Гомер

О слепоте певца

Некоторые исследователи жизни и творчества великого Гомера полагают, что поэт был зрячим. В пользу отсутствия у певца данного недуга свидетельствует следующее. В Древней Греции философов и мыслителей считали людьми, которые лишены обычного зрения, зато обладают даром видеть суть вещей. По одной из исследовательских версий, античные и средневековые биографы могли использовать слово «слепота» как название понятия, синонимичного мудрости. Мудрость Гомера была для всех очевидной, ведь его считали автором родословной богов, одним из создателей всеобъемлющей картины мира.

Достоверных подтверждений его физической слепоты нет. Многие выдающиеся древнегреческие певцы и поэты были слепыми. Этот недуг не позволял им выполнять другую работу. Поскольку древние греки дар поэзии связывали с даром прорицания и выказывали слепым сказителям огромное почтение, вполне возможно, что именно род деятельности Гомера и подтолкнул биографов к мысли о его слепоте.

Поэтические техники

Гомер радикально отличался своими поэтическими приёмами. Стиль его стихов «формульный», то есть они в значительной степени полагаются на использование не только стандартных эпитетов и повторяющихся строк, но также и на множество фиксированных фраз, которые используются снова и снова, чтобы выразить аналогичную идею в той же части стиха. Самым ясным и простым примером являются так называемые формулы существительного-эпитета.

Они представляют собой настоящую систему, где каждый главный герой или бог обладает множеством эпитетов, из которых выбор делается исключительно в зависимости от того, сколько стиха и какую его часть певец желает использовать.

Одиссея называют Божественным Одиссеем, многославным Одиссеем или многострадальным Божественным Одиссеем просто в соответствии с количеством материала, который будет помещён в оставшуюся часть шестнадцатиметрового стиха. Корабль описывается как чёрный, полый или симметричный, чтобы не отличать этот конкретный корабль от других, а исключительно в связи с качествами и требованиями ритмического контекста.

Вся система существительных-эпитетов обширна и экономична. Она ​​охватывает большое разнообразие предметов с очень небольшим точным дублированием. Казалось бы, настолько утончённая и сложная система не могла быть изобретением одного поэта, но, вероятно, она постепенно развивалась в давней традиции, которая требовала как расширения, так и экономии по функциональным причинам.

Таким образом, складывается впечатление, что Гомер, должно быть, обучался как обычный аэд, который начал с создания репертуара песен нормальной длины, перенятых у известных певцов. Величайшие героические приключения прошлого, должно быть, уже были заметны в любом репертуаре, особенно панхелленические противостояния семи против Фив, аргонавты и ахейская атака на Трою.

Тем не менее этот процесс, по-видимому, был значительно продвинут в создании монументальной «Илиады», состоящей из более чем 16 000 стихов. Этот прорыв предполагает певца с весьма исключительными способностями и репутацией — того, кто мог бы навязать своим слушателям новую и по общему признанию сложную форму песен.

Важным и сложным вопросом, который влияет на точность современных гомеровских текстов, является вопрос о дате, когда эпопеи стали «фиксированными», что означает заданную авторитетную письменную форму, поскольку устная передача всегда в некоторой степени изменчива. Система алфавитного письма достигла Греции в IX веке или в начале VIII века до н. э.

До этого был промежуток в 200 или 300 лет после краха микенской культуры и исчезновения линейного письма (где каждый знак обычно представлял собой слог), в течение которого Греция, по-видимому, была неграмотной. В эту эпоху, безусловно, сформировалась бо́льшая часть эпической традиции. Самые ранние из сохранившихся буквенных надписей, их коих некоторые содержат краткие обрывки стихов с гексаметрами (дактило-хореический размер), датируются примерно 730 годом до нашей эры.

Поэтому, если бы Гомер создал Илиаду в какое-то время после 750 года до н. э., он, вероятно, мог быть писателем. Некоторые учёные считают, что так и было. Другие полагают, что поэт, возможно, оставался неграмотным (поскольку грамотность обычно не связана с устным творчеством), но продиктовал поэму помощнику. Третьи считают, что эти стихи могли быть сохранены устно и не слишком неточно, по крайней мере, до середины следующего, седьмого века, когда в поэзии Архилоха появилась «литература» в строгом смысле слова.

https://youtube.com/watch?v=t63j3JO8ha4

Творчество Гомера

Как уже упоминалось выше, Гомер был автором нашумевших эпических поэм, таких как «Илиада» и «Одиссея». Кроме того, ему нередко приписывали другие произведения, которые увидели свет значительно позже. Среди них комическая поэма под названием «Маргит», цикл «Киприи», «Гомеровские гимны» и другие сочинения.

Представители Александрийской библиотеки провели колоссальную работу для установления авторства каждого произведения. Они изучали рукописи, сравнивали язык и сюжетную линию, которой придерживались авторы поэм. В результате даже на сегодняшний день между учёными проводятся споры о том, какие тексты принадлежат Гомеру, а какие были приписаны ему незаслуженно.

Филологи признают, что именно этот поэт стал первым в своём роде. Их поражает единство действия, оригинальный замысел и стиль рассказа. По словам исследователей, в поэмах отражается техника народных певцов. Как и они, Гомер создавал устойчивые словосочетания, из которых потом с лёгкостью можно было создать песни большого размера.

Художественные особенности

Гомер (около 460 до н. э.)

Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» — «закон хронологической несовместимости», сформулированный Фаддеем Францевичем Зелинским. Он состоит в том, что «у Гомера никогда рассказ не возвращается к точке своего отправления. Отсюда следует, что параллельные действия у Гомера изображаемы быть не могут; поэтическая техника Гомера знает только простое, линейное, а не двойное, квадратное измерение». Таким образом, иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы.

Исследователи отмечают связность произведений, последовательное развитие действия и цельные образы главных героев. Сравнивая словесное искусство Гомера с изобразительным искусством той эпохи, нередко говорят о геометрическом стиле поэм. Впрочем, о единстве композиции «Илиады» и «Одиссеи» высказываются и противоположные мнения в духе аналитизма.

Стиль обеих поэм можно охарактеризовать как формульный. Под формулой при этом понимается не набор штампов, а система гибких (изменяемых) выражений, связанных с определённым метрическим местом строки. Таким образом, можно говорить о формуле даже тогда, когда некое словосочетание встречается в тексте лишь однажды, но можно показать, что оно являлось частью этой системы. Кроме собственно формул встречаются повторяющиеся фрагменты из нескольких строк. Например, при пересказе одним героем речей другого текст может воспроизводиться вновь полностью или почти дословно.

Для Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец»); значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха.

Современные лингвисты, исследующие поэтику средневековых и современных сказителей, например, из Центральной Азии, отмечают некоторые черты, характерные для эпических устных сказаний большого объема, на непрерывный пересказ которых требуются десятки часов пения. Так, сказители перечисляют состав войск по городам или племенам и никогда не ошибаются в этих перечислениях, что характерно и для гомеровской «Илиады», в которой перечислены десятки городов с количеством посланных под Трою кораблей и указанием вождей этих флотилий. Такова особенность устной народной памяти. Неизменным остается состав героев и перечень и последовательность их битв или подвигов, что также характерно для «Илиады». Однако, наличие определенного сюжета и туманный характер биографии главных героев характерен уже для более поздней литературной обработки текстов, вероятно, в 6 в. до н. э. во времена Писистрата. В то же время для более сказочной и архаичной по сюжету «Одиссеи», в которой присутствуют мифические чудовища и волшебница Цирцея, циклопы и великаны-лестригоны, и даже железный корабль бога ветров Эола, характерно сочувствие рабам и простолюдинам, полностью отсутствующее в «Илиаде», что свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, о другом авторстве или другом социальном слое хождения «Одиссеи». На более раннее происхождение этой поэмы мог указывать, по мнению проф. Г. А. Бокщанина, даже проступок женихов Пенелопы и характер расправы Одиссея над ними, носящий характер доархаического племенного права вождя. В то же время в «Илиаде» нет и намека на волшебные чудеса и сказочных персонажей, зато присутствует характерное для архаики воспевание военной доблести царей и вождей.

