Краткое описание
Остров Пасхи затерян в тихоокеанских просторах на расстоянии 4000 км от Чили. Ближайшие соседи — жители острова Питкэрн — проживают за 2000 км отсюда.
Своё необычное название остров Пасхи получил неслучайно: он был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье утром 5 апреля 1722 года. Пейзажи острова составляют потухшие вулканы, горы, холмы и луга. Здесь нет рек, основной источник пресной воды — дождевая вода, скапливающаяся в кратерах вулканов. Пасхальцы называют свой остров «Пупом Земли» (Те-Пито-те-хенуа). Этот уединённый и изолированный от остальной части мира уголок манит к себе учёных, мистиков, любителей тайн и загадок.
В первую очередь, остров Пасхи знаменит гигантскими каменными статуями в виде человеческой головы, их называют «моаи». Безмолвные истуканы весом до 200 тонн и высотой до 12 метров стоят спиной к океану. Всего на острове Пасхи обнаружено 997 статуй. Все моаи монолитные. Мастера вырезали их из мягкого вулканического туфа (пемзы) в каменоломне на склонах вулкана Рано-Рораку. Некоторые статуи передвинуты на ритуальную площадку («аху») и дополнены шапкой из красного камня (пукау). По предположениям учёных, когда-то моаи имели глаза: белки выкладывались из коралла, а зрачки — из сверкающих кусочков вулканического стекла.
Очевидно, установка статуй требовала огромных затрат труда. По легенде, истуканы шли сами. Однако гипотезы, подтверждённые научными экспериментами, доказывают, что моаи передвигали жители острова и никто другой, но пока не определено каким именно способом они это делали. В 1956 году норвежский путешественник Тур Хейердал поставил эксперимент с перемещением статуи моаи, наняв бригаду туземцев острова Пасхи, которая успешно воспроизвела все этапы изготовления и установки моаи.
Вооружившись каменными топорами, туземцы вытесали 12-тонную статую, и, ухватившись за канаты, начали тянуть её по земле. А чтобы не повредить хрупкого исполина, островитяне изготовили деревянные салазки, предотвращающие его трение о землю. С помощью деревянных рычагов и камней, подкладываемых под основание статуи, её водрузили на платформу-постамент.
В 1986 году чешский исследователь П. Павел вместе с Туром Хейердалом организовал дополнительное испытание, в котором группа из 17 туземцев довольно быстро установила 20-тонную статую в вертикальное положение, используя канаты.
Как и когда появились статуи на острове Пасхи
Первые моаи появились на острове Пасхи (местное название — Рапа Нуи) приблизительно в 1000 году. Их строили потомки прибывших на необитаемый остров полинезийцев. Статуи символизировали связь между загробным миром и миром живых. Часто их сооружали на месте погребения шаманов и правителей.
На данный момент сохранились 887 статуй: 288 установлены на площадках аху, 92 брошены на пути к платформам, а 397 незаконченных статуй остались в каменоломне на Рано Рараку. Там аборигены вытачивали гигантские скульптуры из вулканического камня, а потом перевозили их к месту установки.
Когда моаи был установлен на платформе, в его глазницы вставляли глаза из белых кораллов с обсидиановыми зрачками. Лицо статуи всегда было повернуто в сторону поселения. Считалось, что через глаза статуя передает силу умершего человека — ману. Статуи делали не для каждого умершего человека. Такой чести удостаивали только вождей и элиту общества.
В 1500 году производство каменных истуканов остановилось. Начались кровавые войны между племенами. Статуи намеренно сбрасывали с постаментов и разбивали глаза, чтобы лишить поселение противника поддержки предков.
Почему жители острова Пасхи неожиданно взбунтовались? Ученые называют две причины: вырубка деревьев человеком и поедание семян крысами. Эти два фактора повлекли за собой экологическую катастрофу, начался голод. Фауна и флора исчезли стремительно, и не успели восстановиться. Некогда плодородный кусочек суши в океане превратился в безжизненную пустыню. Устные предания говорят о случаях каннибализма. В эпоху расцвета цивилизации на Рапа Нуи проживало около 15 тысяч человек, а к приходу первых европейцев осталось от силы 2-3 тысячи островитян.
Однако есть ученые, которые не согласны с популярной теорией самоуничтожения рапануйцев. Новая теория антропологов Бингемтонского университета в Нью-Йорке увидела свет в 2020 году. Вкратце, они утверждают, что цивилизация на острове Пасхи процветала во время появления европейцев в 1722 году. Крах Рапа Нуи наступил из-за конфликта с колонизаторами, а не деградации населения.
Свидетельства европейцев о моаи
Письменные отчеты голландских исследователей, прибывших в 1722 году, утверждают, что памятники находились в активном ритуальном использовании, без признаков упадка. То же самое касается испанцев, высадившихся на берег в 1770 году. Когда путешественники прибыли на остров, произошло множество задокументированных трагических событий: эпидемии, убийства аборигенов, похищение в рабство.
В 1774 году Джеймс Кук нашел гигантские статуи в руинах и опрокинутые фигуры.
Аутсайдеры
Первым известным европейским посетителем острова Пасхи был голландский исследователь Якоб Роггевен, который прибыл в 1722 году. Голландцы назвали остров Паасейлендом, так как это произошло в Пасхальное воскресенье. В 1770 году испанский вице-король Перу отправил экспедицию на остров. Исследователи провели четыре дня на берегу и оценили местное население в 3000 человек. Всего четыре года спустя британский штурман сэр Джеймс Кук прибыл, чтобы обнаружить, что население острова Пасхи истощено гражданской войной, в которой осталось всего 600–700 мужчин и менее 30 женщин.
Французский штурман Жан-Франсуа де Галауп, граф де ла Перуза, обнаружил 2000 человек на острове, когда он прибыл сюда в 1786 году. Крупный рейд рабов из Перу в 1862 году, за которым последовали эпидемии оспы, сократили население до 111 человек в 1877-м.
К тому времени католические миссионеры поселились на острове Пасхи и начали обращать население в христианство: процесс, который был завершен в конце 19-го века. В 1888 году Чили аннексировало остров Пасхи, отдав большую часть земли под разведение овец. В 1965 году чилийское правительство назначило гражданского губернатора, и жители острова стали полноправными гражданами Чили.
Сами себе враги
К началу XIX в. все жители Рапа-Нуи сосредоточивались в 16 прибрежных поселениях, являвшихся племенными центрами. Эти племена вели свое начало от сыновей первого правителя — легендарного Хоту-Моту’а. Впрочем, в связи с ограниченностью территории они не жили обособленно, а потому имели непосредственное влияние на быт и культуру друг друга. Помимо этого, рапануйцы делились на две касты: длинных и тонких (так дословно можно перевести их рапануйские названия: «ханаумомоко» и «ханау-ээпе»). Многие источники, однако, расшифровывают их наименования как «длинноухие» и «короткоухие». Заметим, что, несмотря на действительно существовавший у жителей обычай удлинять уши, эти версии не имеют под собой твердой почвы.
Между племенами постоянно проходили войны и переделы территории. Так, чрезвычайно важный в политическом и религиозном отношении остров Моту-Нуи (находящийся чуть юго-восточнее острова Пасхи), где племя выбирало своего военного вождя, делился на две части. Обозначением границы служила каменная статуя.
Рапануйский пуп земли
Рапануйцы в войнах были очень жестокими, подвергая остатки поверженной армии врага ужасным казням. Более того, пленяя женщин и детей проигравшего племени, победившие устраивали пир, на который допускались только мужчины, где съедали пленных. Особо почитались пальцы рук и ног. Этот каннибализм, однако, не имел под собой религиозной или суеверной почвы и не являлся следствием голода. Поедание жителей поверженного племени было знаком особо сильного унижения.
Кроме этого, подвергались разорению аху — ритуальные площадки племени на своей части берега. Аху связывали рапануйцев с миром духов, эти места также служили «фамильными» склепами. Возле аху устанавливались моаи — легендарные истуканы острова Пасхи. Поваленные моаи, обнаруженные прибывшими на остров европейцами, — следствие последней и самой ожесточенной схватки между племенами; так сделали в отместку врагам.
Флора и фауна острова Пасхи
Сегодня растительность Рапа-Нуи небогата: около 30 разновидностей растений завезено сюда с других островов и материков. Лесные массивы и распространенные прежде эндемические растения были уничтожены и вырублены для хозяйственных нужд.
Что же тут росло прежде? В общем-то, растений было немало:
- невысокое деревце торомиро, использовавшееся для изготовления табличек с пиктограммами, строительства домов и для производства дротиков;
- тутовое дерево махуте, подходящее для выработки одежды белого цвета (тапы);
- растение ти, из корней которого делали сахар и краски для тату;
- древесина макои, пригодная для резьбы.
На склонах кратера растет калифорнийская осока, которую используют для постройки жилищ. В последние годы на острове стали расти эвкалипты, бананы, сахарный тростник.
Островитяне многие годы занимались ловлей разнообразных морских обитателей: черепах, крабов, тюленей. Вымерла обитавшая здесь раньше природная серая полинезийская крыса, употреблявшаяся жителями в пищу. Ее заменила крыса, завезенная на остров европейскими кораблями, которая оказалась переносчицей инфекции.
Прежде здесь разводили и домашних кур. И до сих пор в прибрежных скалах Пасхи гнездится большое количество морских и наземных пернатых.
Легендарные глаза атлантов
Моаи символизируют длинноухих людей (моаи кавакава), женщин (моаи паапа), человека-тюленя (тангата-ику) и человека-птицу (тангата-ману). Культ человека-птицы — один из главных в рапануйском пантеоне. Историки считают, что каменные изваяния олицетворяли собой древних предков рапануйцев. Существует версия, согласно которой истуканы были на острове еще до того, как на него прибыл Хоту-Моту’а. В преданиях же островитян моаи воплощали гигантов с белой кожей и голубыми глазами — чем не мифические атланты?..
Человек-птица — одно из важнейших существ рапануйского пантеона
Моаи — статуи людей с Атлантиды, инопланетян или предков рапануйцев?
Один из многочисленных моаи возле Рано Рара-ку сидит на коленях, будто грустя о том, что он никогда уже не дойдет до побережья
Но если рапануйцы сами изготавливали моаи, как они могли их перетащить от каменоломен (источников туфа), находящихся у одного из местных вулканов, до побережья? Как островитяне сумели установить многотонные статуи на свои постаменты? Рапануйцы же верили, что моаи шли до берега сами. Эти вопросы порождали множество версий, в том числе мистических и фантастических. Но ответ на главную загадку острова Пасхи лежал на поверхности.
Название вулкана, где находились каменоломни (Рано Рараку), можно приблизительно перевести как «исполосованный траншеями». По ним-то и доставляли волоком или используя стволы деревьев торомиро, статуи к побережью. Там устраивали небольшой холм, на верхушку которого втаскивали моаи, а затем сталкивали на постамент. Наконец, холм наращивали — вровень с ростом статуи, и с его вершины закатывали на голову истукана камень, весьма сильно напоминавший шапку. Этим также объясняется отсутствие деревьев на прилегающей к вулкану местности. С этим же связывается вымирание на острове Пасхи торомиро. Интересно, что с рабочими расплачивались едой, денег на острове не существовало.
Недоделанный моаи — их много возле рапануйских каменоломен
Если верить рапануйским легендам, гигантские истуканы сами взбирались на платформы
Мальдивы
«Коралловое государство» в Индийском океане по праву может считаться одним из красивейших островов в мире. Своего рода Мекка для аквалангистов выделяется среди других островов необычайно богатым подводным миром и возможностью его исследования в кристально чистой воде. Уже само название, означающее остров-дворец, говорит о том, что это место не просто красивое, но величественно завораживающее.
Архипелаг мальдивских островов представлен более чем 1000 небольших островами, красота каждого из которых уникальная. Кроме того, именно это место находится в Книге рекордов Гиннеса как страна «с самым плоским рельефом», а с высоты птичьего полета напоминает жемчужную россыпь на морской глади. Ну разве не красота?
Лучшее время для посещения
Туристов тут полно круглый год, даже несмотря на удаленность территории. Туристический сезон зависит от погоды и длится, как правило, с января по май.
Самыми комфортными месяцами для поездки являются – январь, февраль и март, когда температура держится на отметке + 26-27 градусов. В океане вода нагревается до + 25 в феврале и марте. А вот август, сентябрь и октябрь не очень хороши для путешествий сюда. Температура в эти месяцы не превышает +20, при этом дуют сильные ветра.
Но помните, что даже если днем тепло и сухо, то на вечер лучше подготовить себе теплую куртку, так как воздух остывает очень быстро, не успеете и заметить, как замерзнете.
Океан хоть и подходит для купания, но пляжный отдых тут вовсе не популярен. К тому же не так много пляжей, которые оборудованы для туристов, чаще всего это дикие и скалистые обрывы, где купаться строго запрещено, да и не хочется.
Примите во внимание: приехать на остров надо минимум на 4-5 дней, чтобы успеть всё посмотреть. Тут всего один город и не так много гостиниц, поэтому на помощь могут прийти местные жители, которые часто сдают в аренду комнату или целую квартиру.. Ещё чаще люди предпочитают отдых в диких условиях, останавливаются прямо у океана в палатке или запрашивают место в кемпингах
Это экономит средства, хотя условия и не самые комфортные
Ещё чаще люди предпочитают отдых в диких условиях, останавливаются прямо у океана в палатке или запрашивают место в кемпингах. Это экономит средства, хотя условия и не самые комфортные.
История моаи
Антропологи доказали, что аборигены – потомки полинезийцев, но установить остров, с которого они прибыли, уже невозможно, так как на островах Полинезии нет ничего похожего на моаи.
На остров Пасхи они приплыли около 700–900 годов н. э. Местные предания гласят, что руководил людьми Хоту Матуа. Он привез с собой 7 народов, которые стали 7 племенами рапануи. Покинуть родину поселенцев вынудила война. На новом месте они начали устанавливать статуи предков, призванные оберегать потомков от несчастий.
Через время островитян настигла экологическая катастрофа. Они вырубили леса, что росли на острове. Древесину использовали для каноэ, транспортировки статуй и других нужд. Без деревьев люди потеряли возможность строить каноэ и охотиться на морских животных. Ресурсы острова истощались, начались голод и война.
Проблемы с питанием подтверждаются формой идолов. Первые были стройными и небольшими. Последние – высокими и толстыми, что интерпретируют как перенос потребностей на божество: «Я сделал тебя большим, а теперь ты сделаешь меня таким же». В результате войн население сократилось, и это считают величайшей трагедией островной цивилизации.
Богов, которые не смогли защитить свой народ, сбросили с пьедесталов. Поэтому часть статуй повалена, а часть осталась незаконченной из-за уменьшения веры выживших потомков, решивших забросить прежде почитаемых идолов. В карьере Рано-Рараку лежит последняя незавершенная статуя. Ее длина – 20 м, а вес – 180 т.
Петроглифы острова Пасхи / Фото: Flickr.com
Фото с острова Пасхи
Истукан в нашем кемпинге
Церковь в городе Ханга Роа
Тахаи
Тахаи
Вышли к океану
Развалины аху Те Пеу
А если приглядеться, то все гораздо интереснее!
На вершине вулкана Рано Кау, в деревне Оронго
Петроглифы в Оронго
Современные ваятели на вершине вулкана
Домики в Оронго
Облачная крыша
Рано Кау – одно из самых прекрасных мест на свете!
Кратер вулкана стал пресноводным озером
В каменоломне Рано Рараку
Внутреннее озеро Рано Рараку
Родство острова Пасхи с Южной Америкой в этих камнях. Это Винапу!
Пуп земли
Мой пуп земли
Дорога к вершине карьера Пуна Пау
Поваленные гиганты
А этот моаи лежит отдельно от всех
Бухта Анакена
Моаи в белом песке
Тихий океан!
Закат на Тихом океане. такую картину мы наблюдали, как говорится, не выходя из палатки
И каждый день восходит солнце, чтобы осветить этот мир
Солнце над каменоломней Рано Рараку
Полезно знать
- Достопримечательности Перу – что посмотреть самостоятельно
- Остров Пасхи – наш онлайн-путеводитель
- Отели Канкуна – какой лучше выбрать для отдыха в Мексике
- Что посмотреть в Стамбуле самостоятельно
- Где остановиться в Риме – наши советы и рекомендации
- Поездка в Нью-Йорк самостоятельно
- Путешествие по США на автомобиле – маршрут на 2 недели
- Тур на Мальдивы – все что нужно знать перед поездкой
- Сколько стоит путевка на Мальдивы на двоих
Кто жил на острове Пасхи
Остров Пасхи известен, прежде всего, благодаря многочисленным каменным статуям — моаи, созданным древней цивилизацией острова.
О даже приблизительной дате заселения острова Пасхи до сих пор в научной среде ведутся жаркие споры. Предполагается, что первые поселенцы появились здесь от 300—400-х до 1200-х гг. н. э. По местным легендам, поселенцы прибыли на остров на двух огромных пиро́гах большими семьями. Основал поселения легендарный вождь и отец всех рапануйцев Хоту-Мату’а.
Кем были и откуда прибыли первые рапануйцы также остается спорным вопросом. Лингвистически рапануйский язык уверенно относят к полинезийской группе, большинство исследователей считают рапануйцев пришедшими из Восточной Полинезии, этнически близкими к народу маори (Новая Зеландия). Интересно также, что на острове Пасхи, единственном в ареале распространения полинезийских языков, имелась письменность до прихода европейцев. Существовало как минимум три письменных системы, самая известная из которых — ронго-ронго — иероглифическая резьба на деревянных дощечках. Ни одна из письменностей к настоящему времени не дешифрована, последний носитель ронго-ронго был насильственно вывезен в Перу на рабские работы в 1863 г.
Известный путешественник и исследователь Тур Хейердал отстаивал противоположное, южноамериканское, перуанское происхождение рапануйцев и привел множество доказательств происхождения жителей острова Пасхи от южноамериканских индейцев.
Также существует третья, менее популярная теория о происхождении рапануйцев от меланезийцев, находя культурные параллели на Соломоновых островах и Новой Гвинее.
Записанная на острове Пасхи легенда о войне двух островных племен — длинноухих (hanau-eepe) и короткоухих (hanau-momoko) некоторыми исследователями считается подтверждением одновременного присутствия на острове разных рас, чаще всего перуанцев и полинезийцев.
Наивысшего культурного расцвета цивилизация острова Пасхи достигла в XVI—XVII вв., когда население составляло предположительно порядка 10 тысяч человек.
В результате антропогенной экологической катастрофы (были вырублены все леса на острове, население лишилось источников пищи и материала для изготовления лодок) и ряда войн численность населения ко времени появления на острове первых европейцев сократилось до 2 тысяч человек. Впоследствии практически все рапануйцы были вывезены в Перу для рабского труда. В 1888 г., когда остров Пасхи аннексирован Чили на острове проживало всего 178 местных жителей. В настоящее время на острове Пасхи проживает 3,7 тысяч человек, около 60% из которых — коренные рапануйцы.
Древние рапануйцы были не только крайне воинственны, они занимались каннибализмом — ели человеческое мясо. Деликатесом считались пальцы рук и ног.
Чуть ли не единственным задокументированным рапануйским обрядом было состязание в поиске первого яйца, отраженное в популярном приключенческом художественном фильме Кевина Костнера «Рапа-Нуи«: молодые воины разных кланов в определенный день отправлялись вплавь на тростниковых вязанках к соседнему скалистому островку Моту-Нуи, где искали первое в сезоне снесенное яйцо темной крачки. Яйцо в целости необходимо доставить назад, на остров Пасхи и передать вождю.
Обряд был элементом культа Тангата-ману (человека-птицы). Рапануйцев иногда называют «птицепоклонниками». Одной из наиболее частой тем в петроглифах (наскальных изображениях) после мужских и женских половых органов были птицы и, особенно, птица-фрегат как в непосредственном изображении, так и в образе человека с головой фрегата.
Достопримечательности
Национальный парк Рапануи – самое известное знаковое место острова. Здесь на площади 7 тысяч кв. км сконцентрировано множество каменных скульптур, принесших местности мировую славу. 300 уникальных фигур расположены у подножия вулкана в районе Рано-Рараку поблизости от крупнейшей ритуальной платформы.
Археологический ансамбль Аху Те Пито Кура находится на побережье бухты Ла-Перуз вблизи пляжа Оваэ. В центре ее лежит упавшая скульптура весом 80 тонн и высотой 10 м.
Аху Акиви
В своеобразном сакральном месте Рапа-Нуи, далеко от берега, семь идентичных по величине и форме моаи устремлены к океану. Есть версия, что святилище с ХVI в. служило в качестве небесной обсерватории. Изваяния всегда обращены спиной к восходу солнца. Скорее всего, они выполняли роль защитников и некой границы между океаном и сушей.
Пуна Пау
В этой живописной каменоломне на месте небольшого вулкана добывали красный туф для изготовления головных уборов для моаи. Эти шляпки весили ни много ни мало — до 12 тонн. Их водружали на идолов, когда те лежали на земле. Остатки этих шапок и сейчас можно увидеть, поднявшись на смотровые площадки.
Гора Маунга Теревака
Самая высокая точка острова находится на уровне 539 м над поверхностью, однако большая часть скалы скрыта под водой. Общая высота этой горы составляет 3,5 км. Вершина весьма живописная, сплошь покрытая зеленью.
Церемониальная деревня Оронго
Поселение вблизи крупнейшего вулкана Рано-Као – главный центр охоты за яйцами черных ласточек на скалах соседнего островка. Здесь по традиции выбирали человека-птицу, а до этого в пещерах проживали охотники, помогавшие предводителю своего клана стать вождем острова.
Пещера Ана-Те-Пау
Это огромный грот с высокими перекрытиями, который находится на территории Национального парка. В старину его использовали для жилья: археологи нашли там место очага. Ана-Те-Пау и две обширные соседние пещеры, образованные лавовыми потоками, были частично затоплены водой.
Интересно, что пещеры стали местом для жизни древних островитян не случайно. В результате кровавых междоусобиц и отсутствия возможности построить себе деревянные дома (леса на острове тогда уже не было), жителям пришлось прятаться в пещерах.
Подводные пещеры
Пещеры наземные плавно переходили здесь в пещеры подводные. Сегодня они стали прекрасным полем деятельности для дайверов. Образованные в процессе вулканических извержений и разрушения почвы под воздействием магмы, эти места представляют собой удивительные живописные гроты, увлекающие любителей подводного плавания по своим запутанным коридорам…
Загадочные моаи и легенды их происхождения
Островные предания сообщают, что вождь рода Хоту Мату’а приплыл с семьей на остров в поисках нового места обитания. После его смерти, шестеро сыновей поделили территорию на части, а затем это сделали их внуки и правнуки. Истуканы, считавшиеся символами кланов, представляют, по мнению местных жителей, усопших предков, а также передают живым силу их прародителей.
Исторические сведения
Первыми заселили остров полинезийцы, культура которых датируется V веком. На протяжении столетий здесь проходили важные морские пути. Среди полинезийского населения часто употребляется название острова как Рапа-Нуи, хотя для коренных обитателей привычнее его наименование Te-Pito-o-te-henua, что переводится как «пуп Земли». Так, по легенде, назвала остров группа полинезийских мореплавателей, возглавляемая вождем Хоту Матуа, которая в XIV столетии высадилась на этот живописный берег.
В 1722 г. нидерландская эскадра судов под командой адмирала Я. Роггевена, направляясь из Южной Америки, также заметила этот маленький остров в южном районе Тихого океана. 7 апреля, когда все верующие отмечали Пасху, моряки высадились на берег. Так остров Рапа-Нуи приобрел свое нынешнее название: остров Пасхи: нидерландцы назвали его в честь христианского праздника.
На адмиральском совете капитаны судов письменно зафиксировали открытие нового острова. Удивление мореплавателей вызвало мирное на тот момент существование на одной территории представителей трех различных рас, встречавших европейцев по-разному.
Спустя полвека
Капитан Д. Кук, побывавший на острове Пасхи, был поражен следами полной разрухи и опустошения, которые он увидел. Жители не сумели объяснить, что произошло. Детальную информацию ученые получили и до сих пор пытаются получать в процессе раскопок. Одна из причин заключалась, как они считают, в неурожайных годах и перенаселении острова.
По каким-то причинам на острове полностью исчезли деревья, которых изначально здесь было множество. Вслед за этим стремительно начал меняться островной ландшафт. Люди не могли уже строить жилища и лодки, без которых было невозможно ловить рыбу. На острове начался голод. Есть свидетельства, что люди стали поедать друг друга.
Впрочем, это лишь некоторые факты, что привели к разрушению жизни на острове. А ведь он вначале считался абсолютным раем… Словом, — остров Пасхи таит в себе множество загадок, на которых нет единого ответа до сих пор.
Островитяне обладали уникальной письменностью
И это уже говорит о них как о высокоразвитой цивилизации. Хотя, с другой стороны, это очень трудно было увидеть в голодных измученных полудикарях, которых встретили путешественники, высадившееся тогда на остров.
Немногочисленные дощечки из дерева торомиро с резными письменами ронго-ронго, изображавшими астрономические символы, растительные и животные знаки, сохранились до нашего времени.
Ученые условно делят картинки на несколько тематик:
- изображения локальных богов;
- происшествия с местными жителями и их проступки;
- описание междоусобной розни.
Надо отметить, что островитяне превосходно владели мастерством резьбы портретов, подтверждением этого служит часовня в Ханга-Роа и находящиеся в ней раритеты. Предположительно, что на этой фреске изображен Тур Хейердал.