Оценка историков
Долгое время после событий 1991 года велись споры о причинах Перестройки и ее нужности. Либералы считали, что процесс трансформации унитарного государства в демократическое был естественным; социалисты и коммунисты говорили о насильственных изменениях, которые были фактически навязаны обществу. Последнее десятилетие риторика отечественных историков в отношении перестройки однозначна: произошел захват власти и собственности частью советской номенклатуры, которые желали не усиления государства, а собственного обогащения.
Западные историки в своей оценке событий перестройки также неоднозначны. Одни считают, что переход от так называемого «государственного капитализма», который сформировался в СССР в период с 1950 по 1985 год, к «международному» ничего кардинально не изменил в стране. Другие говорят о том, что перестройка была неизбежна, так как экономический потенциал страны был полностью исчерпан.
Цели перестройки
Описанное выше положение вещей способствовало тому, что руководство страны не сразу смогло определить конкретные цели перестройки в СССР (1985-1991). Таблица, расположенная ниже, кратко характеризует их.
Сфера | Цели |
Экономика | Введение элементов рыночных механизмов с целью повышения эффективности экономики |
Управление | Демократизация системы управления |
Общество | Демократизация общества, гласность |
Международные отношения | Нормализация отношений со странами западного мира |
Главной же целью, которая стояла перед СССР в годы перестройки 1985-1991 годов, являлось создание эффективно работающего механизма управления государством путем системных реформ.
Перестройка на III этапе
Третий этап перестройки, начавшийся со второй половины 1989 года, ознаменовался тем, что процессы, происходившие в стране, стали выходить из-под контроля центральной власти. Теперь уже она вынуждена была под них только подстраиваться.
По стране прошел парад суверенитетов. Республиканские власти провозгласили приоритет местных законов и постановлений перед всесоюзными, если они конфликтовали между собой. А в марте 1990 года Литва заявила о выходе из состава Советского Союза.
В 1990 году была введена президентская должность, на которую депутаты избрали Михаила Горбачева. В дальнейшем планировалось проводить избрание президента путем всенародного прямого голосования.
Вместе с тем стало понятно, что прежний формат взаимоотношений между республиками СССР поддерживаться больше не может. Планировалось реорганизовать его в «мягкую федерацию» под названием Союз Суверенных Государств. Путч 1991 года, сторонники которого желали консервации старой системы, поставил крест на данной идее.
Политические преобразования
Политика Перестройки в СССР 1985-1991 годов предполагала раскрепощение общества, а также его избавление от партийной опеки. Вследствие этого на повестку дня был поставлен вопрос о необходимости политических преобразований. Важнейшими событиями во внутриполитической жизни СССР стали: одобрение реформы государственного строя, принятие поправок к конституции и принятие закона о выборах депутатов. Эти решения стали шагом на пути к организации альтернативной системы выборов. Высшим законодательным органом власти стал Съезд народных депутатов. Он выдвигал в Верховный Совет своих представителей.
Весной 1989 года состоялись выборы членов Съезда народных депутатов. В состав съезда была включена легальная оппозиция. В ее главе были поставлены: известный на весь мир ученый и правозащитник академик А. Сахаров, бывший секретарь Московского горкома партии Б. Ельцин и экономист Г. Попов. Распространение «гласности» и плюрализма мнений привело к созданию многочисленных объединений, часть и которых были национальными.
Начало распада СССР
М. С. Горбачев и Перестройка в СССР 1985-1991 годов у многих ассоциируются с распадом Советского Союза. Все началось в 1990 году, когда национальные движения стали набирать все больших оборотов. В январе, вследствие армянских погромов, в Баку ввели войска. Военная операция, сопровождающаяся большим количеством жертв, лишь на время отвлекла общественность от вопроса о независимости Азербайджана. Приблизительно тогда же литовские парламентарии проголосовали за независимость республики, в результате чего в Вильнюс вошли советские войска. Следом за Литвой аналогичное решение приняли парламенты Латвии и Эстонии. Летом 1990 года Верховный Совет России и Верховная Рада Украины, приняли декларации о суверенитете. Весной следующего года в Литве, Латвии, Эстонии и Грузии прошли референдумы о независимости.
