Сон в летнюю ночь (1960)
Комедия Уильяма Шекспира в 5 актах. Тезей готовится к свадьбе с Ипполитой, которая прибудет только через 4 дня. В честь радостного события Тезей приказывает Филострату «оживить» молодежь Афин, чтобы устроить настоящий праздник.
К правителю заглядывает Эгей, и у него есть жалоба – он собирается выдать замуж свою дочь за Деметрия, но Гермия не хочет слушаться отца, поскольку ее сердце принадлежит Лизандру. Тезей напоминает девушке о ее несчастной участи быть заточенной в монастыре, если она ослушается отца…
«Сон в летнюю ночь» – популярный балет в 2-х действиях, который многие любят. Комедия Шекспира считается самой романтической из всех его произведений, он подключил при ее создании свои богатые фантазии, наполнив пьесу увлекательными существами.
«Дон Кихот» Л. Минкуса
Либретто создал М. Петипа по одноимённому роману М. Сервантеса. Он же был и хореографом спектакля. Его хореографическое творчество отличается стремлением к чередованию пантомимы, классических и характерных танцев.
В основе всегда классический танец, который выражает характер и чувства главных героев. Характерные танцы расширяют бытовые детали, помогают создать историческую обстановку.
Считается, что музыка балета подчинена хореографии и фантазии Петипа и является служебной по отношению к танцу. Она не характеризует героев, лишена индивидуальных черт. Но в использовании испанских и цыганских ритмов проявляется национальный колорит Испании.
Впервые балет был поставлен в московском Большом театре в декабре 1869 г.
Несмотря на название, балет не претендует на целостное истолкование романа, для либретто использованы отдельные главы.
Ароматы
Дезодоранты изобрели только в конце XIX века, зато уже со времен Екатерины II аристократы активно использовали духи. Духи делали на маслянистых основах, и они были довольно стойкими. Знаменитый парфюмер Альфонсо Ралле изобрел духи для меха: двух капель достаточно, чтобы благоухать. Их стали называть духами для зимней погоды. Вскоре зимними духами марки «Парфюм де фурор» пользовались все аристократы. А еще перед балами любили мыться ароматизированной водой. Использовать помады для волос (с запахами, конечно же), пудру. Духами пропитывали веера, чтобы ароматизировать воздух, — одним словом, очень, очень много запахов. Плюс запах пота. Дышать было тяжело.
Без регламента
И сегодня среди четырех сотен балов, ежегодно проходящих в австрийской столице, каждый желающий может найти вечеринку на свой вкус. Если пальма первенства среди классических балов принадлежит Оперному, то среди альтернативных лидирует Бал жизни (Life Ball). Впервые он был проведен в 1993 году, чтобы собрать деньги на помощь больным СПИДом. Теперь это крупнейшее мероприятие Вены посещают ежегодно тысячи людей, среди которых преобладают представители секс-меньшинств. VIP-билет с закусками и напитками стоит 750 евро. Неудивительно, что сумма благотворительных средств обычно переваливает за миллион. Бал поддерживают «посланники жизни» — такие знаменитости, как Билл Клинтон, Элтон Джон, Шэрон Стоун, а также известные дизайнеры, которые устраивают модные показы во время вечера. Это яркое действо больше напоминает карнавал с эпатажными костюмами, нежели традиционный бал. (В 2019 году Бал жизни прошел в 26-й и последний раз. — Прим. Vokrugsveta.ru)Наконец, для большинства местных жителей существует великое множество других, куда более демократичных мероприятий. Свои «вечеринки» организуют представители разных профессий: юристы, врачи, пожарные, кондитеры, офицеры. Любой такой «профессиональный бал» вправе посетить все желающие, независимо от рода деятельности. Нужно просто приобрести билет, соответствовать дресс-коду и радоваться особенностям праздника. Например, на Охотничий бал гости облачаются в национальные костюмы альпийских регионов Австрии. На конфетном балу выбирают мисс Бонбон и взвешивают ее, используя сладости вместо гирек. На одном из самых популярных — балу владельцев кофеен в Хофбурге — совмещают приятное с приятным: танцуют и дегустируют разные сорта кофе. На многих вечерах есть традиция дарить женщинам сувенир на память, так называемый дамский взнос. Иногда во время вечера проходит лотерея (Tombola). Человек, чей номер окажется выигрышным, получает приз: от горы конфет до туристической путевки. «Есть не только профессиональные балы, но и вечера для разных социальных групп, — рассказывает Элизабет Грубер, научный сотрудник Венского