Введение в проблему
Историческое развитие ряда европейских государств, в том числе Австрии и Пруссии, во второй половине XVIII в. породило явление под названием «просвещенный абсолютизм». «Старый порядок» в Европе окончательно расшатался, чувствовалась необходимость коренных реформ. Просвещенный абсолютизм мог возникнуть только в относительно слабых в экономическом отношении странах Центральной и Восточной Европы, в которых буржуазия больше нуждалась в помощи и покровительстве абсолютистского государства, нежели такое государство нуждалось в поддержке буржуазии. Поэтому просвещенный абсолютизм, получив широкое распространение в Европе, обошел стороной Великобританию, Голландию и Францию <*>. Хотя просвещенный абсолютизм мог существовать в рамках феодального общества, реформы просвещенных монархов, по существу, подрывали абсолютизм как таковой. Фактически это был этап формирования государства Нового времени, по сути — правового.
<*> См., напр.: Der aufgeklarte Absolutismus. Hrsg. von К.-О. von Aretin. Kuln, 1974.
Проблематика настоящего исследования требует ответа на ряд вопросов по поводу сущности «просвещенного абсолютизма»: представляли ли собой данные процессы определенное движение к установлению конституционного политического режима, ограничивавшего произвол власти и обеспечивавшего гарантию буржуазных прав и свобод?
История Пруссии
Королевство Пруссия имело в качестве «предков» два немецких государства.
Маркграфство Бранденбург
Первой была Маргарита Бранденбургская, одно из важнейших герцогств Священной Римской империи, существовавшее с 1157 года до распада империи в 1806 году. Бранденбург был освоен марконами (пограничными территориальными образованиями в период Священной Римской империи Римская империя), основанный на территории славянского племенного поселения Бендия. Правитель, управлявший провинцией, получал титул курфюрста, который давал ему право голоса на выборах императора Священной Римской империи, согласно Имперскому золотому совету 1356 года. Провинция также была известна как Бранденбургская пограничная территория. Главным историческим событием стало возведение на бранденбургский престол династии Гогенцоллернов, зародившейся в 1415 году в южной Германии (Швабии). Таким образом, государства, объединившие Германию под властью Второго рейха, были периферийными государствами, удаленными от исторического центра. Граждане Германии.
Бранденбург передал будущему королевству Пруссия принципы династии, правления и администрации — в некотором смысле это можно рассматривать как наследие политического образования.
Тевтонский Орден — Герцогство Пруссия
Вторая — герцогство Пруссия, герцогство Пруссия. Это государство, созданное на основе владений прусского Тевтонского ордена. Тевтонский орден был основан на Балтике в XIII веке. Ливийский орден был ливийской ветвью Тевтонского ордена (который прекратил свое существование в 1561 году, когда был разгромлен русскими). С начала XV века батальон столкнулся с большими трудностями в борьбе с литовскими и польскими войсками. В 1410 году батальон потерпел тяжелое поражение в знаменитой битве при Грюнвальде. Это привело к быстрому упадку ордена четников, которые, наряду со вторым Тынским договором, в 1466 году стали королями Польши
Это важное событие еще больше определило внешнюю политику Чутонов, которые намеревались освободиться от своего низшего положения. В 1511 году Альбрехт из династии Бранденбург-Гогенцоллеров стал великим учителем этого ордена
В 1525 году Альбрехт принял протестантизм и ушел с поста великого учителя, проповедуя секуляризацию прусских территорий Тевтонского ордена. Новообразованное герцогство Пруссия стало первым протестантским государством в Европе, но продолжало находиться в подчиненной зависимости от католической Польши до 1657 года.
Дополнительная литература
- Робишо, Томас. Сельское общество и поиск порядка в Германии раннего Нового времени (2002)
- Сабин, Дэвид. Власть в крови: популярная культура и деревенский дискурс в Германии раннего Нового времени (1988)
- Strauss, Gerald, ed. Дореформационная Германия (1972) 452pp
- Уилсон, Питер Х. Тридцатилетняя война: трагедия Европы (2009)
- Wunder, Heide. Он — солнце, она — луна: женщины в Германии раннего Нового времени (1998)
Религия
- Диккенс, А. Г. Мартин Лютер и Реформация (1969), основное введение ведущего ученого
- . Мартин Лютер: исследуя его жизнь и времена, 1483–1546 гг. (книга плюс компакт-диск) (1998)
- Карант-Нунн, Сьюзан К. Реформация чувств: формирование религиозных эмоций в Германии раннего Нового времени (2012)
- Миделфорт, Х. К. Эрик. Колдовство, безумие, общество и религия в Германии раннего Нового времени: Корабль дураков (2013)
Историография
- Брэди, Томас А. «От революции до долгой реформации: английские сочинения о немецкой реформации, 1970-2005», Archiv für Reformationsgeschichte, 2009, т. 100, pp 48–64, на английском языке
- von Friedeburg, Robert. «Диккенс, немецкая Реформация и проблема нации и отечества в ранней современной истории Германии», Historical Research, февраль 2004 г., Vol. 77 Выпуск 195, стр. 79-97
Ранние годы
По приглашению польского князя, который с личного одобрения Папы Римского имел планы на территорию Пруссии, тевтонские рыцари вторглись в Пруссию в 11 веке, принеся с собой массовые грабежи и насилие.
Активное приобретение других батальонов орденом Шевтона привело не только к увеличению сферы его влияния, но и к немедленному расширению прусской территории. До XVI века провинция находилась под контролем ордена шевтонов и, соответственно, Ватикана.
30-летняя война с Польшей закончилась поражением Тевтонского ордена. Архиепископ Бранденбург-Альбрех обратил протестантизм, и Пруссия стала не только светским государством, но и государством, где протестантизм доминировал на официальном уровне. Он также был ответственен за социальные реформы и идею открытия первых университетов. Трон должен был перейти, сын Альбреха умер, и герцогство перешло к польскому королю.
Хотя наличие прусской территории значительно увеличивало власть монарха, Пруссии удалось сохранить законодательную и судебную систему и армию, т.е. определенную степень самостоятельности. Во время политических войн в Швеции Вильгельм II Др I согласился поддержать короля, но Пруссия осталась независимой, что она и сделала.
XVI век
Николя де Фер
Священная Римская империя находилась под властью Дома Габсбургов на протяжении Раннего Нового времени.
Немецкого Возрождения
Немецкого Возрождения, часть Северного Возрождения, было культурным и художественным движением, которое распространилось среди немецких мыслителей в 15-м и 16-м веках, которое берет свое начало с итальянского Возрождения в Италии. Это было результатом немецких художников, которые приехали в Италию, чтобы узнать больше и вдохновиться движением Возрождения. Многие области искусства и науки испытали влияние, в частности, распространение гуманизма в различных немецких государствах и княжествах. Было сделано много успехов в разработке новых методов в области архитектуры, искусства и науки. Это также знаменовало собой время в Германии подъема могущества, независимых городов-государств и распространения францисканского гуманизма.
Немецкая Реформация
Немецкая Реформация, инициированная Мартином Лютером, привела к Немецкой крестьянской войне в 1524–1525 гг.. Лютер вместе со своим коллегой Филиппом Меланхтоном подчеркивал этот момент в своем призыве к Реформации на Императорском сейме 1529 г. на фоне обвинений в ереси, но в указе Вормским сеймом (1521 г.) запрещены все нововведения. Между тем, в этих попытках сохранить облик католического реформатора, а не революционера-еретика, и взывать к немецким князьям с его религиозным осуждением крестьянских восстаний, подкрепленным Доктриной Двух Королевств, Растущий консерватизм Лютера спровоцировал бы более радикальных реформаторов. На религиозной конференции с цвинглианцами в 1529 году Меланхтон присоединился к Лютеру и выступил против союза с Цвингли. После протеста лютеранских князей на сейме Шпейера (1529 г.) и отклонения лютеранского «Аугсбургского исповедания» в Аугсбурге (1530 г.), наконец, возникла отдельная лютеранская церковь.
В Северной Европе Лютер апеллировал к растущему национальному сознанию немецких государств, потому что он осуждал Папу за участие в политике, а также в религии. Более того, он поддерживал благородство, которое теперь было оправдано подавлением Великого крестьянского восстания 1525 года и конфискованием церковной собственности согласно доктрине Лютера о двух королевствах. Этим объясняется привлекательность некоторых территориальных князей к лютеранству. Однако курфюрст Бранденбурга Иоахим I обвинил в восстании лютеранство, как и другие. В Бранденбурге только при его преемнике Иоахиме II было утверждено лютеранство, и старая религия формально не исчезла в Бранденбурге до смерти последнего католического епископа, , которому было Епископ Лебуса и суверен принц-епископ Ратцебургский.
Хотя Карл V боролся с Реформацией, не случайно и правление его националистического предшественника Максимилиана I увидел начало Реформации. В то время как централизованные государства Западной Европы достигли соглашения с Ватиканом, разрешив им использовать богатую собственность церкви для государственных расходов, что позволило им формировать государственные церкви, которые были в значительной степени автономными от Рима, аналогичные шаги от имени Империи не увенчались успехом. пока принцы и принцы-епископы боролись за реформы, чтобы отказаться от претензий на светскую универсальную империю.
Печатный станок и грамотность
Реформация и печатный станок вместе ознаменовали собой крупный прорыв в распространении грамотности. С 1517 года религиозные брошюры наводнили Германию и большую часть Европы. К 1530 году известно более 10 000 публикаций общим тиражом 10 миллионов экземпляров. Таким образом, Реформация была революцией в СМИ. Лютер усилил свои нападки на Рим, изображая «хорошую» против «плохой» церкви. Отсюда стало ясно, что печать может быть использована в Реформации для пропаганды определенных целей. Писатели-реформисты использовали дореформационные стили, клише и стереотипы и при необходимости меняли элементы для своих собственных целей.
Иллюстрации в недавно переведенной Библии и во многих трактатах популяризировали идеи Лютера. Лукас Кранах Старший (1472–1553), великий художник, которому покровительствовали избиратели Виттенберга, был близким другом Лютера и иллюстрировал богословие Лютера для широкой публики. Он драматизировал взгляды Лютера на отношения между Ветхим и Новым Заветами, не забывая при этом о тщательных различиях Лютера относительно правильного и неправильного использования визуальных образов.
Начало процесса в Германии
Причинами Реформации стало развитие городов, кризис католической церкви на территории Священной Римской империи, развитие гуманизма и связанное с ним обмирщение сознания. Новому сословию – буржуазии, католичество не подходило в качестве идеологии.
Рис. 1. Реформация в Европе.
Начало этого процесса следует отсчитывать с 31 октября 1517 года, когда в городе Виттенберге Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций Римским Папой Львом X.
Следствием этого стал его диспут со сторонниками католичества и последующая анафема, однако, богослов спрятался в одном из замков и смог даже перевести Библию на немецкий язык, а потом жениться, завести шесть детей и написать ряд сочинений на религиозную тематику.
Первая крупная война между католиками и протестантами в Германии завершилась Аугсбургским миром в 1555 году. После кровопролитной Тридцатилетней войны 1618-1648 годов был заключен Вестфальский мирный договор, он и стал концом процесса Реформации.
Одним из первых перешедших в Реформацию правителей стал великий магистр Тевтонского ордена. В 1525 году он стал светским правителем – герцогом Пруссии. За ним последовали правители Гессена, Саксонии, Брауншвейга, а также ряд городов –
Любек, Бремен, Гамбург, Ганновер и Магдебург.
Рис. 2. Реформация XVI век Европа.
Термины, характеризующие процесс Реформации
- Реформация. Начавшееся в XVI веке в Европе религиозное и общественно-политическое движение, направленное на реформирование католической Церкви. В основном Реформация охватила Центральную и Западную Европу.
- Индульгенция. Отпущение грехов за плату, практиковавшееся католической Церковью. Проще говоря, любой человек, совершивший что-то плохое, то есть согрешивший, мог как бы откупиться и очистить свою душу, купив индульгенцию.
- Контрреформация. Комплекс мер, предпринятых католической Церковью и направленных против сторонников Реформации.
- Лютеранство. Первое протестантское учение, основанное Мартином Лютером, человеком, с которого началась Реформация.
- Кальвинизм. Ещё одно учение, в чём-то схожее с лютеранством, а в чём-то от него отличающееся. Названа по имени Жана Кальвина, его основателя.
- Англиканство. Одно из протестантских вероучений, получивших распространение в Англии. От лютеранства и кальвинизма отличается, в первую очередь, отсутствием единого лидера.
- Иезуиты. Мужской католический монашеский орден, члены которого активно занимаются наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Иезуиты сыграли заметную роль в Контрреформации.
Третий Рейх
Во времена правления Гитлера и без того нечеткие границы Пруссии начали окончательно размываться, а Берлин – столица Пруссии, перестала быть таковой, став столицей и символом Третьего Рейха. После окончания Второй мировой войны часть Пруссии, Кенигсберг (Калининград), отошла во владения СССР, остальное “поделили” между собой ФРГ и ГДР.
Вот так, просто и бесславно, завершилась история одного из самых неординарных государств. Пруссия, стоявшая у истоков современной Германии, по сути, практически всегда находилась под чьим-либо покровительством, но все же смогла сохранить определенную независимость и самобытность.
Вестфальский мир
Победителями из Тридцатилетней войны вышли Франция и Швеция, которые после этого еще почти столетие играли ведущую роль в европейской политике. Помимо этого, они получили значительные территориальные присоединения.
К Швеции отошли земли на побережье Северного и Балтийского морей — Западная и часть Восточной Померании, порт Штеттин, острова Волин и Рюген. Также она получила огромную контрибуцию. Таким образом, Швеция реализовала изначальный план приобретения почти полного контроля над Балтикой.
Франция получила Эльзас и несколько городов Лотарингии, чем были окончательно подтверждены права французов на эти земли. Территориальные приобретения Франции были сравнительно невелики и происходили за счет имперских, а не германских владений, но французское правительство слишком торопилось завершить переговоры в связи с началом беспокойного периода Фронды.
В самой Германии в выигрыше остались княжества Бранденбург, получивший Восточную Померанию и другие области, Саксония, к которой отошла Лузация, а также Бавария, присоединившая Верхний Пфальц.
Вестфальский конгресс окончательно признал суверенитет Голландии и Швейцарского союза, которые давно были независимыми, но официальное признание получили только сейчас.
Вестфальский мирный договор затронул и конфессиональные противоречия. Аугсбургский религиозный мир был признан всеми участниками конгресса, а ранее обойденный в договоре кальвинизм объявлялся равноправной религией. В империи провозглашался принцип веротерпимости, хотя местные князья и получили право выбирать религию в своих владениях. Решениями участников конгресса был признан раздел церковных владений, произведенный в 1624 году.
Рождение династии
Курфюрстами Бранденбурга были правители из семьи Гогенцоллернов — древнего рода швабского происхождения. В 1411 г., после того как пресеклась династия Асканиев (потомков Альбрехта Медведя), император Сигизмунд назначил бургграфа Фридриха VI наместником Бранденбургской марки. Шесть лет спустя Бранденбург стал его потомственным владением. Впрочем, власть первых курфюрстов Бранденбурга была в значительной степени ограничена местными духовными и светскими феодалами. Положение династии улучшилось в результате Реформации. Начиная с 1539 г. богатые земельные угодья Католической церкви были захвачены администрацией курфюрста (часть передали новой Евангелической церкви).
Орёл на гербе маркграфов Бранденбурга образца 1170 г. Из гербовника 1450-1480 гг.
В конце XVI столетия курфюрст Иоахим Фридрих предпринял шаги, важные для будущего его государства. В 1598 г. он заключил со своими родственниками и наследниками договор, по которому все владения Гогенцоллернов и будущие приобретения курфюршества переходили по наследству к старшему сыну. Таким образом, Бранденбург смог избежать дробления, характерного для многих других германских княжеских владений. Своего сына, Иоганна Сигизмунда, Иоахим Фридрих удачно женил на единственной наследнице Восточно-Прусского герцогства — бывшей части владений Тевтонского ордена, а затем вассального владения польской короны. В результате курфюрсты Бранденбурга стали ещё и герцогами Восточной Пруссии — приморской области куда более богатой, чем Бранденбург.
В 1613 г. династия в очередной раз сменила вероисповедание. В Берлинском соборе курфюрст Иоганн Сигизмунд принял кальвинизм. Этот поступок не вызвал большого восторга среди его подданных, набожных лютеран, для которых кальвинист был немногим лучше католика. В Берлине даже произошли беспорядки, но правитель не изменил своего решения. Отныне религия, считавшая знаком небесного спасения успех в земных делах (см. статью «Кальвинисты и иезуиты»), стала вероисповеданием бранденбургских Гогенцоллернов.
Мирные переговоры
Еще в 1636 году начались переговоры о мире между Францией и императором, но были прерваны по причине отказа участвовать в них остальных участников военной кампании. В 1640 году Фердинанд III созвал рейхстаг, надеясь заключить компромиссный мир с немецкими князьями, чьи владения были ограблены и опустошены. Бранденбургский курфюрст, а вслед за ним и остальные князья, наотрез отказались взять за основу будущего соглашения Пражский мирный договор, как того хотел император, и война продолжилась.
Впрочем, усилия императора принесли свои плоды — в декабре 1641 года в Гамбурге все же был заключен предварительный договор, на основе которого через три года начался итоговый конгресс в Вестфалии. Какое-то время шли споры о том, кто имел право участвовать в мирном конгрессе, так как император настаивал на праве единоличного представления интересов империи. В итоге протестантские князья все же получили право голоса.
Финальный этап мирных переговоров начался в соседствующих вестфальских городах — протестантском Оснабрюке и католическом Мюнстере в августе 1643 и декабре 1644 года соответственно. Выработка общего решения оказалась сложной задачей, так как каждый из многочисленных участников конгресса имел собственные интересы.
Так, Франция хотела принудить императора к миру, но оттолкнуть его от Испании и продолжить франко-испанскую войну. Голландия опасалась уже не столько Испании, сколько Франции, а потому не хотела ее дальнейшего усиления. Швеция и Дания, некогда воевавшие на одной стороне, вступили в необъявленную войну, причем Дании помогал бывший враг — Священная Римская империя.
В Германии все еще свирепствовала война и эпидемии, но в Оснабрюке и Мюнстере никто никуда не спешил. Несколько месяцев ушло на организационные вопросы, да и дипломаты, внимательно следившие за ходом войны, в зависимости от происходящего на полях сражений часто затягивали решение вопросов.
Наконец, после четырех лет обсуждения были подписаны два мирных договора — Мюнстерский (15 мая 1648 года) и Оснабрюкский (24 октября 1648 года). Последние выстрелы Тридцатилетней войны произошли там же, где и начался конфликт — в Праге, которая до конца мирных переговоров находилась в осаде. Блокада города была снята лишь в конце октября после получения известий о мире.
Предпосылки к реформации
Важнейшими предпосылками реформации были, прежде всего:
- распространения философии гуманизма, провозгласивший человека хозяином своей судьбы и связанная с ней обмирщение сознания;
- также к предпосылкам следует отнести распространение новых религиозных учений — ереси, с точки зрения официальной церкви, в которых основной акцент делался на внутреннее стремление человека к богу, а не на религиозные обряды;
- также к предпосылкам реформации можно отнести распространение книгопечатания и подъем образования.
