбростью. Во время бегства в Калугу она отправилась в путь лишь в сопровождении десятка-двух донцев, а в Дмитрове еще более — как выражается Мархоцкий — «обнаружила свое мужество». Когда наши, встревожившись, слабо принимались за защиту, она выбежала из своей квартиры к валам и воскликнула:
— Что вы делаете, злые люди? Я женщина, а храбрости не утратила!