Интересные факты

  • Существует около десятка биографий сказителя, дошедшие до нашего времени из античности, но все они содержат сказочные элементы и упоминания об участии древнегреческих богов в событиях жизни Гомера.
  • Поэт распространял свои произведения за пределами Древней Греции при помощи учеников. Их называли Гомеридами. Они странствовали по разным городам, исполняя на площадях произведения своего учителя.


Статуя Гомера

  • Творчество Гомера было очень популярно в Древней Греции. Около половины всех найденных папирусных древнегреческих свитков являются отрывками из разных произведений поэта.
  • Сочинения сказителя передавалось в устной форме. Поэмы, которые мы знаем сегодня, были собраны и структурированы в целостные произведения из разрозненных песен армией поэтов афинского тирана Писистрата. Некоторые части текстов были отредактированы с учетом пожеланий заказчика.


Гомер. Барельеф на Лувре

  • Советский прозаик Осип Мандельштам в 1915 году написал стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», в котором взывал к сказителю и героям поэмы «Илиада».
  • До середины семидесятых годов двадцатого века события, описанные в поэмах Гомера, считались чистым вымыслом. Но археологическая экспедиция Генриха Шлимана, нашедшего Трою, доказала, что творчество древнегреческого поэта основано на реальных событиях. После такой находки почитатели Платона укрепились в надежде, что однажды археологи найдут и Атлантиду.

Биография Гомера

Положением на сегодня о жизни Гомера достоверно ничего не известно. Биографы до сих пор спорят о дате и месте рождения поэта.

Считается, что Гомер появился на свет в 9-8 вв. до н.э. По мнению разных историков, он мог родиться в таких городах, как Саламин, Колофон, Смирна, Афины, Аргос, Родос или Иос.

В трудах Гомера описывается древнейшая история мира. В них отсутствует информация о современниках, что не дает возможности высчитать жизненный период автора.

Сегодня сохранилось немало средневековых документов, в которых описана биография Гомера. Однако современные историки ставят под сомнение данные источники по причине того, что в них упоминается множество эпизодов, когда на жизнь сказителя оказывали непосредственное влияние боги.

К примеру, по одной из легенд, Гомер потерял зрение после того, как увидел меч Ахиллеса. Чтобы хоть как-то его утешить, богиня Фетида наделила его даром песнопения.

В биографических трудах поэта говорится, что свое имя Гомер получил вследствие приобретенной слепоты. В переводе с древнегреческого его имя буквально означает – «незрячий».

Стоит заметить, что в некоторых древних книгах говорится, что Гомером его стали называть, когда он не ослеп, а наоборот – начал видеть. Согласно ряду античных биографов, он был рожден женщиной Крифеидой, которая назвала его Мелезигеном.

Став взрослым, поэт часто получал приглашения на пиры от чиновников и богатых людей. Кроме этого он регулярно появлялся на городских собраниях и рынках.

Есть сведения, что Гомер много путешествовал и пользовался большим авторитетом в обществе. Из этого следует, что он вряд ли был нищим странником, которым его изображают некоторые биографы.

Бытует весьма распространенное мнение, согласно которому произведения «Одиссея», «Илиада» и «Гомеровские гимны» – это творчество различных авторов, тогда как Гомер являлся лишь исполнителем.

Такое умозаключение объясняется тем, что мужчина принадлежал к семейству певцов. Стоит заметить, что в то время многие профессии часто передавались из поколения в поколение.

Благодаря этому, любой член семейства мог выступать под именем Гомера. Если предположить, что все было действительно так, то это помогает объяснить причину разного периода создания поэм.

Композиция «Илиады» и «Одиссеи»

В основу содержания «Илиады» и «Одиссеи» легли предания из цикла мифов о Троянской войне, действительно имевшей место быть, вероятно, в 13-12 веках до нашей эры.

«Илиада», военно-героическая поэма, повествует о событиях 10-го года войны, вызванных ссорой храбрейшего из участников похода Ахилла, царя Фтии, с предводителем войска Агамемноном, который отобрал у Ахилла его пленницу Брисеиду. Оскорбленный Ахилл отказался участвовать в сражениях и вернулся к войску лишь после гибели его лучшего друга Патрокла. Мстя за смерть друга, он вступил в сражение с главой армии Трои Держателем, виновником смерти Патрокла, и убил его.

«Путешествие Одиссея» – сказочно-бытовая поэма. В ней рассказывается о событиях, происшедших после окончания войны, о возвращении на родину одного из греческих военачальников Одиссея, царя Итаки, и о его многочисленных злоключениях.

В поэме «Илиада» рассказы о действиях людей на земле чередуются с изображением сцен на Олимпе, где боги, разделившиеся на две партии, решают судьбу отдельных сражений (так как конечный исход войны давно предрешен). При этом события, происходящие одновременно, излагаются как происходящие последовательно, одно за другим (так называемый закон хронологической несовместимости). Завязкой действия «Илиады» является гнев Ахилла; события, излагаемые в поэме, вызваны этим гневом, и весь сюжет представляет собой как бы последовательное изложение фаз гнева Ахилла, хотя встречаются отклонения от основной сюжетной линии, вставные эпизоды. Кульминационный момент «Илиады» Гомера – поединок Ахилла с Гектором; развязка – возвращение Ахиллом Приаму тела убитого им Гектора.

Композиция поэмы «Илиада» отличается некоторой симметричностью в соответствии с нравственными установками поэта. В начале действия старик Хрис обращается к Агамемнону с просьбой вернуть ему плененную дочь и получает надменный отказ, явно осуждаемый автором. Этот отказ по существу стал началом многих кровавых событий, разыгравшихся у стен Трои. В конце поэмы другой старик, Приам, приходит к Ахиллу с просьбой вернуть ему тело Гектора и не получает отказа – это поступок, достойный героя гуманного поэта.

В структуре «Одиссеи» Гомера самое замечательное – первый в мировой литературе прием транспозиции – изложение прошлых событий в виде рассказа Одиссея.

Заслуживает внимания та особенность поэмы, что рассказы о чудовищах и фантастических событиях сосредоточены в рассказе самого Одиссея; автор, стремящийся к рационализации мифа, как бы не участвует в этом искажении действительности.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Биография Гомера

Гомер — один из древнейших поэтов античности, является автором всемирно известных эпических произведений, в числе которых «Одиссея» и «Илиада». Он жил в VIII — VII веках до нашей эры. По мнению Геродота, писатель создавал свои шедевры в девятом веке.

Некоторые хронографы утверждают, что Гомер был современником Троянской войны, и умер он ещё в XII веке до нашей эры. Исследования доказывают, что более половины найденных папирусов вышли из-под его пера. О жизненном пути и личности творца известно немногое.

Мифы и факты из жизни поэта

Среди учёных до сих пор ведутся споры о дате и месте рождения Гомера. Большинство из них считает, что годы жизни поэта пришлись на восьмой век до нашей эры. Если говорить о месте, где проживал автор эпических поэм, чаще всего называют семь городов, каждый из которых расположен на территории страны Ионии.

Среди них Родос, Смирна, Афины, Колофон, Аргос, Саламин и Хион. Его наиболее известные эпические поэмы были написаны на малоазийском побережье Греции. Есть вероятность, что это происходило на одном из островов, которые прилегали к этой стране.

Греки активно распространяют предание о том, что поэт родился именно в Смирне возле реки Мелеса. Его мать называют Крифеидой. Согласно рассказам, написанным в тот период времени, учёный мужчина Фемий влюбился в мать Гомера, после чего он взял сына к себе в ученики.

Юноша быстро обучался, и скоро смог превзойти своего учителя. После смерти Фемия школа перешла во владение поэта. Люди со всей страны приезжали к нему ради мудрой беседы. Среди них был и моряк Ментес, который уговорил Гомера отправиться с ним в путешествие, закрыв школу.

В преданиях сообщается, что юный творец был весьма любознательным, поэтому он тщательно изучал культуру каждого посещаемого места. Он замечал любые мелочи, а потом постепенно начал описывать увиденные события.

Греки утверждают, что писатель ослеп после посещения Итаки. Некоторые источники заявляют, что это была лишь временная слепота, и зрение быстро восстановилось. Другие же склоняются к тому, что Гомер до конца дней остался слепцом.

Именно на этот период пришёлся рассвет его творчества.

Некоторые факты исследователи почерпнули из древних манускриптов и картин, изображавших писателя. Так, на большинстве скульптур он был показан слепым.

В тот период представителей литературных профессий было принято изображать лишёнными зрения, поэтому невозможно доказать, правдивы ли эти сведения. Греки считали, что существует некая связь между писательским талантом и отсутствием возможности видеть.

Более того, один из действующих персонажей «Илиады» также имел проблемы со зрением. Именно поэтому литературоведы склоняются к выводу, что эта особенность была всего лишь реконструкцией.

Чтобы сделать выводы о происхождении автора, учёные детально изучили язык его произведений.

Но даже диалектические особенности языка не помогли приблизиться к истине, поскольку в них сочеталось слишком много слов из ионийского и эолийского диалектов.

Такую комбинацию называют особым поэтическим койнэ, сформированным ещё задолго до рождения творца. Значение имени Гомера традиционно расшифровывают как «слепец» и «заложник».

Также известно о своеобразном поэтическом поединке, в котором участвовали Гомер и Гесиод. Они читали свои произведения перед публикой одного из островов. Судьёй этого боя был назначен царь Панед.

Тем не менее, посетители острова были более благосклонны к проигравшему поэту.

Известно, что смерть настигла Гомера на острове архипелага Киклады. Он был весьма опечален, не смотрел под ноги, вследствие чего споткнулся о камень. Некоторые источники заявляют, что поэт умер от горя, ведь незадолго до столкновения он не смог разгадать загадку местных рыбаков. Другие исследователи склоняются к тому, что Гомер был болен.

Переводы поэта

Отдельно следует упомянуть язык эпических поэм. Гомер предпочитал использовать словосочетания, которые не фигурировали в живой речи.

Там было много диалектизмов, а метрически поэт оформлял свои тексты в таком размере, как гекзаметр. Каждая песня состояла из шести стоп, где умеренно чередовались короткие и длинные слоги.

Именно поэтому адекватный перевод «Илиады» и «Одиссеи» требовал титанических усилий и таланта.

Первые переводы увидели мир ещё до нашей эры. В третьем веке римский поэт создал версию «Одиссеи» на латыни. Дети из Греции обучались читать, используя для этого творчество Гомера.

В XV веке появился перевод на итальянский, через три столетия после этого эпические поэмы постепенно начали переводить на английский, русский и немецкий. Михаил Ломоносов впервые использовал во время перевода сложнейший александрийский стих.

Легенды

Природа не терпит пустоты. Вот и пробелы в краткой биографии Гомера были заполнены различными легендами, притчами и мифами. Что из них правда, а что вымысел – неизвестно. К примеру, древние считали, что в последние годы жизни Гомер интересовался вопросом своего происхождения и с этой неразгаданной тайной пошёл к оракулу. Последний ответил просто: родиной твоей матери является Иос. На этой земле и закончится твой земной путь. Единственно: опасайся каких-либо загадок от молодых людей. Вскоре после предсказания отправился Гомер на этот остров. Когда сидел в раздумьях на берегу, увидел мальчишек-рыбаков. Зашел разговор об улове. Мальчики на вопросы старика ответили загадкой, мол, бросили в море то, что поймали, а вот, что не смогли поймать – несём с собой. Гомер никак не мог понять, что имели в виду рыбаки. Опечаленный и в глубоких раздумьях он пошёл домой, и не заметил, как оступился и упал. Прошло три дня и он умер. Похоронен автор поэмы «Илиада» на греческом острове Хиос.

Гомер — Ответы на вопросы по литературе 6 класса.

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

1. Что явилось истоком поэм Гомера «Илиада» и «Одис­сея »?Истоком поэм Гомера стали древнегреческая мифология и народные сказания о подвигах древних греков. О Троянской войне существует целый цикл, но целиком дошла до нас только «Илиада». «Одиссея» более мифологична, но и в ее основе так же лежит народное творчество, переосмысленное Гомером.

2. Кому принадлежат самые лучшие переводы поэм «Или­ада» и «Одиссея»? Познакомьтесь самостоятельно с по­эмами Гомера.На русский язык «Илиада» первый раз была переведена в XVIII веке, но появившийся в 1829 году перевод Н.И. Гнедича до сих пор считается лучшим. «Илиаду» в этом переводе читал Пушкин и остался в полном восторге. Лучший перевод «Одиссеи» сделал русский поэт В.А. Жуковский.

3. Какие события легли в основу этих поэм?Гомер, живший примерно в VIII веке д.н. эры, в поэмах «Илиада» и «Одиссея» рассказывает о событиях, произошедших за четыре века до его рождения. В центре «Илиады» – завершение Троянской войны, а в «Одиссее» – возвращение Одиссея домой после этой войны.Троянская война была устроена Зевсом, который решил уменьшить население земли. Десять лет греки и троянцы убивали друг друга. Троя падет, но герой этой войны – Одиссей – еще десять лет будет скитаться по миру, пока не вернется в родную Итаку к жене и сыну.

4. Расскажите о главных героях поэм – Ахилле и Одиссее.Ахилл – герой ахейцев, полубог. Поэма начинается с конфликта между ним и царем Агамемноном, который посчитал себя вправе отнять у Ахилла его любимую пленницу. Героя охватывает гнев, он покидает стан греков, он даже просит свою мать попросить у Зевса, чтобы греки до тех пор не смогли одержать победу, пока не расплатятся за обиду, нанесенную ему, Ахиллу. Осада Трои возобновляется. Зевс встает на сторону троянцев, ахейцы оттеснены к морю. Но и в этот момент Ахилл не сам вступает в бой, а посылает на помощь друга Патрокла, облачив его в свои доспехи. Патрокл погибнет от смертельного удара Гектора. И тогда в войну вступит Ахилл. Но и ему будет суждено погибнуть под стенами Трои.

В поэме Ахилл показан великим воином, человеком с чувством собственного достоинства, способным на верную дружбу, но часто охватываемый противоречивыми эмоциями: то безудержным гневом, то сочувствием, даже к родителям убитого им врага Гектора.

Одиссей – герой Троянской войны. Именно ему пришла в голову мысль о постройке коня, с помощью которого откроются ворота Трои. Но в поэме «Одиссея» главный герой уже не воин. Это муж, отец, который стремится вернуться на родину. Но боги подготовили ему множество испытаний, и путь домой затянется на 10 лет.

Образ Одиссея – образ человека, способного принимать решения, наделенного многими талантами, но и очень противоречивого. Одиссей способен на обман, хитрость, убийство, жестокость, и в это же время он тонко чувствует все прекрасное, сочувствует обиженным, скорбит по погибшим товарищам. Одиссей – патриот, а это для древних греков важнее всех остальных доблестей.

5. Чем отличаются античные боги-олимпийцы от людей в изображении Гомера?У Гомера боги, населяющие гору Олимп, изображены красивыми, могучими, мудрыми. Они бессмертны, человеческие ценности им чужды. Они проводят время в пирах и развлечениях. Но это внешнее изображение. Если посмотреть на поступки богов, то порой они бывают так ничтожны: олимпийцы спорят, ругаются, вредят друг другу. Во время Троянской войны они тоже разделились на два лагеря и влияли на ход событий на земле. Для богов война – игра. Но эта игра принесла много бед и страданий людям.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

История жизни Гомера

Как бы то ни было, «Илиада» и «Одиссея» являются древнейшими памятниками греческой литературы и совершеннейшими образцами эпической поэзии мира. Содержание их охватывает одну часть великого троянского цикла сказаний. «Илиада» повествует о гневе Ахилла и возникших в связи с этим последствиях, выразившихся в гибели Патрокла и Гектора. Причем в поэме показан лишь фрагмент (49 дней) десятилетней войны греков за Трою.

«Одиссея» воспевает возвращение героя на родину после 10 лет странствий. (Мы не будем пересказывать сюжеты этих поэм. У читателей есть возможность насладиться этими произведениями, благо переводы великолепные: «Илиада» — Н. Гнедич, «Одиссея» — В. Жуковский.) 

Гомеровские поэмы сохранялись и распространялись путем устной передачи через профессиональных, потомственных певцов (аэдов), которые на острове Хиос составляли особое общество. Эти певцы, или рапсоды не только передавали поэтический материал, но и дополняли его собственным творчеством. Особое значение в истории гомеровского эпоса имели так называемые состязания рапсодов, устраивавшиеся в городах Греции во время празднеств. 

Полемика по поводу авторства «Илиады» и «Одиссеи», полуфантастический образ Гомера породили в науке так называемый гомеровский вопрос (до сих пор дискуссионный). Он включает в себя совокупность проблем — от авторства до происхождения и развития древнегреческого эпоса, в том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества. Ведь первое, что бросается в глаза в текстах Гомера — это стилистические приемы, характерные для устной поэзии: повторы (подсчитано, что повторяющиеся эпитеты, характеристики одинаковых ситуаций, целые описания одинаковых действий, повторяющиеся речи героев составляют около одной трети всего текста «Илиады»), неторопливость повествования. 

Старец Гомер в лавровом венке. Картина из музея Генри Уолтерса

Общий объем «Илиады» около 15 700 стихов, то есть строк. Некоторые исследователи считают, что эти стихи настолько филигранно построены в безупречную композицию, что такого не мог бы сделать слепой поэт, что Гомер все-таки вряд ли был слепым. 

Давно подмечено, что автор «Илиады» потрясающе наблюдательный человек. Его рассказ очень подробен. Археолог Шлиман вел раскопки Трои, держа в руках «Илиаду» — оказалось, что ею можно пользоваться как географической и топографической картой. Точность прямо-таки документальная. 

Отличает Гомера и гениальная картинность, которая создается драматично, экспрессивно, с использованием особых эпитетов. Вообще СЛОВО в поэмах Гомера особо значимо, он в этом смысле истинный поэт. Он буквально купается в океане слов и достает порой особенно редкие и прекрасные из них, и очень уместные. 

Гомер. Барельеф на Лувре

Гибок язык человека; речей для него изобильно Всяких, поле для слов и туда и сюда беспредельно. 

Вариант 2

1. По мнению ученых, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» были созданы

1) в 10 веке до н. э.
2) в 6 веке до н. э.
3) в 8 веке до н. э.

2. Герои «Одиссеи»

1) Пенелопа
2) Полифем
3) Навсикая
4) Алкиной
5) Приам

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

3. Установите соответствие между именами и их описанием. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Имена

А) Гектор
Б) Патрокл
В) Одиссей

Описание

1) сын царя Трои, могучий воин, павший в поединке с Ахиллесом
2) хитроумный воин, прибывший на остров, где прятали Ахиллеса, под видом купца
3) друг Ахиллеса, уговоривший его забыть обиду и вступить в сражение с троянцами

4. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

Древнегреческие мифы, поэмы Гомера обогатили языки многих народов прекрасными образными выражениями. Подарок, сделанный с коварным замыслом, мы называем __________, крайне запущенную ситуацию — __________, необходимость решить сложный вопрос и избежать опасных последствий — пройти между __________.

5. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) расправа Одиссея с женихами
Б) гибель Патрокла
В) бегство Одиссея от циклопов
Г) начало Троянской войны
Д) похороны Гектора

Ответы на тест по истории Древнего мира Поэмы Гомера для 5 классаВариант 1
1-3
2-5
3-132
4. Яблоком раздора, одиссеей, сирен
5-ГБДВАВариант 2
1-3
2-5
3-132
4. Троянским конем, авгиевыми конюшнями, Сциллой и Харибдой
5-ГБДВА

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: