Орнаменты и символы, их значение и история

Черный крест с кулаком

В Российской империи существовало множество разных антимонархических организаций. Многие из них носили подпольный характер. Исключением не стала организация «Анархический черный крест». Их символом стал черный крест с верхом в виде сжатого кулака. Знак означал связь с анархизмом, то есть отказ признавать власть. Кулак – образ единства. «Каждый палец в отдельности слаб, а сжатые вместе – сила».

Анархический черный крест произошел как модификация символики Красного креста, которым пользуется крупнейшая международная гуманитарная организация. Называлась организация поначалу «Анархический красный крест». Она занималась поддержкой политзаключенных. После революции название изменили, чтобы избежать путаницы. Некоторые ошибочно считали организацию частью Международного комитета Красного креста, который также занимался освобождением заключенных.

Понятие = Образ + Код (Слово)

Источник

С одним образом могут быть связаны разные слова, но также бывает так, что одно слово может быть связано с множеством образов. Так слово «лук» может быть связано в психике, как c образом растения, так и c образом оружия, в зависимости от окружающего это слово контекста.

Источник

Соответственно, для взаимопонимания представителей разных культур в общении необходимо договориться о понятиях: выработать соответствие слов своего языка с образами мировоззрения иной культуры, т.е. сопоставить миропонимания представителей разных культур.

Со слоном всё более менее понятно, договориться можно о понятии «СЛОН», а как на счёт таких понятий как «справедливость», «совесть», «счастье», «любовь» и пр. — какие образы за ним стоят у разных людей даже в одной языковой культуре?

В культуре есть ещё одно, одновременно и более сложное и более простое явление, чем понятие. Это символ или по-русски — знак.

С одной стороны все алфавиты всех языков мира состоят из символов, таким образом символы — элемент слов, понятий — часть письменной культуры человечества, а с другой стороны с некоторыми символами (знаками) связаны целые комплексы понятий, образов, например, со словом и образом «свастика» связан целый комплекс понятий, образов, которые сразу начинают всплывать в психике людей из их собственного и коллективного бессознательного, причём до того, как его присвоили себе нацисты, он ассоциировался с совсем другим комплексом понятий и образов. Хороший пример из сегодняшней культуры:

Восклицание «Мефистофель!» на букву M, обозначающую бренд “McDonald’s” в фильме «Мрачные тени»:

https://youtube.com/watch?v=hcxY5oF2duI

Символы могут быть образными (картинкой или музыкальным образом — мелодией), а могут быть и сами — словами, которые связаны в каждую историческую эпоху с определённым набором других образов и понятий.

Эти качества символов использовали в первую очередь для коммуникации. Сегодня, например, изобрели «туристическую футболку», на которую нанесли символы, позволяющие общаться с людьми на отдыхе, даже не зная языка страны.

Источник

Символы за счёт своей многозначности использовались и для скрытой передачи тех или иных сообщений. На этом выросли сначала тайные ордена, а из них — секретные службы. Именно поэтому особенно тяжело расшифровывать иероглифы умерших языков, так как дeшифровщики-культурологи должны войти в cиcтeму понятий людей той эпохи и понять их образ мысли (нужно знать «пароли»).

Типы знаковых средств

В самом общем виде всю эту совокупность используемых знаковых средств можно разделить на:

Знаки- обозначения

Сюда относятся, например, единицы естественного и искусственного языка, которые обозначают как сам предмет, так и его свойство, действие или иных характеристики. В эту группу также входят:

  • Знаки-признаки (например, симптомы, приметы)
  • Знаки-копии (репродукции, аналоги, как несуществующие в реальности — )
  • Знаковое поведение (эпатаж, имитация и тд.)

Знаки-модели

К ним относят также заместителей реально существующих предметов и действий. Например, в магических практиках используют модель предмета, наделенную особой силой. Эта «вторичная предметность» содержит в себе информацию о способе действия с ней и о своих «новых свойствах и «новом» смысле.

Славянский орнамент

До XII века на Руси использовалась, в основном, византийские узоры. Но с развитием торговых отношений в страну стали попадать более необычные цветочно-фантастические рисунки.

Переплетаясь в оригинальном сочетании с уже имеющимися узорами, они помогли создать совершенно уникальный стиль, который до сих пор вызывает восхищение своей самобытностью.

Также для славянских узоров характерны:

  • Переплетенные ленты, которые могут ломаться под совершенно необычными углами, перекручиваться между собой, перекрывать или обвивать фигурки животных и лепестки цветов;
  • Завитки, образованные из стеблей вьющихся растений (плюща, хмеля, винограда) и составляющие симпатичное обрамление деревьев, цветов, шишек.

Для создания орнаментов используются яркие цвета:

  • Красные;
  • Голубые;
  • Зеленые;
  • Желтые.

Иногда используются серебристые и золотые цвета.

Круглый стол короля Артура

По легенде, король Артур вместе со своими рыцарями собирался за круглым столом для обсуждения важных вопросов войны и управления королевством. Особенность стола круглой формы заключается в том, что невозможно сесть во главе, т.е. все сидящие формально находятся в одинаковом иерархическом положении. В конце XIII в. английские короли попытались возродить эту легендарную традицию. В Винчестерском замке был сооружен огромный круглый стол, за которым собирался цвет рыцарства. Однако это была только имитация, апеллирующая к героическим мифам, но не имевшая реального политического значения. В современном мире термин «круглый стол» означает проведение дискуссии или переговоров между равными сторонами в равных условиях.

Рыцари Круглого стола. Средневековая английская миниатюра

Круглый стол в Винчестере

Древний знак «АллатРа». Информация, ставшая предметом исследования

Основано на информации из передач с участием Игоря Михайловича Данилова и книг Анастасии Новых

Ольга Проценко, ведущая (Гент, Бельгия): Хочу представить знак, который объединил нас в такой масштабной международной конференции, — это знак «АллатРа».

Этот знак является духовным символом Ойратов, он украшает древнейшие мегалиты Гёбекли-Тепе, его находят на Гавайских островах, на священном холме Пуу Лоа, под водой, им усыпаны иконы, статуи божеств и бытовые предметы, не счесть количества стел со знаком «АллатРа» и самых древних петроглифов.

Древний знак «АллатРа» на артефактах мировых культур

АллатРа – духовный символ Ойратов

Украшает древнейшие мегалиты Гёбекли-Тепе

Его находят на Гавайских островах

Под водой

Предметы быта

Петроглифы

Мы нашли знак «АллатРа» на камнях Ики, которые являются каменной библиотекой очень древней и очень развитой цивилизации, в качестве священной реликвии острова Бали, и даже в алфавите многих народов.

Камни Икки

Священный камень о-ва Бали

Алфавит

  • Что же значит этот знак, который был таким важным для наших предков?
  • Как о его значении могли забыть мы?
  • Почему, даже забыв об его исконном значении, мы продолжаем тянуться к нему интуитивно и изображать в современном искусстве?
  • Что знак «АллатРа» значит для каждого из нас?

Культура и роль символов в ней

Развитием общества движет культура, как некая совокупность социальных установок, и в первую очередь, — Идей, господствующих в умах людей — носителей данной культуры. Именно она задаёт тон развитию всех научных институтов, которые в свою очередь формируют образовательные стандарты для различных отраслей и уровней образования (начального, среднего, высшего), они же и порождают определённую науку, призванную дать обществу ответы для решения проблем и кризисов, а также предоставить ему необходимое информационное обеспечение для полноценной жизни и развития. На основе этих образовательных стандартов и предоставленного информационного обеспечения производится подготовка и переподготовка всей кадровой базы во всех отраслях жизнедеятельности.

Именно здесь в образовательной системе закладывается мировоззрение нового поколения, которое как губка впитывает всю информацию из окружающей среды. Новое поколение кадрового состава, обрабатывая опыт предыдущих поколений, входит в жизнь. Исходя из предоставленных возможностей раскрытия творческого потенциала и сложившегося мировоззрения, оно создаёт новые Идеи — фундамент культуры будущего. Так замыкается спираль общественного развития:

идеи и нравы → культура → наука → образование → кадры → новые идеи → … и так далее

Источник

Неспособность преодолеть собственные ошибки и проблемы приводит к некому закрепощению, застою нравственных стандартов (и всех прочих компонент спирали развития) в обществе, и тогда движение идёт по замкнутому кругу — по кольцу «инферно», как назвал это явление некогда в своём романе «Час Быка» известный советский учёный и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов. Подробнее об этом читайте в статье «Развитие как фактор эволюции науки и общества».

Тезис «Всё обусловлено культурой», «какова культура — таков и человек», соответственно, «каков человек — такова и культура», являются, безусловно, неким принципом в понимании смысла бытия человека и общества.

Культура формирует мировоззрение людей, когда те растут. И, вырастая, люди меняют культуру, вырабатывая новые идеи и понятия, помогающие лучше понимать мир, в котором мы живём.

Любоe понятиe, которым опeрируeт чeловeк в собственном размышлении и общении с другими, cоcтоит из cлова — кода и cвязываeмого этим чeловeком c ним образа явлeния — cвоeй cубъeктивной кальки c образа рeального явлeния.

Знак «АллатРа» в исламе

Мы видим, что знак «АллатРа» встречается как в исторических, так и в современных реликвиях ислама.

Но ещё большее распространение в исламе получили символы и знаки, которые составляют знак «АллатРа» — это полумесяц, круг, а также вариации знака «АллатРа».

На сегодняшний день полумесяц — это самый популярный символ в исламе, и тут важно отметить, что изначально правильное его изображение именно рожками вверх. На представленных ниже фотографиях (это старинные гравюры, свитки и фотографии главнейших мусульманских святынь) вы видите именно такое расположение полумесяца — рожками вверх

Существуют разные версии появления и значения знака «Полумесяц рожками вверх» — знака «Аллата». Из книги «АллатРа» мы узнаём о его исконном значении: как человека, духовно освободившегося ещё при жизни.

Другая составная часть знака «АллатРа» — круг — также широко распространён в исламе. Круг, как мы знаем, — это символ Души и Духовного мира.

Круг на Куполе Скалы


Обход Каабы по кругу во время хаджа


Символ круга


круг в ритуалах ислама

И на представленных фотографиях видно, что везде используется круг: на Куполе Скалы — важнейшей мусульманской святыне, и в ритуалах, и в архитектуре. Совершая хадж, мусульмане также обходят Каабу по кругу.

То есть круг широко используется в исламе, и важно понимать, что именно в значении Духовного мира и символа Души. Также в исламе широко распространён ещё один вариант знака «АллатРа» — это полумесяц с расположенной над ним звездой

Из книги «АллатРа» мы знаем, что звезда над полумесяцем — это усиление сильного или Аллат в Аллате

Также в исламе широко распространён ещё один вариант знака «АллатРа» — это полумесяц с расположенной над ним звездой. Из книги «АллатРа» мы знаем, что звезда над полумесяцем — это усиление сильного или Аллат в Аллате.


Полумесяц со звездой в исламе


Символ полумесяц со звездой в исламе

Звезда могла быть пяти-, семи- и восьмиконечной, могла изображаться как фигурой с остроконечными выступами, так и просто лучами, отходящими от центра. Такие знаки вы можете увидеть на мечетях по всему миру.

И стоит сказать, что мы сейчас затронули только видимую часть этой темы. На самом деле, исследование роли знаков и символов в исламе, равно как и в других учениях, — это очень большая исследовательская сфера. К сожалению, невозможно за время такого короткого выступления всё это раскрыть и передать.

Это тема даже отдельной передачи, круглого стола.

Завершить своё выступление хочу цитатой, она отсылает нас к переводу смыслов аята 23 суры 75 «Аль-Кийама».

Мне остаётся лишь добавить, что для мусульманина увидеть лик Аллаха в раю является наивысшей наградой.

Шамбала

Тибетские буддисты верят в существование Шамбалы — мистической страны, спрятанной где-то в Гималаях. Древние трактаты говорят о том, что в последние времена она станет последней обителью для праведных. Шамбала не может быть видима всем и каждому, путь туда открыт только для посвященных, достигших определенной степени просветления. Иногда это понятие трактуется не как конкретная страна, а особое состояние человеческой души. Тибетские монахи изображают Шамбалу в виде круга или колеса, в центре которого находится царь Калка-раджа, которому в будущем придется вести войну против варваров, защищая высшие ценности буддизма.


Шамбала. Средневековая тибетская танка

Диаграмма Инь-ян

Развернутая даосская монада


Современная даосская монада, изображающая концепцию инь-ян

Астрономическая сфера

Геометрическая форма сферы для моделирования устройства Вселенной была впервые использована греческим ученым Эратосфеном в III в. до н.э. В центре сферической каркасной конструкции помещали шар, который сперва символизировал Землю, а затем, с отказом от геоцентрической системы, Солнце. Таким образом, астрономическая сфера стала символом мироустройства. В эпоху Ренессанса эта конструкция превратилась в символ высшей мудрости. Ее часто любили изображать на портретах ученых. В начале XVI в. португальский король Мануэль I ввел астрономическую сферу в герб и флаг государства. С этого времени данная фигура вместе с семью башнями является официальным символом Португалии.


Космографическая сфера. Гравюра XVII в.


Модель Вселенной Кеплера

Символ раковины наутилуса

Символ раковины наутилуса. Кредит: Dreamstime.com

Наутилус — водное существо с красивым панцирем. Это один из лучших естественных примеров логарифмической спирали. Оболочка Наутилуса — единственная оболочка, которая выжила после эпохи динозавров, благодаря своей прочности и способности выдерживать высокое давление. Итак, это живое ископаемое стало символом силы.

Помимо силы, Nautilus олицетворяет красоту и совершенство. В отличие от других существ, конструкция или форма панциря не изменились. Каждая камера в оболочке следует последовательности Фибоначчи, а форма оболочки приближается к спирали Фи (считается важным аспектом сакральной геометрии).

Круг и сфера

В глубокой древности круг считался символом годовых сезонных циклов, которые обозначались при помощи звуков, во время произношения которых рот принимал кольцеобразную форму. Геометрическая символика круга имеет тройное значение: это и круговорот жизни, и временной цикл, и божественное начало. В центре круга находится точка, из которой берет начало движение, а сама эта фигура является своеобразным «развитием» этого центра. Таким образом, точка толковалась как начало жизни, тогда как сам круг служил олицетворением цикличного повторения времен года, жизни и смерти, времени суток.

Зодиакальный круг изображает хоровод планет вокруг Солнца, который находит отражение в архитектуре кругоподобных храмов, круговом танце дервишей, движении мусульманских паломников вокруг Каабы в Мекке, а также православного священника с кадилом в руках вокруг алтаря. Все эти обряды символизируют собой участие в великом ритме Вселенной.

Символ Уроборос — круг, представленный в образе змеи, кусающей свой хвост, — олицетворяет вечность и жизнь. В астрологии круг ассоциируют с солярным символом, порождающей силой Солнца, перед которой преклонялись еще древние египтяне, что нашло свое отражение в изображении кнефа — крылатого диска. Древние люди также использовали идею круга в ритуалах поклонения солярному богу. Неотъемлемой частью таких ритуалов стали замкнутые кольцеобразные шествия-хороводы. Считалось, что так можно оказать содействие божеству в трудные периоды его годового цикла: во время солнцестояния, равноденствия, затмения.

Круг использовался как мощное средство защиты от злых духов, которые не могли вступить в пространство, ограниченное этой геометрической фигурой, прочерченной на земле или полу железным стержнем, а позднее просто мелом. Как пример, можно вспомнить произведение Гоголя «Вий», в котором описывается, как нечистая сила не могла заметить и, следовательно, навредить Хоме, очертившему вокруг себя круг. В Китае вокруг костра, на котором сжигают заключенных в сосуд злых духов, мелом рисуют окружность, олицетворяющую крепость, лишенную выхода, из которой невозможно сбежать.

Схожую функцию выполняет земляной вал, который китайцы возводят вокруг могил, чтобы отпугнуть злых духов, крадущих приношения, предназначенные для усопших. Китайцы также используют амулеты в виде золотого обруча, который снабжают широкой защелкой, носящей название застежки долгой жизни. Эта застежка служит олицетворением того, что дух долголетия и счастья находится в безопасности (буквально «закрыт на замочек») и впредь сможет посылать благодеяния владельцу оберега. Обычно такие своеобразные замки родители дарят новорожденному на 19-й день второго лунного месяца, на который выпадает день рождения Будды.

К символике магического круга достаточно близки цепочки защиты, которые маги вычерчивают вокруг людей и растений. Считается, что таким образом последние смогут приобрести сверхъестественные свойства, а человек сможет оградить себя от дурных влияний. В Японии аналогичную функцию выполняет священная веревка из рисовой соломы, называемая шименава. Согласно мифологическим представлениям японцев, она препятствует окончательному исчезновению солнца. Также, в целях защиты от вредоносных духов, ее набрасывают на деревья, священные холмы, участки, на которых планируется вести строительство, различные сооружения и т.д.

Под Новый год шименава укрепляют над входом в частные дома или храмы. Говоря о символизме круга, следует также упомянуть и волшебные кольца, которые носили кудесники, чтобы защитить свои пальцы от опасных влияний (именно от них и произошли различного рода кольца, браслеты и т.д.), а также для обеспечения связи между душой и телом. После смерти человека они снимались, чтобы дух мог вознестись на небо, а не остался прикованным к телу усопшего. Тибетские ламы также имеют магический инструмент кольцеобразной формы. Это киилор — круг, предназначенный для медитации. Буддисты верят, что он очерчивает духовные флюиды и мандалу — цветную диаграмму, которую рисуют на ткани, бумаге, металле или земле.

Источник

Распределение по аттам

Первые восемь рун принадлежат к атту Фрейра. Эти знаки отвечают за начало некого дела, отправную точку пути:

  1. Феху – руны процветания, ее значение заключено в успехе любого рода.
  2. Уруз – символ противостояния проблемам.
  3. Туризас – препятствует внешней негативной энергии.
  4. Анзус – руна второго дыхания, высвобождает внутренние резервы.
  5. Райдо – показывает пути самопознания и путешествий.
  6. Кеназ – открывает путь из безысходности.
  7. Гебо – руна сочетания и разъединения.
  8. Вуньо – символизирует удовольствие, радость.

Второй атт находится под покровительством Хеймдаля. Данные символы означают трансформацию, действие:

  1. Хагалаз – помогает избавиться от старого хлама.
  2. Наутиз – в старшем Футарке является знаком терпеливости и ума.
  3. Иса – помогает сделать передышку, перерыв перед еще одним началом.
  4. Йера – знак финансового успеха.
  5. Эйваз – очищает от злой энергии.
  6. Перт – символ тайного знания.
  7. Альгиз – защищает от магического влияния.
  8. Соулу – знак настойчивости и стремления.

Покровителем третьего атта выступает Бог Тюр. Последние восемь рун означают завершение, результат:

  1. Тейваз – победоносный знак, мужское начало.
  2. Беркана – символ материнства, плодородие, женское начало.
  3. Эваз – защищающий от злого и агрессивного.
  4. Манназ – руна магического круга символизирует материальный успех.
  5. Лагуз – знак шестого чувства.
  6. Ингуз – помогает понять скрытый смысл.
  7. Отала – защитник домашнего очага и семейных ценностей.
  8. Дагаз – знак перерождения, конец старого и начало нового.

Символика славянских орнаментов

В творениях наших предков предпочтение отдавалось рисункам, напоминающим о растительном мире.

Их и сейчас используют домашние мастерицы и сотрудники дизайнерских бюро:

  • Алые розы напоминают капельки крови и означают жизнь;
  • Мак является оберегом от сглаза и часто используется как знак памяти погибших воинов;
  • Виноград является хранителем семьи и символизирует крепость брака, мир и благополучие;
  • Белые лилии стали синонимом девичьей чистоты, очарования и нежности (иногда эти рисунки добавляют парой белоснежных лебедей, олицетворяющих бесконечную любовь и верность);
  • Дубовые листья и желуди расскажут о силе и могуществе главы семьи, его несгибаемости и жизненной энергии;
  • Калина означает силу рода, его здоровье и крепость;
  • Хмель – символ молодости и возрождения.

Жезл Асклепия Символ

Современная версия жезла Асклепия (слева) и древняя версия (слева). Кредит: DailyRounds

Жезл Асклепия (или Посох Асклепия) — международный символ медицины. Этот древнегреческий символ состоит из змеи, обвивающейся вокруг посоха или ветки дерева. Этот символ связан с Асклепием, полубогом, который был известен своими превосходными лечебными и целительными способностями. Согласно легенде, его медицинские познания были получены благодаря шепоту змей. Змеи могут сбросить кожу и стать более здоровыми и крупными, чем раньше. Итак, Жезл Асклепия является подходящим представлением способности врача исцелять: посох обозначает власть, а змея символизирует возрождение, омоложение и плодородие. Дополнительным моментом является то, что, хотя яд змеи смертельный и ядовитый, он обладает определенными медицинскими свойствами. Таким образом, змея также символизирует природу работы врача — она ​​имеет дело с жизнью и смертью, здоровьем и болезнями. Змея также означает двойную силу лекарства. В зависимости от дозировки и ситуации лекарство может лечить или убивать.

Жезл Асклепия тоже не лишен толкований. Некоторые ученые утверждают, что посох и змея символизируют паразитическую работу, намотанную на палку. В древности одной из самых распространенных инфекций были паразитические черви. Врачи лечили бы эту инфекцию, прокалывая кожу и извлекая червя изнутри. Это делается путем наматывания их на палку или стержень. Считается, что медики рекламировали свои услуги, раскрашивая табличку с червяком, обвивающим палку.

В греко-римском мире храмы Асклепия несли Жезл Асклепия, поскольку в то время они были центрами исцеления. Позже этот символ был внедрен врачами в мир медицины.

Рука Фатимы

Символ руки Фатимы. Предоставлено: Таро Пророк.

Рука Фатимы также известна как Хамса, Рука Хамеша и Чамса. Это исламский символ в честь Фатимы Захры, дочери пророка Мухаммеда, а затем жены Хазрата Али. Символ представляет собой раскрытую ладонь с глазом посередине ладони. На протяжении веков он использовался как амулет отгоняет злых духов и приносит здоровье, счастье и защиту. Его вешают в дверные и оконные проемы, а также носят как подвеску.

Поскольку Фатима считается чистой и безгрешной, этот символ обозначает веру, верность, мир, истину и добро. За пятью пальцами Руки Фатимы есть два значения. Говорят, что он представляет семью Фатимы — Пророка, Фатиму, Хазрата Али и их двоих детей, Хасана и Хусейна. Другое значение состоит в том, что он представляет пять столпов ислама: веру, молитву, паломничество, пост и благотворительность.

Помимо ислама, Рука Фатимы также важна для других религий и культур. Евреи называют его Десницей Мариам, сестры Моисея и Аарона. Для буддистов и индуистов пять пальцев представляют чакры или пять чувств.

Выводы:

  • Знак «АллатРа» — круг с полумесяцем рожками вверх, встречается на десятках тысяч артефактов, принадлежащих различным эпохам, культурам и верованиям.
  • В зороастризме круг в знаке «АллатРа» обозначает Душу, полумесяц — стремление вперёд к Духовному миру.
  • Знак «АллатРа» активно использовался в Аравии и на Ближнем Востоке в доисламские времена.
  • Духовный мир всегда передавал людям одни и те же Знания о знаках и символах, но со временем люди искажали и утрачивали их.
  • Чтобы сохранить суть Знаний, в исламе запрещено воссоздание живых образов в картинах. Для этого здесь используются абстрактные узоры, в основе которых лежат, по сути, знаки и символы: полумесяц, круг, звезда и т. д.
  • Знак «АллатРа» очень распространён в исламе и встречается как в его исторических, так и в современных реликвиях.
  • Также в исламе широко распространён ещё один вариант знака «АллатРа» — это полумесяц с расположенной над ним звездой. Из книги «АллатРа» мы знаем, что звезда над полумесяцем — это усиление сильного или Аллат в Аллате.
  • Слова «Аллат» и «АллатРа» отражают основную концепцию взаимодействия энергий, с помощью которых происходят процессы Творения.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: