Синтоизм: традиционная японская религия

Аматэрасу

Аматэрасу (天 照) — японская богиня солнца, дочь божеств-создателей Идзанаги и Идзанами, центральная часть религии синто. Именно от нее императорская семья заявляет о своем происхождении и своем божественном праве на власть.

Ксилография XIX века, изображающая японскую богиню солнца, выходящую из своей пещеры. Автор Сюнсай Тосимаса. ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ

Аматэрасу — великая и славная богиня солнца. Воплощение восходящего солнца и самой Японии, она королева ками и правительница вселенной. Японская императорская семья утверждает, что произошла от нее, и это дает им божественное право управлять Японией.

Она является центром синтоистской и духовной жизни Японии.

История возникновения синтоизма

В Японии синтоизм существует совместно с другой национальной религией — буддизмом.

Хотя буддизм возник в Китае, в 6 веке его идеи достигли Японии. Идеи синтоизма, который уже существовал среди японцев, смешались с некоторыми идеями буддизма.

У синтоизма нет основоположника. До того, как синтоизм стал официальной религией, он, скорее, был культом.

Его последователи были анимистами. По идеям анимизма у всего вокруг есть душа.

Синтоизм и буддизм

С появлением буддизма, а затем и конфуцианства менялся и синтоизм. Так, считалось, что ками — это одна из форм Будды.

Идеи буддизма всё более активно принимались на уровне государства и даже внедрялись в политику. Чтобы усладить ками, император должен был выполнять определённые ритуалы.

Синтоизм и буддизм существовали неразрывно друг от друга вплоть до середины 19 века.

Затем произошло разделение двух религий. Святилища синтоизма, обряды и идеи перестали включать буддистские элементы.

Сейчас же синтоизм — это этический кодекс японцев. Но он признан и на государственном уровне.

Читайте подробнее про Буддизм.

Трагедия «неимения»

Таким образом, у синтоизма нет ни основателя, ни доктрины, ни заповедей, ни идолов, ни организации. Что у него действительно есть, так это неоднозначные характеристики, такие как сочувствие и безмолвное переживание. Именно по этой причине японские ученые, а также иностранные интеллектуалы часто считают его нерелигией. Уникальные исторические обстоятельства и культурный фон Японии объясняют развитие синтоизма на интуитивном, а не на явно интеллектуальном уровне.

Япония со всех сторон окружена морем, и на протяжении большей части своей истории она сохраняла относительный мир со своими соседями, несмотря на аберрации двадцатого века. Япония не подвергалась крупным вторжениям или массовой эмиграции, несмотря на некоторые вторжения и значительное культурное влияние Кореи и Китая. На протяжении всей своей истории Япония оставалась удивительно однородной нацией, и я считаю, что это объясняет многие характеристики синтоизма и японской культуры в целом. В частности, этим историческим фактом объясняется свойство не следовать какой-либо теории или системе. В гомогенном обществе конкуренция между идеями или школами меньше.

Но это единообразие оказалось существенным недостатком, когда Япония столкнулась лицом к лицу с другими цивилизациями и образами жизни. После Реставрации Мэйдзи в 1868 году и затем Второй мировой войны западная цивилизация поглотила Японию и подавила многие из ее традиционных ценностей и инстинктов.

Рассмотрим далее культурный поток с запада. Со времен так называемого «культурного просвещения» эпохи Мэйдзи «культура» в основном означала «западную культуру». Культура принадлежит Западу, а быть интеллектуалом обычно означает быть тем, кто импортирует западную культуру в Японию. Образцы культуры находятся на Западе, поэтому люди, любящие традиционную японскую культуру без знания западной культуры, считаются анахронистами и фанатиками. Юрей Мори, министр образования в правительстве Мэйдзи, который был поклонником Запада, однажды, как известно, использовал свою трость, чтобы поднять белую шелковую завесу, которая защищает святилище Исэ от взглядов посетителей. Этот инцидент четко символизировал состояние японской нации в эпоху Мэйдзи.

В это время великих потрясений синтоизм был вынужден мутировать в искаженную, национализированную религию, наиболее заметной чертой которой был гротескный этноцентризм. Можно сказать, что этот этноцентризм был результатом реакции на преклонение перед Западом. Синтоизм, не имея собственной твердой доктрины и теории, в конце концов обнаружил эту слабость. Затем, после поражения страны во Второй мировой войне, когда национализированный синтоизм был уничтожен, синтоизм пришел в упадок.

В это неспокойное время, безусловно, была горстка людей, пытавшихся восстановить сущность синтоизма и обратиться к обществу с практикой веры. Однако это было слабое и малочисленное движение, столкнувшееся с тенденцией, охватившей все общество.

Синтоизм. Культ

Синтоисты ищут в своей религии поддержку и посещают святилища, чтобы попросить о чем-то высшие силы

Это особенно важно, если впереди какое-нибудь особенное событие. Допустим, если человек готовиться пуститься в бизнес

Важным моментом до посещения святилища является обряд очищения – просто гигиеническая процедура, мытьё – называемый хараи. Нужно как минимум вымыть руки.

В святилище синтоисты приносят в жертву духам разнообразные жертвы, начиная от риса и сушеной рыбы и заканчивая танцем.

Обряды совершаются также дома и на работе. Дом очень важен для синтоистов, потому что именно в семье передаются древние традиции. Перед домашним алтарем, называемым «полкой богов», приносят в жертву духам рис и воду. Конечно, тут же и читают молитвы, нередко обращенные к предкам.

Домашний синтоистский алтарь камидана

Храмовые праздники в честь богов и предков называются мацури.

Синкретический характер синтоизма

Обычно словом «синто» называют комплекс верований, сложившийся в Японии с древнейших времён.

Не существует материалов, которые бы показывали, каким было синто в древние времена, поэтому подробно сказать о нём мы не можем. Неизвестно, существовала ли некая целостная система, которую можно назвать «синто». Если да, то вероятнее всего, что на ее становление повлиял ряд факторов, например:

  • В основу системы верований легли обычаи, связанные с поклонением силам природы, сложившиеся в период Дзёмон (ок. 12 000-300 до н. э.), на этапе охоты и собирательства;
  • С появлением рисоводческой культуры периода Яёй (III в. до н. э. — III в. н. э.) люди начали поклоняться глиняным фигуркам-догу, которые символизировали плодородие, одновременно сюда проникает шаманизм с Корейского полуострова;
  • Бронзовое оружие и зеркала из Китая использовались знатью в качестве священной утвари и объектов поклонения;
  • Пришедшие из Китая натурфилософия, астрология, вера в бессмертных святых оказали влияние на почитание правителей и погребальные обряды;
  • Местные общины и знать почитали собственных богов-покровителей удзигами (родовых божеств), строили для них святилища.

Все эти факторы смешались, а в качестве некой особенной религии «синто» этот комплекс верований начинает восприниматься уже после прихода буддизма, когда люди ощущали отличие этих верований от буддизма и противились внедрению новой религии.

Восточные учения

Фото: unsplash.com

Даосизм и конфуцианство никогда не были общепринятыми религиями, но эти учения оказали огромное влияние на становление взглядов. Считается, что китайская традиция Дао сформировала японский мистицизм Оммёдо (магические ритуалы и оккультные практики). Мастера-колдуны Оммёдзи в ходе ритуалов умеют влиять на события жизни, предсказывать будущее и поддерживать вселенское равновесие. Магия и религия — две вещи вполне совместимые в Японии. Конфуцианство пришло в Японию в средние века. Синтоизм перенял из китайского учения несколько особенностей и адаптировал их под свои религиозные нужды: преданность подданных, семейные ценности, наследственная богоизбранность императора.

Путь к государственному синтоизму: теоретик синто Хирата Ацутанэ

В конце периода Эдо и после реставрации Мэйдзи представления японцев о божествах сильно изменились под влиянием Хираты Ацутанэ (1776-1843), создавшего теорию, названную по его имени хирата-синто.

Хирата Ацутанэ сам называл себя учеником Мотоори Норинаги, изучал синто и утверждал, что люди после смерти не становятся буддами и к Жёлтому источнику не уходят, а становятся духами. В особенности духи тех, кто погиб за свою страну, не осквернены ритуальной нечистотой кэгарэ и охраняют последующие поколения людей. Такая реформаторская идея о том, что каждый человек имеет душу, которая сохраняет индивидуальность вечно, как говорят, пришла ему в голову после знакомства с китайским переводом запрещённой тогда Библии.

Если любой человек становится духом, то даже если проводить буддийские церемонии по умершим — ведь каждый японец связан системой приписки к буддийским храмам — независимо от этого можно проводить и синтоистские поминальные службы. Можно почитать погибших в войне. Правительственные войска, сражавшиеся за реставрацию Мэйдзи, воспользовались теорией хирата-синто и проводили обряды сёконсай — почитания душ погибших воинов. В 1869 г. в Токио возведено святилище Сёконся, которое впоследствии станет святилищем Ясукуни. Это было религиозное учреждение, находившееся в ведении армейского и флотского руководства; в нём почитали тех, кто принял смерть за восстановление императорской власти в ходе реставрации Мэйдзи. Это святилище, в котором в качестве божеств почитали обычных людей, положивших жизнь за свою страну. Неправильно, что в западных медиа святилище Ясукуни подаётся как «милитаристское святилище». В действительности оно скорее подобно памятникам революции или могилам неизвестных солдат.

Одной из функций хирата-синто и святилища Ясукуни было воспитание нового поколения японцев, способных пожертвовать собой за свою страну. Для этого было необходимо отделить буддизм от синто. Такое разделение началось в конце периода Эдо и было продолжено в Мэйдзи, с движением хайбуцу-кисяку, букв. «избавиться от будд, уничтожить Шакьямуни» и указом 1868 года об отделении буддийских храмов от синтоистских святилищ. Согласно распоряжению правительства, храмы были отделены от святилищ, и никаких компромиссов не позволяли. С реставрацией Мэйдзи появилось и государственное синто, управлявшееся правительством. Это мировоззрение навязывалось всем японцам; как указывало министерство образования, «Синто пронизывает уклад повседневной жизни японцев и не является религией».

Представление о том, что человек после смерти становится божеством, послужило причиной постройки многих новых святилищ. Среди них — святилище Мэйдзи в Токио, где почитается император Мэйдзи; святилище Ноги, посвящённое почитанию генерала армии и военного героя Ноги Марэсукэ (1849-1912), святилище Того, в котором почитают адмирала Того Хэйхатиро (1848-1934) (генерал Ноги и адмирал Того известны своим участием в японско-китайской войне 1894-1895 гг. и русско-японской войне 1904-1905 гг.). Создавались и локальные святилища, где почитали выходцев из этой местности, погибших в войнах. Фотографии императоров в школах служили объектом поклонения, был введён обряд поклонения издали в сторону местопребывания императора. Императора называли «живым божеством» и воспитывали людей в духе почитания императора и преданности ему.

Словарь «Что есть что в мировой политике»

Синтоизм

Синтоизм – историческая («синто», слово китайского происхождения, означает «путь богов») национальная языческая религия японцев. Первоначальный синтоизм представлял собой один из вариантов классического тотемизма и анимизма и связанного с ними магизма. Его нынешняя система верований и обрядов сложилась под влиянием конфуцианства (занесён на Японские острова в V в. по Р.Х. и оказал глубокое воздействие на культ предков, предполагающий переплетение пространств богов, людей и душ умерших и сформировавший аристократический нравственный кодекс, который влияет с тех пор на политическую и общественную жизнь Японии; существует также сектантский синтоизм, который проповедует нравственное очищение, конфуцианскую этику, обожествление гор, практику чудотворных исцелений и возрождение древних синтоистских обрядов), буддизма (известен здесь с VI в. по Р.Х., из него синтоизм почерпнул почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей) и даосизма. Богами-прародителями в синтоизме являются Небесный отец и Земная мать. Самый замечательный представитель их потомства – богиня солнца, Аматэрасу Омиками, или «Великое небесное сияющее божество». Она послала править на землю своего внука, где тот основал вечную императорскую династию.

Все японцы должны были соблюдать заповеди и обряды синтоизма, бывшего государственной религией по IX в. и после 1868 г., а в период, когда эти функции исполнял буддизм, сохранявшего роль идеологической основы японского социума. На концепции императора, как живого бога, которому надлежало оказывать абсолютное повиновение, был основан дух самураев, японская военная доктрина во Вторую Мировую войну и движение камикадзе. Директивой верховного главнокомандующего сил союзников в 1945г. государственная религия была отменена и установлена не только формальная (существует с 1882 г.), но и фактическая свобода вероисповеданий. В начале 1946 г. император издал указ, в котором он отрекался от своего божественного происхождения, определяя, что отно-шения между троном и нацией будут покоиться впредь только на взаимном доверии и любви. Сейчас священнослужители синтоистских храмов, бывшие прежде исключительно специальными государственными чиновниками, нередко совмещают свои обязанности с мирскими занятиями, что ещё больше укрепляет связь культа с обычными служащими и предпринимателями разных рангов.

Синто и в наше время олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру. Миф о небесном происхождении японского государства и его императоров лег в основу обновлённого синтоизма, когда в результате религиозной реформы 1868 возник главенствующий в Японии синто-буддистский религиозный синкретизм. Тогда же эта версия, на которой покоится также представление об особой миссии японской нации, вошла в обязательный государственный образовательный стандарт, и остаётся там и теперь. Синтоизм лежит в основе японского национализма и шовинизма: считается, что боги породили не людей вообще, а именно японцев, они самым интимным образом связаны специально и только с японской нацией, отличающейся вследствие этого уникальным характером. Вековое культивирование синто в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает обряды, праздники, традиции, жизненные установки, правила синто в качестве не элементов религиозного культа, а культурных традиций своего народа. Японцы, даже не религиозные или относящиеся к другим конфессиям, массово принимают участие в праздниках синто и следуют его предписаниям в повседневной жизни.

Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович

У синтоизма нет основателя

Синтоизм — это не вера, передаваемая учителем своим последователям. Нет эквивалента Гаутаме Будде в буддизме, Иисусу в христианстве или Мухаммеду в исламе. Исторически сложилось так, что некоторые синтоистские секты, такие как «Ватарай Синто» и «Йошида Синто», на самом деле были созданы и основаны определенными людьми, но это не означает, что эти люди были основателями синтоизма. Наоборот, синтоизм — это религия, возникшая на основе жизни и опыта японцев. Он был сформирован и взращен бесчисленным количеством неизвестных мужчин и женщин, живших на этих островах на протяжении веков. То же самое можно сказать о народном индуизме в Индии и популярном даосизме в Китае. Этот момент может отражать основное различие между западными и восточными традициями, за частичным исключением буддизма. Первый ориентирован на индивидуальные достижения, а второй является органичным и реагирует на тонкие, лежащие в основе природные силы.

Однако есть и более позитивный аспект отсутствия у синтоизма основателя, который становится очевидным, как только мы узнаём одну из первых предпосылок синтоизма, что «учение исходит не от людей». Поэтому синтоизм определяется как «религия, почитающая великую природу». Наши предки обладали глубоким пониманием законов природы и тайн, содержащихся в естественном мире. Они испытывали чувство благоговения и благодарности к этим тайнам и выражали это чувство через мифы и ритуалы. В этом суть синтоизма, и поэтому можно сказать, что истинным основателем синтоизма является сама природа.Синтоистская точка зрения состоит в том, что мистический опыт, откровения, данные кому-либо, или созданные человеком философии часто ошибочны именно потому, что они исходят от людей. Поэтому не следует придавать им лишнего значения и следует помнить, что они порой могут стать препятствием для духовного развития.

История развития Синтоизма

Существуют несколько взглядов относительно происхождения Синто (Пути богов). По мнению одних, он пришел в начале нашей эры из Кореи или из Китая. По другой версии история синтоизма начинается из самой Японии

Почему на флаге Японии восходящее солнце?