университета, — их устраивают университеты, школы, общественные организации. Мои родители, как большинство представителей старшего поколения, ходят один-два раза в год на бал, организованный муниципалитетом или церковью. Я впервые принимала участие в таком празднике 10 лет назад. Моя школа вместе с пятью другими пригласила нас, старшеклассников, в городскую ратушу. Мы серьезно готовились, посещали уроки танцев. Мне было 16 лет. Я потратила целый день на поиски наряда и обуви. И бал обошелся мне примерно в 250 евро — такси, туфли, платье, прическа, напитки. Для меня это было немало. Конечно, сегодня можно приобрести платье и за 1000, но молодежь не привыкла тратить много на наряд. К тому же его можно арендовать за 150 евро, пунктов проката множество. Но я всегда покупаю платье за 50–150 евро в обычном магазине, таком как H&M, и немного перешиваю его, чтобы не дай бог не совпасть с другими девушками. Помню, как в тот вечер мне было скучно от классической музыки, и я с нетерпением ждала начала неформальной части с дискотекой». С тех пор Элизабет побывала не на одном балу и замечает, насколько демократичнее с годами становится имперская Вена и проще бальный этикет. «Многие думают, что на балах все танцуют только вальсы под музыку Штрауса и Моцарта, — говорит она, — но это не совсем так. На альтернативных бальных вечеринках можно услышать поп-музыку и диджеев, а надеть все что захочешь. Обычно бал проходит по следующему сценарию: все начинается в 7–8 вечера. Ты заходишь в зал, пьешь шампанское или вино, танцуешь или наблюдаешь за танцующими. В полночь традиционно вместе со всеми пляшешь кадриль. После обязательной части в отдельном зале для желающих начинается дискотека. А еще после полуночи все начинают есть, обычно сосиски и гуляш. Некоторые гости заказывают пиво. Кто-то удивится, но пиво разрешено пить даже во время Оперного бала. Что самое забавное, после изысканных балов, заканчивающихся в два-четыре часа ночи, можно увидеть, как люди в вечерних туалетах уплетают сосиски за обе щеки, стоя около уличных ларьков с едой». Несмотря на верность имперским привычкам и неизбывное уважение к регламенту, жители Вены относятся к своему национальному достоянию с детской непосредственностью: для них балы не роскошь, достойная избранных, а обыкновенное чудо, доступное всем.
Вечеринка мистера и миссис Брэдли Мартин
Когда: 1897
Где: Отель Уолдорф-Астория, Нью-Йорк
В семидесятых годах 19 века Европу и в еще большей степени США настиг сильнейший экономические кризис, получивший название Долгая депрессия. Плохая экономика, высокий уровень безработицы, банкротство сотен компаний — люди не знали, что делать и как из этого выбраться.
Бруклинский мост в Нью-Йорке, 1897 / Getty Images
Чтобы как-то поднять всеобщее настроение, очень состоятельная семейная пара мистер и миссис Брэдли Мартин решили устроить роскошный прием, каких город еще не видел. В списке приглашенных значились около 700 богатейших американцев. Все гости должны были придерживаться строгого дресс-кода, а именно — быть одетыми по моде эпохи короля Людовика XIV. Сам зал отеля, где проходил бал, был украшен в стиле Версаля.
Бал Брэдли Мартин (рисунок Хэрри МакВиккара) / Wikimedia
Корнелия Брэдли Мартин в образе Марии Стюарт / Wikimedia
Гости бала Брэдли Мартин / Wikimedia
На организацию торжества были потрачены 370 тысяч долларов, что равно примерно 9 миллионам долларов по современному курсу. Из-за этого на мистера и миссис Брэдли-Мартин обрушился шквал критики, в первую очередь, со стороны американской прессы. Люди не могли понять, как можно было потратить такие деньги на развлечения в столь тяжелое время. Такого негатива семья Брэдли Мартин не вынесла — им даже пришлось покинуть Америку и переехать жить в Англию.
Бал сюрреалистов
Когда: 1972
Где: Шато-де-Феррье, Франция
Мари-Хелен де Ротшильд была супругой барона Ги де Ротшильда, принадлежавшего к старейшей европейской династии банкиров. Они считались самой богатой французской семьей того времени и, конечно, могли позволить себе приемы любых масштабов. В 1972 году в замке Феррье, который находится в 26 километрах от Парижа и в то время принадлежал их семье, Мари-Хелен организовала знаменитый сюрреалистический бал, посвященный Сальвадору Дали и Рене Магритту. Гостями стали представители бомонда того времени: от банкиров до художников. В качестве дресс-кода требовались «черный галстук, длинные платья и сюрреалистические головы».
Гости бала сюрреалистов / Wikimedia
Хозяйка вечера встречала гостей, надев голову оленя, плачущего бриллиантовыми слезами. Одри Хепбёрн пришла в птичьей клетке, Элен Роша — с граммофоном на голове, а барон Алексис де Реде был в оригинальной маске с двумя лицами, которую для него создал сам Дали. Оформление замка напоминало сцены из самых странных снов. Чтобы попасть в главный зал, гости должны были пройти через лабиринт, покрытый паутиной. Столы были украшены тарелками из черного меха и чучелами черепах. Неудивительно, что после бал начали называть «Сатанинским балом» и «Вечеринкой иллюминатов».
Сальвадор Дали и Бриджит Бардо на балу сюрреалистов / Getty Images
«Баядерка» Л. Минкуса
Творчество австрийского композитора Людвига Минкуса связано с Россией. В соавторстве с балетмейстером Петипа он создал 16 балетов, наиболее известный из них «Баядерка». Действие балета, созданного в 1877 г., происходит в древней Индии.
В основе сюжета – романтичная легенда о любви баядерки и юноши-воина. Либретто С. Худекова. Премьера состоялась в 1877 году в Большом театре Петербурга.
Музыка Минкуса отличается мелодичностью, чётким ритмом, она довольно проста и служит в основном музыкальной иллюстрацией к действию.
Партию главной героини исполняли выдающиеся балерины своего времени: Матильда Кшесинская, Ольга Спесивцева, Анна Павлова, Наталья Дудинская.
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
Либретто создано рядом автором (в том числе первым постановщиком Л. Лавровским) по сюжету знаменитой трагедии У. Шекспира. Премьера состоялась в декабре 1938 г. в Ленинградском театре оперы и балета (ныне Мариинский).
Прокофьев не стремился создать из балета музыкальные иллюстрации к трагедии Шекспира. Он предполагал написать его в форме отдельных хореографических сюит, отражающих тему и настроение важных сцен. Но эта новая, необычная схема балета, а также мелодическое новаторство для того времени были непривычны. И тогда Прокофьев решил исполнять балетную музыку на концертах отдельными сюитами, чтобы приучить слушателей к ней. В результате она была принята.
Первой исполнительницей роли Джульетты стала Галина Уланова. Этот образ был одной из вершин её творческой судьбы.
В 1965 г. в СССР молодой балетмейстер О. Виноградов впервые нарушил «монополию» Лавровского и поставил в Новосибирске балет «Ромео и Джульетта» в форме современного классического танца. Его постановка была принята критиками и зрителями и была показана на гастролях во многих странах мира.
Черно-белый бал Трумена Капоте
Когда: 1966
Где: Отель Плаза, Нью-Йорк
Американский писатель Трумэн Капоте, автор знаменитой новеллы «Завтрак у Тиффани», в шестидесятых годах прошлого столетия был самым модным героем глянцевых журналов и самым желанным гостем на всех светских приемах. Капоте часто говорил, что рано или поздно сам закатит незабываемую вечеринку, о которой будет вспоминать весь мир. Так и произошло. Получив огромный гонорар за самый успешный в своей карьере роман «Хладнокровное убийство», он решил потратить его на ставший легендой бал, который получил название «Черно-белый бал Трумена Капоте». В списке гостей было ровно 540 человек, которых писатель сам придирчиво отбирал больше месяца.
Getty Images
Перед балом Капоте даже устраивал «проверочные» вечеринки, на которых приглашал тех, в ком не был уверен, чтобы решить, подходят ли они для его мероприятия. Слухи о бале быстро распространились по всему Манхэттену, и все мечтали получить приглашение. Дресс-код был строгим: черно-белые наряды и маски. На это Капоте вдохновила знаменитая сцена гавота из фильма «Моя прекрасная Леди», который костюмировал Сесил Битон — один из первых глянцевых фотографов в истории Vogue. Свой легендарный вечер Капоте посвятил издательнице Катерине Грэхем, которой принадлежали The Washington Post и Newsweek. В то время она считалась самой влиятельной женщиной Америки.
Кадр из фильма «Моя прекрасная Леди». Courtesy photo
Трумэн Капоте танцует с Ли Радзивилл на Чёрно-белом балу / Getty Images
Театр Колон
10. Самым крупным театром Южной Америки является “Театр Колон”. Он был основан в 1857 году.
Театр Колон
Располагается в городе Буэнос-Айрес и может вместить до 2 478 человек одновременно. На момент строительства первое здание театра было самым передовым среди опер, здесь применялось газовое освещение и устройства для спецэффектов.
Современное здание открылось в 1908 году, помимо сидячих мест рассчитано на 500-1000 стоящих людей. Здесь часто ставят русские спектакли, такие как “Борис Годунов”, “Садко”, “Евгений Онегин”.
ClassicalMusicNews.Ru
На эту тему:
Большой театр скорректировал планы на текущий сезон
Гендиректор Большого театра получил почетную премию «Хрустальная Турандот»
Большой театр и MR Group договорились о партнерстве
Балетный сезон Ла Скала начнётся «Щелкунчиком»
Билеты на «Щелкунчика» в Большом театре: как посмотреть балет за 200 рублей?
Владиславс Наставшевс: «Для меня опера “Демон” – это история о демонической природе, о разрушительно…
Рудольфина Редут (Австрия)
Бал «Рудольфина Редут» относится к числу самых известных. Дело в том, что это не просто бал, а бал-маскарад. Проводится он во дворце Хофбург. Свое название бал получил в честь Рудольфа IV, основателя первого венского университета. Члены клуба, а их уже несколько поколений, каждый год встречаются здесь. Дамы должны явиться на бал в длинном вечернем платье и маске в стиле оперетты «Летучая мышь», а джентльмены — во фраке и желательно берете, цвет которого означает принадлежность к определенным студенческим клубам. Дамы в масках приглашают кавалеров на танец, но ровно в полночь объявляется кадриль и дамы снимают маски. Бал на этом не заканчивается — танцы продолжаются до 05:00.
Еще один знаменитый на весь мир бал-маскарад — Бал дожей.
«Золушка» С. Прокофьева
Премьера балета по сказке Ш. Перро состоялась в Большом театре в ноябре 1945 г. Автор либретто H. Волков. Балетмейстер Р. Захаров.
«Золушка» была создана в рамках старого классического балета. Она продолжила традиции сказочного романтического спектакля: множество вариаций, дивертисмент, апофеозы, построенные на вальсах. Композитор расширил главную роль, чтобы видеть в героине не сказочный персонаж, а живую личность с её чувствами.
Но на премьере в силу обстоятельств партию Золушки танцевала О. Лепешинская, Г. Уланова вошла в роль позже.
После Москвы балет с большим успехом ставили в других городах СССР, а также за рубежом.
«УЧАСТВОВАТЬ В БАЛАХ – ЭТО СТИЛЬНО»
Такое развлечение может показаться старомодным, но в действительности современная молодежь охотно ходит на балы.
— Когда-то молодые люди участвовали в балах, чтобы «войти в светское общество», но сейчас это стало просто шансом окунуться в праздник, повеселиться, а также завести новых знакомых, — объясняет 19-летний Бенни Вайнманн (вместе со своей девушкой он как дебютант «открывал» Оперный бал в этом году). – Молодежь Вены считает своеобразной традицией ходить в танцевальную школу и участвовать в балах, особенно в Опере и во дворце Хофбург. Участвовать в балах – это стильно.
А еще Бенни считает бал отличной возможностью показать себя настоящим романтиком и станцевать со своей девушкой классические танцы в обстановке роскоши, в обществе интересных людей.
22-летняя студентка Верена Фридерике тоже уверяет, что среди ее ровесников балы очень популярны:
— Необыкновенные красивые танцы и особенная атмосфера – это очень весело, поэтому многие мои друзья ходят учиться танцевать и танцуют на балах. А после бала, утром, можно всем вместе пойти в кафе в центре Вены позавтракать. Оперный бал для молодежи – не самое дешевое удовольствие, но те, кто не может себе позволить его, часто ходят на другие венские балы, попроще – например, на так называемый «Бал охотников».
Костюмированный бал Николая II и императрицы Александры
Когда: 1903
Где: Зимний Дворец, Санкт-Петербург
Костюмированный бал 1903 года по праву считается самым роскошным балом за всю историю Российской империи. Событие было приурочено к 290-летию дома Романовых. Празднование проходило в два этапа. В первый день в Эрмитажном театре гостям показали сцены из оперы «Борис Годунов» в исполнении Федора Шаляпина и из балетов «Лебединое озеро» и «Баядерка» с Анной Павловой. После всех позвали на изысканный праздничный ужин, который проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. А через день была организована вторая часть торжества — костюмированный бал. Гости должны были прийти в нарядах допетровской эпохи, так что десяткам портных пришлось не покладая рук воссоздавать костюмы атаманов, бояр, стрельцов, сокольничих и даже крестьян. Каждый костюм стоил целое состояние и создавался по эскизам Сергея Соломко.
Гости бала 1903 года / Wikimedia
После бала Николай II напишет в своем дневнике: «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми». Сам Николай II был одет в костюм царя Алексея Михайловича, а императрица Александра Федоровна — в костюм царицы Марии Ильиничны. Древнерусская тема не ограничивалась костюмами — на балу танцевали не только традиционные вальсы и мазурку, но и русские народные танцы вместе с хороводами. Все они были хорошо отрепетированы, так что можно только представить, сколько времени ушло на подготовку.
Николай и Александра Романовы / Обработка фото: Ольга Ширнина (Klimbim)
Белая вечеринка Пи Дидди
Когда: 1998
Где: Ист Хэмптон
В 1998 году Шон Комбс, известный под псевдонимом P. Diddy, уже был очень знаменитым в хип-хоп мире исполнителем с несколькими «Грэмми» в кармане и миллионным состоянием. Тогда он купил себе дом в Ист Хэмптоне — месте для жизни, доступном только богатым американцам. Комбс решил показать, кто тут главный, и закатил такое новоселье, которого Ист Хэмптон еще не видел. Все гости должны были быть исключительно в белом, поэтому и называлась эта вечеринка — White Party. Говорят, рэпер решил придумать такой дресс-код потому, что его соседи были в основном белыми. На ужин было приглашено 75 гостей, в основном — друзья Комбса. Среди них были Рассел Симмонс, Крис Рок, Марси Кляйн, Леонардо Ди Каприо и Пэрис Хилтон — главная тусовщица того времени. Пэрис осталась в восторге от вечера и назвала Комбса «современным Гэтсби».
Getty Images
Тем летом весь Ист Хэмптон говорил только о Пи Дидди. С тех пор Белая вечеринка стала ежегодным событием и проходила на протяжении почти двадцати лет, каждый раз — в разных местах: Беверли-Хиллс, Сен-Тропе и даже в Марракеше.
Много этикета. Прямо много!
Поведение на балу было строго регламентировано. Дамам запрещалось показывать усталость: выражение лица должно быть любезным. Список кавалеров для танцев — в специальной книжечке, отказываться от танцев — невежливо. Много танцевать с понравившимся кавалером тоже было нельзя. Ни в коем случае нельзя снимать перчатки. И поправлять платье, кстати, тоже — для этого есть специальная комната.
Падать, кстати, тоже нельзя: это вызывало пересуды и осуждение (и падения боялись и дамы, и кавалеры).
Так, великий князь Константин запутался шпорами в шлейфе великосветской красавицы Нарышкиной, и в итоге «оба полегли на поле битвы в самых живописных позах», как ехидно написал современник. Представляем, как потом обсуждалось это событие. Определенно ради этого стоило сходить на бал!
Фото: кадры из сериала «Бриджертоны», 2020.
Арена ди Верона
9. “Арена ди Верона”, аналогов этому театру нет во все мире, ведь он построен еще во времена императора Августа в первом веке нашей эры. Это овальный римский амфитеатр, и что самое интересное, функционирующий.
Арена ди Верона. Фото – Ennevi
Уже триста лет на этой сцене даются спектакли, а в римские времена здесь умирали гладиаторы и проводились турниры.
С 1913 года ежегодно летом здесь проходит оперный фестиваль. Ставят в основном зрелищные постановки, такие как “Аида”, открывшая первый из этих фестивалей, “Турандот”, “Кармен”. “Арена ди Верона” способна вместить до 16 000 зрителей одновременно, что не под силу ни одному залу классических театров.
Метрополитен Опера
5. Нью-Йоркский “Метрополитен Опера” самый знаменитый театр в США и при этом самый современный из всех здесь перечисленных.
Метрополитен опера
Он основан в 1883 году, отличается отсутствием столь роскошного убранства, как в других театрах. Зато здесь применены многие современные технологии, как, например, бегущая строка в спинке кресла.
Изначально в Метрополитен Опера любили ставить Вагнера. Также как и в Англии здесь ставят оперы на языке оригинала. Гонорары исполнителям здесь скромнее, чем в других местах, но петь на этой сцене все равно очень престижно.
Зал большой, вмещает 3 625 человек. Что интересно, театр не государственный и содержится на средства частных лиц и пожертвования фирм.
Бальная зала
/* Принц скучает, Мачеха с дочурами считают лайки, а Лесничий не догоняет, в чем смысл
# 8. Не мешай нам веселиться, изверг.
―А мне Король сказал «Очень рад вас видеть» — один раз, «ха-ха-ха» — один раз, «проходите-проходите, здесь дует» — один раз. ―Итого три раза.
―А для чего вам нужны эти записи? ―Не мешай нам веселиться, изверг.
# 9. Ну, теперь, мои дорогие, я добьюсь приказа о признании вас первыми красавицами!
/* И ведь добьется!
―Пять и три — девять. Итого девять знаков внимания высочайших особ. Ну, теперь, мои дорогие, я добьюсь приказа о признании вас первыми красавицами!
# 10. Капрал добрался до Мачехи. Та сразу смекнула, что надо делать
―Уверяю вас, туфелька как раз по ноге одной из моих дочек. Зовите Короля. Я вам буду очень благодарна… Озолочу. ―За это спасибо, но как же без примерки? ―Два бочонка вина. ―Не, без примерки не могу. Приказ есть приказ.
Разумеется, она смогла его уговорить. Убедить, так сказать. И даже без применения тяжелой артиллерии. Она умеет применять разные способы — на многое готова пойти ради дома, ради семьи. А Золушке всего 16 лет — ну куда ей на бал? Надо сначала старших дочек вообще-то пристроить.
/* Примерка сначала не удалась
―У вас нет других размеров?
# 12. Иди попрощайся с отцом…
/* Ход конем — использовать Золушку и ее золотые руки. Не захочет — заставим
―Помоги Анне. ―Ни за что. ―Иди попрощайся с отцом. Я выживу его из его собственного дома. Ты знаешь мои связи! Он умрет на плахе! В тюрьме! В яме!.. ―… Хорошо. Я попробую…
Ла Скала
1. Начнем с Италии, ведь ее можно назвать одной из колыбелей театра, ведь здесь, наравне с Греций и Францией, зарождались многие театральные традиции. Здесь были театры во времена Рима и в эпоху Возрождения, так что вклад этой страны в театральное искусство неоспорим. Лучшим театром Италии заслужено считается “Ла Скала” в Милане.
Театр Ла Скала
Построен он был 1776-1778 годах, а своим названием обязан церкви “Санта Мария дела Скала”, которая располагалась на этом месте до театра.
Есть легенда, что при закладке фундамента была найдена античная глыба с изображением мима Пилада, словно благословение древних богов будущему театру. Зал театра вмещает до 2 800 человек. Кстати, сюда принято приходить одетым в черное.
В разные времена здесь очень любили творчество Беллини, Верди и Пуччини. Также в “Ла Скала” проходили балы и даже когда-то была коррида.
Кое-кто отправляется на бал, а кое-кто — работать
/* Золушка обеспечила всем платья и проводила на бал. /* Мачеха решили отблагодарить ее по-своему, по-мачехински
# 7. А ты поторопись, поторопись, дорогая.
―Да, Золушка, ты, кажется, хотела побежать в парк, постоять под королевскими окнами. ―Можно? ―Можно. Можно, дорогая, можно. Да, только прежде прибери в комнатах… вымой окна, натри полы, выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь розовых кустов, разбери семь мешков фасоли — белую отдели от коричневой… познай самую себя… и намели кофе на семь недель. ―Но я же и в месяц со всем этим не управлюсь! ―А ты поторопись, поторопись, дорогая.
Вечеринка Джеральда и Сары Мерфи
Когда: 1923
Где: Париж
Джеральд и Сара Мерфи были богатыми американцами, переехавшими во Францию в начале 20 века. Всю жизнь их привлекало искусство и богемный образ жизни — во Франции они быстро стали центром притяжения для артистической публики.
Джеральд Мерфи, Дженевьев Карпентер, Коул Портер и Сара Мерфи. Венеция, 1923 / Wikimedia
Пара организовывала веселые вечеринки, на которые приглашала самых ярких представителей художественной и литературной элиты своего времени. Друзьями и завсегдатаями их дома были Зельда и Скотт Фицджеральд, Эрнест Хемингуэй, Гертруда Стайн, Фернан Леже, Жан Кокто, Миро, Стравинский, Леон Бакст и Пабло Пикассо (Сара Мерфи была его музой). В июле 1923 года в Париж привезли знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева и показали премьеру балета «Свадебка» на музыку Игоря Стравинского. Конечно, такое событие Джеральд и Сара Мерфи не могли оставить без внимания. В честь премьеры они сняли баржу на Сене, на которой закатили вечеринку, которую Стравинский позже назовет лучшей ночью в своей жизни.
Звездные истории
«Я не стремлюсь танцевать лучше других, я хочу танцевать лучше самого себя»: жизнь и карьера Михаила Барышникова
Золушка как архетип: жертва?
Имя героини — это не имя, а прозвище, и оно несет информацию об основах жизни в символической форме.
Архетип — это единица нашего восприятия. Разве не большинство смертных на протяжении веков мечтает выбиться в люди?
В узком смысле он проявляется как пассивный тип поведения девушки, женщины. В широком — как ее социально подчиненное положение, полностью соответствующее патриархальному устройству общества. Поэтому-то психологи выделяют так называемый комплекс Золушки (или комплекс жертвы).
Если смотреть на сюжет сказки с учетом знатности происхождения девушки и ее прав на наследство, то ситуация абсурдна донельзя. Юная аристократка, полноправная наследница, вынуждена обслуживать не только сварливую мачеху, но и постоянно унижающих ее «сестренок».
Отец полностью под каблуком женщины властной и амбициозной. У Золушки даже имени своего нет, как нет и защиты, которая так нужна. Папенька даже не пытается оградить ее от эмоционального и психологического насилия. Безвольный мужчина — хоть и с положением в обществе, при деньгах и завидных связях. Более того, родная дочь добровольно взваливает на себя все тяготы жизни, включая и постоянные упреки новоявленных родственников, чтобы облегчить участь отца.
Бал общественного дома (Прага, Чехия)
В Праге ежегодно проводится около сотни балов. Самый престижный из них — Бал Общественного дома. Там можно и самим потанцевать, и посмотреть показательные выступления мастеров бального танца. В конце зимы выпускные балы проводят многие пражские гимназии. К подготовке подходят со всей серьезностью: арендуется большой танцевальный зал, желательно попрестижней, а ученики и родители берут уроки танцев, чтобы на балу показать и классический вальс, и польку. Правда, заканчивается такой бал все равно веселой дискотекой.
Помимо балов, Общественный дом в Праге славится как концертная и выставочная площадка. Фасад здания, построенного в 1912 г., — это своего рода иллюстрированная энциклопедия истории чешского народа, и интерьеры в стиле модерн поражают своими декоративными элементами и многочисленными символами и аллегориями: стены Общественного дома можно разгадывать как ребусы. Календарь концертов вы найдете на сайте www.obecnidum.cz.
Поделиться ссылкой
День рождения Фредди Меркьюри
Когда: 1987
Где: Отель Pikes, Ибица
На вечеринки, которые Фредди Меркьюри устраивал по случаю своего дня рождения, хотели попасть все. Сам музыкант часто говорил, что любовь к развлечениям и веселью была привита ему еще в детстве, когда он жил дома, в окружении прислуги. Самой легендарной стала вечеринка в честь его 41-го дня рождения, которую Фредди организовал в отеле Pikes Ibiza на Ибице. В тот день поздравить певца пришли 700 человек, среди которых были Бой Джордж, Бон Джови, Кайли Миноуг, Грейс Джонс, Хулио Иглесиас, Роберт Плант, Жан-Клод Ван Дамм, Саманта Фокс и другие знаменитости. Фредди организовал салют, который изображал в небе его имя и был виден даже на Майорке — на расстоянии 160 километров! Для гостей заказали 350 бутылок шампанского Moët & Chandon. Говорят, что за несколько дней до дня рождения Фредди узнал о том, что болен ВИЧ, и именно это подтолкнуло его к организации вечеринки такого размаха. Так это или нет, мы уже не узнаем, но то, что таких безумных праздников остров с тех пор не видел, — факт.
Фредди Меркьюри, Ибица, 1987 / YouTube
Сказка о любви или всё же о социальном статусе?
И кстати, где в сказке любовь, которой всех пичкают под соусом сказки о Золушке? Где в сказке сказано о ней? Эта история — мечта о награде в виде удачного замужества и повышения социального статуса. В текстах нет упоминаний о том, насколько принц и Золушка любят друг друга, терзаются ли они неразделенными чувствами, мучаются ли от невозможности быть рядом.
На первый взгляд, посыл понятен: будь терпеливой, услужливой, хозяйственной — и тебе достанется целый принц.
Но давайте еще раз подумаем: кого созвали на бал? Скромных хозяюшек или все-таки девушек из высшего общества? Говоря современным языком, Золушка на балу — самая крутая: превосходно одета, ведет себя безупречно и ее репутация чиста, как и сияющие туфельки. Она идеально вписывается в новую социальную роль: невеста принца — супруга принца — королева. Принц и все окружающие запоминают ее именно по формальным признакам. Каким образом принц узнал о ее богатом внутреннем мире и человеческих качествах? Пока что — по никаким.
Так что аргумент «будешь трудолюбивой и терпеливой (то есть удобной) и получишь награду» — это проверенная манипуляция.
Другой вопрос, что удобного случая кардинально изменить жизнь раньше у нее не было. Плюс, как описано в сказке, отец полностью под влиянием мачехи, и Золушка понимает, что ей не изменить это. Что было бы, если бы шанс не подвернулся? О, это другая история.
Интересно получается: столько лет Золушка терпела свое незавидное положение, а здесь — раз, и не желает мириться. Да и тетушка-фея, которая не интересовалась племянницей раньше, появляется так кстати.
Интуиция подсказывает Золушке, что это не просто бал, а событие, способное изменить ее жизнь
Бороться за место под солнцем в своем доме, соперничать с сестрами и мачехой — это не столь важно для нее, она этого и не замечает. А вот попасть на бал нужно, даже если для этого надо использовать волшебные силы
Чем не иной взгляд на привычный архетип? Учиться, трудиться, не размениваться на мелочи — зато в нужный момент показать свои подлинные достоинства, «сделать всех» и попасть в яблочко.
Не исключено, что Шарль Перро хотел подчеркнуть: даже находясь в безвыходном положении, каждый получает шанс. Воспользуется он им или нет, зависит только от человека.
Бал дебютанток (Париж, Франция)
Парижский Бал дебютанток входит в десятку самых известных социальных событий мира по версии авторитетного журнала «Форбс». В это время в Париж съезжаются наследники богатых семей, и от блеска бриллиантов рябит в глазах. Однако такая роскошь не показная — бал благотворительный. Вырученные средства идут на обучение тех, кому не повезло родиться в состоятельной семье. Идею бала дебютанток французы позаимствовали у англичан: там существует традиция представлять монарху на балу совершеннолетних девушек из высшего общества.
В Лондоне бал дебютанток — там он называется Балом королевы Шарлотты — проводится на протяжении уже более двух веков. На балу встречаются совсем юные девушки из состоятельных семей и молодые люди постарше уже с собственной карьерой, как правило, в финансовой сфере. Раньше Бал королевы Шарлотты был смотринами с целью найти выгодного жениха или невесту. Современные наследницы больших состояний не спешат связать себя узами брака в 18–20 лет, но от знакомства с перспективными молодыми людьми не отказываются.
Золушка
Жители сказочного королевства,а,жители сказочного королевства! Это говорю я,королевский герольд.Вы слышите меня? Ох, до чего же приятное известие велено мне передать вам! Всё готово к балу в королевском дворце! Приглашённые на бал,а,приглашённые на бал! Не забудьте,что вы приглашены! На балу неприменно произойдёт что-нибудь удивительное! Ведь недаром наше королевство сказочное. Приходите,не забудьте, честное слово,не пожалеете! Король встал в 5 часов утра,лично вытер пыль на парадной лестнице.. Потом побывал в кухне,поссорился с главным поваром, в гневе оказался от престола,но потом сменил гнев на милость и теперь бегает по королевской дороге, проверяет,всё ли в порядке. Вон,видите? -Здравствуйте,господин лесничий. -Здравствуйте,Ваше королевское величество! Послушайте,лесничий,я давно хотел спросить Вас,почему Вы последнее время всё вздрагиваете?.. Во.. И оглядываетесь. Не появилось ли в лесу чудовища, угрожающего Вам смертью? -Нет,Ваше величество, чудовище я сразу заколол бы. -Так,может быть, в лесу появились разбойники? -Что вы,государь, я бы сразу выгнал бы их вон! Может быть, какой-нибудь злой волшебник преследует Вас? -Нет,Ваше величество,я бы давно с ним расправился. -Ну тогда что же,что довело Вас до такого состояния? -Моя жена. -Ну,да? -Клянусь Вам,я женился на женщине прехорошенькой,но суровой и они вьют из меня верёвки. Они — это супруга и её две дочери от первого брака. Уже третий день они одеваются к королевскому балу и совсем загоняли нас. Мы — это я и моя родная крошечная дочка. -Ставшая из-за моей слабости падчерицей. -Ухожу,ухожу,немедленно!В монастырь! Если в моём королевстве возможны такие душераздирающие события. Живите сами,как знаете. -Стыдно,стыдно,лесничий. -Тише,тише,государь,моя усадьба рядом!Если жена услышит,я погиб! Не осуждайте меня.Жена моя женщина особенная.Её родную сестру,точно такую же, как она,съел людоед. Отравился.И умер. -Видите,какие в этой семье ядовитые характеры?! -Ладно,ладно.. Ладно,так и быть,остаюсь на престоле, подайте мне корону. Забудьте всё,лесничий и приходите ко мне на бал и родную свою дочку захватите с собой. Золушку?Да что Вы,государь,она совсем ещё крошка. Ну,как знаете,но только имейте в виду,что у меня будет такой праздник,который заставит забыть Вас все невзгоды и горести. Прощайте. Здесь все свои. Часы. Метёлка. Сковородки. Кочерга. Огонь,очаг. Давайте,друзья,поговорим по душам. Ку-ку. Вы знаете,о чём я думаю? Я думаю вот о чём.. Матушку и сестриц позвали на бал. А меня нет. Это несправедливо. Верно? Они будут танцевать с принцем. А обо мне он даже и не слышал. Они будут есть мороженное. А я нет. Хотя никто на свете не любит его так,как я. Натирая пол,я научилась танцевать.