Рыцарские добродетели
Превращение раннесредневековых конных воинов в рыцарей «высокого» «классического» Средневековья выразилось в обретении элитарного самосознания и выработке высокого социального статуса. Всё это, несмотря на расхождение действительности и поэтического преображения, сопровождалось процессом мифологизации и героизации рыцарского сословия, отразившимся в «королевских зерцалах», рифмованных хрониках, генеалогиях знатных родов, chansons des gestes, рыцарских романах, поэзии трубадуров и миннезингеров.
Под влиянием церкви и поэзии сформировались характеристики, присущие настоящему рыцарю. Это сильный мужественный воин, который строго придерживается рыцарской присяги:
- каждый день слушает обедню,
- бесстрашен,
- готов сражаться за католическую веру,
- охраняет церкви и духовенство,
- охраняет вдов и сирот,
- избегает несправедливого окружения и грязного заработка,
- идет на поединок для спасения невиновного,
- посещает турниры ради воинских занятий,
- служит императору в мирских делах,
- живет безупречно перед людьми и Господом,
- борется против зла,
- щедр,
- правдив,
- держит слово,
- верен государю,
- любит отечество.
Замечание 2
Для рыцаря наиболее важны честь, вера, дама сердца.
Честь заключалась в соблюдении морального кодекса. Никто не мог без последствий опорочить честь рыцаря. Воин должен был отстаивать свою честь и мог вызвать обидчика на поединок.
Верность Господу для воина на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть жизни. Поэтому рыцари многократно собирались в Крестовые походы для освобождения Святой Земли.
Одной из романтических сторон был феномен «прекрасной дамы». Это был «культ» любви, причем любви духовной, платонической. Дама сердца для рыцаря была неземным созданием. В рыцарском кодексе центральное место занимали подвиги в честь «прекрасной дамы».
Джон Хоквуд (ок. 1320-1323 -1394)
Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» — отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».
Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем — Giovanni Acuto.
Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.
Классическим символом эпохи Средневековья считается рыцарь в доспехах и оружием в руках. Становление культуры рыцарей непосредственно связано с феодальным строем. Это обусловлено тем, что рыцари часто становились феодалами, благодаря верной службе монарху, который впоследствии наделял их землей и деньгами. Ведь средневековые рыцари в первую очередь были профессиональными воинами. Во главе дружин или армий стояли рыцари, имеющие знатное происхождение.
Рыцарство – привилегия дворянства
Война в Средневековье была привилегией высшего сословия, которое получало за свою службу не только земли, но и целые деревни и города. Естественно, что рыцарь в средневековой Испании, Франции или Англии был не заинтересован в появлении рыцарей – конкурентов. Многие феодалы запрещали носить оружие не только крестьянам, но и торговцам, ремесленникам и даже чиновникам. Иногда презрение средневековых рыцарей к простолюдинам доходило до абсурда, гордые феодалы отказывались сражаться вместе с простыми пехотинцами, что нередко стоило им жизни.
Появление рыцарских сословий возникло в 8 веке у франков, когда там происходил переход от пешего народного ополчения к вассальному конному войску. Под влиянием церкви средневековая конница превратилась в элитное военное сословие, которое служило высоким идеалам. Эпоха крестовых походов окончательно превратила средневекового рыцаря в образец для подражания.
Генри Перси (1364-1403)
За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.
За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.
Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.
По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.
На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».
Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.
После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.
Поиск отличий
Оружие получено — потеря его равносильна смерти. Величайший позор для германских воинов. Следующий шаг — вступление в дружину. Состязание в силе и присяга, с последующим приобретением звания от вождя. Но всё же главные критерии в отборе — это знатность и доблесть. Положение в обществе, престиж семьи, репутация и заслуги отца воина — всё это сказывается на положении новоиспечённого дружинника. Нельзя не соответствовать уровню храбрости и доблести своего вождя. Выйти из боя с потерей главы дружины — позор и непростительная вещь.
Как содержать такое боевое подразделение? Конечно же, хорошим жалованием и долей в грабежах, лошадьми и обильными пирами.
Вопросы в плоскости кровнородственных отношений решались в обязательном порядке. Воин никогда не манкировал честью семьи. Подобные характеристики также можно отнести к рыцарским фамилиям Средневековья.
Кавалерия Карла Великого. (medievalmuseum.ru)
↑пШЖЮПЯРБН ЙЮЙ ЯНЯКНБХЕ
рЕНПЕРХВЕЯЙХ ПШЖЮПЯЙНЕ ГБЮМХЕ МХЙНЦДЮ МЕ ОПНБНГЦКЮЬЮКНЯЭ МЮЯКЕДЯРБЕММШЛ. дНЯРСО Б ПЪДШ ПШЖЮПЯРБЮ НЯСЫЕЯРБКЪКЯЪ ОНЯПЕДЯРБНЛ НЯНАНИ ОПНЖЕДСПШ ОНЯБЪЫЕМХЪ, ОНКСВХБЬЕИ ПЮЯОПНЯРПЮМЕМХЕ Й ЙНМ. XII Б. я ЯЕП. XII Б. ПШЖЮПХ ПЕЙПСРХПСЧРЯЪ ОНВРХ ХЯЙКЧВХРЕКЭМН ЯПЕДХ ЯШМНБЕИ ПШЖЮПЕИ, Х ПШЖЮПЯРБН ХЛЕЕР РЕМДЕМЖХЧ ОПЕБПЮЫЕМХЪ Б МЮЯКЕДЯРБЕММСЧ ЙЮЯРС. оНЯРЕОЕММН ЯНГДЮЧРЯЪ ЧПХДХВЕЯЙХЕ ОПЕОЪРЯРБХЪ ДКЪ ОНЯБЪЫЕМХЪ Б ПШЖЮПХ МЕАКЮЦНПНДМШУ. мЮОПХЛЕП, Б XIII Б. Б лЕКЭТХИЯЙХУ ЙНМЯРХРСЖХЪУ тПХДПХУ II ПЮГПЕЬЮЕР ОНЯБЪЫЮРЭ Б ПШЖЮПХ РНКЭЙН ЯШМНБЕИ ПШЖЮПЕИ. «сЯРЮМНБКЕМХЪ» кЧДНБХЙЮ яБЪРНЦН РНЦН ФЕ БПЕЛЕМХ СРБЕПФДЮЧР ЛШЯКЭ Н РНЛ, ВРН БЯЪЙХИ ПШЖЮПЭ ДНКФЕМ БЕЯРХ ЯБНЕ ОПНХЯУНФДЕМХЕ НР ГМЮРМШУ ПНДХРЕКЕИ, НАКЮДЮЧЫХУ ПШЖЮПЯЙХЛ ЯРЮРСЯНЛ Х ГЕЛЕКЭМШЛХ БКЮДЕМХЪЛХ. XIII Б. — ОЕПХНД ЛЮЙЯХЛЮКЭМНЦН ЯАКХФЕМХЪ п.Ю Х ГМЮРХ.
аСДСВХ ЯБЪГЮМШ НЛЛЮФЕЛ, ОПНЖЕДСПНИ БПСВЕМХЪ ЯЕАЪ Б ПСЙХ ЯЕМЭНПЮ, ПШЖЮПХ АШКХ НАЪГЮМШ ЕЛС ЯКСФАНИ: ЦКЮБМШЛХ БХДЮЛХ БЮЯЯЮКЭМШУ НАЪГЮРЕКЭЯРБ АШКХ БНЕММЮЪ ЯКСФАЮ, auxilium, Х consilium — СВЮЯРХЕ Б ГЮЯЕДЮМХЪУ ЯЕРМЭНПХЮКЭМНИ ЙСПХХ, ХМШУ ЯСДЕАМН-ОНКХЖЕИЯЙХУ ЛЕПНОПХЪРХЪУ ЯЕМЭНПХХ. мЕПЕДЙН ПШЖЮПЭ ОПХМНЯХК НЛЛЮФ ЯПЮГС МЕЯЙНКЭЙХЛ ЯЕМЭНПЮЛ, Х ХГ ЩРНЦН ОПНХЯРЕЙЮКЮ АНКЭЬЮЪ ОСРЮМХЖЮ Б БЮЯЯЮКЭМШУ НАЪГЮРЕКЭЯРБЮУ, ОНЩРНЛС ЯН БПЕЛЕМЕЛ АШК ББЕДЕМ НЯНАШИ БХД НЛЛЮФЮ — Р.М. homagium ligium, ЙНРНПШИ НАЕЯОЕВХБЮК ОПЕХЛСЫЕЯРБЕММСЧ МЕОНЯПЕДЯРБЕММСЧ ЯКСФАС НДМНЛС ЯЕМЭНПС. бН тПЮМЖХХ БНЕММШЕ НАЪГЮММНЯРХ ПШЖЮПЕИ АШКХ ЪЯМН НОПЕДЕКЕМШ Б «сЯРЮМНБКЕМХЪУ ЯБЪРНЦН кЧДНБХЙЮ». бЮЯЯЮКШ ЙНПНКЪ АШКХ НАЪГЮМШ ЕЛС 40-ДМЕБМНИ БНЕММНИ ЯКСФАНИ (ost), Ю ОН ХЯРЕВЕМХХ ЩРНЦН ЯПНЙЮ ЯКСФХКХ ГЮ ОКЮРС, МН ЕЯКХ ЙНПНКЕБЯРБН МЮУНДХКНЯЭ Б НОЮЯМНЯРХ, РН ЯКСФХКХ АЕЯЯПНВМН Х АЕГ БНГМЮЦПЮФДЕМХЪ. б ЯОЕЖХТХВЕЯЙХУ ЯКСВЮЪУ—ЙЮЙ, МЮОПХЛЕП, Б ЦНЯСДЮПЯРБЮУ ЙПЕЯРНМНЯЖЕБ, ЯНЦКЮЯМН хЕПСЯЮКХЛЯЙХЛ ЮЯЯХГЮЛ, — БЮЯЯЮКЭМЮЪ ЯКСФАЮ ЛНЦКЮ БННАЫЕ ОПХМХЛЮРЭ АЕЯЯПНВМШИ УЮПЮЙРЕП. б МЮВ. XIII Б. тХКХОО юБЦСЯР ОН ХДЕЕ ЛНЦ ПЮЯЯВХРШБЮРЭ МЮ ЮПЛХЧ Б 3000 ПШЖЮПЕИ, МН ПЕЮКЭМН Б БНЕММНЕ БПЕЛЪ ЕЛС СДЮБЮКНЯЭ ЯНАХПЮРЭ КХЬЭ 350-400 БЮЯЯЮКНБ. я XII Б. Б юМЦКХХ Х тПЮМЖХХ ЛМНЦХЕ ПШЖЮПХ ОПЕДОНВХРЮЧР ХГАЮБКЪРЭЯЪ НР НАЪГЮРЕКЭМНИ ЯКСФАШ, ГЮОКЮРХБ ЯОЕЖХЮКЭМШИ МЮКНЦ, Р.М. ecuage, ГЮ ЯВЕР ЙНРНПНЦН ЯЕМЭНП МЮМХЛЮЕР МЮЕЛМХЙНБ.
йЮЙ ОПЮБХКН, ПХРСЮК ОНЯБЪЫЕМХЪ РПЕАНБЮК АНКЭЬХУ ГЮРПЮР, Х СФЕ Б XII Б. ЛМНЦХЕ ОПЕДЯРЮБХРЕКХ ГМЮРХ ОПЕДОНВХРЮКХ ТЮЙРХВЕЯЙХ НЯРЮБЮРЭЯЪ НПСФЕМНЯЖЮЛХ (Б юМЦКХХ НМХ МЮГШБЮКХЯЭ squires, ЯЙБЮИПШ, БН тПЮМЖХХ Х хРЮКХХ damoiseau Х donzello). оНЯБЪЫЕМХЕ Б ПШЖЮПХ ЯРЮМНБХРЯЪ ЛЕМЕЕ МЕНАУНДХЛШЛ, ЙНЦДЮ ОНМЪРХЕ ГМЮРМНЯРХ СРНВМЪЕРЯЪ, НВЕПВХБЮЧРЯЪ ЕЦН ЧПХДХВЕЯЙХЕ ЮЯОЕЙРШ, СРБЕПФДЮЕРЯЪ ОЕПБНЯРЕОЕММНЕ ГМЮВЕМХЕ ОПНХЯУНФДЕМХЪ.. оНЯРЕОЕММН ОНЯБЪЫЕМХЕ Б ПШЖЮПХ ЯРЮМНБХРЯЪ БЯЕЦН КХЬЭ ДЕЙНПЮРХБМШЛ ПХРСЮКНЛ, Ю ПШЖЮПЯЙНЕ ДНЯРНХМЯРБН — ОНВЕРМШЛ РХРСКНЛ, ОПХНАПЕРЮЕЛШЛ Б ЙНМЖЕ ЙЮПЭЕПШ.
Роль рыцарей в жизни средневекового общества
Доля рыцарского сословия в Европе была невелика. В среднем они составляли не более 3% населения той или иной страны. В силу особенностей исторического развития Польши и Испании количество рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной.
Средние века были временем, когда все решала сила, а сила была в руках рыцарства. Рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства – землей, и именно они сосредоточили в себе всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяло его знатность
Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон Средневековья.
Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь, так и военные конфликты, и дипломатические отношения. Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимания всех сторон жизни средневекового общества
Но нельзя не сказать, что, на самом деле, их отношение как к простым людям, так и к представителям своего круга (в том числе членам своей семьи), было далеко от идеала, венчающего рыцарство особым ореолом благородности.
Детство рыцаря продолжалось до 7-8 лет. После 8 лет игры сменялись подготовкой к военной службе
Старшие сыновья обычно изучали азы грамотности, но основное внимание уделялось военному образованию. Около 21 года юношу посвящали в рыцари, после чего он уже считался совершеннолетним
Вторых сыновей часто готовили к церковной карьере, и после получения минимальных знаний в родительском доме их отдавали в монастырь или на теологические факультеты университетов.
Немного истории
Рассказы, дошедшие до современников из тех «тёмных времён», конечно, сильно упрощены, зачастую приукрашены и мало имеют общего с реальной жизнью. Рыцари, элита феодальной знати, наиболее романтизированы, легенды о них весьма популярны, но, к сожалению, вымысла в них больше, чем правды.
Феодальная раздробленность
Начало Средних веков отличалось особой жестокостью, постоянными войнами и ужасающей нищетой населения. Это был мир, где каждый феодал вынужден был с оружием в руках защищать свой замок и прилегающие к нему земли от набегов, а заодно и нападать порой на соседа с целью улучшить собственное благосостояние.
Постигая военное искусство с юных лет, землевладельцы становились боевыми профессионалами, каких принято называть рыцарями. Право сильного ставилось во главу угла, грубая сила и решительное её применение были лучшими качествами воина, о рыцарской чести и морали в первое время речи не было.
Развитие феодализма и создание армий
С развитием земледелия и ремёсел некоторые феодалы богатели, усиливали влияние в своём регионе и объединяли вокруг себя более скромные землевладения. Возникли первые государства — монархии. Владельцы присоединённых земель приносили присягу королю и обязались служить в его армии, приводя в неё вслед за собой собственные отряды лучников и пеших воинов из числа своих слуг.
Крестовые походы и рыцарские ордены
В XI веке европейцы, стремясь доказать превосходство своей религии, начали эру Крестовых походов против «неверных» нехристианских стран. Эти времена можно считать наивысшей точкой развития рыцарского служения. Под покровительством католической церкви повсеместно создавались рыцарские ордены — организации, которые имели много общего с монашескими орденами и в плане устройства, и в плане послушания. Наиболее крупными и известными были орден Тамплиеров, Тевтонский орден, Ливонский орден, Орден Алькантара и другие.
Изменения в конце эпохи
Многие рыцарские ордены накопили немалые богатства за счёт награбленных трофеев, а также благодаря торговле, порой ростовщичеству, и всегда жестокой эксплуатации зависимых крестьян своих землевладений. Поэтому рыцари на исходе Средних веков имели серьёзное политическое влияние в собственных государствах.
Но с ростом благосостояния и усиления власти военная составляющая жизни и служения рыцарства постепенно утрачивала значимость. Богатые феодалы платили королю откупные за право не являться на службу лично. Деньги шли на создание армии из наёмников, так стал формироваться новый класс профессиональных военных.
Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)
Уильям Уоллес — национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».
В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.
Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.
В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.
Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».
23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии — Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.
Три типа служения
У средневековых рыцарей были приняты обеты трёх типов: они приносили клятву служить либо Богу, либо простому народу, либо прекрасной даме. Разделение, разумеется, условно, но тем не менее означало следующее:
- Служение народу — обязательство защищать свои земли от врагов, а также помогать бедным. Пример — Сэр Гевэйн из легенд о короле Артуре.
- Служение Господу означало преданность Богу и церкви, стремление всегда выступать на стороне добра и светлых сил. Образец — сэр Персиваль.
- Служение даме — поклонение одной избранной женщине, и в целом галантное и трепетное отношение ко всем остальным. Яркий представитель — Сэр Ланселот.
Преклонение перед прекрасной дамой берёт начало от культа обожествления Девы Марии как пути к спасению для человека. Интересно, что трепетное отношение к Святой деве резко контрастировало в Средние века с отношением к женщинам в жизни, которое ставило их в строго подчинённое положение и считало существами третьего сорта. Если девушки знатного рода ещё как-то ценились, то среди низших сословий зачастую и вовсе считались источником зла и греха.
Раймунд VI (1156-1222)
Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.
Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.
Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.
В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.
Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)
Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».
По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.
«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».
Феодальные отношения
Мир в средневековом понимании был вечен и неизменен, а в нем таким же вечным и неизменным представлялось господство владетельных сеньоров и рыцарского сословия. Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное – безобразно и аморально. Таково распространенное суждение того времени, и, надо сказать, отчасти оно было справедливо, так как в данном сословии некое подобие культуры имело возможность сохраняться и развиваться. Простой же крестьянин не знал ничего, кроме нескончаемой борьбы за существование.
Сеньор имел достаточно широкие права на своих крестьян и значительно меньшие – на своих вассалов, однако и он сам должен был выполнять целый ряд определенных обязанностей. Во-первых, для сохранения своего образа жизни ему просто необходимо было всесторонне защищать как своих крестьян, так и своих вассалов. Это касается и военной защиты от внешних или внутренних врагов путем организации обороны замка, города или феода, и юридической защиты от посягательств другого сеньора, церкви или даже короля. Кроме того, за службу сеньор был обязан предоставить вассалу феод (лен), т.е. поместье, а крестьянину – надел земли, а вот отобрать их при условии добросовестного выполнения вассалами и крестьянами своей службы он не мог. Также сеньор должен был помогать своим вассалам выкупиться из плена и дать рыцарское воспитание их сыновьям. В континентальной Европе сеньор не мог требовать службы от вассалов своего вассала – это отчасти практиковалось лишь в Англии. С другой стороны, необходимо учитывать, что в таком обществе почти все феодалы (за исключением короля и мельчайших рыцарей) одновременно были чьими-нибудь сеньорами и чьими-нибудь вассалами. Поэтому почти каждый сеньор одновременно выполнял и обязанности вассала по отношению к более высокопоставленному сеньору.
Древние франки – первые рыцари
История появления рыцарей в том виде, в котором их представляют сейчас, тесно связана с франками. Именно здесь возникла острая необходимость в создании мобильного конного войска, так как участились случаи нападения арабов, которые захватили Испанию. Арабы, которые быстро перемещались на своих скакунах, были недоступны для пешего войска франков. К тому же крестьяне не могли нести службу в дальних регионах, поэтому Каролинги начали создавать конницу из дворян государства.
В 865 году каждый благородный вассал короля должен был иметь кольчужные или чешуйчатые доспехи, щит и меч . Кроме этого, оброчное население могло получить должность при дворе сеньора, неся службу в качестве легковооружённого конника. При должной сноровке и доле удачи, такой всадник мог заслужить бенефиции, перейдя после этого в тяжелую конницу. Новоявленный феодал должен был сразу приобрести рыцарские доспехи, иначе землю могли и отобрать. Так появилось новое средневековое сословие слуг, обязанных участвовать в войне вместе со своим феодалом. Лучшие слуги получали лены и становились рыцарями.
Такой переход в рыцарское сословие практиковался вплоть до 12 века, после чего указом Фридриха 1 (в Германии) рыцари стали полностью наследственным сословием. Крестьянам запрещалось носить меч, щит и копьё, а купцы должны были привязывать меч к седлу , но не опоясываться им.
↑оПНХЯУНФДЕМХЕ ПШЖЮПЯРБЮ
уНРЪ ОНДНАМШИ ТЕМНЛЕМ ПШЖЮПЯРБЮ БНГМХЙЮЕР Б ХЯРНВМХЙЮУ МЕ ПЮМЕЕ БПЕЛЕМХ БШЯНЙНЦН ЯПЕДМЕБЕЙНБЭЪ, ЕЦН ОПЕДШЯРНПХЧ ЯКЕДСЕР ХЯЙЮРЭ Б ЦКСАХМЕ ЯРНКЕРХИ. яНЦКЮЯМН НДМНИ ХГ РНВЕЙ ГПЕМХЪ — Б ПХЛЯЙХУ ЮДЛХМХЯРПЮРХБМШУ ЯРПСЙРСПЮУ (й.-т.бЕПМЕП).
пШЖЮПЯРБН БНГБНДЪР Х Й МЕЙНЕЛС ЦЕПЛЮМЯЙНЛС БНЕММНЛС ХМЯРХРСРС. с ЦЕПЛЮМЖЕБ БНИМЮ АШКЮ НЙПСФЕМЮ НПЕНКНЛ НЯНАНЦН ОНВХРЮМХЪ, Ю ОПЕЯРХФ БНХМЮ АШК ВПЕГБШВЮИМН БШЯНЙ. пЮММЕЯПЕДМЕБЕЙНБНЕ НАЫЕЯРБН ЯСЫЕЯРБСЕР ПЮДХ БНИМШ, Х БНИМЮ ЪБКЪЕРЯЪ БЮФМЕИЬЕИ ЖЕММНЯРЭЧ; ЯЮЛЮ ЯРПСЙРСПЮ НАЫЕЯРБЮ АШКЮ ОНДВХМЕМЮ ЕЕ ОНРПЕАМНЯРЪЛ. б БЮПБЮПЯЙХУ ЦНЯСДЮПЯРБЮУ ЯСЫЕЯРБНБЮК ЯКНИ ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШУ БНХМНБ, ЯНЯРЮБКЪЧЫХУ ЯБХРС (comités) ОПЕДБНДХРЕКЕИ, ЙНРНПШЛ НМХ ЯКСФХКХ. я ЩОНУХ лЕПНБХМЦНБ ДКЪ НАНГМЮВЕМХЪ БННПСФЕММШУ ЯКСЦ ОПЮБХРЕКЕИ ОПХЛЕМЪКХЯЭ РЕПЛХМШ «БЕПМШИ» (fidelis), «БЮЯЯЮК» (vassus, vassalus, ОЕПБНМЮВЮКЭМНЕ ГМЮВЕМХЕ — ПЮА); РЮЙХЕ ЯКСЦХ АШКХ МЕ РНКЭЙН С ТПЮМЙНБ, МН Х С БЕЯРЦНРНБ (АСЙЖЕККЪПХХ), Ю РЮЙФЕ КЮМЦНАЮПДНБ (ЦЮГХМДШ) Х Р.Д. щРН ЛНЦКХ АШРЭ ОПНЯРШЕ БНХМШ, ЯЙПНЛМНЦН ОПНХЯУНФДЕМХЪ Х МЕ НАКЮДЮБЬХЕ ОСАКХВМНИ БКЮЯРЭЧ. мН ХУ ПНКЭ Б НАЫЕЯРБЕ, Р.Е. БНИМЕ АШКХ ОНДВХМЕМШ ЛМНЦХЕ ЯТЕПШ ФХГМХ, ЪБКЪКЮЯЭ ГМЮВХРЕКЭМНИ.
бНИМЮ ГЮМХЛЮКЮ БЮФМНЕ ЛЕЯРН Б ОНКХРХЙЕ йЮПНКХМЦНБ, ЯРПЕЛХБЬХУЯЪ Й ПЮЯЬХПЕМХЧ РЕППХРНПХХ ЦНЯСДЮПЯРБЮ. б ЙЮПНКХМЦЯЙСЧ ЩОНУС БНЕММЮЪ ЯКСФАЮ РПЕАНБЮКЮЯЭ СФЕ МЕ НР БЯЕУ ЯБНАНДМШУ, МН НР РЕУ, ЙРН ХЛЕК ЯПЕДЯРБЮ ОПХНАПЕЯРХ БЯЕ АНКЕЕ ДНПНЦНЯРНЪЫЕЕ БННПСФЕМХЕ. пЮГДЮВЮ АЕМЕТХЖХЕБ, АКЮЦНДЮПЪ ЙНРНПШЛ БНХМШ ДНКФМШ АШКХ СКСВЬХРЭ СПНБЕМЭ ЯБНЕЦН БННПСФЕМХЪ, Х СЯОЕУХ БНЕММНИ РЕУМХЙХ ОПХБЕКХ Б VIII Б. Й БНГПЮЯРЮМХЧ ГМЮВЕМХЪ РЪФЕКНБННПСФЕММНИ ЙЮБЮКЕПХХ. яНДЕПФЮМХЕ Х ЩЙХОХПНБЙЮ ЙНММНЦН БНХМЮ НРМШМЕ КНФХРЯЪ РЪФЕКШЛ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХЛ АПЕЛЕМЕЛ МЮ НАЫЕЯРБН. рЮЙХЛ НАПЮГНЛ, ЯНЦКЮЯМН ц. аПСММЕПС, СЯРЮМНБКЕМХЕ РЕЯМНИ ЯБЪГХ ЛЕФДС БЮЯЯЮКХРЕРНЛ (ЯКСФАНИ) Х АЕМЕТХЖХЕЛ (ГЕЛКЕБКЮДЕМХЕЛ) — Р.Е. ЯЙКЮДШБЮМХЕ ТЕНДЮКЭМШУ ЯРПСЙРСП — АШКН ЯКЕДЯРБХЕЛ ПЮГБХРХЪ БНЕММНИ РЕУМХЙХ Х ББЕДЕМХЪ РЪФЕКНИ ЙЮБЮКЕПХХ.
аНКЕЕ ПЮЯОПНЯРПЮМЕММЮЪ ХЯРНПХНЦПЮТХВЕЯЙЮЪ РЕНПХЪ ЯБЪГШБЮЕР ЯНЖХЮКЭМШИ ОНДЗЕЛ ПШЖЮПЯРБЮ Я СОЮДЙНЛ НЙ. 1000 Ц. СМЮЯКЕДНБЮММШУ НР ЙЮПНКХМЦЯЙНЦН БПЕЛЕМХ ЯРПСЙРСП ОСАКХВМНИ БКЮЯРХ. уЮПЮЙРЕПМЮЪ ВЕПРЮ ЩРНЦН ЯЛСРМНЦН БПЕЛЕМХ — ЯРПНХРЕКЭЯРБН ГЮЛЙНБ. б СЯКНБХЪУ ТЕНДЮКЭМНИ ЮМЮПУХХ ПЕЮКЭМЮЪ БКЮЯРЭ ОЕПЕУНДХР Й ХУ УНГЪЕБЮЛ, ЬЮРЕКЕМЮЛ, ФХБСЫХЛ Б НЙПСФЕМХХ БНХМНБ. бНЕММН-ОНКХРХВЕЯЙНЕ КХДЕПЯРБН ГЮЛЙНБ ЯРЮМНБХРЯЪ АЮГНИ МНБНЦН ЯЕМЭНПХЮКЭМНЦН ЦНЯОНДЯРБЮ БНХМНБ МЮД НЙПЕЯРМШЛ ГЕЛКЕДЕКЭВЕЯЙХЛ МЮЯЕКЕМХЕЛ. оПЕФДЕ ЯСЫЕЯРБНБЮБЬЮЪ Б НАЫЕЯРБЕ ТСМДЮЛЕМРЮКЭМЮЪ НООНГХЖХЪ «ЯБНАНДМШЕ/МЕЯБНАНДМШЕ» ЯЛЕМЪЕРЯЪ ДПСЦНИ — «БНЧЧЫХЕ/РПСДЪЫХЕЯЪ». рЕМДЕМЖХЪ Й ЯАКХФЕМХЧ milites ЯН ГМЮРЭЧ МЮХАНКЕЕ НРВЕРКХБН БШПЮФЕМЮ Б жЕМРПЮКЭМНИ тПЮМЖХХ. б ДПСЦХУ ПЕЦХНМЮУ (хЛОЕПХЪ) milites — ЯЙНПЕЕ БННПСФЕММШЕ ЯКСЦХ ГМЮРХ Х ОПНРХБНОНЯРЮБКЪЧРЯЪ nobiles. яКХЪМХЕ ХЛЕЕР ЛЕЯРН МЕ ПЮМЕЕ ЙНМ. XII ‑ МЮВ. XIII ББ. йЮЙ АШ РН МХ АШКН, milites Б ЩРН БПЕЛЪ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЧРЯЪ Б ЙЮВЕЯРБЕ ЮПХЯРНЙПЮРХХ БРНПНЦН ЯНПРЮ.
Бертран де Борн (1140-1215)
Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.
И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.
Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.
Итог
Жизненный уклад германцев не претерпел сильных перемен и к исходу античной эпохи. Усиливался лишь импульс: германские ватаги стремительно прошивали территорию Римской империи в III-IV веках. Романо-германский синтез набирал обороты. Христианство также наложило свой отпечаток на общественную жизнь германских племён и первых варварских королевств, но представления о войне и боевые традиции остались, по сути, незыблемыми. Эпоха Карла Великого и время становления Священной Римской империи явно показало преемственность конного ополчения от дохристианских предков. Влияние воинских порядков варваров на культуру средневекового рыцарства не поддается никаком сомнению.