Экспедиция Колумба
Христофор Колумб родился в Генуе в 1451 году. Как и множество его сограждан, он стал мореплавателем, также он работал картографом. Бывал в Африке, Англии, Ирландии и Исландии. Колумб собирал карты, сведения о морских путях и открытиях. В 1470—1480-е европейцы, прежде всего португальцы, искали пути в богатую Азию для торговли. Они стремились обогнуть Африку. Но некоторые географы смотрели на запад.
В то время было уже известно, что Земля имеет форму шара. Это знали ещё древние греки, в том числе знаменитый Пифагор. Католическая церковь не возражала против этих представлений, и только жуткие невежды думали, что Земля плоская. Идея шарообразности Земли сама по себе означала, что, плывя на запад, можно достичь Азии. Вопрос был в расстоянии — преодолимо ли оно?
Колумб стремился прояснить этот вопрос, изучал труды других путешественников. Например, в книге космографа начала 15-го века Пьера д’Айи утверждалось, что Атлантический океан узкий и его можно преодолеть за несколько дней. Колумб соглашался: ему казалось невозможным, что океан покрывает половину Земли. Мореплаватель переписывался с эрудитом и географом Паоло Тосканелли. Один из умнейших людей своего времени, тот считал, что западный путь в Китай вполне возможен. Тосканелли отправил Колумбу свою карту с комментарием: «Я уверен, что это путешествие не столь сложно, как считают». Это убедило мореплавателя, что расстояние до Азии не столь велико, как принято думать.
Карта Тосканелли, 1474 г. (de.wikipedia.org)
В 1481 году Колумб составил план плавания на запад. Но нужно было убедить кого-то профинансировать экспедицию. Его первое путешествие 1492−1493 гг. оценивалось в 2 млн испанских мараведи. Для сравнения, обычному человеку тогда хватило бы 8−10 тыс., чтобы жить в течение года.
Колумб пытался найти помощь в Португалии, но получил отказ, так как королевская комиссия решила, что расстояние больше, чем думали Колумб и Тосканелли, и что ни одна экспедиция не сможет иметь достаточно припасов и дисциплины, чтобы преодолеть такое огромное морское пространство.
Паоло Тосканелли. (gettyimages.de)
Тогда Колумб отправился в Испанию. В 1486-м ему удалось добиться встречи с монархами Изабеллой и Фердинандом. Но разговор сложился неудачно. То ли Колумб слишком яро выступал, то ли чересчур высокой награды требовал в случае успеха, неизвестно, но монархи отнеслись к нему очень скептически. К тому же, шла война с Гранадой — последним государством мавров на Пиренейском полуострове, и испанцы не были готовы разбазаривать казну на авантюрные проекты. Однако монаршая чета согласилась созвать специалистов для анализа расчётов Колумба.
Учёные рассматривали проект несколько месяцев и тоже пришли к выводу, что Колумб недооценивает расстояние до Азии. Коммисия заявила, что сомневается в успехе предприятия.
Желанная Азия и правда была гораздо дальше, чем обещал мореплаватель. Никто не знал, что на полпути к ней окажутся два континента. Почти что в том месте, в котором Тосканелли предполагал расположение Японии (Чипангу), Колумб и открыл Карибские острова. Если бы Христофор понял ошибочность своих расчётов, он и сам бы не решился на плавание — в долгом пути портилась еда (а главное — вода), и команда могла потерять дисциплину, опасаясь никогда не вернуться.
Христофор Колумб
Прежде чем узнать корабли, на которых Колумб совершил свое легендарное плавание, стоит вспомнить величайшего мореплавателя.
Христофор Колумб родился в 1451 году в Генуэзской республике. Ученые особенно спорят о его национальности. Сам Кристофер считается испанским мореплавателем, так как испанцы снаряжали его экспедицию. Однако в разных источниках его называют итальянцем, каталонцем и даже евреем, принявшим христианство.
В любом случае Колумб был незаурядным человеком, что дало ему возможность получить достойное образование в университете итальянского города Павия. После учебы Кристофер стал часто плавать. Чаще всего он участвовал в морских коммерческих экспедициях. Возможно, именно из-за своей страсти к морским путешествиям в возрасте девятнадцати лет Колумб женился на дочери известного мореплавателя Донья Фелипе де Палестрелло.
Когда будущему первооткрывателю Америки исполнилось двадцать три года, он начал активно переписываться со знаменитым флорентийским ученым Паоло Тосканелли, который подсказал ему идею путешествия в Индию через Атлантический океан.
Произведя свои расчеты, Христофор Колумб убедился в правоте своего друга по переписке. Поэтому в ближайшие несколько лет он представил туристический проект самым богатым людям Генуи. Но они этого не оценили и отказались финансировать.
Разочарованный соотечественниками, Колумб предлагает организовать экспедицию к королю Португалии, а затем к знати и духовенству Испании. Однако шли годы, а на проект «Колумбус» никто не выделял средств. В отчаянии штурман даже обратился к британскому королю, но тщетно. И даже когда она собиралась переехать во Францию и попытать счастья там, королева Испании Изабелла пообещала профинансировать экспедицию.
Триера – высшее достижение кораблестроения Древней Греции
Триера почти сразу после появления стала главной ударной силой греческого флота. Её боялись враги, которые не раз сталкивались с ней в бою.
Первая триера (лат. трирема) была построена около 650 г. до н.э. в Коринфе Амейноклом. Название корабль получил за три ряда вёсел. Длина триеры колебалась от 35 до 45 метров, а ширина — от 5 до 6 метров.
Общее количество вёсел на таком судне могло достигать 170. Вёсла размещались в 3 ряда: на верхнем ряду было 62 весла, а на среднем и нижнем — по 54. Вёсла второго и третьего ярусов двигались на уключинах, первого -проходили сквозь люки в бортах. Вёсла имели одинаковую длину, и лопасти всех ярусов достигали воды, хотя и входили в неё под разными углами.
Древнегреческий военный корабль — Триера
Экипаж состоял из 200 человек, где кроме гребцов, были 20 матросов и 12 солдат (гоплитов и лучников).
- Самые сильные гребцы — траниты — размещались на верхней палубе;
- гребцов среднего ряда называли зигитами;
- нижним ярусом правили таламиты.
Скорость триеры на вёслах составляла 7 — 8 узлов (14,8 км/час), но все три ряда вёсел работали только во время боя.
Поворотливость триеры обеспечивалась двумя широкими рулями в виде двух вёсел, по одному с каждого борта.
На носу располагался таран, обитый бронзой. Над ним могли размещаться железные рогатины для разрушения надводной части борта вражеского судна.
Основными преимуществами триер были их более высокая скорость и многочисленный экипаж, что позволяло быстро настигать корабли противника и вести наступательную тактику в бою.
Вечнозеленый рай
Сегодня Байона представляет собой популярный туристический городок со средневековым историческим центром, живущий в основном за счет рыболовства и туризма. Красота природы и мягкий климат делает это место привлекательным для многих. В пик туристического сезона двенадцатитысячное население увеличивается в несколько раз – до 45 тысяч. Здесь расположено множество гостиниц, маленьких и больших, дорогих и не очень. Бесконечная череда баров и маленьких ресторанчиков, где всегда можно за небольшую плату насладиться свежайшими деликатесами.
Основные блюда – рис с омаром (bogavante), сибас в соли (lubina en sal), различные морепродукты ночного улова в сопровождении знаменитых вин Галисии – альбариньо. Кроме того, в этих местах, как и везде на севере Испании, готовят отличное мясо с кровью и жареные маленькие зеленые перцы – лос-падронес (los padrones).
Для любителей пляжного отдыха здесь есть четыре километра пляжей, покрытых тончайшим белым песком. Самый известный из них – Прайя Америка (Praia America).
В порту можно заняться различными водными видами спорта. В городе проводятся соревнования яхт, которые участвуют в кругосветных плаваниях.
С 1974 года 1 марта в Байоне – официальный праздничный день, называемый «Ла-Аррибада» (La Arribada) в честь прибытия «Пинты». Каждый год в первые выходные марта проводятся различные мероприятия. Жители организуют театрализованную высадку моряков с «Пинты», устраивают танцы и гулянья в традиционном стиле.
В 1993 году Старый город Байоны был объявлен историко-культурным наследием.
Поиск пути на Восток
Европа закупала на Востоке пряности, благовония, жемчуг, драгоценные камни, шелк с давних времен, но к XIV веку связи этих двух регионов усложнились. Караванные пути, ведущие в Китай через Центральную Азию, стали небезопасными после начала распада империи Моголов. Одновременно и торговые маршруты, проходящие через Ближний Восток и Средиземноморское побережье, оказались под контролем Османской империи. Последняя регулярно воевала с европейскими державами, а в мирные времена собирала огромные пошлины с транзита товаров.
Восточные товары за время долгого и опасного пути и так увеличивали свою стоимость в несколько раз, а турецкие пошлины и риски купцов и вовсе делали их непомерно дорогими. Однако несмотря на цену, в Европе расширялся круг потребителей, как и количество желающих заняться прибыльной дальней торговлей.
Еще одной проблемой стала нехватка средств платежа — своих месторождений металлов в Европе не хватало, поэтому поиск территорий с дешевым золотом для отливки монет стало насущной необходимостью. К тому же золото веками уходило на Восток, потому что кроме него Европа мало что могла предложить Индии и Китаю. Таким образом, от поиска новых линий коммуникаций с Азией в обход османских владений зависело экономическое благосостояние Европы.
К тому времени она обладала достаточным уровнем технического и научного развития, чтобы предпринимать морские экспедиции в сторону Атлантики и Индийского океана. Существовали достаточно точные навигационные приборы, на верфях строились маневренные и прочные каравеллы, а математика и астрономия помогали морякам ориентироваться даже вдали от берегов.
Теория шарообразной Земли в то время была очень популярной, но расположение и размеры континентов европейцы представляли плохо. Они достаточно хорошо знали конфигурацию берегов Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, но все, что было за этими границами, оставалось под мраком слухов и легенд. Впрочем, идея о возможности попасть в Азию через Атлантику не давала покоя европейским правителям и заставляла финансировать рискованные экспедиции.
Биография
Христофор Колумб – средневековый мореплаватель, открывший Саргассово и Карибское моря, Антильские, Багамские острова и Американский континент для европейцев, первым из известных путешественников, переплывший Атлантический океан.
По разным свидетельствам, Христофор Колумб родился в 1451 году в Генуе, на территории нынешней Корсики. Шесть итальянских и испанских городов претендуют на право зваться его родиной. О детстве и юности мореплавателя достоверно неизвестно практически ничего, так же смутно и происхождение семейства Колумбов.
Некоторые исследователи называют Колумба итальянцем, другие считают, что его родители были крещеными евреями, марранами. Это предположение объясняет невероятный по тем временам уровень образования, которое получил Христофор, выходец из семьи обычного ткача и домохозяйки.
Согласно некоторым историкам и биографам, Колумб до 14 лет учился на дому, при этом имел блестящие познания в математике, знал несколько языков, включая латынь. У мальчика было три младших брата и сестра, и все они обучались приходящими учителями. Один из братьев, Джованни, умер еще в детстве, сестра Бьянкелла выросла и вышла замуж, а Бартоломео и Джакомо сопровождали Колумба в его странствиях.
Скорее всего, Колумбам посильную помощь оказывали собратья по вере, богатые генуэзские финансисты из марранов. С их помощью юноша из небогатой семьи попал в университет города Падуя.
Великий путешественник Христофор Колумб
Будучи образованным человеком, Колумб был знаком с учениями древнегреческих философов и мыслителей, изображавших Землю шаром, а не плоским блином, как считали в Средневековье. Однако такие мысли, как и еврейское происхождение во времена инквизиции, которая свирепствовала в Европе, следовало тщательно скрывать.
В университете Колумб сдружился со студентами и преподавателями. Одним из его близких приятелей стал астроном Тосканелли. По его расчетам выходило, что до заветной Индии, полной несметных богатств, гораздо ближе плыть в западном направлении, а не в восточном, огибая Африку. Позже Христофор провел собственные расчеты, которые, будучи неверными, подтвердили гипотезу Тосканелли. Так родилась мечта о западном путешествии, и ей Колумб посвятил всю жизнь.
Еще до поступления в университет четырнадцатилетним подростком Христофор Колумб испытал тяготы морских странствий. Отец устроил сына на одну из торговых шхун для обучения искусству навигации, навыкам торговли, и с этого момента стартовала биография Колумба-мореплавателя.
Портрет Христофора Колумба
Первые плавания Колумб в должности юнги совершил по Средиземному морю, где пересекались торгово-экономические пути между Европой и Азией. При этом о богатствах и золотых россыпях Азии и Индии европейские купцы знали со слов арабов, которые перепродавали им чудесные шелка и пряности из этих стран.
Юноша слушал необычайные истории из уст восточных купцов и воспылал мечтой достичь берегов Индии, дабы найти ее сокровища и разбогатеть.
Гонки чайных клиперов
Состоятельные англичане платили большие деньги за свежий чай, поэтому американские чайные клиперы на этих рейсах заработали целое состояние! Однако их гегемония продолжалась недолго. С первого же парусного клипера, пришедшего с грузом в британский порт, «сняли мерки», и вскоре легендарные парусники стали строить на английских и шотландских верфях. Здесь были спущены на воду знаменитые Ариэль, Тайпин, Титания, Фермопилы и Катти Сарк — единственный чайный клипер, дошедший до наших дней.
Вскоре доставка чая превратилась в азартное мероприятие — ежегодные гонки чайных клиперов. В началу сезона сбора чая парусники приплывали к побережью Китая. Как только товар оказывался в трюмах, чайные клиперы отправлялись в настоящую регату, занимавшую 80–100 дней. Первому кораблю, пришедшему с грузом в Британию, предлагалось щедрое дополнительное вознаграждение.
Гонка клиперов Ариэль и Тайпин
Гонки чайных клиперов стартовали в 1859 году и продолжались вплоть до 1872 года. Ежегодно в них принимали участие с десяток кораблей. Достаточно быстро в Британии развился огромный тотализатор, принимающий ставки на результаты регаты. По популярности эти морские гонки превзошли даже традиционный для Англии конный спорт. Благодаря быстроходным парусникам люди вмиг проигрывали целые состояния или могли запросто разбогатеть.
Сами регаты чайных клиперов были необычайно захватывающие, а некоторые проигрыши — крайне драматичны. Например, в Большой чайной гонке 1866 года, где участвовали 16 парусников, победил клипер Ариэль, а его ближайший преследователь Тайпин зашел в порт всего на 10 минут позже. К слову, знаменитый Катти Сарк в гонках показывал себя не лучшим образом: его наивысшим результатом стало третье место в 1871 году.
Клипер Катти Сарк
Яблоко раздора
История Байоны берет свое начало в 140 году до н.э., когда в укромной гавани было основано маленькое поселение, получившее название Стузиана. В последствии его сменили на Аборию, Бальсайю, Эрисану и, в конце концов, остановились на нынешнем имени.
На протяжении своей истории город переходил из рук в руки разных завоевателей. Сначала это были римляне. В 60 году до н. э. для покорения свободолюбивого поселения сюда прибыл сам Юлий Цезарь. До нас дошли слова гордых предков современных жителей Байоны: «Наши отцы не оставили нам золота и серебра, чтобы купить свободу, но оставили железо, чтобы защитить ее!».
Затем сюда приходили вестготы во главе с королем Рекаредо, потом арабы, после них испанцы вернули себе эту часть побережья. Все же через два века здесь снова обосновались мусульмане, которые окончательно были изгнаны с этой территории в XII веке. Но на этом череда завоеваний не заканчивается. В XIV веке город побывал под властью британского герцога Ланкастера. В 1533 году Байона подверглась атаке 56 кораблей, принадлежащих французскому флоту, а в 1585 году форт пытался захватить английский пират Френсис Дрейк. XVII и XVIII века были периодом постоянных атак на Байону, которая являлась главным портом в южной части Галисии и северной Португалии и самым труднодоступным для сражений местом.
Удержать Индию
Теперь перед португальцами встала задача закрепиться в Южной Азии. В 1500 году туда была отправлена флотилия из 13 кораблей под командованием Педру Алвариша Кабрала (на пути в Индию флотилия слишком уклонилась на запад и случайно открыла Бразилию), которому было поручено заключить с местными раджами торговые договоры. Но, как и большинство португальских конкистадоров, Кабрал знал только дипломатию пушек. Прибыв в Каликут (главный торговый порт на западе Индии, ныне Кожикоде), он начал с того, что навел орудия на город и потребовал предоставить заложников. Только когда последние оказались на борту каравеллы, португальцы сошли на берег.
Однако торговля у них пошла плохо. Индия — это не дикий Берег Слоновой Кости: качество местных изделий было куда выше португальских (позже португальцы начнут закупать товар нужного качества в Голландии и тем самым сильно поспособствуют усилению своих будущих конкурентов). В результате раздраженные заморские гости пару раз силой заставили индийцев взять товар по назначенной цене. В ответ жители Каликута разгромили португальский склад.
Тогда Кабрал повесил заложников, сжег все индийские и арабские корабли, стоявшие в гавани, и обстрелял из орудий город, убив более 600 человек. Затем он увел эскадру в города Кочин и Каннур, правители которых враждовали с Каликутом. Загрузившись там пряностями (взятыми в долг под угрозой потопления стоявших в гавани кораблей), Кабрал двинулся в обратный путь. По дороге он разграбил несколько арабских портов в Мозамбике и летом 1501 года вернулся в Лиссабон. В том же духе прошла и снаряженная годом позже вторая «дипломатическая» экспедиция, которой руководил Васко да Гама.
«Слава» португальцев быстро разнеслась по всему Малабарскому побережью. Теперь утвердиться в Индии Лиссабон мог уже только силой. В 1505 году Мануэл I учредил должность вице-короля Португальской Индии. Первым занял этот пост Франсишку Алмейда. Он руководствовался принципом, изложенным им в письме королю. Стремиться, по его мнению, нужно было к тому, «чтобы вся наша сила была на море, потому что если там мы будем сильны, Индия будет наша… а если на море мы сильны не будем, мало толку нам будет и от крепостей на суше».
Ошибка Колумба
Комиссия сообщила Колумбу: когда война с Гранадой будет выиграна, монархи, может быть, выделят средства. Тогда Колумб вернулся в Лиссабон и вновь получил отказ. Хотя своим упорством он всё-таки заронил сомнения в головах скептиков. Король Жоан отказывал теперь скорее самому Колумбу, нежели его идеям. Веря, что экспедиция принесёт огромные прибыли, мореплаватель требовал немалую долю и пост губернатора открытых земель.
Тогда Жоан решил использовать идеи, отказавшись от самого автора. Вместо Колумба он снарядил другого путешественника и отправил две каравеллы на запад. Они отплыли с Азорских островов и пропали без вести. Позднее, в 1488 году, Бартоломеу Диаш обогнул южную оконечность Африки. После этого планы Колумба найти путь на западе потеряли в глазах Жоана актуальность.
Свадебный портрет короля Фердинанда и королевы Изабеллы. Неизвестный автор. (wikimedia.org)
Христофор хотел обратиться также к Англии и Франции, но пока что вернулся в Испанию. Ему удалось встретиться ещё раз с королевой Изабеллой. Настойчивость и обаяние мореплавателя сыграли свою роль. После этой встречи он уже полагал, что, когда падёт Гранада, ему помогут. Оставалось ждать. А когда королева узнала, что в Испании Колумб уже нашёл богатых друзей, вроде герцога Мединасели, готового ему помочь, она вновь вызвала мореплавателя к себе.
Летом 1491 года Колумб прибыл к монархам в лагерь под стенами Гранады, в разгар последних дней Реконкисты. Момент оказался неудачным, королева шла на попятную. Её можно было понять: самый простой способ дать Колумбу деньги на тот момент — заложить свои драгоценности (корона уже была в долгах из-за войны).
Отчаявшись, в октябре Колумб решил уехать во Францию. Уже десять лет он искал средства на плавание, и каждый раз ему то отказывали, то кормили завтраками. Он отправился в любимый им монастырь Ла-Рабида, где у него было немало друзей, чтобы попрощаться. Там оказался и Фрай Хуан Перес, бывший духовник королевы. Он ей написал, что она вот-вот навсегда упустит путешественника. Тогда Изабелла отправила Колумбу деньги для поездки к ней в Андалусию. И он снова поехал, и снова выступал перед комиссией, и снова ждал вердикта.
Колумб присягает королеве Изабелле. В. Брожик, 1884 г. (wikimedia.org)
Комиссия собралась вновь. Многолетние сомнения монархов разрушил арагонский казначей Луис Сантанхель, сказав, что риск не так уж велик, если Колумб потерпит неудачу. А вот если он добьётся успеха при помощи другого монарха, это будет поражение Испании. Все имевшиеся при дворе сторонники Колумба также высказались в его поддержку. И королева, наконец, согласилась.
17 апреля 1492 года монархи подписали договор с Колумбом. Он стал «адмиралом Океана» и «всех островов и континентов», которые откроет, вице-королём и губернатором новых земель с наследным правом на эти титулы. Также мореплаватель получил право на 10% всего ценного, что он найдёт. Вскоре деньги были собраны, а для экспедиции подготовили три корабля.
За полтора часа до рассвета 3 августа 1492 года путешествие началось. 90 человек на кораблях «Пинта», «Нинья» и «Санта-Мария» вышли из порта Палоса. Они собирались открыть путь в Индию (в команде был даже переводчик восточных языков), но им предстояло сделать куда более выдающееся открытие.
«Санта Мария», «Нинья», «Пинта»
Особенная гордость жителей маленького городка – это то, что именно их предки первыми в Старом Свете узнали об открытиях Христофора Колумба.
1 марта 1493 года сюда пришвартовалась одна из трех каравелл («Санта Мария», «Нинья», «Пинта»), на которых отважный Христофор Колумб отправился в свое рискованное плавание. Вернулась только «Пинта». На обратном пути из Нового Света страшный шторм отбросил ее в порт Байоны. Судном командовал Мартин Алонсо Пинсон, за штурвалом стоял Христофор Гарсия Сармиенто, уроженец Байоны.
Эта знаменательная дата запечатлена во многих местах в виде памятных табличек, скульптур, монументов и названий. Поэтому волей-неволей все туристы легко запоминают эти «магические» и важные цифры для каждого местного жителя. Кроме того, в гавани стоит точная копия легендарного корабля, дважды пересекшего Атлантику. Поражают воображение его размеры, крошечные для покорения громадных океанических волн. Туристы имеют возможность убедиться в этом: подняться на борт каравеллы, спуститься в трюм и своими глазами увидеть, в каких условиях отважный мореплаватель вместе со своей командой совершил опасное авантюрное путешествие. Вход платный.
Закат эпохи чайных клиперов
Популярность чайных клиперов также быстро сошла на нет, как и возникла. С 1860 годов морские просторы начали бороздить пароходы. Если сначала по грузоподъемности и скорости они уступали «летающим» чайным клиперам, то вскоре промышленный прогресс позволил сравнять их возможности. Пароходы также научились проделывать расстояние от Китая до Британии за 80 дней. Более того, в отличие от парусных клиперов, ход которых зависел от погодных условий и ветров, пароходы были более стабильным транспортом: они прибывали в порты назначения по расписанию.
На протяжении нескольких лет владельцы чайных клиперов поддерживали легенду, будто чай в трюмах пароходов пропитывается дымом и приплывает в Британию не в лучшем состоянии. Однако после проведения открытой дегустации, где сравнивали чай с пароходов и клиперов, эксперты утвердили отсутствие разницы между ними. Окончательным ударом для чайных клиперов стало открытие в 1869 году Суэцкого канала. Парусные корабли не могли лавировать в этом узком проходе, а для пароходов это не составляло труда. В итоге пароходы еще больше сократили время доставки грузов из Азии в Европу и стали главным морским транспортом в мире.
Путешествия Колумба[править]
Первая экспедицияправить
3 августа 1492 года флагманский корабль «Санта Мария» и каравеллы «Нинья» и «Пинта» экспедиции Христофора Колумба вышли из Палос-де-ла-Фронтеры в открытое море. Каравеллами командовали их владельцы братья Мартин Алонсо Пинсон и Висенте Яньес Пинсон. После внезапной поломки мачты на каравелле «Пинта» на третий день путешествия экспедиция была вынуждена остановиться на месяц на Канарских островах. 6 сентября после починки экспедиция двинулась дальше. В бортовом журнале, который в достаточно хорошем состоянии сохранился до наших дней, Колумб отмечал, что путешествие было чрезвычайно тяжелым. Не раз на кораблях возникала опасность бунта матросов, беспокойно вели себя скептические офицеры и даже сам капитан каравеллы «Пинта» выступал инициатором интриг.
12 октября моряки увидели неизвестную землю. На следующий день Колумб высадился на небольшом острове, который он назвал Сан-Сальвадор (это один из Багамских островов). На острове испанцы встретили местных жителей, это были араваки — народ, который вскоре погиб.
28 октября Колумб высадился на северо-востоке Кубы. 6 декабря был открыт остров Гаити, которому за красоту и схожесть с Испанией Колумб дал название Эспаньола.
25 декабря «Санта-Мария» села на рифы. Из обломков корабля на Эспаньоле построили форт. Колумб оставил здесь 39 моряков, а сам 16 января 1493 года повел два уцелевших корабля в Испанию, куда экспедиция прибыла 15 марта.
Вторая экспедицияправить
Вторая экспедиция Колумба (1493-96) состояла уже из 17 кораблей (флагман — «Мария-Галанте») и насчитывала 1500—2500 человек. Среди них были не только моряки, но и монахи, чиновники, придворные. С собой везли домашний скот, виноградную лозу, семена.
В ходе экспедиции была полностью подчинена Эспаньола, основан город Санто-Доминго. Началось открытие Малых Антильских островов, открыты острова Пуэрто-Рико и Ямайка, исследовано южное побережье Кубы.
Третья экспедицияправить
На третью экспедицию (1498—1500) средств было мало, и Колумб вывел в путешествие только 6 небольших кораблей и около 300 человек команды.
Был открыт остров Тринидад, а также часть побережья материка Южной Америки близ устья реки Ориноко. Однако в ходе экспедиции Колумб был отстранен от командования и переправлен в Испанию.
Четвёртая экспедицияправить
В ходе малочисленной четвёртой экспедиции (1502-04) Колумбу удалось достигнуть берегов Центральной Америки в районе современных Белиза и Гондураса.
Путь через Тихий океан
21 октября корабли добрались до южной оконечности Америки и искомого пролива. Участники экспедиции дали названия Огненной Земле и Патагонии, а юго-западный проход позднее получил имя самого Магеллана.
Плавание по незнакомому проливу было опасным — с востока дули штормовые ветры, а грунт плохо держал якоря. Магеллан потерял еще одно судно, «Св. Антоний», но на этот раз причиной было дезертирство — корабль ушел в разведку и не вернулся. Через полгода он причалил в порту Севильи, а вся команда была арестована.
28 ноября 1520 года флотилия, уменьшившаяся до трех кораблей, вышла на просторы Южного моря и несколько недель плыла вдоль побережья. Вероятно, Магеллан хотел убедиться, что Америка не смыкается с Азией, а также искал попутные юго-восточные ветра.
Примерно в конце декабря корабли повернули в открытые воды. Экспедиции удивительно повезло — за те три месяца, пока моряки пересекали океан, они не увидели ни одной бури, поэтому впоследствии назвали его Тихим. Впрочем, плавание не было легким — припасов катастрофически не хватало, началась эпидемия цинги, унесшая жизни 19 человек.
В марте 1521 года мореплаватели достигли первых островов, названных Магелланскими. Через некоторое время экспедиция открыла еще один архипелаг, который через двадцать лет был назван Филиппинами в честь короля Испании Филиппа II. На этих островах Магеллан и погиб — он хотел закрепиться на новооткрытых землях и вмешался в местные междоусобицы, во время одной из которых 27 апреля 1521 года был убит туземцами. Судьба его останков осталась неизвестной.
Уже через четыре дня на экспедицию вновь напали местные жители, убив 20 или 30 человек, что, вероятно, стало следствием бесчинств оставшихся без контроля моряков. Корабли вынуждены были спешно выйти в открытое море, хотя нуждались в ремонте, не успели погрузить воду и продовольствие, не смогли взять на борт местных, способных указать путь.
В экспедиции осталось около 150 человек, многие из них были ранены и больны. В таком составе справиться с управлением тремя кораблями было слишком сложно, поэтому один из кораблей сожгли, сняв предварительно груз.
Память[править]
Иллюстрация к действиям солдат Колумба по книге Бартоломе де Лас Касас, «Brevísima relación de la destrucción de las India». 1552.
Колумбу поставлено много памятников, о нём снято много фильмов, написано картин и т. д. Некоторые горда носят его фамилию. Его фамилию носит киностудия Коламбия Пикчерс, а также астероид «(327) Колумбия», открытый в 1892 году, Шаттл Колумбия, модуль МКС Коламбус.
В честь Христофора Колумба (по-испански Кристобаля Колона) была названа валюта Сальвадора — сальвадорский колон. На всех без исключения выпущенных купюрах всех годов выпуска и всех номиналов на оборотной стороне помещался портрет молодого либо пожилого Колумба.
Вальядолид. Где закончился путь
Из Андалусии переместимся в самое сердце Кастилии, в город, где завершился жизненный путь Христофора Колумба. Вальядолид известен как старинная столица Испанской империи, здесь тайно венчалась та самая королевская чета – Изабелла и Фердинанд, с которыми неразрывно теперь связано имя Колумба.
Фото: PxHere
Город давно не столичный, однако размах никуда не делся: архитектурное великолепие дворцов и соборов привлекает тысячи туристов. Именно здесь настоящий пир духа для ценителей уникального стиля исабелино: слияния готики и раннего Возрождения с мавританскими традициями. Тончайшее каменное кружево со множеством тщательно вырезанных деталей украшает фасады и придает городу неповторимое очарование.
Колумб провел в Вальядолиде последние годы жизни. Дом, в котором он обитал, не сохранился, но нельзя же было просто взять и махнуть рукой. Сюда приезжают ценители творчества Сервантеса, значит, приедут и почитатели Колумба.
Здание восстановили в XX веке. К нему позднее был пристроен корабельный корпус, имитирующий каравеллу. Там и расположился музей Колумба, где можно посмотреть многочисленные исторические документы и свидетельства четырех экспедиций к американским берегам, предметы быта, посуда и орудия труда коренных народов Америки, модели парусных кораблей, древние навигационные инструменты, книги по мореходному делу. А во внутреннем дворе установлена копия каравеллы «Санта-Мария» — флагмана первой экспедиции.
Дом-музей Колумба в начале XX века (фото Fundación Joaquín Díaz) и сегодня (фото Spain Info); карта, предположительно созданная Христофором Колумбом (фото La Bibliothèque nationale de France) и другие экспонаты
Не зная предыстории дома, сложно догадаться, что это на самом деле новодел. Да и кого это волнует, если даже нет точных свидетельств того, что именно тут в 1506 году скончался великий путешественник. Да и причина смерти Колумба точно не установлена: то ли длительная болезнь, подхваченная в тропиках, доконала его, то ли сердечный приступ. Главное, что в Вальядолиде сохранилась атмосфера той эпохи, а местные жители тщательно охраняют свои легенды.
Корабль Колумба «Санта-Мария»
За исключением портрета великого мореплавателя, внешний вид его первых трех кораблей не сохранился. Описания кораблей Колумба, как и их рисунки, довольно приблизительны и составлены со слов выживших очевидцев много лет спустя или по предположениям ученых.
Принято считать, что «Санта-Мария» представляла собой небольшую трехмачтовую одно-мостовую каркасную башню. Предполагается, что длина корабля составляла до 25 м, а ширина — до 8 м. Водоизмещение около 1200 тонн. Корабельный трюм имел глубину 3 метра, а на палубе находилась двухуровневая пристройка, в которой располагались каюты и туалеты. На танке была треугольная площадка.
«Санта-Мария» (корабль Колумба) был оснащен несколькими пушками разного калибра, предназначенными для стрельбы каменными ядрами. Интересно, что в своих записях штурман периодически называл свой флагман караккой или каравеллой. Флагманский корабль Колумба принадлежал Хуану де ла Козе, который также был его капитаном.