К причинам реформации следует отнести:
- во-первых, богатство церкви и вызывающее поведение священников. Нередко их критиковали за чревоугодие, корыстолюбие и невежество. Такое поведение вызывало недовольство всех социальных слоев;
- также стремление светских властей подчинить себе церковь на своих территориях и секуляризировать церковные земли;
- недовольство бюргерства и крестьянства церковной десятиной и другими церковными поборами тоже является одной из причин реформации;
- ну и, наконец, следует назвать продажу индульгенций.
О месте Дворец Фуггеров (Фуггерхаус)
Дом Фуггеров, или Фуггерхаус (Fuggerhäuser) – одна из достопримечательностей старинного баварского города Аугсбург. Дом Фуггеров, являющийся памятником архитектуры, расположен на улице Максимилианштрассе, в историческом центре города.История Фуггерхаус был построен в 1512-1515 годах в качестве фамильной резиденции одного из богатейших семейств Аугсбурга по проекту одного из его представителей — Якоба Фуггера, который создавал эскизы здания под впечатлением своего путешествия в Италию. Это красивейшее здание было возведено на улице, бывшей в то время частью торгового пути Виа Клаудиа (Via Claudia). Фасад Фуггерхауса украсили росписи выдающегося немецкого живописца Ханса Бургкмайра (Hans Burgkmair, 1473-1531). Фуггерхаус стал первым зданием к северу от Альп, созданным в стиле эпохи итальянского Возрождения. В 1517 году к построенному зданию были добавлены пристройки, органично интегрированные в комплекс городского дворца Фуггерхаус, который стал одним из самых длинных домов в городе и свидетельством богатства и величия его хозяев. Внутри комплекса, некогда построенного Якобом Фуггером, находится четыре внутренних дворика с аркадами и фонтанами, богато украшенные мозаикой и тосканским мрамором. Внутренний двор Даменхоф (Damenhof) с арками, колоннами и великолепно расписанными сводами, считается одним из самых красивых дворов Германии. В этом дворе располагался сад для женской половины семьи Фуггеров. Помимо этого двора, в Фугерхаусе существуют малый двор Зофенхоф (Zofenhof), Серенаденхоф (Serenadenhof) и задний двор — Рейтерхоф (Reiterhof). Высокие и широкие ворота Альдертор (Adlertor) были предназначены для того, чтобы через них можно было проехать верхом на лошади. В годы Второй Мировой войны, Фугерхаус, как и весь исторический центр Аугсбурга, был разрушен в ходе варварских бомбардировок города войсками союзников – авиация английских и американских Военно-воздушных сил нещадно бомбила этот старинный город, невзирая на большое количество исторических памятников, которые создавались здесь на протяжении более двадцати столетий. После войны Фугерхаус был отстроен заново представителем семейства Фуггеров — Карлом Фюрстом Фуггер-Бабенхаузеном (Carl Fürst Fugger-Babenhausen), но не в таком величии и великолепии, каким был раньше. Сегодня можно увидеть только два исторических позднеготических портала, расположенных по обе стороны здания. Фасад украшает фамильный герб Фуггеров, на котором изображены одетые в рыцарские доспехи львы. Также на фасаде здания расположено несколько мемориальных досок, рассказывающих о некоторых событиях из исторического прошлого Фуггерхауса. Так, одна из досок напоминает о том, что здесь располагалась штаб-квартира империи Фуггеров, вторая доска – о том, что в этом здании в 1518 году кардинал Каэтан (Kardinal Cajetan) допрашивал главного идеолога движения Реформации Мартина Лютера. Фуггерхаус знаменит также и тем, что в одном из его залов в 1777 году давал концерт выдающийся композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Бывшие ворота Адлертор в центре фасада теперь являются главным входом в частный банк Fürst Fugger Privatbank. Сегодня Фуггерхаус считается одним из величественных городских зданий и подлинным украшением древнего Аугсбурга. В настоящее время комплекс домов Фуггерхаус являются частной собственностью, куда закрыт вход для посторонних, но для доступа туристов открыты три внутренних двора, в том числе Даменхоф и Серенаденхоф. Также общедоступен зал на первом этаже здания, где расположен книжный магазин.
Распространение Реформации в Европе
Некоторые этапы распространения Реформации в странах Европы
Чтобы вспомнить, в каких странах была распространены Реформация, надо вспомнить о том, что началась она в XVI веке в Германии, которая тогда была раздробленным государством, в котором недовольство церковью испытывали представители всех социальных слоёв. Вскоре Реформация распространилась по другим странам – Чехия, Нидерланды, Венгрия, Австрия, Франция, Англия. В ряде случаев это привело к разрушительным военным конфликтам – так, казнь Яна Гуса идеолога чешской реформации, послужила основной причиной гуситских войн, продлившихся 15 лет, а протестантский проповедник Томас Мюнцер фактически начал в Германии крестьянскую войну против несправедливости и угнетения, ставшую крупнейшим восстанием в Европе до Великой Французской революции. Стоит отметить, что распространение Реформации в Европе также сопровождалось частыми погромами и грабежами католических храмов и церквей. Постепенно Реформация охватывала всё новые и новые страны – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Литва, Швейцария, Шотландия и др. Русское царство, однако, затронуто Реформацией не было – она представляла собой конфликт между протестантами и католиками, а Россия была православной. Самым заметным последствием Реформации в Европе стала Контрреформация, комплекс мер, призванных ей противодействовать. В итоге часть европейских государств осталась католическими целиком или частично.
Начало Великой французской революции 1789-1799. Взятие Бастилии кратко.
Период правления Семибоярщины. Начало, итоги.
Война за австрийское наследство
Противостояние Пруссии и Австрии, двух сильнейших государств на территории некогда единой Священной Римской империи, набирало обороты. Вскоре конфликт вылился в войну за австрийское наследство (1740-1748 гг).
Мария Терезия получила в наследство от своего отца Карла VI ослабленную войнами Австрию, которая была наследственным владением Габсбургов, а также имперский престол, ставший к тому времени отчасти формальным титулом. При жизни Карла VI многие государства признали наследственные права
Марии Терезии, хотя их передача по женской линии шла вразрез законов и традиций. Однако сразу после смерти императора вокруг освободившегося престола разгорелась война.
Скоро выяснилось, что спор за императорский престол неотделим от клубка противоречий между Францией, Испанией и Англией, касающихся колоний и главенства в европейских политических вопросах. Франция хотела смены династии Габсбургов, а потому поддержала баварского курфюрста, в 1742 году избранного императором Карлом VII. На стороне Франции и Баварии выступили Пруссия и Саксония, а в противоположный лагерь помимо Австрии вошла Англия.
Фридрих II начал завоевания почти сразу после получения вести о смерти старого императора. Он ввел войска в Силезию и течение нескольких недель захватил ее (Первая Силезская война 1740-1742 гг). Мария Терезия вынуждена была смириться с этим, так как ей необходимо было высвободить войска для изгнания Карла VII из Баварии.
Вторая Силезская война (1744-1745 гг) разгорелась после того, как Фридрих II напал на Богемию и тем самым спас Францию от окончательного поражения. После ряда блестящих побед Пруссия в Дрездене в 1745 году подписала мирный договор, закрепивший за ней Силезию и Восточную Фрисландию. В обмен на это от прусского короля требовалось признать императором супруга Марии Терезии — Франца Стефана.
Права Пруссии на новые территориальные приобретения и главенство Габсбургов в империи были закреплены в Аахенском договоре (1748 г). Фридрих II вернулся в Берлин победителем, а его государство стало одной из великих европейских держав.