Происхождение
В славянской культуре есть своя история о возникновении этих существ. Преподаватели из университета Оксфорд, изучающие мифологию, утверждают, что слово «кентавр» имеет исконно славянские корни, а не греческие. В доказательство этой гипотезы выдвигает следующее истолкование, заключающееся в обсуждении образа существа.
По мнению филолога, человек, не знающий в то время верховой езды, мог принять наездника за высшее божество. Кочевые народы скифов и тавров занимались выращиванием скота, поэтому им приписывали некие сверхспособности и дикий нрав.
Существа в славянской мифологии имели название «конные воины», в противопоставлении сатирам — «пешим воинам» в древнегреческой культуре. Гипотеза показывает разумное объяснение появления гибридов человека с лошадью в былинах и повествованиях славянских поэтов.
Существует несколько вариантов появления на свет кентавров в зарубежной мифологии.
- Согласно мифам Древней Греции, существа появились от связи Иксиона (потомка Бога войны Ареса) и Нефелы. По преданиям, Иксион был приглашен на Олимп, но пренебрег гостеприимством. Чтобы проучить нерадивого гостя, Зевс отправил к нему в покои Богиню Нефеллу в образе Геры. Эта связь обернулась рождением кентавра — уродливого чудовища, которое все отвергали.
- Другие источники сообщают о благородстве существ, приписывая им рождение от титана Кроноса и лошади Филиры. Легенда гласит, что Кронос, испугавшийся ревности жены, попросил превратить свою возлюбленную в кобылицу. Их связь привела к рождению кентавра Хирона, отличающегося умом и сдержанностью.
Существование в реальности
Специалист по мифологии А. Гурьев объясняет возможное появление людей, скрещенных с животными, в результате существующей в древние века содомии — интимных сношений человека с животным, что считалось обыкновенным делом.
Практически все народы мира предполагали, что происходят от животных, существует множество упоминаний о животном происхождении человека. А. Македонский, по верованию людей, произошел от ужа, которым обратился Бог Зевс, чтобы совратить Олимпию, дочь македонского царя.
Примеры содомии в истории:
- в Древней Греции запрещалось неженатым пастухам выпасать стада овец, во избежание рождения кентавров;
- римский поэт Ювенал описывал половые сношения между девицами и ослами;
- летописи 1562 года повествуют о том, что итальянские солдаты во время осады Лиона массово совершали бегство с поля боя из-за недостатка овец для удовлетворения похоти.
Разновидности
Существуют различные виды кентавров, о которых упоминается в летописях и легендах.
Самые распространенные виды мифических существ, являющие собой прототип кентаврам:
- онокентавры упоминаются в средневековых зоологических писаниях, где изображаются людьми с торсом и ногами осла, существо имеет ослиные уши, человеческое тело в области груди и лица укрыто шерстью — олицетворяет бесовское начало в людях;
- букентавры — полулюди с торсом быка, сильные и статные, олицетворяют животные истоки в человеческом разуме и поведении;
- керасты — внешне схожи с традиционным изображением кентавров, отличаются наличием бычьих рогов;
- леонтокентавры — человекоподобное существо с торсом и лапами льва, имеет волевой нрав и обладает нечеловеческой силой и ловкостью;
- ихтиокентавры, по некоторым источникам Тритоны, представляют собой получеловека-полурыбу: верхняя часть тела представлена в человеческом облике, нижняя — в виде хвоста дельфина.
Эриманфский кабан и битва с кентаврами (пятый подвиг)
Геракл и эриманфский кабан. Лукас Кранах Старший (1472-1553)
После охоты на медноногую лань, продолжавшейся целый год, недолго отдыхал Геракл. Эврисфей опять дал ему поручение: Геракл должен был убить эриманфского кабана. Этот кабан, обладавший чудовищной силой, жил на горе Эриманфе и опустошал окрестности города Псофиса. Он не давал и людям пощады и убивал их своими огромными клыками. Геракл отправился к горе Эриманфу. По дороге навестил он мудрого кентавра Фола. С почетом принял Фол великого сына Зевса и устроил для него пир. Во время пира кентавр открыл большой сосуд с вином, чтобы угостить получше героя. Далеко разнеслось благоухание дивного вина. Услыхали это благоухание и другие кентавры. Страшно рассердились они на Фола за то, что он открыл сосуд. Вино принадлежало не одному только Фолу, а было достоянием всех кентавров. Кентавры бросились к жилищу Фола и напали врасплох на него и Геракла, когда они вдвоем весело пировали, украсив головы венками из плюща. Геракл не испугался кентавров. Он быстро вскочил со своего ложа и стал бросать в нападавших громадные дымящиеся головни. Кентавры обратились в бегство, а Геракл ранил их своими ядовитыми стрелами. Герой преследовал их до самой Малеи. Там укрылись кентавры у друга Геракла, Хирона, мудрейшего из кентавров. Следом за ними в пещеру ворвался и Геракл. В гневе натянул он свой лук, сверкнула в воздухе стрела и вонзилась в колено одного из кентавров. Не врага поразил Геракл, а своего друга Хирона. Великая скорбь охватила героя, когда он увидал, кого ранил. Геракл спешит омыть и перевязать рану друга, но ничто не может помочь. Знал Геракл, что рана от стрелы, отравленной желчью гидры, неизлечима. Знал и Хирон, что грозит ему мучительная смерть. Чтобы не страдать от раны, он впоследствии добровольно сошел в мрачное царство Аида.
В глубокой печали Геракл покинул Хирона и вскоре достиг горы Эриманфа. Там в густом лесу он нашел грозного кабана и выгнал его криком из чащи. Долго преследовал кабана Геракл, и, наконец, загнал его в глубокий снег на вершине горы. Кабан увяз в снегу, а Геракл, бросившись на него, связал его и отнес живым в Микены. Когда Эврисфей увидал чудовищного кабана, то от страха спрятался в большой бронзовый сосуд.
Кентавр Хирон обучает Ахилла. Жан-Батист Реньо, 1782 год
← 78 стр.
Легенды и мифы Древней Греции
80 стр. →
Страницы: ← 79 →Всего 213 страниц
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2022Обратная связь
Внешние характеристики
Внешность мужчины-кентавра:
- лицо и торс человеческие;
- существо имеет густую бороду;
- уши человека или животного (осла или коня);
- нижняя часть лошадиная либо другого животного;
- некоторые могут быть с крыльями.
Кентавр женского пола редко упоминается в легендах и мифах. Такого рода существа более представлены в роли лесных и горных Нимф. Девушка-кентавр имеет добрый нрав, защитница детей. Ее внешность схожа с общим описанием кентавра, она также имеет торс и нижние конечности животного, чаще кобылицы.
Лицо необычайно красивое, волосы светлые или русые. Кентавриды тоже могут иметь крылья. Женщина-кентавр способна стать матерью, но в легендах нет упоминаний о кормлении малыша грудью или выменем.
Кентавры
06.11.2011 02:38
admin
Кентавры
кентавры (Κένταυροι), в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ, отличаются буйным нравом и невоздержанностью.
Их миксантропизм объясняется тем, что они рождены от Иксиона и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион (Pind. Pyth. II 2148). К. сражаются со своими соседями лапифами (кентавромахия), пытаясь похитить для себя жён из этого племени (Ovid.
Met. XII 210535). Особое место среди К. занимают два Хирон и Фол, воплощающие мудрость и благожелательность.
Хирон сын Кроноса и нимфы Филиры-«липы» (Apollod. I 2, 4), Фол сын Селена и нимфы Мелии-«ясеневой» (II 5, 4), т. е. их происхождение уходит в область растительного фетишизма и анимизма. После того как К. победил Геракл, они были вытеснены из Фессалии и расселились по всей Греции.
Посейдон взял К. под своё покровительство. В героических мифах одни из К. являются воспитателями героев (Ясона, Ахилла), другие враждебны миру героев (Эвритион пытается похитить невесту Пирифоя, Несс покушается на Деяниру и является причиной гибели героя).
К. смертны, бессмертен только Хирон, но и он, страдая от раны, нечаянно нанесённой ему Гераклом, жаждет умереть и отказывается от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея (Apollod. II 5, 4).Литература
:Dimézil G., Le problème des centaures, «Etude de mythologie comparée indo-européenne», P., 1929;Isard A., Le centaure dans la légende et dans lart.
Thèse, Lyon, 1939;Carnoy A., Le concept mythologique du gandharva et du centaure, «Muséon», 1936, v. 49, p. 99113.А. Т.-Г.В античном изобразительном искусстве были популярны сцены кентавромахии (южные метопы Парфенона, рельефы западного фронтона храма Зевса в Олимпии, западного фриза Гефестейона в Афинах и др.; произведения вазописи и мелкой пластики). Миф о Нессе и Деянире также нашёл отражение в искусстве (роспись сосудов, римские мозаики, фрески в Помпеях).
Особое место как в античном искусстве, так и в искусстве последующих эпох занимает образ Хирона. В средневековом искусстве изображения К. рано появляются в миниатюрах арабских и европейских космологических трактатов среди знаков Зодиака (К. традиционный символ созвездия Стрельца).
В пластическом декоре романских церквей нередко встречаются фигуры К., стреляющих из лука на скаку (рельефы бронзовых дверей собора в Аугсбурге, начало XI в., и др.). К. изображали и в качестве служителей ада наряду с бесами (фреска Нардо ди Чоне в капелле Строцци церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, середина XIV в., соответствующая эпизоду с Хироном, Фолом и Нессом у Данте, «Ад», XII, 5575).
В произведениях эпохи Возрождения К. также порой выступают носителями греха, олицетворением животных страстей, похоти (картина С. Боттичелли «Паллада и кентавр»). Но в этот период сцены кентавромахии начинают привлекать художников и экспрессией сюжета, живописностью персонажей (рельефы Бертольдо ди Джованни и Микеланджело).
Этими же мотивами объясняется обращение к мифам о К. в искусстве XVIXVII вв. Сцены кентавромахии изображали Пьеро ди Козимо, Я. Бассано, Ш. Лебрен и др., похищение Деяниры П. Веронезе, Б. Шпрангер, Г. Рени и др.
Оба сюжета нашли отражение в творчестве Рубенса. В XVIII в. К. используются в пейзажной живописи в качестве стаффажных фигур; в искусстве нового времени известно несколько случаев непосредственного обращения к сюжетам мифов («Кентавромахия» А. Бёклина, «Кентавресса» О. Родена; фигуры К. появляются в произведениях Л. Коринта и П. Пикассо).
Описание Хирона и Несса
Кентавр Хирон являлся сыном Кроноса и Филиры. При рождении существо было наделено бессмертием. Его местом обитания была гора Пелион. Хирон славился необычайным умом, был лишен тщеславности и буйства, не имел недоверия к людям. С самого детства стал учеником Аполлона и Богини войны и плодородия — Артемиды.
Согласно мифам, Хирон прославился своими подвигами и учениями. Ради Прометея он отдал свое бессмертие, за что был подвергнут мучениям. Геракл, сын Зевса, был его любимым учеником, который долгое время проживал рядом с ним. Погиб Хирон от случайно выпущенной отравленной стрелы Геракла.
Существует другая версия этого мифа. От связи Иксиона и Филиры родился кентавр Несс, который стал причиной гибели Геракла. По преданию, Геракл со своей возлюбленной Деянирой пришли к бурной реке Эвен, через которую был только один путь, на спине у Несса. Путники согласились на предложение перенести их на противоположный берег.
Геракл сумел самостоятельно перебраться через реку вплавь, а кентавр усадил женщину себе на спину и пошел в обратном направлении. Когда Геракл не увидел свою возлюбленную, заподозрил неладное и решил вернуться. Увидев, что кентавр его обманул и украл Деяниру, пустился за ними в погоню. В ходе преследования он поразил Несса стрелой.
Умирая, Геракл попросил Деяниру собрать кровь кентавра. Он обещал, что жидкость поможет Деянире сохранить любовь. Девушка пропитала кровью хитон и вручила своему возлюбленному, что привело к его смерти.