Осень 1990 года. М. С. Горбачев, которого на съезде народных депутатов избрали президентом СССР, вынуждено провел реорганизацию органов власти. С тех пор исполнительные органы находились в непосредственном подчинении президенту. Был учрежден Совет Федерации – новый совещательный орган, в состав которого вошли главы союзных республик. Затем началась разработка и обсуждение нового Союзного договора, регламентирующего отношения между республиками СССР.
В марте 1991 года состоялся первый в истории СССР референдум, в котором граждане стран должны были высказаться касательно сохранения Советского Союза как федерации суверенных республик. Шесть союзных республик (Армения, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония и Грузия) из 15, отказались принимать участие в референдуме. 76% опрошенных проголосовали за сохранение СССР. Параллельно был организован Всероссийский референдум, по результатам которого был введен пост президента республики.
Новое политическое мышление
Политика перестройки, начавшаяся в СССР в середине 1980-х гг., существенно повлияла на характер международных отношений. М. Горбачёв был сторонником нового политического мышления. Во время выступления на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1988 г. М. Горбачёвым была окончательно сформулирована новая концепция советской внешней политики, подчёркивавшая приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми.
С середины 1980-х гг. регулярно стали проводиться советско-американские переговоры на высшем уровне. Состоялись встречи М. Горбачёва и Р. Рейгана в Женеве (1985) и Рейкьявике (1986). В итоговых протоколах говорилось о недопустимости ядерного конфликта, в котором не может быть победителей. В результате были подписаны договоры об уничтожении на территории Европы ядерных ракет среднего и малого радиуса действия (8 декабря 1987-го), а также об общем сокращении стратегических вооружений.
Во время встречи на о. Мальте с президентом США Дж. Бушем- старшим в конце 1989 г. М. Горбачёв выступил с инициативой о том, что СССР не будет рассматривать США в качестве своего потенциального противника. В свою очередь, американский президент гарантировал, что Соединённые Штаты в будущем не будут представлять угрозу для безопасности СССР. В июле 1991 г. состоялось подписание Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Другим важным аспектом советско-американского сотрудничества стало налаживание взаимовыгодных контактов в гуманитарной и экономической сферах.
Потепление отношений с США, вывод советских войск из Афганистана в феврале 1989 г. благоприятно отразились и на связях с ведущими европейскими государствами: Великобританией, ФРГ, Францией. В июле 1990 г. СССР поддержал идею объединения ФРГ и ГДР, не возражая против членства единой Германии в НАТО. 12 сентября 1990 г. состоялось подписание Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии. В этом же году при участии СССР была достигнута договорённость о сокращении обычных видов вооружений в Европе. Советский Союз стал членом Международного валютного фонда (МВФ).
Произошла нормализация отношений со многими странами Юго-Восточной и Южной Азии. В 1989 г. М. Горбачёв осуществил визит в Китай, что способствовало восстановлению в полном объёме советско-китайских межправительственных связей и скорейшему разрешению всех спорных вопросов. В это же время устанавливаются дипломатические отношения с Южной Кореей и восстанавливаются с Израилем.
Правящая власть
Осенью 1990 года Горбачев, избранный съездом народных депутатов СССР, был вынужден реорганизовать органы государственной власти. Исполнительные органы теперь подчиняются непосредственно Президенту. Был создан новый совещательный орган — Совет Федерации, членами которого стали главы союзных республик. Проект нового союзного договора между республиками СССР начал разрабатываться и утверждаться с большим трудом.
В марте 1991 года состоялся первый в истории страны референдум — граждане СССР должны были высказать свое мнение о сохранении Советского Союза как обновленной федерации равноправных и суверенных республик. Показательно, что 6 из 15 союзных государств (Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Молдова) не приняли участия в референдуме. Но 76% принявших участие в голосовании высказались за сохранение Союза. Параллельно проводился Всероссийский референдум-большинство его участников проголосовали за введение поста президента республики.
Всенародные президентские выборы состоялись 12 июня 1991 года. Это был Борис Ельцин. После этих выборов Москва стала столицей двух президентов — всесоюзного и Российского. Позиции двух лидеров было трудно согласовать, и личные отношения между ними не были взаимно благоприятными.
Оба выступали за реформы, но в то же время имели разные взгляды на цели и пути преобразований. Горбачев опирался на Коммунистическую партию, а Ельцин-на силы, противостоящие КПСС. В июле 1991 года Ельцин подписал указ о запрете деятельности партийных организаций на государственных предприятиях и учреждениях. События, разворачивающиеся в стране, показали, что процесс ослабления власти КПСС и распада Советского Союза становится необратимым.
Политика «гласности». Либерализация общественной и культурной жизни
Если в экономике «перестройка» началась с постановки задач «ускорения» социально-экономического развития, то в духовном и политическом жизни ее лейтмотивом стала «гласность». Горбачев открыто заявил, что «без гласности нет и не может быть демократизма». Под этим подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны прятаться от народа. В речах партийных идеологов и в публицистике пропагандировалась идея перехода от «казарменного социализма» к социализму «с человеческим лицом».
Изменилось отношение власти к диссидентам. Вернулся в Москву из Горького (так назывался Нижний Новгород) академик А. Д. Сахаров, который находился там в ссылке по поводу выступлений против войны в Афганистане. Из мест заключения и ссылки были освобождены и другие диссиденты, закрывались лагеря для политзаключенных. В ходе процесса реабилитации жертв сталинских репрессий, восстановился, в нашу историю «вернулись» Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и другие политические фигуры.
Особый размах и звучание политика гласности приобретает с 1987 года. В стране публикуются много литературных произведений А. Рыбакова, В. Дудинцева, Д. Гранина, Ю. Трифонова, наследие писателей 30-50-х годов. Вернулись для отечественного читателя труды российских философов — Н. Бердяева, В. Соловьева, В. Розанова и других. Расширился репертуар театров и кинематографистов. Процессы гласности ярко проявились в газетных и журнальных публикациях, телепередачах. Огромной популярностью пользовались еженедельник «Московские новости» (редактор Е. В. Яковлев) и журнал «Огонек» (В. А. Коротич).
Раскрепощения общества, освобождение от партийной опеки, критические оценки советского государственного строя, которые высказывались в условиях гласности, поставили на повестку дня вопрос о политические преобразования. Важными событиями внутриполитической жизни стали одобрение участниками XIX Всесоюзной партконференции (июнь 1988 г.) основных положений реформы государственного строя, принятие Верховной Радой поправок к конституции, а также закона о выборах народных депутатов. Эти решения открывали путь к системе выборов депутатов на альтернативной основе.
Высшим органом законодательной власти стал Съезд народных депутатов СССР, из своей среды выдвигал членов Верховного Совета. Выборы Съезда народных депутатов СССР состоялись весной 1989 г., в конце мая он начал свою работу. В составе съезда сформировалась легальная оппозиция: была создана Межрегиональная депутатская группа. Ее возглавили всемирно известный ученый, лидер правозащитного движения академик А. Д. Сахаров, бывший первый секретарь Московского горкома партии и кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Б. Н. Ельцин, ученый-экономист Г. X. Попов. Гласность, плюрализм мнений вызвали повсеместное создание различных групп и объединений, в том числе и национальных.
Реформы и законы перестройки СССР
К политическим перестроечным реформам относятся:
- постановление, указывающее на обновление кадров, касающееся лидеров верхних эшелонов власти;
- амнистия для политзаключённых;
- закон «О печати и СМИ», в котором провозглашалась политика гласности;
- изменение в Конституции, вводящее двухзвенную систему властных законодательных органов;
- введение самого высшего поста Советского Союза – президента.
Известными экономистами Абалкиным, Заславской и Аганбегяном был разработан проект по реализации экономических реформ, требующий новых законов.
Предполагался выход из экономического кризиса в России через принятие:
- закона о хозяйственной деятельности на государственных предприятиях, предусматривающего наделение их правами, но министерства не давали самостоятельно хозяйствовать;
- законов о частной деятельности, дававших возможность появления свободных предпринимателей, но частный сектор и кооперативы были обложены большими налогами;
- постановления, отражающие резкий переход предприятий на рыночную экономику.
Группой учёных, во главе с академиком Шаталиным и заместителем Председателя Совета Министров Явлинским, был разработан проект, позволяющий перейти на рыночную экономику в течение 500 дней. Основное содержание проекта включало:
- возможность приватизировать государственные промышленные и торговые предприятия;
- запуск процессов инфляции и появление безработицы;
- бесконтрольный рост цен.
План не был одобрен Горбачёвым.
Экономическая реформа
К середине 1990-х. Советское руководство решило ввести частную собственность на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ по переходу к рыночной экономике. Самой известной из них стала программа под названием «500 дней», созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Правительство СССР также предложило свою программу. Программы отличались главным образом степенью радикализации и решительности. 500 дней направлены на быстрый и решительный переход к рынку, смелое внедрение различных форм собственности. Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на длительное время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль над ним со стороны центральных бюрократических органов.
Президент отдал предпочтение правительственной программе. Его реализация началась в январе 1991 года с обмена 50-и 100-рублевых банкнот с целью изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконно, а также для снижения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен состоялся за короткое время. В сберегательных кассах образовались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказать законность своих сбережений. Вместо запланированных 20 миллиардов рублей правительство получило от этой операции только 10 миллиардов. 2 апреля 1991 года цены на продукты питания, транспорт и коммунальные услуги были повышены в 2-4 раза. Произошло падение уровня жизни населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР занимал 82-е место в мире по этому показателю. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создать первые легальные частные коммерческие фирмы, торговые и товарные биржи в стране. В стране появился и начал реализовываться слой предпринимателей, хотя существующие законы не позволяли им расширять свою деятельность по производству товаров. Основная масса частного капитала нашла свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий шел крайне медленно. Кроме того, появились безработица, преступность и рэкет. К концу 1991 года советская экономика оказалась в катастрофическом положении. Спад производства ускорился. Национальный доход сократился на 20% по сравнению с 1990 годом. Дефицит государственного бюджета, то есть превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Рост денежной массы в стране грозил потерей государственного контроля над финансовой системой и гиперинфляцией, то есть инфляцией более 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все больше подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.
Можно сделать вывод, что в результате его реформ мир кардинально изменился и уже никогда не будет прежним. Это невозможно сделать, не имея мужества и политической воли.
Реформы и законы перестройки СССР
К политическим перестроечным реформам относятся:
- постановление, указывающее на обновление кадров, касающееся лидеров верхних эшелонов власти,
- амнистия для политзаключённых,
- закон «О печати и СМИ», в котором провозглашалась политика гласности,
- изменение в Конституции, вводящее двухзвенную систему властных законодательных органов,
- введение самого высшего поста Советского Союза – президента.
Известными экономистами Абалкиным, Заславской и Аганбегяном был разработан проект по реализации экономических реформ, требующий новых законов.
Предполагался выход из экономического кризиса в России через принятие:
- закона о хозяйственной деятельности на государственных предприятиях, предусматривающего наделение их правами, но министерства не давали самостоятельно хозяйствовать,
- законов о частной деятельности, дававших возможность появления свободных предпринимателей, но частный сектор и кооперативы были обложены большими налогами,
- постановления, отражающие резкий переход предприятий на рыночную экономику.
Группой учёных, во главе с академиком Шаталиным и заместителем Председателя Совета Министров Явлинским, был разработан проект, позволяющий перейти на рыночную экономику в течение 500 дней. Основное содержание проекта включало:
- возможность приватизировать государственные промышленные и торговые предприятия,
- запуск процессов инфляции и появление безработицы,
- бесконтрольный рост цен.
План не был одобрен Горбачёвым.
Плюсы и минусы
К перестройке люди относятся по-разному. Одни во всем винят Горбачева, другие полагают, что произошедшее было вполне ожидаемым процессом. Главный итог — полный провал. Властям не удалось реализовать ничего из намеченного, а то, что было достигнуто, сильно изменилось. Во всех сферах жизни наступило стремительное ухудшение.
Но у перестройки были и положительные моменты. К ее плюсам можно отнести:
- уничтожение тоталитаризма;
- появление многопартийной системы;
- окончание холодной войны;
- утверждение прав и свобод людей.
Перестройка завершилась распадом СССР, образованием СНГ и России. Это был нелегкий период, который привел к кардинальным изменениям, поэтому о таком процессе нельзя однозначно судить.
Основные предпосылки
Михаил Горбачев пришел к власти в период застоя. В то время росло благосостояние населения, но вместе с этим наблюдался экономический спад. На рынке был постоянный дефицит товаров. СССР оставался на плаву только благодаря продаже нефти, так как на арабские страны наложили эмбарго. Но стоило запрет снять, как цены на нефть стали падать.
До Горбачева государство поочередно возглавляли Брежнев, Андропов и Черненко, но их правительства не могли или не хотели решать накопившиеся экономические проблемы. Негативно сказывалась война в Афганистане, так как против Советского Союза были введены санкции, сократившие количество экспорта.
Последствия распада СССР
- Распад СССР привел к началу широкой программы преобразований.
- После распада СССР большинство межнациональных конфликтов перешли в фазу вооруженных столкновений: карабахский, грузино‑абхазский, грузино‑южноосетинский, осетино‑ингушский конфликты; гражданская война в Таджикистане; первая чеченская война (борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне); конфликт в Приднестровье (борьба молдавских властей с сепаратистами).
- Распад рублевой зоны.
- Распад единых Вооруженных сил.
- Безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана.
- Отмена единого советского гражданства.
- Демилитаризация границ между бывшими советскими республиками.
II этап
Именно вышеописанные задачи были базовыми для руководства СССР в период перестройки 1985-1991 гг. на втором этапе этого процесса, началом которого можно считать 1987 год.
Именно в это время была существенно смягчена цензура, что выражалось в так называемой политике гласности. Она предусматривала допустимость обсуждения в обществе тем, которые ранее либо замалчивались, либо находились под запретом. Безусловно, это было существенным шагом к демократизации системы, но в то же время имело и ряд негативных последствий. Поток открытой информации, к которому общество, находившееся десятки лет за «железным занавесом», было просто не готово, способствовал коренному пересмотру идеалов коммунизма, идеологическому и нравственному разложению, возникновению националистических и сепаратистских настроений в стране. В частности, в 1988 году начался межэтнический вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе.
Также было разрешено ведение некоторых видов индивидуальной предпринимательской деятельности, в частности, в форме кооперативов.
Во внешней политике СССР пошел на значительные уступки США в надежде на снятие санкций. Довольно частыми были встречи Горбачева с американским президентом Рейганом, в ходе которых были достигнуты договоренности о разоружении. В 1989 года из Афганистана были окончательно выведены советские войска.
Но нужно отметить, что на втором этапе перестройки так и не были достигнуты поставленные задачи построения демократического социализма.
Войны СССР – с кем воевали во времена СССР
Войны СССР. В данной статье мы расскажем вам о войнах, проходивших во времена Советского Союза. За это эпохальное столетие насчитывалось порядка семнадцати войн и вооруженных конфликтов, как на территории СССР, так и вне его.
Войны СССР до Великой Отечественной
-1920 г. Советско-польская война. А случилось это событие из-за желания воссоздать границы Польши в первые годы существования СССР. Причём перевес польских войск, атаковавших русские земли был значительным и почти в два раза превышал численность советских войск. Агрессором также выступила именно Польша.
-1929 г. Советско-китайский конфликт. Случился из-за нарушения китайцами договора о совместном использовании КВЖД. 10 июля они просто на просто захватили контроль над дорогой. Затем начали провокационные действия на границы, захватив наших людей. Как следствие особая дальневосточная армия за три месяца разгромила вражеские войска. А в декабре был подписан протокол, восстанавливающий прежний статус ЖД.
1937-1940 гг. Японо-китайская война. В этой войне, как и в большинстве СССР выступили группой поддержки. На помощь в Китай были отправлены лётчики добровольцы.
1936-1939 гг. Гражданская война в Испании. Советский Союз оказывал помощь в мятеже произошедшем на территории Марокко, против правительства Испании. Были направлены многочисленные советские войска для оказания технической поддержки. Вообще в этом конфликты участвовало 80% военных страны.
1938 г. Вооружённый конфликт у озера Хасан. Этот конфликт стал исключительно пограничным. Японские войска вторглась на территорию Советского Союза с целью завладеть землями. Длилось данное происшествие около месяца, силы противника конечно же потерпели поражение. А СССР сохранил свои границы.
Конфликт у озера Хасан
1939 г. Советско-финская война. Опять же территориальный конфликт. Правительство Финляндии отказалось от подписания договора по обмену границами, которые были необходимы для обороны Ленинграда. Боевые действия длились по 12 марта 1940 года. Именно тогда был подписан договор об их отмене.
Великая Отечественная война
22 июня 1941 г. Великая Отечественная война. Германия атаковала СССР с целью завоевания. Нужно отметить, что страна была совершенно не готова к такому натиску. Это была страшная война в которой погибли тысячи мирных жителей. Самоотверженно боролись они за свою Родину. И в итоге спустя пять лет несокрушимый Союз одержал победу над фашистами, полностью разгромив немецкие войска. Об этой войне у нас есть отдельный раздел на сайте. Ну а пока идём дальше.
Войны СССР после Второй мировой
В период с 1945 по 1980 гг. Советские войска неоднократно воевали на других территориях с целью оказания помощи. В эти конфликты входили:
Гражданская война в Китае 1946-1950 годы.
Война в Корее. 1950 г.
1965 г. Война во Вьетнаме. США вмешивается в войну во Вьетнаме и начинает агрессию против республики. Естественно, страна просит помощи у СССР. Для поддержки Союз направляет туда специализированный войска и принимает участие в боевых действиях. Как бы это не звучало, но агрессором в этой войне выступает Америка. И по сути сражение ведётся между США и СССР на территории другой страны.
1979 год. Ввод советских войск в Афганистан. Из этой войны создали целый культ. В 80е про неё слагали песни, писали стихи. Сотни матерей оплакивали своих сыновей. Совсем ещё молодых ребят.
По сути это война и закончила эпоху СССР. В 1989 году советские войска полностью покинули Афганистан.
Вывод Советских войск из Афганистана
Больше интересной информации в нашей группе в “Одноклассниках” – СССР это мы
Предпосылки и причины
Предперестроечному периоду дают определение «эпохи застоя», последствия которой привели к отказу от социалистического пути.
Предпосылками перестройки явились:
- Экономические факторы, характеризующиеся снижением роста сельского хозяйства и промышленности, падением производительности труда, развалом финансовой системы, дефицитом товаров и введением карточек, научно-техническим отставанием ресурсосберегающих технологий и производств, увеличением внешнего долга.
- Социальные факторы снижение жизненного уровня граждан и усиление диссидентского движения.
- Политические факторы, включающие в себя коррупцию, криминализацию экономики, рост национальных противоречий.
- Внешнеполитические факторы отражались в ослаблении международного статуса СССР, в изоляции страны из-за событий в Афганистане и обострении «холодной войны».
Основной причиной перестройки стало кризисное состояние экономического развития страны, к которому привели множество других факторов. Один из них геронтократия, концентрация власти в руках лидеров преклонного возраста.