Собственно, как систематизированной или традиционной религией синтоизм становится в VII-VIII веках нашей эры. И как многие знают, символом Японии является солнце, и название существует соответствующее Страна Восходящего Солнца – это в честь главной богини Солнца Аматэрасу. Согласно традиции синтоизма с нее начинается родословная императорского рода.

История синтоизма

В отличие от многих других религий синтоизм не имеет признанного основателя. Народы древней Японии издавна придерживались анимистических верований, поклонялись божественным предкам и общались с миром духов через шаманов. Некоторые элементы этих верований были включены в первую признанную религию, исповедуемую в Японии — синтоизм.

Возникновение синтоизма

Считается, что синтоизм возник в период Яёй (III век до н. э. — III век н. э.), хотя точные временные рамки являются для ученых спорным вопросом. Первые ритуальные предметы и священные места для поклонения божествам возникли в это время. Археологические данные свидетельствуют о том, что для вызова и общения с духами использовали бронзовые колокольчики дотаку, бронзовое оружие и металлические зеркала. Становление синтоизма произошло во время объединения страны под властью правителей центральной области Ямато в VII—VIII в.

Суть синтоизма

В синтоизме нет абсолютов — это отличает его от других монотеистических религий. Также отсутствует понятие правильности и идеализма — никто не идеален и нет правильного и неправильного. Синтоизм предполагает, что каждый человек в душе добрый, а любое зло возникает в результате воздействия злых духов. Поэтому, большинство ритуалов в синтоизме направлены на очищение. Верующие пытаются отпугнуть злых духов очищением, молитвами и подношениями ками.

Священники синтоизма могут быть мужчинами или женщинами. Чистота важна для последователей синтоизма, поэтому они полоскают рот, моют руки и вешают деревянные скрижали с молитвами перед входом в молитвенный зал. Оказавшись внутри, вызывают духов колоколом и предлагают рис или деньги. После этого дважды кланяются и дважды хлопают в ладоши, приветствуя ками, затем снова кланяются.

Боги синтоизма

«Синтоистские божества» называются ками и вселяются во всё живое и неживое: ветер, дождь, горы, деревья, реки и животные и т.д.. После смерти душа человека превращается в ками и почитается в семьях из поколение в поколения. Считается что ками необычных людей хранятся в некоторых святынях. Богиня Солнца Аматэрасу считается самым важным ками синтоизма.

Наряду с добрыми ками существуют злые духи или демоны, они в основном невидимы, а некоторые из них представляются гигантами с рогами и тремя глазами. Призраки могут нанести серьезный вред, чтобы избавиться от них нужно провести специальные ритуалы.

Храмы синтоизма

Синтоистские культовые сооружения называются святилищем и обычно находятся в красивой природной местности. В святилище есть внутренний зал (зал для подношений), в который входят только синтоистские священники, так как считается, что там присутствуют ками. Каждое святилище отмечено специальной аркой, называемой тории. Считается, что эта арка отделяет священный мир святыни от внешнего мира. 

В большинстве святилищ регулярно отмечаются фестивали (мацури), во время которых люди отдают дань уважения ками и отмечают праздник едой и напитками. Поклонение также происходит дома и на работе посредством простых подношений (риса, чая) и молитв. Через молитвы обращаются к предкам семьи, просят о благополучии, здоровье и т.д.

Важными особенностями синтоистского искусства являются архитектура храмов и сохранение древних форм искусства, таких как театр. Процветают каллиграфия и придворная музыка (гагаку), ритуальные танцы. На сегодняшний день самым важным синтоистским святилищем является Великий храм Исэ, посвященный Аматэрасу. Второй по значимости святилище — храм Окунинуси в Идзумо-тайся.

Символы синтоизма

Пожалуй, наиболее узнаваемым символом синтоизма являются величественные ворота Тории, обозначающие портал между нашим миром и миром богов. 

«Симэнава» — веревки, часто украшенные белыми зигзагообразными орнаментами. Используются для обозначения границ священного пространства и отгоняют злых духов.

В церемониях очищения используются украшения в виде молний, которые называются «шидэ». 

Деревья сакаки считаются священными в синтоистской вере, потому что они вечнозеленые и, следовательно, символизируют бессмертие.

Вращающийся символ «томоэ» используется для украшения религиозных вещей и олицетворяет взаимодействие трех сфер существования: неба, земли и подземного мира. Томоэ украшают барабаны тайко, защитные амулеты, оформляют фонари и крыши в японском стиле.

Синкё или зеркало синтоистского бога считается «синтаем» или физическим заменителем, в котором ками могут обитать в человеческом мире.

Спор между богами

Согласно традиционным японским верованиям, наш мир был сотворен следующим образом. Сначала все пребывало в состоянии хаоса, и не было нигде ни гармонии, ни красоты. Но однажды все элементы мира стали собираться в божественные пары.

Среди хаоса образовались вдруг небо и земля -Такамано хара и острова Акицусима (Равнина Высокого Неба и Острова Стрекоз). А потом появились и первые боги. Одна такая божественная пара создала остров Онногоро (Срединный Столп Земли), а еще от их брака родилось множество прочих островов и других ками.

Hyakkyagyou — «парад ста демонов» Старинная легенда гласит — каждый год японские сверхъестественные существа выходят на улицу во время летних ночей.

Но ничто не вечно, даже боги. Родив бога огня Кацугути, богиня Идзанами умерла и ушла в Страну Мрака. Ее муж Идзанаги тяжело переживал смерть любимой и решил отнять ее у смерти: он отправился в подземный мир и нашел ее истлевшее тело. Но вид этого тела так его испугал, что, рыдая, он вернулся на землю, а вход в подземелье завалил камнями.

Сам же отправился совершать омовение — так ему был отвратителен вид разложившейся плоти. Умываясь, он стряхивал капли, и так стали рождаться боги. Из капли, омывшей его левый глаз, родилась Аматэрасу, богиня солнца. Из капли, омывшей нос, — ее братец Сусаноо, бог ветра. И множество иных.

Пребывающая в мире мертвых богиня Идзанами рассердилась и пообещала в отместку за трусость мужа убивать созданных им людей, а муж пообещал ей строить новые и новые хижины и населять их людьми. Так они стали друг с другом соревноваться: Идзанами убивает людей, а Идзанаги плодит новых. Не обошлось без вражды и между Аматэрасу и Сусаноо. Братец однажды ворвался в покои Аматэрасу и так ее испугал, что сестра укрылась в пещере.

На земле стало темно, настала вечная ночь. Только всеобщими усилиями боги уговорили Аматэрасу выглянуть из укрытия. И тогда вновь вернулся ясный солнечный день. А строптивца Сусаноо прогнали подальше с глаз, чтобы не пугал сестру. Японцы верят, что Аматэрасу стала родоначальницей императорского рода.

Внук богини, которого звали Ниниги, спустился на японские острова, чтобы править людьми. А потомок Ниниги по имени Дзимму стал первым императором Японии. По традиции считается, что Дзимму основал государство в 660 году до нашей эры.

Из поколения в поколение японцы передавали священный предмет: зеркало богини Аматэрасу, которое считается символом императорской власти. Как верят на островах, священное зеркало по сей день хранится в одном из трех императорских храмов. Ведь по японским верованиям император не наместник бога на земле, как считали европейцы, а сам и есть божество. Только после Второй мировой войны японские императоры согласились больше не именовать себя богами.

Ценности синтоизма:

  1. Нравственность. Верность и долг по отношению к семье, роду или коллективу. Этой темой пропитаны различные сферы японской культуры. В их понимании «быть человеком» – это буквально быть между людьми, быть с другими людьми. Даже языковые особенности обращения в Японии предвидят включение человека в общественный контекст.
  2. Эстетическая чуткость. Вкус и изысканность – это следующее, что должно быть в человека помимо преданности своему коллективу. Необходимость понимания жизни только настоящим моментом – высшее проявление эстетической чуткости.
  3. Вежливость. Японцы – очень любезная нация. Вежливость японцев в общении не раз поражала людей западного менталитета. Но несмотря на это, японцы очень неуступчивые и преданные всему японскому, поэтому найти компромисс с японцем не так уж и легко, и тем более предложить что-то свое.
  4. Глубина чувств и чистота сердца. Проявляется не только в ритуальных очищениях, но и в значении чистого сердца. Синтоизм стремится сохранить ритуальную чистоту трезвого ума и восстановить неоскверненность души.
  5. Поклонение. Реальная жизнь синтоистов довольно разнообразна, но сосредоточена она главным образом вокруг святилищ. Главный общественный праздник – ежегодный мацури. Широкое понимание праздника – это вся синтоистская система, в том числе и ритуализация самой жизни. В узком понимании – это местный праздник синтоистов, имеющий целью призвать конкретного ками (духа или божество).

Синтоизм

 Синтоизм, в отличие от других основных религий, не имеет основателя, а также священных писаний или текстов. На коллективном уровне синтоизм — это термин, обозначающий все вероисповедания, однако на личном уровне синтоизм подразумевает веру в божество(ками), включающий духовный разум ками через поклонение и общение.Синтоизм возник с появлением японской цивилизации и постепенно развивался на протяжении веков до наших дней. Слово синто впервые появляется в Нихонсёки (Хроники Японии) в начале 8 века с намерением отличить эту местную веру от недавно появившихся религий буддизма, конфуцианства и даосизма. Слово синто («Путь богов») было заимствовано из письменного китайского (shén dào), объединяющего два китайских иероглифа: «син», что означает «ками т.е. божество «; и «tō» или «мити т.е путь» означает философский путь или изучение.

Синтоизм. Святилища

Это место совершения ритуалов. Все элементы природы синтоисты наделяют божественной силой. Поэтому святилищами нередко служат не только храмы, но и просто красивые уголки природы. Считается, что это «дом божества». А вход в него обозначают ворота, называемые тории. Ворота, по сути, являются своеобразным пограничным столбом. Граница подразумевается между обычным миром и миром богов. Доступ во внутреннюю часть храма, где обитает ками, открыт только для служителей.

Святилище Аматэрасу находится в городе Исэ. Все синтоисты хотя бы раз в жизни стремятся посетить эту святыню. Раз в 21 год святилище богини ремонтируют, чтобы ками продолжало обитать в нем.

Главный храм в святилище Аматэрасу закрыт высоким деревянным забором, доступ в главное святилище ограничен. Вход разрешён только священнослужителям высшего ранга и членам императорской фамилии. Основная кумирня – Найку – огорожена в общем счёте четырьмя заборами, и посетители могут увидеть только фрагменты крыши

Как донести синтоисту благую весть?

1. Помните – каждый японец до глубины души пропитан синтоизмом.

2. Восхищайтесь красотой японской культуры – откройте ее для себя.

3. Поддержка японской церкви – необходимая составляющая в благовестии. И хотя структура церкви может показаться очень строгой и иерархической, все же, нужно найти ключик и подружиться с уже существующими верующими.

4. Трудных вопросов лучше избегать. Манера речи японцев предусматривает очень деликатные непрямые и двузначные высказывания. О характерной для американцев и европейцев прямоте среди японцев не может быть и речи.

5. Религиозные понятия нужно правильно объяснять. Несмотря на двузначность в разговорах с японцем, все же терминологию на христианскую тему нужно хорошо объяснять и уточнять. Разговор о Боге нужно начинать из библейского понимания Бога и Его отличия от ками.

6. Проповедь Павла в аеропаге – отличное свидетельство с аргументами для японцев (Деяния 17: 22-31). В этой проповеди Павел поднимает тему природы Бога.

7. Найдите точки соприкосновения в вопросе очищения (хараи). Приведите параллель: как ритуальное осквернение отдаляет человека от ками, так и нравственная скверна отдаляет человека от Бога. Укажите, что нам нужно не ритуальное очищение, но новая жизнь, которую может дать только Иисус Христос.

8. Берегитесь религиозного синкретизма христианства с синтоизмом. Потому что Иисус может стать для них очередным ками. Но стоит правильно доносить благую весть и разъяснять, что Бог Библии – единственный Бог.

9. Бог – это Господь, а не добрый джин или помощник. Стоит говорить о том, что Бог не обязан исполнять желания. Бог Библии есть Богом всего, а не только хорошего урожая или дождя.

10. Обрести смысл жизни поможет только Иисус Христос. Лишь немногие японцы постигают смысл жизни. Поэтому стоит показать синтоисту где и в Ком искать этот смысл.

Чтобы донести синтоисту весть Евангелия, нужно быть вежливым и толерантным. Не стоит забывать о нравственности и чуткости. Покажите христиансткое и синтоистское понимание понятия “очищение”, говорите о природе и сущности триединого Бога и следите за библейской терминологией – она должна быть правильно донесена. И пусть Бог благословит вас в благовествии!

Читай: Как не бояться евангелизировать

Автор статьи: Ольга Попович.

Синтоизм и Императорская Семья

В синтоизме император Японии ( Тэнно ) считается потомком Аматэрасу-Омиками (богини Солнца), которая хранится в Великом святилище Исэ. С момента основания нации Тэнно сам проводил синтоистские ритуалы в Императорском дворце, чтобы молиться божествам, сосредоточенным на Аматэрасу-Омиками, за счастье людей, за долгое существование нации и за мир во всем мире.В святилищах Императорского дворца есть священнослужители и женщины, которые помогают Тэнно выполнять обряды. Тэнно выполняет эти обряды около 40 раз в год. Возможно, поэтому некоторые ученые называют Тэнно «высшим жрецом» синтоизма.

Принципы Синтоизма

жизнь в гармонии с природой и у людей между собой

Причем считается, что и боги, и люди и духи умерших, просто сосуществуют друг с другом, поскольку все находятся в круговороте перевоплощений.

Принципы синтоизма основаны также на том, что если человек живет с чистым и искренним сердцем и видит мир таким как он есть, то он уже по этой причине добродетелен и находится на своем месте.

В синтоизме зло – это отсутствие гармонии, ненависть и эгоизм, нарушение общего порядка, существующего в природе
.

Религиозные обычаи и ритуалы синтоизма

Религия синтоизм построена на ритуалах, обычаях и храмовых служениях. Считается, что все в этом мире изначально гармонично, как и сам человек. Однако злые духи пользуются слабостями человека и его низкими помыслами. Вот почему нужны божества в синтоизме – они являются опорой человеку, для поддержания чистого сердца и обеспечивая ему защиту.

Существую целые сборники книг, как правильно выполнять обряды богов, как в обычных храмах, так и в храмах императорского двора. Синтоизм служил сплочению японского народа, ведь считается, что сначала существовали именно боги, и они дали рождение, как Японии, так и династии китайских императоров.

Синтоизм государственная религия Японии

В 1868 году Синтоизм в Японии становится государственной религией, до 1947 года, когда приняли новую конституцию и почему-то император перестал считаться живым богом.

Что касается современного синтоизма, то и в настоящее время в Японии существуют десятки тысяч храмов, где проводятся ритуалы божеств или духов предков. Храмы обычно строят на природе, в красивых местах.

Центральным местом в храме является алтарь, на котором ставится какой-то предмет, в котором находится дух божества. Этим предметом может быть и камень, и часть дерева, и даже табличка с надписью.

А еще в синтоистском храме могут существовать отдельные места для приготовления священной еды, для заклинаний и танцев.

Концепция ками

Чтобы понять концепцию ками, важно стереть предубеждение, вызванное словом бог, ограниченным переводом, который часто используется для слова ками. В синтоизме нет веры в концепцию абсолютного бога, который является создателем как людей, так и природы.Лучше всего было бы процитировать мнение Норинаги Мотоори, ученого конца 18 века, который писал: «Все, что казалось поразительно впечатляющим, обладало качествами совершенства и добродетели и внушало чувство благоговения, называлось ками».  Здесь «качество совершенства» относится к огромной силе, которая имеет большое влияние на многие вещи. Оно находится за пределами человеческих сил или человеческих возможностей и приносит человеку удачу и счастье, но в то же время может принести несчастье или зло

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: