Иван-Мучитель
– Как Вы думаете, можно ли осуждать
жестокость Ивана Грозного, исходя из современных
гуманистических представлений?
– Нет, это некорректный подход. Не
только Ивана Грозного, вообще никого из людей далекого
прошлого нельзя судить по сегодняшним меркам. В те
времена были совершенно иные нравственные критерии, иные
представления о жизни, иные ценности. Исторического
деятеля надо оценивать по критериям его эпохи.
Но жестокость царя Ивана была
безусловной жестокостью и по меркам XVI века. И
современники Ивана Грозного были в шоке от нее. Кстати
говоря, прозвище «Грозный» появилось уже после его
смерти. А при жизни его называли «Мучителем».
И тут я бы вот еще что отметил. Есть
либеральная точка зрения, согласно которой Иван Грозный
– это такое же типичное явление русской истории, как и
Петр Первый, и Сталин. Беззаконие, казни, кровь – это,
дескать, было у нас всегда, в отличие от просвещенной
Европы. Другая точка зрения – противоположная: кровь и
казни – это все русофобские выдумки, а на самом деле все
у нас было замечательно, была тишь да гладь… Я же
считаю, что не правы ни те, ни другие.
Жестокость, бессудность и кровопролитие
для русской истории, в целом, нехарактерны. Именно
поэтому такие фигуры, как Иван Грозный и Петр Первый,
ярко выделяются на общем фоне и запоминаются на века. А
вот для европейского Ренессанса жестокость и
кровопролитие были намного более типичными. Там, куда мы
ни посмотрим – везде правители отличались крайней
жестокостью. Что флорентийские, что английский Генрих
VIII, что испанский Филипп II, что шведский король Эрик
XIV, что, наконец, Екатерина Медичи во Франции, с подачи
которой в 1572 году в Париже произошла знаменитая
Варфоломеевская ночь.
Вот и Иван Грозный – типичный правитель
эпохи Возрождения, его модель правления – совершенно
западноевропейская. Это, кстати, один из главных выводов
моего исследования об этом государе. Его поведение
скорее было характерно для Западной Европы, чем для
православного государства. Поэтому осуждение его
жестокости не очерняет русскую историю, а напротив,
обеляет – именно потому, что правление Грозного было
совершенно нетипичным для Руси. Собственно, два самых
жестоких русских правителя – это два западника на троне
нашего государства: Иван Грозный и Петр Первый.
Они вообще во многом похожи. Даже на
уровне чисто внешних обстоятельств. Оба в раннем
возрасте потеряли отцов и были возведены на трон
малолетними. У обоих были больные и не очень
дееспособные братья, которые вместе с ними были
коронованы. Оба вели беспорядочную жизнь. Оба
расправились со своими сыновьями-первенцами,
наследниками престола. Оба скончались в одном и том же
возрасте – в 53 года. Есть и другие совпадения. А
основное их различие в том, что Петр Первый был практик,
а Иван Грозный – теоретик. Главное, что занимало его ум
– это обожествление собственной власти, а вот как
реализовать ее на деле, так, чтобы пусть даже самыми
драконовскими методами, но укрепить государство, он не
знал.
Внутренняя политика
В своем желании единолично управлять всеми и вся Иван Грозный решил больше не советоваться с членами Избранной Рады. Она была расформирована, а ее члены оказались в опале. Историки считают, что это вызвано мнением членов Рады о Ливонской войне, они, вероятно, понимали, что России не удастся одержать победу, о чем и сообщали царю, советуя ему пойти на мировую с противниками.
Однако он так не считал, поэтому решил с Избранной Радой распрощаться. В 1563 году русским войскам удалось получить контроль над одной из крупных литовских крепостей. Этой победой царь был очень горд и рад еще и потому, что она была одержана при его единоличном правлении. Хотя всего год спустя начались серьезные трудности, и Иван Грозный стал искать виновных, последовало множество опал и казней.
Смеховая культура Ивана Грозного
Иоанну был присущ своеобразный юмор, корни которого уходят в народную смеховую культуру, в скоморошество. В этом своем проявлении он был очень русский человек. Он лично участвовал в народных обрядовых игрищах, любил народные сказки и песни. При его дворе постоянно присутствовал фольклорный жанр, народный театр. Он сам был незаурядным актером, склонным к театральным эффектам, лицедейству, переодеваниям и т.п. В Пискаревском летописце есть рассказ о том, как Грозный встретил крымских послов, которые потребовали дань после набега 1571 г. и сожжения московского посада: нарядился в сермягу, бусырь да в шубу боранью, и бояря. И послом отказал(ответил – П.С.): «видишь же меня, в чем я? Так-де меня царь (крымский хан – П.С.) зделал! Все-де мое царство выпленил и казну пожег, дати мне нечево царю!.
Взгляд на Ивана Грозного современников и историков
Первый русский царь имел трудное детство. Иван вырос в обстановке переворотов, борьбы за власть боярских родов Бельских и Шуйских. Окружавшие его убийства и интриги способствовали развитию мстительности, подозрительности и жестокости. Склонность к мучению живых существ у Ивана проявлялась в детстве, и приближенные ее одобряли.
Излюбленной идеей юного князя была мысль о самодержавной власти. Когда в 1547 году Ивана венчали на царство, он тут же приступил к осуществлению планов. Его целеустремленность непосредственно выражалась в политике. Вместе с Избранной радой Иван IV провел реформы, направленные на централизацию: губную реформу, земскую реформу, военную реформу. В 1549 году был созван Земский собор, в 1551 – Стоглавый собор, который принял свод решений о жизни церкви «Стоглав». В 1550 году был принят новый Судебник. В 1555-56 годах Иван IV принял Уложение о службе и отменил кормления. Все эти действия показывают, что Иван Грозный не только умел ставить перед собой четкие цели, но и уверенно их добивался.
С 1560 года в жизни царя произошли изменения: Иван порвал с Избранной радой и наложил на ее деятелей разные опалы. Царь искал «виноватых» в поражениях Ливонской войны, начал опалы и казни. Все это говорит, что Иван Грозный не умел проигрывать.
Введение Иваном Грозным опричнины в 1565 году является прямым доказательством того, что царь проникался мыслью о личной диктатуре. характеризуется как год введения опричнины. Особенностью времени стало разделение страны на части:
- Опричнина;
- Земщина.
Определение 2
Земщина — все территории, которые не вошли в опричнину.
Казни сопровождались террором среди населения. Крупным событием был погром Новгорода зимой 1570 года, поводом к которому стало подозрение в желании новгородцев перейти к Литве.
Жизнь и политика царя можно поделить на два периода: до смерти жены Анастасии Захарьиной-Юрьевой и после.
Террора в стране при жизни царицы было немного. Внутренняя и внешняя политика шли на пользу государству. После смерти жены Иван Васильевич начал меняться в худшую сторону, что привело к бегству в Великое княжество Литовское бояр и служилых людей. С этого момента начался новый этап правления Ивана Грозного. В считанные минуты психологическое состояние царя могло измениться на противоположное. Царское безумие доходило до того, что он выпускал в толпу москвичей диких медведей.
Царь жил в страхе заговоров и покушений на жизнь. Казни шли одна за другой. Этим царь показывал, что собирается быть беспощадным к тем, кто предаст его.
Психика Ивана Васильевича разрушалась, и разум постепенно отказывался ему служить. В1581 году Грозный убил собственного наследника – царевича Ивана. Правда, Грозный потом раскаялся в содеянном. Смерть сына повергла его в отчаяние. Иван Грозный отправил большой вклад в монастырь и даже сам размышлял об уходе в монастырь.
Ни одна из последующих шести жён не имела на царя влияния, подобного первой.
Биография первого русского царя, показывает, что Иван Грозный был сложной натурой. Для достижения своих целей он использовал самые жесткие меры, вплоть до убийств
Ему не были свойственны сострадание и внимание к чувствам других людей. Он был непредсказуемый, жестокий и эгоистичный
Приступы исступлённого раскаяния чередовались с приступами крайней жестокости.
Коротко о главном
Самый известный царь, великий реформатор, которого боялись и уважали. Ивану Грозному удалось достичь очень многого за время своего правления. Он провел множество реформ, изменил карту России, но делалось это варварскими методами, иногда невероятно жестокими.
Иван Грозный принадлежит к династии Рюриковичей, он был сыном Василия III и Елены Глинской. Свое правление он осуществлял не единолично, а при участии Избранной Рады. Было проведено множество реформ, среди которых организация Земских сборов, составление Судебника, реформы законодательной и исполнительной властей. Во время правления Ивана Грозного появилась опричнина, были организованы первые торговые связи с Англией, и открыта первая типография.
Российские земли расширились, были завоеваны Астраханское и Казанское ханства, начались походы для присоединения Сибири. Наряду с этим была проведена Ливонская война, во время которой Русь боролась за выход к Балтийскому морю. Однако кроме множества положительных моментов, время правления Ивана Грозного было не столь уж и безболезненным. За постоянные казни, полное закрепощение крестьян и опалы царь всея Руси и получил свое прозвище – «Грозный».
Иван Грозный: реальные заботы и масштаб личности
Реальные дела и заботы первого русского царя — централизация управления и сакрализация верховной власти, укрепление войска, обеспечение безопасности от юго-восточных соседей – наследников Золотой Орды — путем наступательной внешней политики, попытка прорыва ливонской блокады торгово-экономических и культурных связей с Европой, национализация православной церкви (не случайно его так уважал Петр Великий). Уже одно то, что он понимал это, говорит о масштабе личности государя, как и то, что к обсуждению и решению этих проблем он стремился привлечь возможно широкие слои своих подданных. Так, новый Судебник 1550 года принимался на Земском соборе. Соборно решались важнейшие вопросы церковного устройства (Стоглав). При этом государь был активным участником дискуссий, выступал с программными речами.
Иван Грозный. Портрет XVI века
Иван Грозный: самостоятельность в решениях
В научно и особенно научно-популярной литературе нередко встречаются утверждения о том, что молодой царь был лишь послушным исполнителем решений так называемой Избранной Рады, а собственного мнения не имел. Однако, речи его и переписка убедительно свидетельствуют о его самостоятельности в принятии управленческих решений в эпоху реформ начала царствования, а не только в период опричнины. Он приблизил к себе деятелей новой формации Алексея Адашева, монаха Сильвестра и иных, невзирая на их худородное происхождение и положение, и видимо в силу своей сиротской привязчивости подпал под их обаяние и влияние.
↑ Оценка эпохи
Нетрудно догадаться, что такие длительные эпохи с такими серьёзными правителями следует оценивать крайне неоднозначно. Иван Грозный исключением не стал: его деятельность противоречива. Одна оценка заключается в критике деспотичной политики царя, другая — в его амбициозности и выполнении поставленных перед государством целей.
По мнению Николая Михайловича Карамзина, правление личности складывается из её человеческих качеств. Жестокость Ивана Грозного Кармзин объясняет отсутствием должного воспитания Грозного в детстве и отрочестве — эти периоды жизни будущего великого князя и царя сопровождала неблагоприятная обстановка при дворе. За трон боролись многочисленные стороны, в том числе боярство, которое видело в Иване соперника.
Правление Ивана IV Карамзин оценивает как событие, которое намного страшнее монголо-татарского ига и удельной системы. Если удельную систему и иго Николай Михайлович оценивает как «бедствия», то правление Ивана IV историк оценивает как «грозу самодержца-мучителя». Николай Иванович Костомаров считает борьбу Ивана Грозного с боярством следствием личной драмы и психических расстройств правителя.
Василий Осипович Ключевский оценивает значение Ивана Грозного в российской истории скорее отрицательным событием, чем положительным. Несмотря на серьёзные планы, царь больше задумал, чем осуществил. Он сильнее подействовал на настроения современников, чем на господствовавший в его время государственный порядок. Михаил Осипович Микешин, известный скульптор XIX века, оценил деятельность Ивана Грозного на своём памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, где изображению царя не нашлось места.
Иосиф Виссарионович Сталин положительно оценивал роль Ивана Грозного как самодержца, который навёл порядок в стране твёрдой рукой и расширил территорию страны. Опричнину Сталин оценил как прогрессивное войско, спасшее страну от феодальной раздробленности. Именно поэтому вторая часть фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» была раскритикована Иосифом Виссарионовичем: по его мнению, режиссёр показал опричников разрушителями, а Ивана Грозного — слабым правителем, зацикленным на своих внутренних переживаниях. По мнению Сталина, Ивана Васильевича нужно было показать жёстким и порой жестоким в принятии решений, но показать, что это обусловлено разрушительной функцией удельной системы.
В целом, деятельность Ивана IV была противоречивой. С одной стороны, территория России значительно увеличилась, а присоединённые земли в далёком будущем подтвердят правильность этого шага экономической значимостью (например, торговые пути на Волге и многочисленные полезные ископаемые в Сибири).
С другой стороны, в результате Ливонской войны территория России на Балтийском море несколько сократилась, а установление единоличной царской власти проводилось с невиданной жестокостью (пусть и меньшей, чем в европейских государствах). Не случайно Иван IV запомнился в истории как Грозный, а англичане называют его «Ivan the Terrible» (то есть, Ужасный).
Источники для составления психологического портрета
Для составления психологического портрета Ивана Грозного необходимо использовать исторические источники эпохи правления царя, а также труды отечественных историков. Очень информативной является переписка царя с князем Андреем Курбским, которая содержит мысли царя и является важным показателем его психологического состояния. Также определенную психологическую характеристику царя содержит работа английского дипломата и коммерсанта Джерома Горсея «Записки о России».
Помимо письменных источников в составлении психологического портрета Ивана Грозного может помочь его скульптурное изображение, представляющее собой реконструкцию царского облика по его черепу.
Опричнина Ивана Грозного
В 1565 г. Иван Грозный разделил Россию на 2 части – опричнину и земщину. Опричники представляли собой вооруженное войско, присягнувшее на верность царю.
Им запрещалось общаться с земскими, платившими огромные налоги в государственную казну.
Интересно, что опричники были освобождены от какой-либо ответственности, вследствие чего они часто грабили зажиточных дворян и бояр. Те, кто оказывал им какое-либо сопротивление, умерщвлялись на месте.
Царь Иван Грозный, картина Васнецова
Однако вскоре в биографии Ивана 4 произошли события, которые продемонстрировали, что он стал заложником опричнины. Дело в том, что когда в 1571 г. на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей, разбалованные опричники отказались защищать родину.
В результате, из многочисленного войска царю с трудом удалось собрать лишь один полк, который, естественно, не мог оказать достойного сопротивления врагу.
После этого Иван Грозный пересмотрел свои взгляды и отменил опричнину. Он приказал не убивать людей и даже позаботился о том, чтобы были составлены поминальные списки убитых за время опричнины. После этого священники в церквях начали отпевать души мучеников.
Итогом всего этого стало поражение в Ливонской войне, вследствие чего в государстве начался серьезный экономический кризис. Вскоре Иван Грозный осознал содеянные им ошибки во внутренней и внешней политике.
В этот период биографии он совершил еще одно преступление. Находясь в порыве ярости, он убил своего сына Ивана, который был единственным законным наследником престола.
После этого, самодержец впал в тяжелую депрессию и даже хотел постричься в монахи.
Хотя справедливости ради нужно заметить, что достоверных сведений об убийстве Иваном Грозным сына нет.
Так что вполне может быть, что это вовсе не соответствует действительности, хотя данное убийство запечатлено Ильей Репиным в знаменитой картине.
Иван Грозный: нестандартность мышления
Интересная особенность писем Ивана Грозного подмечена историком С.О.Шмидтом. Он писал, что Иван Грозный отличался редким чутьем языка, и литературный стиль его и словарь во многом зависели от адресата и характера составляемого послания. К примеру, послания в Кирилло-Белозерский монастырь и к А.М.Курбскому пестрят церковнославянскими словами. Письмо В.Грязному заполнено простонародными насмешками. В Польшу было направлено письмо с использованием полонизмов и слов, которые имели хождение в западных областях Российского государства. Как знаток приказного делопроизводства, Грозный умело подражал формам различных документов. Он даже воспроизводил элементы художественности, допускавшиеся в деловой письменности. Такая полифоничность письма говорит о нестандартном мышлении автора, об умении вести скрытый диалог с оппонентом.
Неоднозначные оценки
Как отмечает Евгений Спицын, в 1558 году Иван Васильевич решил обеспечить Русскому царству широкий выход к Балтике и начал Ливонскую войну. При этом, по словам историка, это решение сегодня оценивается неоднозначно. Многие современники считали более перспективными действия против Крымского ханства с целью получения выхода в Чёрное море.
«Ивана Васильевича в наши дни критикуют за поражение в Ливонской войне. Однако в историографии существует мнение, что эту войну следует рассматривать как комплекс разных кампаний, в большинстве из которых Москва изначально одерживала победы», — заявил Сергей Перевезенцев.
Российские войска разгромили силы Ливонской конфедерации и нанесли ряд болезненных поражений Великому княжеству Литовскому. Под контроль Москвы перешла большая часть современной Прибалтики. Однако в середине 1560-х годов внутриполитическая ситуация в России осложнилась. В 1564 году русский корпус был разбит литовцами на реке Улле, поползли слухи об участии московской знати в заговоре против царя.
В начале 1565 года Иван Васильевич разделил территорию страны на две части: земщину и опричнину. И если в земщине сохранялись старые порядки, то в опричнине вводился особый режим. На её территории отменялись традиционные права и привилегии родовой аристократии. Критиковавшие царя лица подвергались репрессиям. Опирался Иван Васильевич на особую силовую структуру — корпус опричников, который по своей структуре напоминал монашеский орден.
Кившенко Алексей Данилович (1851—1895), «Покорение Казани. Казанские старшины и воины перед Иваном IV». 1880 год, акварель Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
«Иван Васильевич стремился ровно к тому же, к чему и другие христианские монархи того времени — защитить веру и не дать победить еретикам, а таковыми объявлялись все, кто покушался на действующую власть. Такое положение вещей существовало как в России, так и в Англии, Франции, Германии, других странах. При этом методы европейских монархов, правивших в одно время с Иваном Васильевичем, были зачастую куда более жестокими», — рассказал Сергей Перевезенцев.
По его словам, строгость и жёсткость со стороны монарха воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Однако одновременно общество ожидало от христианского государя того, что при определённых обстоятельствах он мог бы проявить милость, но этого Ивану Васильевичу как раз и недоставало.
«В рамках христианского миросозерцания у царя возник конфликт с митрополитом Филиппом», — отметил Перевезенцев.
Согласно ряду источников, когда митрополит отказался благословить поход монарха на Новгород, его убил один из руководителей опричнины — Малюта Скуратов.
Ливонская война. Взятие Нарвы Иваном Грозным Wikimedia Commons
Массовые пытки и казни
Взойдя на престол, царь Иван Грозный окружил себя людьми, разделявшими его любовь к насилию. В частности, он создал войско опричников, которые мучили и казнили людей по его приказу. Царь считал пытки и другие проявления насилия этаким развлечением, которому и он, и его окружение предавались с большим удовольствием.
Чаще всего жертвами немилости царя становились бояре и их семьи. Заподозренного в измене человека выводили на площадь пред светлые очи царя и собравшейся толпы, приковывали к чану с водой, а после котёл ставили на огонь, медленно варя человека заживо. После казни боярина опричники казнили и всю семью «провинившегося». Чтобы удовлетворить свою жажду крови, царь изменил множество законов о наказаниях, заменив штрафы или ссылки за малейшие провинности на смертный приговор. Особенно частой в то время была казнь путём сажания преступника на длинный кол на центральной площади города.
На проведение казней царь зачастую собирал толпы людей, чтобы они были свидетелями «вершения справедливости» и разнесли новость о ней по городам и весям в назидание будущим преступникам. Кроме того, на казни царь часто брал своего сына Ивана и заставлял смотреть мальчика на то, как страдают люди. Многие очевидцы зверств утверждали, что царь пребывал в экстазе от увиденного. Во время погрома в Новгороде царь вместе с сыном и своим войском отбирали из толпы несколько сотен, а то и тысяч человек и пытали их, а потом убивали. Людей поджигали при помощи специальной смеси, а после, ещё живых, бросали в ледяную реку, где они и умирали.
Иван Грозный: воцерковленность
Он был, безусловно, глубоко религиозен и воцерковлен. Сохранились написанные им особым крюковым письмом стихиры св.Петру митрополиту всея Руси и на сретенье иконы «Пречистой Владимирской» с надписью: «Творение царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России». В детстве и юности он испытал сильное влияние крупных архипастырей митрополитов Иоасафа и Макария, архиепископа Казанского Гурия, св.преподобного Антония Сийского. Трагической оказалась судьба призванного самим Иоанном в разгар опричнины митрополита Филиппа (Колычева). Оклеветанный перед царем митрополит был лишен сана и заточен, однако, к гибели его Иоанн, судя по всему, не был причастен.
3.6 Последние годы правления
Последний
период царствования сопровождался рядом неудач во внешней политике. В 1581 году
крымский хан Девлет-Гирей ограбил и разрушил Москву,
увезя с собой множество пленных; в 1582 году Россия потерпела поражение в
Ливонской войне; в1583 году шведы взяли Ивангород.
Все эти неудачи произошли из-за ослабления России опричным террором.
В 1575 –1576 годах Иван IV попытался восстановить опричнину, хотя этот
термин был запрещен и не употребляем. Склонный к театральным эффектам, Иван
отрекся от престола, назначив своим преемником крещеного татарского царевича
Симеона Бекбулатовича. Иван Грозный взял себе удел и,
управляя с помощью послушного «царька» и удельной гвардии, занялся искоренением
крамолы, носителями которой подозрительный монарх теперь считал бывших
опричников. Идея «второй опричнины» быстро закончилась. Иван вновь вернулся на
свой трон, что, однако, не принесло успокоения стране .
Симпатию Ивана к политическим маскарадам можно объяснить тем, что царь
хотел привлечь к себе внимание, которого ему не хватало в детстве. В 1584 году завершается царствование Ивана IV
Престол унаследовал сын
Федор. Следует заметить, что Иван хотел передать власть в руки старшего
любимого сына Ивана, но в припадке гнева в 1581 году царь ударил его тростью.
Удар пришелся в висок и оказался смертельным. К слабому, болезненному Федору
перешло централизованное, но полностью разоренное и опустошенное государство
В 1584 году завершается царствование Ивана IV. Престол унаследовал сын
Федор. Следует заметить, что Иван хотел передать власть в руки старшего
любимого сына Ивана, но в припадке гнева в 1581 году царь ударил его тростью.
Удар пришелся в висок и оказался смертельным. К слабому, болезненному Федору
перешло централизованное, но полностью разоренное и опустошенное государство.
Образованный, неординарный и невероятно набожный
В то же время Иван усиленно занимается чтением книг и прочитывает их в невероятном темпе. Он много пишет, учится музицировать и становится великолепным наездником. Интеллектуально он был заметно более развит, чем его окружение. Личность и характеристика Ивана Грозного в тот период правления тщательно изучается многими историками. Этот человек настолько поражает своей неординарностью и ученостью, что его с легкостью можно поставить в один ряд с самыми грамотными правителями.
Да, он жесток, но в то же время очень благочестив и постоянно соблюдает сложные обряды православия. Принимает самое активное участие в разнообразных церковных мероприятиях. В шестнадцать лет, в 1547 году, Иван был коронован. Три недели спустя он женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой.
Она была выбрана на параде девиц, представленных юному государю. Царица родила ему шестерых детей, из которых выжили только двое. Во время их совместного тринадцатилетнего проживания Анастасия всегда оказывала успокаивающее действие на упрямый, нервный и неустойчивый нрав своего мужа.
Искренность
Иван смолоду был деятельной и честолюбивой натурой, искренней во всех своих проявлениях. Это видно и в его юношеском стремлении добиться искреннего примирения всех и вся после страшных московских пожаров 1547 года. Каялся в своих «по младости» прегрешениях,призывал всех к взаимному прощению прежних обид, к согласной работе по утверждению правды в суде и управлении. В Книге Степенной царского родословия написано о людском покаянии под влиянием призывов молодого царя: Вси же людие умилишася и на покаяние уклонишася от главы и доногу, яко же сам благочестивый царь, тако же и вельможи его, и до простых людей вси сокрушенным сердцем, первая греховная дела возненавидевше, и вси тьщахуся и обещевахуся Богу угодная дела сотворити, елика кому возможна. Не сдержали они своих обещаний.