Миклухо-маклай н. н

Антропологические взгляды

В научных и антропологических кругах в течение 1850-1860-х годов было много дискуссий, связанных с изучением человеческие расы и толкование расовых особенностей. Были некоторые антропологи, такие как Сэмюэл Мортон, который пытался доказать, что не все человеческие расы равны, и что «белые люди «были предопределены»естественный отбор «править»цветной » скачки.

Некоторые ученые, такие как Эрнст Геккель, учитель молодого Миклухо-Маклая, отнесли то, что они считали культурно «отсталыми» людьми, такими как Папуасы, Бушменов и другие на роль ‘промежуточные звенья ‘между европейцами и их предками-животными. Придерживаясь Теория эволюции Дарвина Миклухо-Маклай отклонился от этих представлений, и именно этот вопрос привел его к сбору научных фактов и изучению темнокожих жителей Новой Гвинеи. На основе его сравнительно-анатомический исследования, Миклухо-Маклай был одним из первых антропологов, опровергающих полигенизм, мнение, что разные расы человечества принадлежали к разным разновидность.

Ранние годы

Реальная протяженность маршрутов, проделанных этим известным ученым, в современное время наверняка никому не известна. Однако помимо пятнадцати месяцев нахождения среди папуасов у Маклая было большое количество интересных экспедиций. Рискуя жизнью (ведь местные жители могли его съесть), исследователь собрал множество материалов о коренном населении стран Южного полушария, совершив тем самым научный подвиг.

Семья и детство

Маленький Николай родился в 1846 году, это произошло 17 июля в селе Языково, расположенном в Новгородской губернии. Будущий этнограф появился на свет и вырос в дворянской семье, малыш был крещен в храме св. Николая Чудотворца. Его родителей звали:

  • отец — Миклуха Николай Ильич;
  • мать — Миклуха Екатерина Семеновна (в девичестве Беккер).

Происхождение путешественника по отцовской линии связано со знаменитым казацким родом, а по материнской — он потомок Гете и Мицкевича. Отец состоял в должности инженера, обслуживающего железные дороги, и постоянно переезжал с одного места на другое.

В 1856 году Николая Ильича назначили начальником строительства выборгского шоссе. На тот момент глава семейства серьезно болел туберкулезом, однако этот факт его не остановил. Мужчина стал максимально выкладываться на новом рабочем месте, что окончательно подорвало его здоровье.

Миклуха-старший ушел из жизни в возрасте 41 года через несколько месяцев после начала руководства стройкой, на тот момент самому младшему из его пятерых детей было всего лишь два года. Поскольку все свои сбережения семья вложила в акции, несмотря на смерть кормильца, дети все-таки смогли получить достойное образование. К тому же вдова неплохо зарабатывала, оформляя географические карты, это дало возможность приглашать в дом приличных педагогов.

Учеба в гимназии

В 1858 году Николай и его старший брат Сергей начали учебу в третьем классе школы «Анненшуле». Через некоторое время мальчики уговорили мать, чтобы она перевела их в казенную гимназию. С этой целью женщина написала прошение о зачислении братьев в дворянское сословие, что позволял сделать чин ее покойного мужа и их отца.

Николай Миклуха стал учиться во второй гимназии города Петербурга, хорошими оценками юноша похвастаться не мог, так как очень часто пропускал занятия. По этой причине его с трудом перевели в пятый класс. В возрасте пятнадцати лет Николай принял участие в манифестации студентов, в связи с чем был арестован и вместе с братом, а также несколькими товарищами по гимназии помещен в Петропавловскую крепость.

К счастью, подростков выпустили на свободу через неделю: по мнению следственной комиссии, задержание молодых людей произошло по ошибке.

Занятия в университете

В 1863 году Николай, оставив учебу в гимназии, собрался поступать в Академию художеств, но матери удалось его отговорить. В сентябре этого же года юноша оформился вольнослушателем на физико-математический факультет московского университета. Такой вариант допускался без документа об окончании гимназии

В этом учебном заведении молодой человек с головой погрузился в изучение естественных наук, в особенности уделяя внимание физиологии

В 1864 году в университете состоялась сходка, во время которой Миклуха сделал попытку провести в здание своего товарища Суфщинского, с ним он учился в одном классе в гимназии. Оба юноши были задержаны администрацией, после чего Николаю было запрещено посещение занятий не только в конкретном университете, но и во всех учебных заведениях России. Поняв, что сыну не удастся получить высшего образования на родине, Екатерина Семеновна дала согласие на его учебу в Германии.

Пребывание в Германии

В Германии Николай был зачислен в Гейдельбергский университет, там же молодой человек начал принимать участие в политических спорах на тему Польского восстания. Мать Николая всеми силами пыталась убедить сына подальше держаться от политики и заниматься исключительно учебой, чтобы стать хорошим инженером. Однако юноша ее не послушал и одновременно с занятиями математикой регулярно посещал лекции по общественным дисциплинам.

В 1865 году Миклуха перевелся в Лейпцигский университет, где на одном из его факультетов продолжил учебу, желая приобрести специальность управляющего различными видами хозяйств. Прослушав четыре курса, Николай переехал в Йену, там он стал учиться на медицинском факультете, посещая занятия на протяжении трех лет. В процессе учебы молодому человеку посчастливилось стать ассистентом великого немецкого ученого Эрнста Геккеля.

Путешествия Миклухо-Маклая

После окончания обучения Миклухо-Маклай работал на Сицилии, где занимался двумя темами: морфологией губок и анатомией мозга рыб. Здесь он впервые заболел малярией — болезнью, которая будет преследовать его всю жизнь.

Первым путешествием Миклухо-Маклая, предпринятым после окончания обучения, была поездка в 1869 году на побережье Красного моря, где он изучал низших морских животных. Вернувшись в Россию, он привез с собой коллекцию губок, хранящуюся сейчас в Зоологическом музее. В выступлении на II съезде естествоиспытателей в 1869 году он предложил создавать морские биологические станции. Предложение было принято и положило начало созданию Севастопольской биостанции.

В то же время Миклухо-Маклай заинтересовался вопросами антропологии, этнографии, решив заняться исследованиями в малоизученных районах мира, выбрав для этого Новую Гвинею, чему немало способствовала прочитанная им статья А. Петерманна «Новая Гвинея». Представив свой проект экспедиции Русскому Географическому Обществу, Миклухо-Маклай получил одобрение Совета Общества и пособие в размере 1200 руб. В ноябре 1870 года на корабле «Витязь» он отправился к берегам Новой Гвинеи, и 20 сентября 1871 года высадился на берег Кораллового моря у селения Бонга — берег, который вскоре назовут его именем.

Здесь он прожил больше года, живя в хижине на берегу, он занимался антропологическими исследованиями, изучал быт аборигенов, лечил их, высаживал семена привезенных растений, путешествовал по стране, плавал по близлежащим островам и архипелагам. Он быстро выучил местный язык и завоевал авторитет среди папуасов.

В декабре 1872 года на русском клипере «Изумруд» он покинул Новую Гвинею. Следующими пунктами путешествия Миклухо-Маклая в Юго-Восточной Азии стали Филиппины, Индонезия, полуостров Малакка, острова Океании. В 1876 году он вернулся на свой «Берег Маклая», где его встретили те, с кем он прожил больше года во время первого посещения.

Пробыв там почти до конца 1877 года, он отправился в Сингапур, где ему пришлось больше полугода поправлять сильно пошатнувшееся здоровье, приводить в порядок свои коллекции, заниматься написанием книг и статей. Отсутствие средств и слабое здоровье не позволили ему поехать в Россию, и врачи посоветовали ему перебраться в Сидней.

В 1879 году Миклухо-Маклай предпринимает очередное путешествие по Меланезии и Океании, а в 1882 году, после 12 лет странствий, возвращается в Россию. Третье путешествие было предпринято в 1883 году. Посетив «берег Маклая», он отправился в Сидней.

В Россию он вернулся в 1886 году. Появилась идея организовать русскую колонию в Новой Гвинее, с проектом он обратился к императору, но поддержки не получил. В это же время он занимался подготовкой к изданию своих «Путешествий», но завершить эту работу не успел.

Оппозиция рабству

Гуманистические взгляды Миклухо-Маклая привели его к активной кампании против работорговля и против дрозд — осуществляется между островами Меланезии и плантациями в Квинсленд, Фиджи, Самоа и Новая Каледония. В ноябре 1878 г. голландское правительство проинформировало его, что по его рекомендации оно проверяет торговлю рабами на Ternate и Tidore. С 1879 года он написал ряд писем в австралийские газеты и переписался с Сэр Артур Гордон, Верховный комиссар для западной части Тихого океана, по защите земельные права его друзей на побережье Маклая на северо-востоке Новой Гвинеи, а также о прекращении движения в руки и интоксиканты в южной части Тихого океана.

Поминовение

На международном уровне и в науке

Память Николая Миклухо-Маклая научное название древесных пород Новой Гвинеи Путерия маклаяна, в банан разновидность Муса маклая, и в наземная улитка разновидность Canefriula maclayiana которые были одними из видов, которые он открыл. Долгоносик Rhinoscapha maclayi был впервые собран Миклухо-Маклаем, а затем назван в его честь его другом Уильямом Маклеем.

К другим видам, названным в честь Николая Миклухо-Маклая, относятся: Коластомион маклая (оса из Новой Гвинеи), и Dysmicoccus maclayi (щитовка из Новой Гвинеи)

Астероид 3196 Маклай, обнаруженный в 1978 году, назван в его честь.

Маклай — основа главного героя в эсперанто исторический роман Тревора Стила «Сед Нур фрагмент».

Австралия

Морская биологическая станция в заливе Уотсон, построенная и используемая Миклухо-Маклаем, была передана Министерству обороны в 1899 году в качестве бараки за офицеры. В 80-е годы Общество Миклухо-Маклая безуспешно лоббировало превращение центра в историческую достопримечательность в память о научной деятельности Миклухо-Маклая. Сегодня, хотя и принадлежит Sydney Harbour Federation Trust, здание используется как частная резиденция и открыто для посещения только в особых случаях.

Обществу Миклухо-Маклая удалось назвать в его честь парк в Snails Bay (Березовая роща ), недалеко от дома, в котором он жил какое-то время в Сиднее.

Перед домом открыли бюст Миклухо-Маклая. Музей Макли на Сиднейский университет в ознаменование 150-летия со дня его рождения. В Стипендия Маклея Миклухо-Маклая можно получить в Сиднейском университете каждый год.

Папуа — Новая Гвинея

Период, термин Берег Маклая время от времени использовалось для обозначения северо-восточного побережья Папуа — Новая Гвинея. Миклухо-Маклай начал использовать этот термин, определив его как простирающийся на 150 миль между Мыс Круазиль и Мыс Короля Уильяма, и 30–50 миль вглубь страны до гор Мана-Боро-Боро (Горы Финистерре ). Однако сегодня это имя не используется. Участок побережья от мыса Круазиль до Маданга считается частью Северного побережья, залив, в котором расположен Маданг, называется Бухта Астролябия, а побережье от Бухта Астролябия к Саидор это побережье Рай, которое, в свою очередь, дало название Район побережья Рай, электорат, возвращающий депутата в Национальный парламент Папуа-Новой Гвинеи.

В Маданг, Папуа-Новая Гвинея — недалеко от места пребывания исследователя в 1870-х годах — его именем названа улица.

В 2000 г. в Новой Гвинее был установлен памятник. Олег Алиев.[нужна цитата ] В 2013 году памятник в честь Миклухо-Маклая был воздвигнут возле деревни Бонгу в провинции Маданг при финансовой поддержке «Валерии, Ирмы и Валентины Сурин, вождя, сэра Питера Бартера и волонтеров курорта Маданг и друзей Haus Tumbuna». .

Россия

В России есть Институт этнологии и антропологии и улица на Юго-Западе Москвы (где Российский университет дружбы народов расположен) назван в его честь. Районный музей в г. Окуловка, Новгородская область, назван в его честь.

А Речное пассажирское судно класса Хабаров был назван в его честь. На основе Хабаровск, он использовался на Река Амур между 1960-ми и 1990-ми годами.

Есть также его бюст в Севастополь на Крымском полуострове.

Новые публикации

Знай русский! Пять хурм и шесть шаурмей? 23.12.2022

Что общего между хурмой и шаурмой? В кулинарном смысле, пожалуй, ничего, а вот в плане лингвистики эти слова имеют точки соприкосновения. Первое, что их объединяет, – это грамматика.

Не выпасть из языкового гнезда: как в России поддерживают и сохраняют родные языки 22.12.2022

В России существует мощная научная школа, которая изучает преподавание родного языка в условиях двуязычия, способы возрождения языков, находящихся на грани исчезновения. Флагманом этнокультурного образования в России является Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации. И. о. директора института  Лариса Маршева рассказала, какие подходы сегодня существуют в сохранении языков народов России.

Русскоязычные СМИ за рубежом: работаем, несмотря ни на что 22.12.2022

На днях в Стамбуле прошёл медиафорум русскоязычных зарубежных и российских СМИ, на котором говорили о наиболее острых вызовах, стоящих перед русскоязычными СМИ Европы и других регионов мира. Как живут и выживают в нынешних условиях СМИ наших соотечественников за рубежом?

Из учителей – в кассиры: как Эстония ликвидирует русские школы 21.12.2022

Правительство Эстонии утвердило план ликвидации русских школ. Уже через полтора года от русского откажутся в начальных классах, полностью образование перейдёт на госязык в 2033 году. Чиновников не смущает, что уничтожение русских классов противоречит конституции страны, грозит стрессом детям и безработицей опытным педагогам.

Каким народам советская власть подарила свою письменность 21.12.2022

Только в России сегодня существует почти 160 родных языков, из них 37 государственных. И эта гордость многоязычия есть у нас благодаря мудрой языковой политике Советского Союза. Все подробности о языках живущих и вымирающих знает знаменитый лингвист, академик РАН Владимир Алпатов. С ним мы говорим о том, как создавались новые алфавиты для малых народов и за что в СССР могли арестовать киевского профессора.

Глобализация подошла к концу. Как это сказывается на языке? 21.12.2022

Три тренда определились в ходе III Международного лингвистического саммита, который прошёл в Казани. Первый – на смену глобализации идёт регионализация, и это отразится на развитии языков народов России. Второй – интерес к чтению падает, и это также сказывается на состоянии родных языков, особенно малочисленных народов. И третий тренд – цифровая трансформация лингвистики, что также отражается в языке.

Знай русский! Как согласовывать сложносоставные слова 20.12.2022

Сливочный или сливочное торт-мороженое, центральная или центральное кафе-кондитерская? Ещё одна грамматическая загадка великого и могучего. Как верно согласовать определение и сложносоставное слово, компоненты которого разного рода?

Воинствующая русофобия – мейнстрим, с которым надо бороться 19.12.2022

После начала в феврале 2022 года специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины тенденция к росту нарушений прав россиян со стороны стран Запада приобрела характер ускоренной эскалации. Преследования по принципу гражданства, языка и национальности, единичные в предыдущие годы, стали массовыми.

Краткая биография

Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился 17 июля 1846 года в селе Рождественском Новгородской области. Его дата рождения выбрана днем этнографа в России.

Существует мнение, что у исследователя были родственники иностранцы, отсюда и двойная фамилия. Однако это неверно. Фамилия Миклухо принадлежала роду казаков.

Миклухо-Маклаи ведут свой род от шотландского барона Маклэя, плененного казаками Богдана Хмельницкого в битве при Желтых Водах.

Этнограф взял вторую часть фамилии для подписи первой публикации в 1868 г.

Журналисты и ученые при жизни этнографа отзывались о нем противоречиво. Многие считали его открытия и экспедиции незначительными. Лев Толстой, однако, думал по-другому. Писатель признавал большой вклад антрополога в исследовании папуасов.

Годы жизни

Начиная с 1864 и заканчивая 1868 он учился в университете. Через год путешествовал по Красному морю для исследований. С 1870 по 1872 был на территории Новой Гвинеи.

Год спус тя отправился к Филиппинам, в Индонезию. С 1874 по 1875 посещал Малакку, исследовал население. Далее был на островах Океании.

С 1877 г. по 1882 г. Николай Николаевич работал в Австралии. Путешествовал в 1879 г. по островам Меланезии, Новой Гвинеи.

В 1882 г. ученый вернулся на родину. И был удостоен золотой медали за проведенные им исследования.

Через год выступил со своими работами в европейских странах, затем снова отправился в Австралию и работал там в 1886 году.

Затем он приехал в Россию. А 14 апреля 1888 года умер в Петербурге.

Семья

Будущий антрополог родился в простой семье. Отец ученого — Николай Ильич Миклуха — занимался железными дорогами. Мать — Екатерина Семеновна Беккер — дочь героя Отечественной войны 1812 года. Семья имела дворянские корни в лице прадеда антрополога.

Когда Николаю было 12 лет, семья переехала жить в Санкт-Петербург. Ученый во время работы в 1884 году женился на Маргарет Кларк. Она была из семьи Дж она Робертсона, влиятельного и уважаемого политика Австралии.

Исходя из того, что невеста исповедовала протестантство, этнографу понадобилось разрешение на бракосочетание. Его дали представители власти России. В этом же году родился сын Александр Нильс. Через год появился еще один ребенок — Владимир Аллен.

Образование

В школе мальчик учился довольно плохо, пропускал уроки. Это было связано и с нежеланием учиться, и с проблемами со здоровьем. Хорошая оценка была только по французскому языку. В четвертом классе оставался на второй год.

По поводу отмены Крепостного права в 1861 году проводилась манифестация. Ученый и его брат участвовали в ней, из-за чего оказались заключенными. В итоге путешественник решил не возвращаться в гимназию.

В Санкт-Петербурге Николай Николаевич был вольным слушателем в университете. Позже уехал в Германию. В 1864 г. учился в Гейдельбергском университете. Годом позже он уже осваивал медицину в Лейпцигском университете. Спустя такое же время жил и учился в Йене на аналогичном факультете и занимался изучением сравнительной анатомии животных . В 1868 г. окончил учебу.

Исследование краткой биографии показало, что географ родился в России. Прилежным поведением и достижениями в учебе он не отличался. Однако желание путешествовать и исследовать живую природу привело к дальнейшим открытиям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: